КАРТОТЕКА Игр и игровых упражнений для работы с детьми, имеющими трудности в развитии.
материал на тему

Игр и игровых упражнений для работы с детьми, имеющими трудности в развитии.

Если ребенок плохо говорит, заикается,

Беспокойные дети,

Дети с нарушением самооценки,

Агрессивные дети,

Замкнутые дети,

Конфликтные дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnye_po_gr_riska.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

Игр и игровых упражнений для работы с детьми, имеющими трудности в развитии.

  • Если ребенок плохо говорит, заикается,
  • Беспокойные дети,
  • Дети с нарушением самооценки,
  • Агрессивные дети,
  • Замкнутые дети,
  • Конфликтные дети.

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ

«БРЫКАНИЯ»

«СТРОИТЕЛИ»

«КУКЛА «БОБО»

«ЛЕПИМ СКАЗКУ»

«ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»

«КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК»

«РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»

«СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»

«КАРИКАТУРА»

«КУЛАЧОК»

«СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ»

«БРЫКАНИЯ»

Ребенок ложится на спину, на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Упр-е способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

«СТРОИТЕЛИ»

Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем др. детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли  и т.д. Каждому строителю задаются вопросы:

  • Удобно ли тебе будет жить в этом доме?
  • Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?
  • Кто будет жить в этом доме кроме тебя?

Можно спросить детей группы, подходит ли домик строителю? После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей. Игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному развитию и моторному самовыражению.

«КУКЛА «БОБО»

Вы, наверное, замечали, что агрессия у ребенка постепенно накапливается, и, когда ему удается выплеснуть ее, он снова становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку возможность выместить агрессию на какой-либо предмет, объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Эта кукла не  продается, но вы можете очень легко сделать ее сами, например, из подушки: пришейте к подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» - кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, также прикрепите к нему «ручки», «ножки», и «лицо», набейте полотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

«ЛЕПИМ СКАЗКУ»

Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упр-я хорошо подходит сказка «Три медведя».

Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.

«ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»

Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком»

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

Если ты ласково, тихо

В него позвонишь,

То поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка,

И сразу откроет дверь.

 Старушка приветливо скажет:

- Входи, не стесняйся, дружок. -

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

И старую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если,

Ты в этот уютный дом  

Начнешь кулаком стучатся,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

После стихотворения идет обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений.

«КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК»

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

  1. Подняться и сойти со стула.
  2. Проползти под столами.
  3. Обогнуть «широкое озеро».
  4. Пробраться через «дремучий лес».
  5. Прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упр-я дети не должны отцепляться от своего партнера. Упр-е способствует развитию сплоченности группы.

«КАРИКАТУРА»

В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравится. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующем занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок. Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».

«КУЛАЧОК»

Дайте ребенку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

Упр-е способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.

«СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ»

Для работы с детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей. По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие  конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.

В ходе совместных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

«РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»

  • Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчиков. Разними их.
  • Тебе хочется играть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси ее.
  • Ты очень обидел своего друга, попробуй помириться с ним.
  • Ты нашел на улице слабого, замерзающего котенка… пожалей его.

«СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»

Дети сидят, по кругу передавая, друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувство ценности других и самоценности.

                 

РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ, ЗАИКАЕТСЯ

  • «КОМАРЫ» ИГРА ДРАМАТИЗАЦИЯ
  • «ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО» ВОСПИТАНИЕ ОТРАЖЕННОЙ РЕЧИ
  • «ПРОГУЛКА В ЛЕСУ» ОБЩЕНИЕ КОРОТКИМИ ФРАЗАМИ
  • «СЛОЖИ И СКАЖИ» АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВЕРНУТОЙ ФРАЗЫ
  • «ПЕРЕКЛИЧКА ЖИВОТНЫХ» РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
  • «ТРУБАЧ»
  • П/И «СОВУШКА»
  • П/И «ЗАЙЦЫ И ВОЛК»
  • «МОЛЧАНКА» РЕЖИМ ОТНОСИТЕЛЬНОГО МОЛЧАНИЯ
  • «В ГОРАХ»
  • «СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ» УПР-Е НА ВНИМАНИЕ ДР.ДР.
  • «СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ»
  • «ВЕСЕЛЫЙ МЯЧИК» ПОДВИЖНЫЕ ЛОГОРИТМИЧНЫЕ ИГРЫ
  • «СКУЛЬПТОР»
  • «РОБОТ» УПР-Е НА ВНИМАНИЕ ДР.ДР.
  • «ПУТЕШЕСТВИЕ»
  • «РОЛЕВАЯ ИГРА» РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
  • «УЛИТОЧКА»
  • «ЖМУРКИ С ГОЛОСОМ» УПР-Е НА ВЛАДЕНИЕ СВОИМ ГОЛОСОМ
  • «СКАЗКА»
  • «МЕТКИЙ СТРЕЛОК» ИГРА НАПРАВЛЕНА НА ВЛАДЕНИЕ СВОИМ ТЕЛОМ
  • «ОСЕНЬ» ПОДВИЖНЫЕ ЛОГОРИТМИЧНЫЕ ИГРЫ
  • «УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ» УПР-Е НА ВЛАДЕНИЕ СВОИМ ГОЛОСОМ
  • «ВОЛШЕБНИК»
  • «Я ЗНАЮ»
  • «ИГРУШКИ» ПОДВИЖНЫЕ ЛОГОРИТМИЧНЫЕ ИГРЫ

«Я ЗНАЮ»

Дети стоят в кругу и кидают мяч друг другу со словами: «Я знаю пять имен девочек…» (мальчиков, названий городов, животных,…). Мяч передается на каждое слово, таким образом, ребенок должен кинуть мяч и произнести слово.

