Дополнительная общеобразовательная программа "Я-исследователь"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Дополнительная общеобразовательная программа "Я-ииследователь" для воспитателей дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная программа "Я-исследователь" | 79.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 121»
Утверждаю
Директор ГБОУ Школа №121
______________ В.С. Сметлев
Приказ № __ от «01» сентября 2018г.
Направленность: естественнонаучная
Дополнительная общеобразовательная программа
«Я – исследователь!»
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель программы:
Кабликова Елена Руслановна
Москва, 2018
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку
захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский
Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Пояснительная записка
Направленность: естественнонаучная
Детское исследование как метод обучения детей 5-7 лет
В условиях современного общества особенно значимыми становятся такие человеческие качества, как самостоятельность, способность совершенствовать свои навыки, постоянно обучаться, расширяя базу знаний. И сфера образования, в том числе дошкольного, не может оставаться в стороне, ведь именно она формирует задатки к дальнейшему развитию детей.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования исследовательская деятельность получила новый толчок в развитии. ФГОС требует от нас создать условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития.
В ФГОС ДО используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Познавательное развитие – сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый исследователь мира (Н. Н. Поддъяков).
«Познавательное развитие» предполагает:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме и т.д.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Новым направлением работы с воспитанниками детских садов является метод детского экспериментирования, как специально организованная деятельность, направленная на познание свойств предметов и явлений природы через их непосредственное восприятие. Такое обучение самое эффективное. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Не менее важно и то, что для ребёнка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно учёному (проводить собственное исследование – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Иначе говоря, ребёнок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДО соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как любознательность и активность.
Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления исследовательской деятельности является период с 5 до 7 лет. Поэтому максимально эффективно экспериментирование в старшей группе детского сада. В этом возрасте исследование – естественный для ребенка процесс. Он изучает все, что происходит вокруг, но чаще всего это происходит бессистемно. Специально подготовленные занятия по экспериментированию в ДО смогут расширить представления ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем-то таким, с чем бы он, возможно, не столкнулся в быту.
Педагог в данном случае выступает не субъектом влияния на объект (обучающегося), а становится с ним в один ряд, исследуя и познавая совместно. Цель такого занятия в старшей группе – помочь ребенку:
- выбрать объект;
- найти метод;
- собрать наиболее полную информацию.
Эти задачи для дошкольника лежат в зоне ближайшего развития, то есть пока не могут быть осуществлены им самостоятельно.
Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать дошкольникам инициативу в организации своей познавательной деятельности. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.
Главная цель исследовательского поведения - формирование у ребёнка готовности и способности самостоятельности, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
«Обучение должно быть «проблемным», оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность; тогда в нём есть всё, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания» (А. И. Савенков).
Опираясь на труды отечественных педагогов Г. М. Лялиной, А. П. Усовой, Н. Н. Поддъякова, А. И. Савенкова я пришла к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Следовательно, встает вопрос: на какой деятельности должен строиться обучающий процесс, если ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения дошкольников – практическая деятельность.
Академик Н. Н. Поддъяков доказал, что именно детское экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей дошкольников: «Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». К более старшему дошкольному возрасту, дети отличаются большими физическими и психологическими возможностями. Их отношение с взрослыми, сверстниками и с окружающим миром в целом становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большой активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в формулировке задачи, прогнозировании результата. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Поэтому, возраст от 5 до 7 лет является наиболее оптимальным периодом для развития творческой активности и самостоятельности в процессе детского исследования.
Актуальность программы «Я - исследователь» в том, что в основе ее лежит исследовательский метод обучения дошкольников: детское экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментально-исследовательская деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Главной целью исследовательского метода обучения в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Основные цели и задачи исследовательской деятельности:
- Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Развитие познавательных интересов и способностей детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
- Развитие мышления, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
- Развитие коммуникативных навыков, желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
При организации исследовательского обучения в ДО учтены следующие принципы:
- Принцип учета региональных, сельских педагогических условий в активирующую детскую поисковую и исследовательскую деятельность.
- Принцип ориентации па познавательные интересы ребёнка.
