Проект «Семья и творчество»
методическая разработка на тему

Саркисян Мельсида Сергейевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-semya_i_tvorchestvo.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа   проекта

 

   «Семья и творчество»

ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: САРКИСЯН МЕЛЬСИДА СЕРГЕЙЕВНА

МАДОУ  Д/С № 74

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Продолжительность:  долгосрочный.

Актуальность: В настоящее время педагогу и родителям необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию интеллектуальных способностей дошкольника. Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.

 

Цели проекта:

-обогатить отношения родителей и детей опытом совместной, творческо-познавательной деятельности.

-расширить представление о семье через организацию  разных видов деятельности.

-повысить активность участия родителей в жизни группы.

Ожидаемый результат проекта:

-Повысить активность участие родителей в мероприятиях детского сада.

-Сформировать доверительные , партнёрские отношение между воспитателями, воспитанниками и их родителями.

-Раскрыть творческие таланты детей и их родителей.

Введение

   Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

    Каждому человеку хочется реализоваться в жизни, раскрыть свои возможности, почувствовать себя полноправным участником событий, а не пассивным наблюдателем. Известно, что творить нравиться всем, и к этому надо отнестись с особым вниманием.

   Жизнь в России за последнее десятилетие значительно изменилась. Мы чаще, чем прежде, сталкиваемся с жестокостью, бесчувственностью, неуважением к людям других материальных возможностей, другой культуры, другого мировоззрения, нарушилась гармония детско-родительских связей. Образовалось много неполных семей. Утеряны традиции семейной культуры. А ведь это целый спектр знаний и представлений, ценностей и моделей поведения, на которых всё держалось: привязанность к родителям, взаимоподдержка,  доверие, уважение к личности каждого в семье. Разрушено понятие отчего дома как некого символа, крепости, которая всегда будет для тебя защитой, местом, где можно укрыться и получить поддержку, понимание и любовь. А для ребёнка родной дом – это весь его мир.

   Всё это отражается в наших детях, как в капле воды. У них это выражается в ощущении непричастности к происходящему, в неумении общаться друг с другом, в неверии в собственные силы, в отсутствии желания привнести и создать что-то своё в этом мире.

   Родители на данный момент очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но это так. Кто же им поможет? Одной из актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение детского сада и семьи, а так же распространение накопленного в этом направлении опыта.

  Творчество – это форма свободного самовыражения и самопознания личности, это дополнительный язык, на котором можно говорить о себе, о своих детях и мечтах.

  «Творчество,- пишет психолог В. В. Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».

   Художественно-творческая деятельность является мощным фактором гармонизации личности, как для взрослого, так и для ребёнка. Здесь всегда виден результат своего труда. Именно художественно-творческая деятельность готова послужить мостиком, объединяющим детей, родителей и воспитателей. А семейное творчество является неотъемлемой частью семейного досуга и способствует развитию добрых и взаимопорядочных отношений в семье.       Совместное творчество в семье содействует её укреплению, вовлечению детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при плодотворном общении и сотрудничестве его участников. Совместное семейное творчество призывает помочь детям открыть для себя мир взрослых людей, а взрослым – лучше понять мир своего ребёнка. Работая вместе, занимаясь творчеством, общаясь друг с другом взрослые и дети вступают в настоящее творческое взаимодействие.

           

Работа с родителями

   Традиционные формы работы с родителями такие, как родительские собрания, консультации, изготовление папок-передвижек всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Я не отказалась и от них, но решила использовать новые, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Характерная черта моих идей – перестройка традиционной схемы взаимодействия, в практике называемая «работа с семьёй» в сторону паритетного и партнёрского участия основных субъектов воспитания в жизни ребёнка. Так в своей педагогической деятельности пришла идея создать семейный клуб «Творим вместе», цель которого объединить детей, сплотить родителей и воспитателей, протянуть нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущные проблемы. Мною были разработаны темы совместных вместе с детьми и родителями мероприятий. На первом этапе этой деятельности было знакомство родителей с разными   видами творчества как монотипия, кляксография, печать листьев, набрызг, раздувание краски, каракулеграфия, рисование свечкой и многими другими, так же родителей познакомила и со средствами изображения: цветная соль, цветные опилки, крупа, бумажные салфетки, парафиновые свечи, зубная щётка, расчёска, ватная палочка, оргстекло и многими другими средствами. Родители узнали о разнообразии игр с детьми, их особенностями, важностью и способами обыгрывания дома, помогающими вовлечь ребёнка в разные виды деятельности.      На втором этапе познакомились с идеями организации творческих дел и занятий по художественному труду дома.