Ребенок плохо говорит

Упр-я на владение своим голосом

«УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ»

А) Ребенок-ведущий стоит перед другими играющими и дает им команды («руки вверх», «в стороны», «повернись» и т.п.)

Б) Игроки стоят по кругу. Ведущий-ребенок дает команду громким голосом, а потом шепотом называет имя того, кто это должен сделать. Если ребенок не расслышал свое имя, то называют другого. Ведущие периодически меняются.

«ЖМУРКИ С ГОЛОСОМ»

Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-либо из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с места на место, при этом они имитируют различные звуки (кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени и т.п.).

Если водящий кого-то поймает, ребенок должен подать голос, а водящий угадать, кого он поймал.

«СКАЗКА»

Попробуйте вместе с ребенком разыграть какой-либо сказочный сюжет или, если ребенок умеет читать, прочитать его по ролям. Сказка должна быть подобрана таким образом, чтобы герои в ней говорили разными голосами (Например, «Три медведя»). Сказка инсценируется или читается, обращая внимание на голоса героев. Ребенок должен попробовать исполнить все роли.

Ребенок плохо говорит

Игры, направленные на овладение своим телом

«МЕТКИЙ СТРЕЛОК»

ЦЕЛЬ ИГРЫ: попасть пальцем руки в центр ладони соперника. Сначала «мишень» держится без движения: ладонь повернута вверх, вниз, вправо, влево.

Потом начинает перемещаться в пространстве.

«ПРИЛИПШАЯ РУКА»

Игра идет в паре. Рука одного ребенка «прилипла» к голове другого. Голова «убегает» от руки, а рука старается не отрываться от нее. Потом наоборот «убегает» рука. В этой игре обязательна должна быть смена ролей.

Ребенок плохо говорит

Подвижные логоритмичные игры

«ОСЕНЬ»

Дети напевают песенку, сопровождая слова движениями. Они должны договориться между собой, какие движения и в какой последовательности будут использоваться. Например:

Дует, дует ветер, дует – надувает

(плавные движения руками вверх-вниз),

Желтые листочки с дерева срывает

(кружатся на месте),

И летят листочки, кружат по дорожке

(кружатся вокруг воображаемых или бутафорских деревьев),

Падают листочки прямо нам под ножки

(Медленно приседают).

Таким образом могут разыгрываться и другие песенки, предлагаемые детьми.

«ВЕСЕЛЫЙ МЯЧИК»

Дети встают в круг и под музыку начинают передавать мяч друг другу со словами:

Ты катись, веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик –

Гопака танцует нам.

У кого в руках на последнем слове оказывается мяч, выходит в круг и танцует.

 «ИГРУШКИ»

Игрушки, выбранные детьми, расположены на стульях. Дети под музыку двигаются по комнате. При остановке музыки они должны как можно быстрее добраться до своей игрушки.

«СОВУШКА»

Ребенок в шапочке-маске сидит на стульчике. Он – сова. Остальные дети – птички – летают вокруг и говорят:

Совушка – сова,

Большая голова,

На пеньке сидит,

Глазами не глядит

Да вдруг как полетит.

Последние слова – сигнал – произносит воспитатель, впоследствии – ребенок водящий. Совушка ловит птичек, кого поймает, тот становится совой.

«ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

Дети под руководством воспитателя выбирают считалкой волка. Остальные – зайцы. Зайцы сидят на стульчиках и воспитатель с ними говорит текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок,

На зелененький лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк?

Дети встают со стульчиков и выполняют задания игры. Логопед вдруг восклицает: «Волк!». Дети бегут и садятся на стульчики, а волк их ловит. Тот, кого волк коснется, становится волком.

«СКУЛЬПТОР»

Упр-е в парах: взрослый – ребенок или ребенок – ребенок. Один из участников – скульптор, который «лепит» фигуру (любую, по своему усмотрению, или по заданию другими участниками) из своего партнера.  После этого ребенок-скульптор рассказывает о том, что он слепил, и о характере того, кто изображен. Присутствующие задают ему вопросы. Хорошо, когда «лепят» одновременно несколько пар.

В этом упр-ии должна быть обязательна смена ролей.

 

«ВОЛШЕБНИК»

Волшебник (ведущий) заколдовывает остальных детей так, что они начинают выполнять только его команды. Сначала он дает команды словесно и подкрепляет их действием, потом ограничивается только словесной командой. При усложнений в действие могут включаться 3-4 части тела одновременно.