- Принцип личностно – ориентированного подхода, предоставляющего ребенку свободу выбора (деятельности, партнера, средств).
- Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
- Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Ребёнок не просто потребляет информацию, а сам порождает знание.
- Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.
- Принцип формирования представлений о динамичности знания.
- Принцип интеграции образовательных областей.
- Принцип создания пространственной предметно – развивающей среды (для включения детей в поисковое экспериментирование).
- Принцип использования авторских учебных программ.
- Привлечение родителей в совместный с детьми исследовательский поиск.
Данная экспериментальная программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения технологии исследовательского обучения в детском саду.
Методика, предложенная по материалам лекций А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения детей дошкольного возраста» позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Она рассчитана на то, чтобы обучить детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребёнка наиболее рациональному варианту поиска информации. Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется 2-3 тренировочных занятия для ознакомления каждого ребёнка с «техникой» проведения исследования.
Практическая значимость программы: заключается в разработке экспериментальной системы обучающих познавательно – исследовательских занятий, в педагогическом управлении поисково - исследовательской деятельностью детей дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного учреждения, обеспечивающие развитие познавательных интересов к природе, возможность ее использования педагогами дошкольных образовательных учреждений. Данные материалы могут быть применены на практических и лабораторных занятиях студентами педагогических колледжей, институтов и университетов.
Научная новизна состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения детей от 5 до 7 лет, включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Условия реализации: теоретическая и практическая подготовка педагогов, ориентированная на решение задач исследовательского обучения, владеющих соответствующими умениями и навыками; создание особой предметно – пространственной среды, позволяющей детям дошкольного возраста включаться в поисковое экспериментирование; готовность родителей включиться в совместный с детьми исследовательский поиск.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности и творчества детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий. В соответствии с названием происходит исследование живой и неживой природы, проведение опытов, а на втором занятии, закрепление свойств и представлений, итогом которого является творчество детей.
Взаимодействие с семьей: родительское собрание: «Исследовательская деятельность в семье» с целью ознакомления родителей с содержанием программы развития исследовательской деятельности; лекторий «Роль семьи в развитии интереса к исследовательской деятельности ребенка» с целью ознакомления родителей с методами и формами работы по разделу: «Детское экспериментирование (исследование)»
Взаимодействие со школой начальных классов: экскурсии с детьми в школу, ознакомление учителей с направлением педагогического поиска в дошкольном учреждении по проблеме детского исследования.
Материальное и техническое обеспечение: обновление оборудования группового исследовательского уголка и его оформление
Учебная программа, рассчитана на творческое учебно-исследовательское взаимодействие ребёнка, педагога, родителей, и строится на базе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Ведущими задачами основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» являются:
- Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
- Максимальное использование разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса.
- Креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения.
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка.
- Уважительное отношение к результатам детского творчества.
- Обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания и обучения.
- Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечения участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом.
- Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающие умственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.
Формы образовательной работы:
- Организуемые игровые занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.
- Комплексные интегрированные занятия.
- Занятия по любым другим видам деятельности.
- Игры-путешествия по карте, по «реке времени», игры в «прошлое предметов»
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
- Коллекционирование (классификация)
- Свободная самостоятельная деятельность в течение дня;
- Домашние задания (даваемые как детям, так и их родителям)
Экспериментирование можно включать в тематически запланированную ООД, использовать как развлечение, как деятельность, направленную на развитие мелкой моторики, развитие речи, формирование элементарных математических направлений и т.д.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так);
- ситуацию выбора.
Методические приемы обучения:
- информационно-познавательный (беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные, и др).
- игровой (создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.).
- наглядный (иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.)
- практический (выполнение практических действий детьми)
В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольники обучаются специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:
- Видеть и выделять проблемы, решать их.
- Принимать и ставить цели, задавать вопросы.
- Выдвигать гипотезы, предложения.
- Выделять существенные признаки и связи, анализировать объект или явление.
- Давать определения понятиям.
- Классифицировать, наблюдать.
- Проводить эксперименты.
- Делать умозаключения и выводы.
- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Фиксировать этапы действий и результаты графически.
- Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Основные направления психолого-педагогической работы образовательной области «Познавательное развитие» связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской продуктивной деятельности).
При реализации области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:
- Познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса.
- Для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры, как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста.
Примерные виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие»
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира)
«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире)
Сюжетно-ролевые, творческие игры, игры-путешествия по «реке времени», по карте мира.
«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни)
Беседы, ситуативный разговор, проблемные ситуации, чтение художественной литературы по укреплению и сохранению здоровья
«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.)
Ознакомление с профессиями, их трудовыми действиями, формирование трудовых умений и навыков.
«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира (природы)
Чтение художественной литературы по правилам безопасности собственной жизни.
«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства.
«Музыка» и «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание)
Методы и приёмы активации учебно-исследовательской деятельности дошкольников.
Структурно - логическая схема формирования навыков исследования у детей дошкольного возраста.
Этапы исследования
Задания и упражнения
Вопросы
Направленность программы «Я - исследователь»:
Программа кружка направлена на создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей
Курс обучения в дополнительном объединении: «Я - исследователь» рассчитан на два года. Каждый год обучения конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями детей шестого и седьмого года жизни.
В связи с этим работа руководителя дополнительного объединения выстраивается так, чтобы ребенок эффективно применял и успешно запоминал лишь те сведения, которые он получит в результате самостоятельного, непосредственного исследовательского поиска, опыта. Это позволит дошкольнику научиться находить и обрабатывать материал, формировать умения сравнивать, анализировать и систематизировать полученную информацию, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства.
Игровые занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 30 минут. Всего 75 занятий в год.
Расписание занятий:
Вторник 16.45-17.15
Четверг: 16.55-17.55
Проводятся опыты (эксперименты) с предметами живой и неживой природы, растениями.
Занятия проводятся в специально созданной организованной предметно-пространственной развивающей среде: исследовательском Центре Науки (в данном случае в детской мини – лаборатории: «Знай-ка»,) в которой ребенок находит стимулы для самообучения и развития. Дети занимаются по подгруппам, что дает им возможность свободно действовать с предметами, неспешно поразмышлять над своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться.
Стимулирование и саморегуляция учебной деятельности осуществляется в основном за счёт любознательности детей и её постоянного стимулирования со стороны педагога и предметно-пространственного окружения ребёнка; дети взаимодействуют друг с другом, произвольно группируются и перегруппировываются в соответствии с общими целями и интересами.
Занятие может идти автономно от обычного учебного занятия, предусмотренного программой. Но вместе с тем эту экспериментально игровую технологию можно использовать на самых разных предметных занятиях. Эти исследовательские занятия расширяют кругозор ребёнка, открывая простор для критического мышления и речи. Создаются условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем. Дети могут работать, индивидуально, в парах и в тройках.
Педагогу же отводится в данном случае роль соучастника детских открытий, который не спешит указать им путь решения задачи или проблемы, а тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска.
Систематизированный комплекс развивающих занятий является основанием для создания развивающей адаптированной программы, которая способствует подготовке дошкольников к усвоению нужной информации без ущерба их здоровью, развитию и сохранению познавательного интереса на последующих ступенях образования.
Планируемые промежуточные результаты освоения экспериментальной программы:
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными стандартами (ФГОС) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников.
В процессе исследовательской деятельности ребенок приобретает опыт
Физический: учиться управлять своим телом и определенными органами;
Природоведческий: знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
Социальный: запоминать индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого);
Познавательный: тренировать мыслительные процессы, разнообразные мыслительные операции;
Волевой: запоминать, как он сам может влиять на других людей;
Личностный: узнавать свои личностные возможности;
Поведенческий: моделировать свое поведение в различных ситуациях.
Подпрограмма «мониторинг»
Мы должны обязательно дать каждому ребёнку возможность изложить собственные результаты; обучить его элементарным навыкам презентации собственных открытий.
