Авторская кукла - игрушка "Русский Богатырь", как средство воспитания духовно - нравственных и патриотических ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) по теме
В основу данной методической разработки легло желание привнести новизну в вопросе процесса воспитания подрастающего поколения по теме духовно-нравственных и патриотических ценностей русского народа, путем введения нового игрового перонажа в развивающую предметно пространственную среду старшей группы. Побудить и заинтересовать детей в процессе игры с куклой к поисковой деятельности , к ответам на важные жизненные вопросы...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla_metodicheskaya_razrabotka.docx | 41.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская кукла – игрушка «Русский Богатырь»
Кукла – игрушка «Русский Богатырь» представлена в виде былинного богатыря с экипировкой древнерусского воина, одежде в русском стиле, руки и ноги куклы подвижны, могут менять положение, шлем и доспехи съемные, одежда и обувь может заменяться. Кукла предназначена для детей 4-7 лет. Кукла-игрушка «Русский Богатырь» изготовлена с применением различных материалов: синтепон, пластик, проволока, нитки, бумага, ткани, тесьма, кожа различных фактур, дерево, краски, металла с элементами техники – папьемаше. Вес куклы - 260 г., высота - 48 см. Данная игрушка изготовлена воспитателем, частично в совместной деятельности с детьми старшей группы.
Актуальность работы.
Воспитать духовно – нравственную личность и патриота Родины очень сложная и серьезная задача для педагога на современном этапе развития нашего общества. Патриотизм всегда был духовной основой многонационального российского общества. В последние годы в России многое делается для укрепления традиционных для нашей страны духовно-патриотических ценностей. Наше государство, переживающее глубокие преобразования во всех сферах жизни, сегодня особенно нуждается в формировании общества, состоящего их граждан – патриотов. Основы патриотических чувств должны быть заложены в каждом человеке с детских лет. Дошкольное детство является периодом открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. Именно педагоги детского сада могут заложить в детей то зерно патриотизма, которое в дальнейшей жизни уже взрослого человека будет твёрдой основой гражданственности, морали, воспитанности и любви к Родине. Поэтому так велика в процессе формирования патриотического сознания подрастающего поколения роль детского сада, как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности педагогического коллектива, семьи и общества в целом. Только сформированное у подрастающего поколения чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, преумножение духовных и материальных ценностей, может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества, а значит, национальную безопасность страны.
Перед изготовлением данной куклы – игрушки были поставлены следующие цель и задачи:
Цель: Прививать детям чувство любви, уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, развивать основы патриотических чувств, а также насыщать новыми яркими образами процесс обучения и воспитания при помощи введении нового игрового персонажа – куклы в разные виды детской деятельности.
Задачи:
- Знакомить детей с разными видами русского фольклора: игры, сказки, песни, пословицы, поговорки, былины.
Развивать творческие способности, воображение, мышление, речь детей посредствам русского народного творчества, искусства.
- Формировать интерес каждого ребенка к истории своего города, края, страны, народа, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя.
- Знакомить детей с историей, культурой, традициями российского государства
- Приобщать к духовным и историческим ценностям своего народа
- Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям, уважение к старшим.
- Воспитывать гендерное поведение, культуру взаимоотношений полов.
Обучение дошкольников происходит в игре. Сделать игру наиболее интересной нам помогает наша кукла- игрушка «Русский Богатырь». Метод работы с куклой - средство достижения основной цели: развитие речи детей, творческого воображения, мышления, формировать умения по регулированию своего поведения. Главным принципом достижения эффективности при использовании метода работы с данной куклой является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей. Целенаправленное, систематическое использование метода работы с куклой на фронтальных занятиях, в свободной деятельности детей, на индивидуальных занятиях позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи, в целом повысить эффективность педагогической работы, укрепляют связь ребёнок – педагог. Кукла-игрушка широко применяется в развивающей предметно пространственной среде старшей группы. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. С помощью кукольного персонажа «Русский Богатырь» происходит знакомство детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, былинами, тем самым происходит приобщение обучающихся к общечеловеческим нравственным и духовным ценностям. В зависимости от темы недели кукла-игрушка «приносит» детям новые книги, игры, предметы и т.д. в своем «волшебном» сундуке, а дети, зная это, с нетерпением ждут момента знакомства с новой книгой или игрой. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок с помощью персонажа-куклы, ведутся беседы от лица былинного богатыря, задаются вопросы, решаются различные ситуации. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма и в этом немаловажную роль играет кукла-игрушка «Русский Богатырь». Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию духовности и патриотизма у детей и работа в этом направлении продвигается более интересно для детей с участием персонажа – куклы «Русский Богатырь». Поэтому кукла-игрушка «Русский Богатырь» активно используется педагогом группы для проведения работы с детьми по духовно патриотическому воспитанию в разных видах деятельности, во время совместной организованной работы воспитателя с детьми (НОД), подгрупповой, фронтальной, индивидуальной работы, театрализованных представлений, а так же для сюжетно – ролевых и режиссерских игр. Применяем куклу-игрушку и для создания проблемных ситуаций в различных видах детской деятельности: коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной, конструктивной, восприятие художественной литературы и фольклора, в музыкальной деятельности. Например, для решения проблемной ситуации «Поможем Богатырю изготовить новый щит» - дети делали аппликацию с использованием элементов рисования, творчески подошли к этому заданию, обсуждали вид будущих работ, их цвет, размер, форму. В изобразительной деятельности персонаж может использоваться и для рисунка с натуры. Например, дети с удовольствием рисовали «Богатырского коня» для героя былин. Поэтому для развития детского творчества и его активизации, кукла – игрушка «Русский Богатырь» имеет особое значение. Кроме того, достаточно широко кукольный персонаж может применяться для развития речи детей, для пополнения словарного запаса, театральных и режиссерских игр, сочинению собственных сказок с участием былинного героя и т.