Ребенок плохо говорит

Игры направленные на развитие воображения

«НА БАЛУ У КОРОЛЯ»

Дети «приезжают» в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они должны придумать себе маскарадные костюмы и рассказать о них. В дальнейшем разыгрывается ситуация бала: представление гостя королю и королеве, вручение им подарков, различные игры, танцы.

Игра способствует развитию уверенности в себе и формирует навыки общения со старшими.

«УЛИТОЧКА»

Водящий (улиточка) становится в центр круга, ему завязывают глаза. Каждый из участников, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога.

Дам тебе я сахара,

Кусочек пирога.

Угадай, кто я?

Тот, чей голос водящий угадал, сам становится улиточкой.

«РОЛЕВАЯ ИГРА»

Ребенок выбирает определенную роль. Описывает, как он выглядит, говорит, одевается, передвигается и т.п. Большое внимание уделяется тому, как он будет себя вести, чем заниматься. Исполняя эту роль. Например, ребенок выбирает роль медвежонка Гамми. Он прыгает, как медвежонок, пьет волшебный сок и рассказывает различные истории из жизни медведей.

Эта игра может быть использована как подготовительный этап к самостоятельной игре детей. На основе выбранных ролей дети организуют сюжетно-ролевую игру («Школа», «Магазин», «Парикмахерская» и т.п.). Тема игры может быть выбрана ими заранее или развиваться по ходу игры.

«АВТОБУС»

В игре могут участвовать несколько детей и взрослых. Посередине комнаты выстраиваются стульчики (парами, как в автобусе), между ними – проход для кондуктора. Кондуктор продает билеты, спрашивая до какой остановки едет пассажир.

Ребенок-пассажир придумывает, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети «выходят» на различных остановках, где их могут ждать различные игры и упр-я, соответствующие названию остановки.  На обратном пути пассажиры вновь занимают свои места. Происходит обмен впечатлениями.

Упр-я на внимание друг другу

«РОБОТ»

А) В эту игру можно играть как в группе, так и индивидуально со своим ребенком. В игровой комнате прячется какой-либо предмет или игрушка втайне от выбранного ребенка – «робота». «Робот двигается по указанию других участников «прямо», «влево», «вправо». Согласно этим указаниям, он должен найти предмет.

Б) Участники не указывают «роботу» конкретный маршрут движения, а лишь говорят  «горячо» или «тепло» при приближении к нему, или «прохладно» - «холодно» при удалении. Цель «робота» остается той же – найти предмет.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

Вы с ребенком или группа детей отправляетесь в путешествие. Ребенок придумывает, куда, зачем, на чем будет передвигаться. Все это обсуждается с детьми, они задают друг другу вопросы. Можно попросить ребенка показать без слов способ своего передвижения.  Игра «Путешествие» может использоваться самостоятельно или как подготовительный этап к следующей игре.

«СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ»

Упр-е в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья, также препятствия могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно иногда менять маршрут.

Эта игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям. После игры желательно обсудить с ребенком ее ход, спросить его, что чувствовал, будучи «слепым» и «повыдерем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию и т.д.

«СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ»

Ведущий – ребенок называет какой-либо предмет и бросает мяч другому ребенку. В случае, если этот предмет съедобный, участник ловит мяч, если нет – отбрасывает. В случае неправильного действия участника происходит смена ведущего.

Режим относительного молчания

«МОЛЧАНКА»

Взрослый ставит на видном месте часы (детям особенно интересно, если это песочные часы) и объявляет «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Кто первым заговорит, с того и фант.» в течении определенного времени ребенку предлагается молча, спокойно заниматься рисованием, лепкой и т.д. проигравший ребенок по предварительному уговору.

«В ГОРАХ»

Путешественники идут по горным тропам. Кругом заснеженные вершины. Это очень красивые, но опасные места. Разговаривать нельзя: от звука голоса могут сорваться нависшие шапки снега, начнется обвал. В горах на трудных переходах всегда соблюдают полную тишину… здесь можно использовать рюкзак, палку, компас. На привале можно спеть песни, послушать чтение (взрослого). В конце игры участникам присваивается звание «Отважный турист».

Речевое дыхание.

«ПЕРЕКЛИЧКА ЖИВОТНЫХ»

Взрослый распределяет между детьми роли различных животных, птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а сам смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль.

«ТРУБАЧ»

Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу».

Общение короткими фразами.

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

Дети прячутся за стульчиками расставленными произвольно по группе (разбрелись по лесу). Ведущий ищет и окликает играющих по очереди. Каждый ребенок, услышав свое имя, поднимается, складывает руки топором и произносит: «Ау». Взрослый добивается длительного выдоха, звучность голоса, точность артикуляции. (Тебя не слышно, Вова, отзовись еще раз!).

Активизация развернутой фразы.

