Информационно-аналитический отчет о создании и использовании развивающей предметно-пространственной среды
статья на тему

Копылова Наталья Сергеевна

Информационно-аналитический отчет

о создании и использовании развивающей предметно-пространственной среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-аналитический отчет 

о создании и использовании развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации по ФГОС должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

Необходимо понимать, что это «среда обитания» ребенка, помогающая в реализации всех направлений развития, в которой он находится значимое количество времени ежедневно. Исходя из этого, в групповом помещении второй младшей группы  воспитателем Копыловой Н.С. организовано разделение на зоны, уголки:

- уголок наблюдения за природой, где дети могут поливать и рыхлить комнатные цветы, видеть, как на ветках ивы, поставленных в вазу, распускаются первые листочки, как тает снег, и во что он превращается;

- уголок чтения книг, где каждый может выбрать себе книжку по интересу;

- уголок настольно-печатных игр соседствует с уголком художественно-изобразительным, где находится все необходимое для самостоятельного рисования;

- психологический уголок способствует уединению и релаксации;

- игровой уголок «Кухня» с несколькими наборами посуды;

- уголок активных игр с разными игрушками;

- строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

На участке за лето нами были построены машины из бросового материала, в которых играют дети. После новогодних праздников мы украсили на участке елочку самодельными ледяными «бусами» и из снега вылепили сказочных героев.

Цветовая палитра группового помещения представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в групповом помещении была учтена ведущая роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Созданная предметно-пространственная среда используется воспитателем для успешной самореализации воспитанников.

При создании предметно-пространственной среды мы старались учитывать закономерности психического развития дошкольников, коммуникативные и психофизиологические особенности, показатели здоровья, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. Также в создании предметно-развивающей среды важным является учет полоролевой значимости, обеспечение как общими, так и специфичными материалами для мальчиков и девочек. Мы наполняли ее на основе гендерного подхода, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. У нас в группе преобладающее количество мальчиков, поэтому нам необходимо иметь больше машин, предметов для двигательной активности, конструкторов. Создаваемые развивающие зоны должны строиться на основе интеграции содержания и видов деятельности, предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Воспитатель Копылова Н.С. эффективно использует основные элементы предметно-пространственной среды для включения воспитанников в различные виды деятельности. Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда способствует оптимизации образовательного процесса, повышению общего уровня развития, позволяет каждому ребенку поверить в свои способности, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать их чувства, эмоции и поступки, а именно это все лежит в основе развивающего обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Создание в МДОУ развивающей предметно-пространственной среды/

Исходя из уровня комфортности, безопасности и эффективности организации ПРС можно сделать вывод, что развивающая среда в МДОУ соответствует реализуемой в ДОУ программе, учитывает возрастные особенност...

Консультация "Технологии создания музыкальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды в логопедических группах детского сада"

Консультация "Технологии создания музыкальной  коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды  в логопедических группах детского сада"...

Авторский проект Создание и совершенствование, развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира&hell...