Ребёнок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы, слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. В рамках мониторинга исследовательской деятельности детей дошкольного возраста хороший эффект дают фестивали и конкурсы детских исследовательских работ. Создавая систему мониторинга, следует особое внимание обратить на критерии оценки результатов детских учебных исследований. Один из главных критериев, степень самостоятельности. Ребёнок выполняет работу под руководством взрослого, но участие взрослого (педагога или родителя) должно быть строго дозированным. К числу важных критериев относятся: познавательная ценность темы; исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе подпрограммы «Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Ожидаемые результаты:
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- Умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, фиксировать полученные результаты своих исследований в специальных дневниках ученых.
- Повышение уровня интереса, любознательности, наблюдательности.
- Активизация речи детей, словарный запас пополнился многими понятиями.
- Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Тематический план познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
№пп | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |
Сентябрь | ||||
Рисование нетрадиционными способами | 8 | Текущий анализ детских работ | ||
Октябрь | ||||
«Рисование нетрадиционными способами | 6 | Текущий анализ детских работ | ||
«Воздух и его свойства» | 4 | Фотоотчет | ||
Ноябрь | ||||
Сказка с экспериментированием | 2 | Фотоотчет | ||
Свойства воды | 7 | Фотоотчет | ||
Декабрь | ||||
Соль и ее свойства | 4 | Фотоотчет | ||
2. | Удивительные свойства льда | 4 | Фотоотчет | |
Январь | ||||
1. | Сахар и его свойства | 3 | Фотоотчет | |
2. | Мыло и его свойства | 3 | Фотоотчет | |
3 | Электричество | 1 | Фотоотчет | |
Февраль | ||||
1. | Фасолевый строитель | 1 | Фотоотчет | |
2. | Свойство дрожжей | 2 | Фотоотчет | |
3. | Хамелеон | 1 | Фотоотчет | |
4. | Разноцветная жидкость | 1 | Фотоотчет | |
5. | Дождь из тучки | 1 | Фотоотчет | |
6. | Соленое тесто | 1 | Фотоотчет | |
7. | Танцующие человечки | 1 | Фотоотчет | |
Март | ||||
Яйцо без скорлупы | 2 | Фотоотчет | ||
2. | Опыт с шариком и лимонной цедрой | 1 | Фотоотчет | |
3. | Лава из подсолнечного масла | 1 | Фотоотчет | |
4. | Парашют | 1 | Фотоотчет | |
5 | Мармелад | 2 | Фотоотчет | |
6. | Лизун | 1 | Фотоотчет | |
Апрель | ||||
1. | Космическая картина | 2 | Фотоотчет | |
2. | Раскрашивание пасхальных яиц | 2 | Фотоотчет | |
3. | Опыт с яичной скорлупой | 2 | Фотоотчет | |
4. | Опыт с Колой и молоком | 3 | Фотоотчет | |
Май | ||||
1. | Бомбочки для ванной | 2 | Фотоотчет | |
2. | Опыт с йодом и крахмалом | 2 | Фотоотчет | |
3. | Лакмусовая бумага своими руками | 2 | Фотоотчет | |
4. | Пластилин своими руками | 2 | Фотоотчет | |
Итого | 75 |
Календарный план работы «Бумажные фантазии» на 2018-2019 учебный год.