«СЛОЖИ И СКАЖИ»

Воспитатель: Как-то пришел к нам злой Волшебник и разрезал пополам интересные картинки. Давайте сложим их и скажем что там изображено.

Дети по очереди берут половинки картинок из стопки. Обращаются друг к другу, стараясь отыскать недостающую половинку. Во время игры возникают естественные диалоги. Когда картинка сложена, ребенок должен по ней составить полное распространенное предложение. Выигрывает тот, кто первый составит три целые картинки.

Игра – драматизация

«КОМАРЫ»

Можно проводить как хоровую, так и индивидуальную драматизацию.

Одни дети:

  • Комары, комары!

Вы уж будьте так добры:

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

Другие дети:

  • Отвечали комары:

Мы и так к тебе добры.

Ведь кусаем мы тебя,

Хоть до крови, но любя.

Воспитание отраженной речи.

Дид. Игра (для детей 6-7 лет).

«ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО»

перед детьми лежат карточки картинами вверх. Воспитатель: у меня кувшин из стекла и портфель из кожи. Ребенок повторяет и кладет карточку на середину стола.

Воспитатель: у меня стакан из стекла и платье из ситца. Другой ребенок повторяет и выкладывает свою карточку к первой. Игра заканчивается выявлением победителя.

БЕСПОКОЙНЫЕ ДЕТИ

  • «ЗОЛУШКА» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАДАНИЯ  И ПЕЧАЛИ
  • «ОСТРОВ ПЛАКС» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАДАНИЯ  И ПЕЧАЛИ
  •  «ГРЯЗЬ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ
  • «СОЛЕНЫЙ ЧАЙ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ
  • «КОРОЛЬ БОРОВИК» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА
  • «ГАДКИЙ УТЕНОК» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ
  • «ДВА СЕРДИТЫХ МАЛЬЧИКА» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА
  • «ГНЕВНАЯ ГИЕНА»
  • «МОМЕНТ ОТЧАЯНИЯ»  ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАХА
  • «СТРАХ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАХА
  • «ВАСЬКЕ СТЫДНО» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ВИНЫ
  • «НОЧНЫЕ ЗВУКИ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАХА
  • «ОЙ-ОЙ, ЖИВОТ БОЛИТ!» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАДАНИЯ  И ПЕЧАЛИ
  • «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС»
  • «ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ РАДОСТИ
  • «Я ТАК УСТАЛ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАДАНИЯ  И ПЕЧАЛИ
  • «БЛИЗНЕЦЫ»
  • «СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ
  • «ЛЮБОПЫТНЫЙ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ИНТЕРЕСА
  • «АЗБУКА НАСТРОЕНИЯ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ВНИМАНИЯ
  • «ЧТО ТАКОЕ ПРОИСХОДИТ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ИНТЕРЕСА
  • «УДИВЛЕНИЕ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ УДИВЛЕНИЯ
  • «РАЗДУМЬЕ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ИНТЕРЕСА

«ЗОЛУШКА» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАДАНИЯ  И ПЕЧАЛИ

Девочка изображает Золушку, которая пришла домой печальной: она потеряла туфельку.

Выразительные движения: поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.

«ОСТРОВ ПЛАКС» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАДАНИЯ  И ПЕЧАЛИ

Путешественник  попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают и продолжают реветь.

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

 «ГРЯЗЬ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ

Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было все раскопано. Недавно шел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки.

Выразительные движения: походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, ступая на кончики пальцев, как бы нехотя, и делая вид, что он выбирает более чистое место.

«СОЛЕНЫЙ ЧАЙ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ

Бабушка потеряла очки и не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку чай и, не глядя, положил в него две ложки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало  у него во рту!

Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен – ребенок выглядит так, словно подавился.

«КОРОЛЬ БОРОВИК» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА

Взрослый читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту:

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

(В. Приходько)

«ГАДКИЙ УТЕНОК» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ

Дети вспоминают сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», затем разыгрывают эпизод на птичьем дворе. В нем птицы и человек демонстрируют свое презрительное и брезгливое  отношение к утенку, который не был похож на других утят. Они считают его безобразным и гадким.

        «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры. Сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный род!» А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели! Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала корм птицам, толкала его ногой».

        Утенок не выдержал пренебрежительного и враждебного отношения к себе. Он убежал через изгородь с птичьего двора.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: отвращение – голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздуты, нос сморщен, углы губ опущены или, наоборот, верхняя губа подтянута вверх. Униженность – голова опущена вниз, плечи сведены вперед.

«ДВА СЕРДИТЫХ МАЛЬЧИКА» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА

Мальчики поссорились, они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот – вот подерутся.

«ГНЕВНАЯ ГИЕНА»

Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь подходит к пальме, желая помочь обезьянке.

Я страшная Гиена,

Я гневная Гиена,

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

(М. Чистяков)

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: усиленная жестикуляция.

МИМИКА: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.

«МОМЕНТ ОТЧАЯНИЯ»  ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАХА

Ребенок с родителями приехал в чужой город. На вокзале он отстал от  них. Мальчик вышел на привокзальную площадь, он в смятении. Не знает что делать.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.

