Тряпичная кукла-игрушка
проект (младшая группа) на тему

Быкова Наталья Сергеевна

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

: Проект Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры посредством народной тряпичной куклы – игрушки Выполнила: воспитатель Быкова Наталья Сергеевна МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчёлка»

Слайд 2

Категории участников проекта: Д ети группы младшего возраста в возрасте от 3 до 4 лет; Родители детей раннего возраста; Воспитатель Наталья Сергеевна Быкова; Воспитатель Ольга Аркадьевна Карпова; Старший воспитатель Татьяна Александровна Фёдорова.

Слайд 3

Тип проекта по виду деятельности : познавательно-продуктивный . По числу участников : групповой. По времени проведения : краткосрочный (месяц ). По форме : интегративный (речевое, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие , физическое развитие).

Слайд 4

Актуальность: Возможности народной культуры, как средства формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, А.П. Усова и др. Педагогическая практика в настоящее время испытывает трудности в приобщении детей к ценностям народной культуры. В наше время очень много всего иностранного в окружающей жизни детей — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». В.Г.Белинский Необходимо вызвать интерес детей к истокам народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора. Воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Дети очень доверчивы и открыты, детство – это самое благотворное время для погружения в истоки национальной культуры. Поэтому приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.

Слайд 5

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Она считается одним из самых загадочных символов России. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Чтобы сохранить самобытность и духовность, культурные и нравственные ценности русского народа, мы хотим внести в жизнь наших детей самодельную тряпичную куклу - игрушку. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Слайд 6

Цель: приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми Задачи для педагога: Познакомится с историей возникновения народной куклы; Обучится технологии изготовления народных кукол; Обогащение активного словаря ребёнка через знакомство с народной куклой; Воспитать чувство патриотизма, уважение к национальным традициям у детей через народную куклу.

Слайд 7

Задачи для родителей: С пособствовать осознанию родителями роли игры с куклой в нравственном становлении личности детей; У частия родителей в жизни группы, используя их творческий потенциал, оформление мини - избы; Ф ормировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства; С пособствовать развитию родительски - детских отношений; П ополнение мини-музея тряпичными куклами, сделанными совместно с детьми.

Слайд 8

Задачи для детей: П ознакомить детей с народной тряпичной куклой, сравнить с современной куклой; У чить игре с куклой, выполнению игровых действий; В процессе игры с куклами создавать условия для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми; С пособствовать приобщению детей к народной культуре.

Слайд 9

1. Подготовительный этап: Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта; П одбор методической литературы для реализации проекта; П одбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы; Пополнение развивающей среды; Подготовить папку передвижку по теме проекта.

Слайд 10

2. Этап. Организация деятельности. Экскурсия в мини – музей «русская изба»; Рассматривание с иллюстрациями народных кукол и беседа по ним «русская народная кукла», «История возникновения куклы Счастье», «Традиции русского народа»; НОД «Раскрасим платье для дымковской куклы», «Сарафан для матрёшки», «История возникновения народной куклы»; беседы о народных куклах: «Игры с куклами», «Как выглядели куклы раньше?» «Сравнение современных кукол с народной куклой».

Слайд 11

3 . Заключительный этап: Анализ результатов проекта; Презентация проекта: выставка народных кукол изготовленных родителями вместе с детьми в мини – музее русской избы.

Слайд 12

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Для педагогов: Овладение знаниями о народных традициях, об истории возникновения народной куклы; Освоение навыков технологии изготовления и выполнения народной куклы. Для родителей: Проявление интереса к проектной деятельности с детьми; Использование знаний о народных традициях и изготовлении кукол в повседневной жизни. Для детей: Овладение знаниями о русских традициях, об истории возникновения народной куклы; Интерес детей к народной кукле; Проявление детей бережного отношения, заботы к кукле.

Слайд 13

Реализация проекта С родителями была проведена работа : Беседа с родителями направленная на пополнение в развивающей среде (оформление мини – избы ); Консультация с родителями «Народная игровая кукла, как необходимый элемент воспитательного процесса »; Проведение мастер – класса с родителями по изготовлению куклы «Пеленашки», куклы « Мотанки ».

Слайд 14

С детьми была проведена работа по образовательным областям: «Познавательное развитие»:Знакомство с народным фольклором. Экскурсия в музей русской избы «Знакомство с русской избой». Беседа «Тряпичная русская народная кукла», «В какие тряпичные народные куклы играли дети в древней Руси". Рассматривание иллюстраций с тряпичными народными куклами. «Социально-коммуникативное»: Проведение НОД «Милости просим, гости дорогие», «Ходит сон близ окон». Свободная игровая деятельность детей в мини – музее русской избы. «Художественно – эстетическое развитие»: НОД «Украсим платье кукле», изготовление народной куклы совместно с родителями. «Речевое развитие»: Чтение русской народной сказки «Теремок»; «Репка»; «Колобок»и т. д. Чтение наизусть потешек, песенок.

Слайд 15

Результат проекта: Дети проявляют очевидный интерес к народным традициям, проявляют активное участие в совместных играх с воспитателем и сверстниками в мини – музее русской избы; У детей появился интерес к слушанию и запоминанию литературных произведений, значительно расширился круг узнаваемых произведений; У детей появился интерес к народной тряпичной кукле, они узнали, из чего была сделана понравившаяся им кукла, и с удовольствием приняли совместно с родителями участие в её изготовлении; Во время свободных игр в уголке русской избы укладывая её спать пели колыбельную, качали в люльке - дети проявляли бережное отношение, заботу к кукле.

Слайд 16

У родителей и воспитателя установился эмоциональный и деловой контакт в совместной работе по воспитанию и развитию детей. Сформированы интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества . Итогом этого проекта стало обогащение предметно-развивающей среды в группе , куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками и презентация проекта.

Слайд 17

Вывод: Работа по приобщению детей к русской народной культуре еще только начата в нашей группе, и уже в настоящее время, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы благотворно повлияли на детей. У них появился живой интерес к русской народной культуре; они познакомились с потешками, песенками, закличками, сказками и с удовольствием их слушают и пересказывают. Наши малыши играют в русские народные куклы, водят с ними хороводы. Мы рады, что смогли вызвать интерес к народной игрушке благодаря созданию особой среды и позволяя детям соприкоснутся с наследием нашего прошлого. И в дальнейшем мы планируем содействовать приобретению детьми культурного богатства народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность «Кукла – игрушка с историей» в старшей группе МБДОУ детский сад №19 г.о. Самара.

Развитие интереса к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитание  патриотических чувств.Формировать представления о роли игрушки на Руси, знакомить с особенностями изготовлени...

Авторская кукла - игрушка "Русский Богатырь", как средство воспитания духовно - нравственных и патриотических ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

В основу данной методической разработки легло желание привнести новизну  в вопросе процесса воспитания подрастающего поколения по теме духовно-нравственных и патриотических ценностей русского нар...

Детско-родительский проект "Кукла-игрушка, лучшая подружка"

Данный проект- это  история возникновения кукол, который помогает выяснить, чем полезны куклы для ребенка.  Способствует  активному вовлечению родителей в совместную деятельность с...

Образовательная деятельность "Волшебная водичка для куклы-игрушки Неваляшки"

Образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в старше группе с использованием здоровьесберегающих технологий, опытно-экспериментальной деятельности, ИКТ...

Мастер-класс по изготовлению подвижной куклы-игрушки для детской кукольной анимации в ДОУ

Мастер-класс по изготовлению подвижной куклы-игрушки для детской кукольной анимации  в ДОУ...