     К 70-летию г.Калининграда я проводила   мастер- класс «Вышивание салфетками», где я научила родителей делать герб г. Калининграда.Также обмениваемся опытом в умении мастерить интересные и забавные поделки, так, например, у нас в садике был объявлен конкурс на лучший мини-музей в группе. Мы совместно с родителями и детьми организовали музей сказочных героев – «В гостях у сказки». Каждая семья творчески подошла к этому заданию, было изготовлено множество персонажей сказок, эти экспонаты выполнялись в совместной деятельности детей и родителей и были изготовлены из разных материалов. Так же общими усилиями изготовили выносной материал и оформление участка из разнообразных бросовых материалов.  На третьем этапе творческой деятельности родителей присоединились дети. Это время общения, познания друг друга, налаживания дружеских отношений. Работа над поделкой способствует сплочению детско-взрослого коллектива. На протяжении всего учебного года бывает не мало развлечений для детей, а также для родителей. Уже несколько лет родители моих воспитанников принимают активное участие в изготовлении костюмов для выступления, используют разнообразные материалы для пошива костюма ,также родители шьют разнообразные костюмы для кукол(времена года) ,  в изготовлении некоторых несложных деталей принимают участие даже и сами дети, что приводит их (детей) в восторг, в восхищение за совместно выполненную работу, дети как можно эмоциональнее стараются сыграть доверенную им роль ведь они выступают в костюме, который шили всей семьёй.

Наши традиции

  В нашем детском саду уже несколько лет организуются выставки семейного творчества. Организуются разнообразные тематические выставки поделок, творческих работ, рисунков, фотографий выполненных в семейном кругу.

    Кроме этого, в нашей группе есть хорошие традиции:  в начале каждого учебного года мы  совместно родителями оформляем фото коллаж «Наша жизнь в детском саду», и в конце  учебного года для всех родителей оформляем коллаж-«Благодарность родителям».

Значение таких выставок велико как для детей, так и для родителей. Это их совместное творчество, которое не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Бывает так, что час совместной творческой деятельности, живой интерес родителей и общие впечатления остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. У детей развиваются художественный вкус, конструктивные способности, воображение, знания о материалах, из которых они готовят экспонат для выставки. Ребёнок чувствует свою значимость в процессе совместной работы, гордость за своих родителей, а папы и мамы  да и бабушки с дедушками – ответственность, так как не могут подвести своё чадо, оставив без внимания организованную выставку. Так же хочется отметить, что если раньше родители были недостаточно активными участниками наших выставок, то теперь мы можем порадоваться выбранной нами форме взаимодействия. Интерес родителей к данной форме возрос в разы, их фантазии нет предела, используемые материалы разнообразны, например, одноразовые вилки, ложки, стаканчики, тарелки, бисер, пластиковые бутылки, макаронные изделия и др.

   При выполнении любого творческого задания я советую предпочтение в совместной работе отдавать всё-таки ребёнку, чтобы основную часть работы он выполнял самостоятельно, пусть даже если на первых парах это у него будет получаться и нелепо. Также предлагаю придумывать различные истории, сказки во время совместной творческой деятельности, тем самым развивая связную речь детей, фантазию, воображение.

   Основная цель семейного творчества – укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при плодотворном общении и сотрудничестве его участников.

Результатом работы является создание художественного произведения – большого панно, макета, которым можно украсить интерьер своего дома или группы.

Используемая литература:

1.Астахов П.А., Я и семья. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.: ил. – (Детям о праве).

2.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-207 с.

3.Гуров В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003.–160с.

4.Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.

5.Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.

6.Оберемок С.М. Проектирование в образовании. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 45 с.

Вывод

   В процессе семейного творчества между детьми и родителями происходит одновременно и взаимодействие и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизм самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Творческая импровизация в несколько непривычных условиях делает работу увлекательной и интересной для детей и взрослых. Любой может проявить себя, почувствовать интерес к себе со стороны других людей.

   Совместная деятельность приводит к единению авторов и желанию ещё раз попробовать свои силы и это закономерно, так как реализуется главное   человеческое стремление – быть услышанным и понятым…

   Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательский проект «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» (паспорт проекта)

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, ...

ПРОЕКТ «СЕМЬЯ И ТВОРЧЕСТВО»

ПРОЕКТ«СЕМЬЯ И ТВОРЧЕСТВО»...

Проект "Семья". Воспитание у детей уважительного отношения к членам семьи и взрослому поколению в семье.

План работы с детьми по воспитанию уважительного отношения к членам семьи и старшему поколению. Роль матери и отца в семье. Роль бабушки и дедушки....

Технологическая карта проекта по техническому творчеству детей раннего дошкольного возраста Проект на тему «Профессия - Парикмахер»

Технологическая картапроекта по техническому творчеству детей раннего дошкольного возрастаПроект на тему «Профессия - Парикмахер»название проектаМуниципальное бюджетное дошкольное образова...