«СТРАХ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАХА

Мальчик боится быть один. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь… Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: голова откинута назад и втянута в плечи.

МИМИКА: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт, как для восклицания.

«ВАСЬКЕ СТЫДНО» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ВИНЫ

Жила была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, укладывала спать. Однажды она положила куклу спать на кроватку, забрался туда кот Васька, уронил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что кукла лежит на полу, подняла ее и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил, стыдно ему.

Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.

«НОЧНЫЕ ЗВУКИ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАХА

Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застает его в лесу. К тому же испортилась погода, пошел дождь, поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку казалось, что его хватают большие  темные и мокрые лапы. Перекликались филины, а утенок думал, что кто-то кричит от боли. Долго метался утенок по лесу, пока не нашел себе местечко, где можно было спрятаться.

В комнате приглушается свет, все дети, кроме ребенка-утенка, изображают деревья, коряги и пеньки, они принимают угрожающие позы и издают громкие пугающие звуки: завывают, ухают и т.п. Утенок прячется в маленькой пещерке (под столом). Он сжимается в комочек и дрожит.

Когда перестает звучать музыка, включают свет.

«ОЙ-ОЙ, ЖИВОТ БОЛИТ!» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАДАНИЯ  И ПЕЧАЛИ

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, ой, яблок не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

«СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС»

У девочки Жени был волшебный цветик - семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик – семицветик, оторвала один лепесток, подбросила его вверх и сказала:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была на Северном полюсе!

И Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна-оденешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

(В. Каверин)

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое, руки около рта, дышат на пальцы.

«ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ РАДОСТИ

Мама послала сына в магазин: «Купи печенье и конфеты, - сказала она. – Мы попьем с тобой чай и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: походка – быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки, улыбка.

«Я ТАК УСТАЛ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАДАНИЯ  И ПЕЧАЛИ

Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку, опустил ее и говорит: «Я так устал, я очень устал…»

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

«БЛИЗНЕЦЫ»

Обыгрывается сюжет, когда все вокруг стали абсолютно одинаковыми. Одинаково думают, одеваются и т.п.

После игры проводится обсуждение, понравилось ли быть всем одинаковыми, в чем были трудности.

Упр-е помогает осознать и принять индивидуальные особенности себя и других людей.  

«СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ

Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте.

МИМИКА: слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.

«ЛЮБОПЫТНЫЙ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ИНТЕРЕСА

По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки вился около прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около будки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две теннисные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.

«АЗБУКА НАСТРОЕНИЯ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Детям, сидящим за столом, раздается набор из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разными эмоциональными состояниям. Детей просят по сигналу ведущего поднять карточку, на которой персонаж удивлен, обижен, радуется и т.д. Можно также просить детей рассказать случай из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства.

«ЧТО ТАКОЕ ПРОИСХОДИТ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ИНТЕРЕСА

Дети стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась еще одна девочка. «Что происходит там?» - подумала она, но поближе подойти не решилась.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.

ПОЗА: выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

«УДИВЛЕНИЕ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ УДИВЛЕНИЯ

Мальчик очень удивился. Он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

МИМИКА: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

«РАЗДУМЬЕ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ИНТЕРЕСА

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

«ХМУРЫЙ ОРЕЛ» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА

Взрослый читает стихотворение, а ребенок действует по тексту:

Вот за решеткой хмур и зол

Сидит орел.

Могучих крыльев гордый взмах

Внушает страх

Давно ль громады грозных скал

Он облетал.

И камнем падал на врага

С высока.

Он был свободный властелин

Своих вершин.

Теперь в неволе хмур и зол

Сидит орел.

«ЧУНГА - ЧАНГА» ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ, РАДОСТИ.

Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. И на мальчиках и на девочках были надеты пестрые одинаковые юбочки, на руках и на ногах у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее бусы, а в волосах перья. С веселой улыбкой они пританцовывали под музыку В.Шаинского «Чунга - чанга» вокруг путешественника и напевают:

Чудо остров, чудо – остров,

 Жить на нем легко и просто,

 Жить на нем легко и просто,

Чунга – чанга!

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ САМООЦЕНКИ

  • «ЗЕРКАЛО»
  • «ПОШЛИ ПИСЬМО»
  • «СОРВИ ШАПКУ»
  • «ЖМУРКИ»
  • «ПОЧТА»
  • «ПУТАНКА»
  • «ЧУНЯ ПРОСИТ ПРОЩЕНИЯ»
  • «ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ»
  • «ЧЕЙ ШАР БОЛЬШЕ»
  • «ПРЯТКИ»
  • «ПЕРЕДАЧА ЧУВСТВ»
  • «У НАС ВСЕ МОЖНО»
  • «Я И ДРУГИЕ»
  • «ИМЯ»
  • «МАГАЗИН»

«ЗЕРКАЛО»

а) В эту игру можно играть вдвоем с ребенком и в группе. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок.

б) Принцип игры остается тем же, но ребенок должен изображать кого-либо из общих знакомых или участников группы. «Зеркало»  указывает, кого изображал ребенок.