№пп | месяц | число | Время занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь
| 04.09.18 | 16.45-17.15 | Рисование нетрадиционными способами | 1 | «Невидимые чернила». Рисование соком лимона | группа | Фотоотчет |
2. | 06.09 | 16.55-17.25 | Рисование нетрадиционными способами | 1 | «Невидимые чернила». Рисование молоком | группа | Фотоотчет | |
3. | 11.09 | 16.45-17.15 | Рисование нетрадиционными способами | 1 | «Расплывчатые узоры». Рисование водой и растительным маслом. | группа | Фотоотчет | |
4. | 13.09 | 16.55-17.25 | Рисование нетрадиционными способами | 1 | Рисование без рук с помощью гайки и магнита | группа | Фотоотчет | |
5. | 18.09 | 16.45-17.15 | Рисование нетрадиционными способами | 1 | «Листопад» (печатание листьями) | участок | Фотоотчет | |
6. | 20.09 | 16.55-17.25 | Рисование нетрадиционными способами | 1 | «Восковые пчелки». | группа | Фотоотчет | |
7. | 25.09 | 16.45-17.15 | Рисование нетрадиционными способами | 1 | Узоры на молоке. | группа | Фотоотчет | |
8. | 27.09 | 16.55-17.25 | Рисование нетрадиционными способами | 1 | Узоры на молоке с использованием жидкого мыла | группа | Фотоотчет | |
9. | Октябрь | 02.10 | 16.45-17.15 | Рисование нетрадиционными способами | 1 | Картина из песка. | участок | Фотоотчет |
10. | 04.10 | 16.55-17.25 | Рисование нетрадиционными способами | 1 | Домашняя радуга | группа | Фотоотчет | |
11. | 09.10 | 16.45-17.15 | Рисование нетрадиционными способами | 1 | Рисование на фольге | группа | Фотоотчет | |
12. | 11.10 | 16.55-17.25 | Рисование нетрадиционными способами | 1 | Рисование коктейльной трубочкой | группа | Фотоотчет | |
13. | 16.10 | 16.45-17.15 | Рисование нетрадиционными способами | 1 | Рисование нитками. | группа | Фотоотчет | |
14. | 18.10 | 16.55-17.25 | Рисование нетрадиционными способами | 1 | Рисование пеной для бритья | группа | Фотоотчет | |
15. | 23.10 | 16.45-17.15 | Опыт | 1 | «Воздух и его свойства». | группа | Фотоотчет | |
16. | 25.10 | 16.55-17.25 | Опыт | 1 | «Воздух и его свойства». «Тонет- не тонет» | группа | Фотоотчет | |
17. | 30.10 | 16.45-17.15 | Опыт | 1 | «Воздух и его свойства». Надуем шарик без рук | группа | Фотоотчет | |
18. | Ноябрь | 01.11 | 16.55-17.25 | Опыт | 1 | «Воздух и его свойства» .«Рыбки». Опыт с виноградом и газированной водой | группа | Фотоотчет |
19. | 06.11 | 16.45-17.15 | Сказка с экспериментированием. | 1 | Волшебные лилии | группа | Фотоотчет | |
20. | 08.11 | 16.55-17.25 | Опыт | 1 | Свойства воды | группа | Фотоотчет | |
21. | 13.11 | 16.45-17.15 | Экспериментирование | 1 | Вода-растворитель | группа | Фотоотчет | |
22. | 15.11 | 16.55-17.25 | Опыт | 1 | Свойства воды «Пизанская башня» | группа | Фотоотчет | |
23. | 20.11 | 16.45-17.15 | Опыт | 1 | Свойства воды Разноцветный сахар | группа | Фотоотчет | |
24. |
| 22.11 | 16.55-17.25 | Опыт | 1 | Вода- жизнь для растений | группа | Фотоотчет |
25. | 27.11 | 16.45-17.15 | Опыт | 1 | Вода-пар-лед | группа | Фотоотчет | |
26. | 29.11 | 16.55-17.25 | Опыт | 1 | Закрепление. Свойства воды | группа | Фотоотчет | |
27. | Декабрь | 04.12 | 16.45-17.15 | Экспериментирование | 1 | Соль и ее свойства | группа | Фотоотчет |
28. | 06.12 | 16.55-17.25 | Опыт | 1 | «Яйцо в соленой воде» | группа | Фотоотчет | |
29. | 11.12 | 16.45-17.15 | Опыт | 1 | «Драгоценность» | группа | Фотоотчет | |
30. | 13.12 | 16.55-17.25 | Экспериментирование | 1 | Соль-растворитель льда | группа | Фотоотчет | |
31. | 18.12 | 16.45-17.15 | Опыт | 1 | Разноцветный лед | группа | Фотоотчет | |
32. | 20.12 | 16.55-17.25 | Экспериментирование | 1 | Льдинки на нитке | группа | Фотоотчет | |
33. | 25.12 | 16.45-17.15 | Экспериментирование | 1 | Лед-вода | группа | Фотоотчет | |
34. | 27.12 | 16.55-17.25 | Экспериментирование | 1 | Сосульки | Участок | Фотоотчет | |
35. | Январь | 10.01 | 16.45-17.15 | Экспериментирование | 1 | Радуга в бутылке | Группа | Фотоотчет |
36. | 15.01 | 16.55-17.25 | Экспериментирование | 1 | Сдобное сахарное стекло | группа | Фотоотчет | |
