Составление рассказов по серии картинок
методическая разработка на тему
Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определённой последовательности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavleniyu_rasskazov_po_serii_kartinok_triz.docx | 350.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определённой последовательности.
Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематическое изображение.
А сейчас я познакомлю вас с каждым этапом картинкам.
Этап 1.
Он называется «Паровозик из картинок».
Цель:
- научить ребёнка раскладывать картинки слева на право в одну линию без учёта последовательности сюжета;
- по схеме узнавать игровые действия.
Игровое действие.
Даём ребёнку набор перепутанных картинок (если дети 3-х лет, то достаточно 3-х картинок. Чем старше дети, тем большее количество картинок можно предложить. И, конечно же, надо учитывать и индивидуальные особенности ребёнка. Кому-то хватит 3-х картинок, а кому-то можно дать больше, просим разложить их в правильной последовательности в одну линию слева направо. «Паровозик из картинок».
Этап 2.
«Назови место, где происходят события»
Цель:
- научить ребёнка определять место действия объектов на каждой картинке и дать обобщение;
- по схеме этапа узнавать игровые действия.
Игровое действие.
- В каком месте происходит это событие?
- Дети: на улице, на горке, во дворе.
- Покажи схему, обозначающую место, где происходит событие.
Этап 3.
«Определи время событий»
Цель:
- научить детей определять время событий с уточнением года и части суток;
- по схеме этапа узнавать игровое действие.
Игровое действие.
- Кто быстрее скажет: в какое время года это происходит?
- Дети: зимой, когда холодно.
- В какое время суток?
- Дети: днём.
- Найди схему, обозначающую «Время событий».
Этап 4.
«Найди общих героев на всех картинках»
Цель:
- научить детей находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии;
- учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы);
- по схеме этапа узнавать игровые действия.
Игровое действие.
- Посмотри на каждый «вагончик» «паровозика» и найди главного героя.
- Ребёнок: главный герой - мальчик, потому что он изображён на всех картинках.
- Давай придумаем ему имя.
- Ребёнок: его зовут Коля.
- Скажи, во что он одет и какого он возраста?
- Ребёнок: он одет в курточку, шапку, сапоги, штаны, шарфик. Он ходит в садик.
- Что ещё нарисовано на всех картинках?
- Ребёнок: у Коли - санки. Ещё нарисовано дерево.
- Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.
Этап 5.
«Назови действия героев и догадайся, зачем он это делает?»
Цель:
- научить детей называть действия героев умозаключения, с какой целью это делается;
- учить делать обобщения (у всех героев есть какая-то цель и для её достижения они совершают определённые действие);
- по схеме этапа узнавать игровые действия.
Игровые действия.
Выберите любую картинку, например: «Мальчик стоит с санками у горки и смотрит в сторону горки».
- Что делает мальчик?
- Дети: смотрит на горку.
- Для чего он это делает?
- Дети: он хочет покататься с горки и думает, как лучше на неё забраться.
- Найди схему, обозначающую нашу игру.
Этап 6.
«Что за чем?»
Цель:
- учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;
- по схеме этапа узнавать игровые действия.
Игровые действия.
Предлагаю ребёнку взять любую картинку и переложить её ближе к себе. Затем ещё раз назвать действия объекта Дальше играем «Что было раньше - что будет потом?». Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд.
- Возьми любую картинку, какая тебе больше нравится.
- Ребёнок: я хочу взять эту картинку, где Коля едет с горки.
- А что раньше делал Коля?
- Ребёнок: он взял санки, пришёл к горке.
- Найди эту картинку. Куда ты её поставишь, до или после выбранной тобой картинки?
- Ребёнок: сначала Коля оделся, взял санки и пошёл на улицу.
Какая картинка будет последней?
- Ребёнок: Коля съехал с горки и въехал в дерево, снег упал на Колю.
- Теперь разложи картинки так, чтобы было понятно о чем наш рассказ.
- Найди схему «Что за чем?».
Этап 7.
«Составь рассказ»
Цель:
- учить детей составлять связный рассказ последовательно выложенной серии картинок;
- по схеме этапа узнавать игровые действия.
Игровые действия.
Ребёнок составляет рассказ, используя приведённую базовую модель.
Таким образом, с помощью картинок, используя приёмы ТРИЗ, формируем у детей понимание причинно-следственных связей и их результат и развиваем связную речь.
Хочу пожелать Вам творческого подхода к работе и возможности использования различных способов речевой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Составление рассказов по серии картинок"
Материалы по развитию речи для родителей....
составление рассказа по серии картинок "Умный ежик".
конспект логопедического занятия в подготовительной группе детскоо сада для детей с общим недоразвитием речи...
Непрерывная образовательная деятельность «Любимая кукла» Составление рассказа по серии картинок
Цель:Учить передавать сюжет, заложенный в серии картинок, определять основную идею рассказа.Формировать представление о композиции рассказа: зачин, средняя часть, концовка Интеграция образователь...
Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление рассказа по серии картинок" для детей 4го года жизни
Конспект по обучению детей составлению рассказа по серии картинок. На занятии решаются задачи развития связной речи, активизации словаря детей, развития воображения, фантазии, логического мышления....
Конспект занятия по развитию связной речи подготовительная группа " Составление рассказа по серии картинок «Находчивый мышонок».
Конспект занятия по развитию связной речи подготовительная группа...
Составление рассказа по серии картинок «Кормушка» (подготовительная группа)
План конспект образовательной деятельности по развитию речи детей подготовительной группы. Составление рассказа по серии картинок «Кормушка». Цель: продолжать учить детей составлять рассказы...
Составление рассказа по серии картинок "Тигр и зайчики" по сюжету Н.Радлова
Конспект занятия по формированию связной речи у детей с ОНР. Составление рассказа по серии картинок "Тигр и зайчики" по сюжету Н.Радлова....