Эта игра на наш взгляд, будет очень полезна для пассивных детей, неуверенных в себе. Она помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно, а также увидеть себя как бы со стороны.

«ПОШЛИ ПИСЬМО»

Играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки, водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу слева или справа, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона перехватить «письмо»: т.е. увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор пока «письмо» не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

«СОРВИ ШАПКУ»

В  игру играют два игрока, примерно одного роста. Левая рука у каждого из них привязана к туловищу, а левая свободна. На головах детей шапки (шуточные или настоящие). Задача играющих проста и непроста – снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

«ЖМУРКИ»

Водящему завязывают глаза. Кто-то из группы крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. При этом произносит скороговорку:

  • На чем стоишь?
  • На мосту.
  • Что ешь?
  • Колбасу.
  • Что пьешь?
  • Квас.
  • Ищи мышей, а ней!

После этого дети разбегаются. «Жмурка» должна ходить по комнате и ловить их. Участники игры бегают, дразнят «жмурку», трогают ее, чтобы отвлечь и т.д. «Жмурка» должна поймать кого-либо из детей и на ощупь отгадать, кто это. Важно, чтобы в этой игре осуществлялась смена ролей.

«ЖМУРКА С КОЛОКОЛЬЧИККАМИ»

Правила игры, в основном, остаются такими же. В руках у детей колокольчики. «Жмурка» должна поймать детей, ориентируясь на звук их колокольчиков. Различные варианты игры «Жмурки  помогут вашему ребенку почувствовать себя в роли лидера, что поможет, в случае успеха, значительно воздействовать на его самооценку.

«ПОЧТА»

Для этой игры можно использовать рисунки, аппликации, поделки, выполненные ребенком и упакованные в бандероли, а также журналы, конфеты и т.п. На грудь каждого играющего прикрепляется кружок с цифрой, обозначающей его адрес. Перед игрой можно поотгадывать с ребенком загадки, связанные с почтой.

Например,

Что путешествует по всему свету,

Оставаясь в одном и том же углу?

(марка)

Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей –

Не для белки, не для мыши,

Не для вешнего жильца –

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят –

Во все стороны летят.

 (почтовый ящик)

Каждый участник игры решает, кому он хочет отправить письмо или бандероль, и ставит на них соответствующий номер-адрес. Если вы заметите, что кому-то из детей никто ничего не послал, пошлите ему сами – пусть никто не чувствует себя обиженным и одиноким. После этого вся почта отдается заранее выбранному почтальону, который доставляет ее адресатам.

Эту игру можно провести, когда у вас дома гости.

«ПУТАНКА»

Игра для группы детей. Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая круг, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также не разжимая рук. Эта игра поможет детям почувствовать свою принадлежность к группе, понять как не приятно быть вне ее.

«ЧУНЯ ПРОСИТ ПРОЩЕНИЯ»ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ВИНЫ

От хвастунишки-поросенка ушли его друзья – ежик и белочка, а волк тут как тут. Чуня зовет друзей:

Где вы, верные друзья?

Чуне помогите!

За бахвальство и за смех

Вы меня простите.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: первая-вторая строчки – поворачивать голову в разные стороны, брови приподняты, губы слегка надуты, руки висят вдоль тела.

«ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ»

Ребенку предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. Ситуации могут быть самыми разнообразными. Родители и воспитатели могут придумать их сами, а могут взять реальные ситуации из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании ситуации выполняет один из родителей или другие дети. Иногда после разыгывания бывает полезно для играющего ребенка поменяться ролями с партнером и «оказаться на месте» того, с кем он общался.

Примеры ситуации:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной.
  • Мама принесла три апельсина: тебе и твоему брату (сестре). Как ты поделишь три апельсина. Почему?
  • Ребята из вашей группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?
  • Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.

«ЧЕЙ ШАР БОЛЬШЕ»

Эта игра очень проста. Участники получают воздушные шары и начинают надувать их. Тот у кого шар лопнет, выбывает из игры. Побеждает тот, кто надует самый большой шар. Эта игра хороша тем, что она ставит всех играющих в одинаковые условия, здесь мало что зависит от умений и способностей. Победителем может стать каждый. Почувствовать победу, вкусить успех – очень важно для ребенка, самооценка которого несколько снижена. Если у нескольких участников шары примерно одинаковы, им можно предложить одной рукой кинуть шарик как можно дальше. Сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд!

«ПРЯТКИ»

Эту игру можно использовать как в обычном ее варианте, так и в измененном.

В предлагаемом варианте в игре должны участвовать хотя бы трое игроков. В комнате должна сохраняться полная тишина. Игрокам завязывают глаза. Каждый из них должен поймать одного из играющих, но убежать от другого, участники прислушиваются к шагам, дыханию друг друга и, когда считают нужным, называют игрока по имени и спрашивают:»Где ты?» Игрок, которого спрашивают, должен ответить: «Я здесь!» Первый, кому удалось поймать соперника, - победитель.