37. | 17.01 | 16.45-17.15 | Экспериментирование | 1 | Сдобное сахарное стекло | группа | Фотоотчет | |
38. | 22.01 | 16.55-17.25 | Экспериментирование . | 1 | Мыло и его свойства | группа | Фотоотчет | |
39. | 24.01 | 16.45-17.15 | Экспериментирование | 1 | Мыльные пузыри | группа | Фотоотчет | |
40. | 29.01 | 16.55-17.25 | Экспериментирование | 1 | Хрупкие мыльные пузыри | группа | Фотоотчет | |
41. | 31.01 | 16.45-17.15 | Экспериментирование | 1 | Шарик на стене | группа | Фотоотчет | |
42. | Февраль | 05.02 | 16.55-17.25 | Фасолевый строитель | 1 | Постройки из фасоли | группа | Фотоотчет |
43. | 07.02 | 16.45-17.15 | Экспериментирование | 2 | Зубная паста для слона | группа | Фотоотчет | |
44. | 12.02 | 16.55-17.25 | Экспериментирование | 1 | Свойство дрожжей | группа | Фотоотчет | |
45. | 14.02 | 16.45-17.15 | Рисование с помощью пластиковых тарелок | 1 | Хамелеон | группа | Фотоотчет | |
46. | 19.02 | 16.55-17.25 | Экспериментирование | 1 | Разноцветная жидкость | группа | Фотоотчет | |
47. | 21.02 | 16.45-17.15 | Экспериментирование | 1 | Дождь из тучки | группа | Фотоотчет | |
48. | 26.02 | 16.55-17.25 | Лепка | 1 | Соленое тесто | группа | Фотоотчет | |
49. | 28.02 | 16.45-17.15 | Экспериментирование | 1 | Танцующие человечки | группа | Фотоотчет | |
50. | Март | 05.03 | 16.55-17.25 | Экспериментирование | 1 | Яйцо без скорлупы | группа | Фотоотчет |
51. | 07.03 | 16.45-17.15 | Экспериментирование | 1 | Яйцо без скорлупы | группа | Фотоотчет | |
52. | 12.03 | 16.55-17.25 | Опыт | 1 | Опыт с шариком и лимонной цедрой | группа | Фотоотчет | |
53. | 14.03 | 16.45-17.15 | Экспериментирование | 1 | Лава из подсолнечного масла | группа | Фотоотчет | |
54. | 19.03 | 16.55-17.25 | Экспериментирование | 1 | Парашют | группа | Фотоотчет | |
55. | 21.03 | 16.45-17.15 | Опыт | 1 | Мармелад | группа | Фотоотчет | |
56. 57. | 26.03 | 16.55-17.25 | Опыт | 1 | Мармелад | группа | Фотоотчет | |
58. | 28.03 | 16.45-17.15 | Опыт | 1 | Лизун | группа | Фотоотчет | |
59. | Апрель | 2.04 | 16.55-17.25 | Рисование нетрадиционным способом | 1 | Космическая картина | группа | Фотоотчет |
60. | 4.04 | 16.45-17.15 | Рисование нетрадиционным способом | 1 | Космическая картина | группа | Фотоотчет | |
61. | 9.04 | 16.55-17.25 | Рисование нетрадиционным способом | 1 | Раскрашивание пасхальных яиц | группа | Фотоотчет | |
62. | 11.04 | 16.45-17.15 | Рисование нетрадиционным способом | 1 | Раскрашивание пасхальных яиц | группа | Фотоотчет | |
63. | 16.04 | 16.55-17.25 | Опыт | 1 | Опыт с яичной скорлупой | группа | Фотоотчет | |
64. | 18.04 | 16.45-17.15 | Опыт | 1 | Опыт с яичной скорлупой | группа | Фотоотчет | |
65. | 23.04 | 16.55-17.25 | Опыт | 1 | Опыт с Колой и молоком | группа | Фотоотчет | |
66. | 25.04 | 16.45-17.15 | Опыт | 1 | Опыт с Колой и молоком | группа | Фотоотчет | |
67. | 30.04 | 16.55-17.25 | Опыт | 1 | Опыт с Колой и молоком | группа | Фотоотчет | |
68. | Май | 02.05 | 16.45-17.15 | Экспериментирование | 1 | Бомбочки для ванной | группа | Фотоотчет |
69. | 7.05 | 16.55-17.25 | Экспериментирование | 1 | Бомбочки для ванной | группа | Фотоотчет | |
70. | 14.05 | 16.45-17.15 | Опыт | 1 | Опыт с йодом и крахмалом | группа | Фотоотчет | |
71. | 16.05 | 16.55-17.25 | Опыт | 1 | Опыт с йодом и крахмалом | группа | Фотоотчет | |
72. | 21.04 | 16.45-17.15 | Экспериментирование | 1 | Лакмусовая бумага своими руками | группа | Фотоотчет | |
73. | 23.05 | 16.55-17.25 | Экспериментирование | 1 | Лакмусовая бумага своими руками | группа | Фотоотчет | |
74 | 28.05 | 16.45-17.15 | Лепка | 1 | Пластилин своими руками | группа | Фотоотчет | |
75. | 30.05 | 16.55-17.25 | Лепка | 1 | Пластилин своими руками | группа | Фотоотчет | |
Литература
Методические пособия
1.Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников : [учеб.-метод. пособие] / Э.А. Баранова. –СПб.:Речь,2005.121с.
2.Баранова, Э.А. Особенности развития познавательного интереса в дошкольном возрасте // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 1. - C. 104-117.