д. Работа по духовно патриотическому воспитанию детей группы строится на основе культурно-исторического наследия русского народа, нашего города - Санкт-Петербурга, основ и ценностей православной культуры, в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников и другими социальными институтами, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого воспитанника, обеспечения их интеллектуального, личностного и физического развития, а так же творческого потенциала. С помощью персонажа «Русский Богатырь» решаются задачи по представлению детей о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации, происходит знакомство детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, русскими народными промыслами. Формируется представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей развиваются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины. Для развития сюжетно-ролевых игр «Дружина богатырская», «Защитники земли русской» дети сами изготавливали щиты и мечи из картона и бумаги, раскрашивали их. Конструировали из деревянных блоков крепость для персонажа – куклы «Русский Богатырь» и для сюжетно - ролевых игр. Таким образом, реализация воспитательных и образовательных задач происходит через решение проблемных ситуаций, которые воспитатель задает детям во время непрерывной образовательной или в совместной деятельности, во время индивидуальной работы, дидактических игр, режиссерских игр и т.д. с помощью куклы – игрушки «Русский Богатырь». С помощью куклы происходит и воспитание сказкой: чтение, пересказ, сочинение сказки, былины, притчи, с применением метода словесного рисования. В экспериментальной деятельности – придумывание сказки на основе экспериментирования «Живая и мертвая вода», «Как камень утонул», «История одной льдинки» и т.д., придумывание сказок на математическую тематику «Как двойка к пятерке пришла», «Все секреты нуля», дидактические игры «Собери богатыря в дорогу». Дети группы с интересом применяют игрушку в режиссерских постановках, в сюжетно-ролевых играх, ставят театрализованные сценки. Особо хочется отметить заинтересованность мальчиков группы данным игровым персонажем, что очень важно при привлечении детей обеих полов к различным темам в образовательном процессе. После введения куклы-игрушки в образовательный процесс и РППС, мальчики старшей группы стали более активно проявлять свое участие в разных видах детской деятельности, что для меня, как педагога не осталось не замеченным!
В итоге дети:
- проявляют доброжелательное отношение друг к другу, проявляют вежливое отношение к старшим
- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
- творчески подходят к обсуждению и созданию коллективных работ по художественному творчеству
- способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий при проведении сюжетно-ролевых игр
- воспринимают мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность.
- жизнь детей стала интересней и содержательней, наполнилась яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Кукла-игрушка «Русский Богатырь» используется педагогом и в куклотерапии, т.е., позволяет в игровой форме, безопасно для ребенка, воссоздать, проиграть какую-либо ситуацию и снять эмоциональное напряжение, кукла может «помирить» детей и похвалить за помощь, правильно выполненное задание и т.д.. Она используется для разрешения детских конфликтов, улучшения социальной адаптации, нарушениями поведения и т.п. Кукла привлекательна не только для девочек, но и для мальчиков, т.к. показывает эталон силы, мужества, отваги, геройства русских богатырей на примерах русских сказок, былин и яркостью образа. Мальчики группы с удовольствием мастерили щиты к костюмам для сюжетно – ролевой игры «Дружина богатырская», принимали активное участие в помощи по изготовлению былинного персонажа. В ходе детской игры с куклой решаются задачи социализации ребёнка, его развития и воспитания:
- коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей и взрослых в коллективе.
- релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения.
- воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
- развивающая — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики.
- обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.
Развивающая роль введенного персонажа «Русский Богатырь».
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие крупной и мелкой моторики.
- Разрешение внутренних конфликтов.
- Развитие речи. Игрушка используется для уточнения и активизации словарного запаса
- Развивает воображение, эстетику.
- Становление гендерной принадлежности мальчиков и девочек.
- Возможность использования игрушки для развития способностей ребенка (познавательное развитие, физическое совершенствование, художественно-эстетическое развитие и духовно-нравственное воспитание).
Кроме того, воспитательная и обучающая ценность данной игрушки заключается в том, что дети группы обеих полов принимали посильное и активное участие в ее изготовлении во время совместной деятельность с педагогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) По курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Цель проекта Формирование духо...
Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...
Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»
Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»...
Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»
Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории...
Статья "Квест-игра – как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"
Процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста эффективен при активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, по...
Методическая разработка по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам православной культуры через создание наглядно-дидактического пособия КАЛЕНДАРЬ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПУТЬ»
Для работы с календарем «Рождественский путь» нами сформирован пакет дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников представлений о добродетелях и пороках....