«ПЕРЕДАЧА ЧУВСТВ»

Часто детям бывает трудно понят, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам. Для этого мы предлагаем следующее упр-е, которое проводят в два этапа.

На первом этапе, когда вы недовольны ребенком, похлопайте тихонько по плечу, объясняя причины своего недовольства. Когда вы хвалите своего малыша или поощряете его за какой-либо поступок, поглаживайте его по спине. (Надо отметить, что вместо поглаживания или похлопывания родители могут использовать и другие движения, которые им нравятся).

Через несколько дней должно начинать второй этап этого упр-я. Теперь мы не будем говорить ребенку о своих чувствах, а будем поглаживать или вы чувствуете в данный момент, и объяснить причину этого. Наверное, ребенку будет трудно сразу сделать это, поэтому можно помочь ему.

Упр-е также направлены на то, чтобы помочь ребенку осознать чувства и желания других людей, которые находятся вокруг него.

«У НАС ВСЕ МОЖНО»

В эту игру можно провести с ребенком в выходной день, когда ваш ребенок целый день проводит с вами. Суть этой игры заключается в том, чтобы разрешить ребенку делать все, что он захочет, конечно, за исключением того, что может быть не безопасно. Пусть играет во что хочет, разрешите ему бегать и прыгать. Конечно после этого, может быть, окажется разбита ваша любимая ваза или сломана какая-нибудь игрушка. Не надо ругать его за это. Наберитесь терпения и будьте спокойны. В конце дня попробуйте сесть вместе с ребенком и обсудить с ним все, что произошло за день. Вспомните каждый момент прошедшего дня. Обсудите, хороши ли были поступки ребенка, насколько они соответствовали ситуации: может быть в этот момент быть в тот момент, когда боевым кличем шла война с индейцами другого племени, отдыхала старенькая бабушка, или папа разговаривал по телефону когда сыну очень хотелось поиграть с ним в конструктор. Пусть  ребенок сам попробует вспомнить ситуации, когда он своим поведением в чем-то мешал другим. Попробуйте придумать с ним вместе другие выходы из этих ситуаций, которые устраивали бы и ребенка, и вас. Может быть, такая игра поможет лучше понять ребенку, что, кроме него, у взрослых есть другие дела и интересны, чем традиционные «Отстань!» и «Не мешай!»

«Я И ДРУГИЕ»

Ребенку предлагается рассказать о своем друге, маме, папе, бабушке, дедушке и т.п. важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать о себе, также выделяя отрицательные  и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

Часто ребенок с неадекватной самооценкой выполняет в играх лишь подчиненные роли. Две следующие игры помогут вам исправить ситуацию, поскольку возможность почувствовать себя лидером дает ребенку  большую уверенность в своих силах.

«ИМЯ»

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите ребенка, почему ему не нравится или нравится свое имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому.

Эта игра может дать вам дополнительную информацию о самооценке ребенка. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше (в своем сознании), чем он сейчас.

«МАГАЗИН»

В качестве товаров могут использоваться игрушки ребенка, мелкие сувениры, конфеты. Для этой игры мы рекомендуем сделать вместе с ребенком из бумаги деньги и написать ценники для каждого товара. Важным условием игры является вежливое обращение между продавцами и покупателями. Таким образом, эта игра полезна для того, чтобы ребенок усвоил правила поведения в магазине.

Возможен другой вариант игры. Магазин без продавца. Дети выбирают товары самостоятельно, но кассир пропускает их при условии, что они скажут, что из этого можно приготовить, или как растут эти овощи или пропускает покупателя, который в этом случае советуется с другими участниками игры и более подробно отвечает на вопросы. Дети могут объединиться в небольшие группы для совместных покупок.

ЗАМКНУТЫЕ ДЕТИ

  • «НЕЗНАЙКА»
  •  «ВСТРЕЧА ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ»
  • «ИЗОБРАЗИ ПОСЛОВИЦУ»
  • «МАЛЕНЬКИЙ СКУЛЬПТОР»
  • «ИЩЕМ КЛАД»
  • «КАК МЫ БОРЕМСЯ С ТРУДНОСТЯМИ»
  •  «СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ»
  • «Я В БУДУЩЕМ» РИСУНОК
  • «РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ»
  • «КУЛАЧКИ И ЛАДОШКИ»
  • «НА КОГО Я ПОХОЖ»
  • «НАЗОВИ СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»
  • «ПАРОВОЗИК»
  • «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
  • «СМАК»

«НЕЗНАЙКА»

Каждый ребенок – Незнайка. Ведущий (взрослый) задает детям различные вопросы, а они только пожимают плечами, разводят руками.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: приподнятые брови, опущенные уголки рта, приподнятые на миг плечи, руки слегка разводятся в стороны, ладони раскрыты.

После игры определяется лучший Незнайка. Эта игра способствует развитию выразительности жестов. Замкнутый ребенок может более легко вступить в контакт, используя неречевые формы общения, которые помогут ему свободнее и выразительнее высказать свою мысль.