3.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез.
4.Дыбина. О.В. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Синтез, 2008-2010
5.Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» Москва 2002
6. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2010
7.Егорова, Т.А. Развитие исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности. - М.: Академия, 2005.
8.Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, - 2007. – 208 с.
9.Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.
10.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н.Прохоровой. М., АРКТИ. 3-е изд.2005. 64 с
11.Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
12.Рыжова Н. «Наш дом - природа»
13.Савенков, А.И. В детском саду учебное исследование. //Дошкольное воспитание - 2006. - № 2. - С.8.
14.Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось – 89», 2006
15.Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. //Дошкольное воспитание. - № 12, 2005.
16.Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. //Дошкольное воспитание. - № 1 – 2 , 2006.
17.Савенков, А.И. Учимся задавать вопросы. //Дошкольное воспитание. 2006. № 1.
18.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Детство – Пресс. Методическое пособие.
19.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста. Журнал Дошкольная педагогика. 2001. № 1
Целевые ориентиры результатов освоения программы дополнительного объединения.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
Интегративные качества:
«Любознательный, активный»
- использует различные источники информации, способствующие получению интересующей информации о природных объектах и явлениях (кино, литература, экскурсии и др.).
- Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности.
«Эмоционально отзывчивый»
- Проявляет эмоциональное отношение к природным объектам и явлениям, выражает свое отношение к конкретному поступку сверстника по отношению к этим объектам.
- Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие природных объектов и явлений
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
- Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
- Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым.
- Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).
- Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
- Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.
- Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
- Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице, в природном окружении.
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту».
- Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
- Способен конструировать по собственному замыслу.
- Способен использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач.
- Проявляет образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.
- Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта.
- Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
- Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
- Способен принять задачу, помнит поручение взрослого.
- Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
- Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
- Способен сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут.
- Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений.
- Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками.
Овладевший необходимыми умениями и навыками»
- У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Мониторинг детского развития по Н.Е.Веракса
Диагностика интегративного качества «Любознательный, активный»
Группа: старшая
Дата проведения:_____________________
Любит экспериментировать
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах деятельности
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе
Итоговые результаты
Высокий уровень (%)
Средний уровень (%)
Низкий уровень (%)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...