 «ВСТРЕЧА ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ»

Дети ставят спектакль.  Режиссерами, актерами и зрителями будут сами дети. Оговаривается примерный сценарий, место встречи, обстановка. Взрослый напоминает о том, что дети должны продемонстрировать все свое умение общаться. Каждый ребенок играет себя таким, каким он станет через пять лет.

Игра позволяет выявить уровень осознания каждым ребенком своих  личностных особенностей и возможного влияния их на развитие личности и жизненный путь в целом.

«ИЗОБРАЗИ ПОСЛОВИЦУ»

Дети разбиваются  на подгруппы. Каждая подгруппа задумывает какую-либо пословицу и изображает ее с помощью мимики и жестов. Пословицы выбираются достаточно простые, знакомые всем детям. Вторая группа угадывает, какая пословица изображается.

Эта игра также способствует развитию умения использовать не только речевые формы общения.

«МАЛЕНЬКИЙ СКУЛЬПТОР»

Упражнение выполняется в парах. Дается задание начать лепить из пластилина какую-нибудь фигуру, лучше что-то  фантастическое. Через определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После выполнения задания дети обмениваются замечаниями, правильно ли понят их замысел, что они сами хотели бы слепить.

Эта игра развивает и закрепляет навык понимания и развития замысла другого человека.

«ИЩЕМ КЛАД»

Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг другу и помогать им лучше осознать и понять себя и своих друзей. Детей просят разбиться на две команды несколько необычным способом. Им предлагается заглянуть друг другу в глаза и выстроиться в ряд по цвету глаз, начиная с ребят с самыми темными и кончая детьми с самыми темными и кончая детьми с самыми светлыми глазами. Затем образовавшийся ряд разбивают на две части, образуя тем самым команды: «светлоглазых» и «темноглазых».

Во второй части игры детям говорится, что сейчас каждая команда начнет искать «клад», спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается рисунок – план комнаты.

В игре происходит организация совместных действий детей (в игровой форме), которая требует от детей сообразительности и исполнительности, в результате приложения определенных условий вырабатывается умение организовывать совместные действия в игре.

«КАК МЫ БОРЕМСЯ С ТРУДНОСТЯМИ» совместный рисунок

Не нужно боятся ошибок, неудач. Мы с вами растем, развиваемся. Каждый день мы учимся делать что-то новое. А на новой дороге не обойтись без ошибок и неудач. Не бойтесь их! Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас умнее, увереннее в себе. Главное – не расстраиваться, не опускать руки, не обвинять себя и окружающих в том, что не повезло. Нужно терпеливо исправлять ошибки, преодолевать трудности. Давайте подумаем вместе, что значит «на ошибках учатся»? Наши ошибки помогают нам понять, что было сделано не так, и в следующий раз поступить так, чтобы добиться успеха. Если трудно, непонятно, попросите помощи других ребят или взрослого человека. Может быть, они уже сталкивались с такой ситуацией, и у них есть опыт выхода из нее, который они могут вам передать.

После беседы обговорите вместе с детьми различные способы преодоления трудностей, пусть они попробуют придумать их сами, вспомнят примеры, как они или их друзья преодолевали различные жизненные препятствия. После беседы предложите детям нарисовать эти способы. Совместное рисование на эту тему, помимо развития уверенности в себе, поможет замкнутому ребенку вступить в контакт с другими детьми, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир.

«СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ»

Для работы с замкнутыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть дома. Однако есть особенность проведения этих игр – в них обязательно должно играть одновременно несколько детей. Мы рассмотрим их на примере игры «Мозаика в парах».

Дети делятся на пары. Каждая пара получает по мозаике детали которой делятся между  двумя детьми поровну.

Задача: как можно быстрее собрать общую картинку, организовать в паре совместные действия.

В настольных играх отрабатываются навыки совместной игры с правилами.

«Я В БУДУЩЕМ» РИСУНОК

Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом, сестрой, с одноклассниками, друзьями.

Упр-е позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

«РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ»

Можно использовать для коррекции практически всех нарушений в сфере общения у детей.

Сценки:

  • два незнакомых ребенка вышли погулять во двор, там, кроме них никого нет;
  • два незнакомых ребенка встречаются у качелей, оба хотят качаться;
  • ребенок гулял во дворе – видит другого, незнакомого, который громко плачет.

Разыгрывание ситуаций помогает ребенку отрабатывать определенные навыки поведения. Эта своеобразная «репетиция поведения», которая снимает трудности, возникающие у ребенка в процессе общения с детьми и взрослыми.

«КУЛАЧКИ И ЛАДОШКИ»

используется ритмическая музыка.

Есть у любого два кулачка.

Хлопнул один по другому слегка:

Хлоп-хлоп (4 раза).

Ну, а ладошки не отстают,

Следом за ними весело бьют:

Хлоп-хлоп (4 раза).

Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:

Хлоп-хлоп (4 раза).

А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:

Хлоп-хлоп (4 раза).

Кулачки давай сердиться,

Громко хлопать стали:

Хлоп-хлоп (4 раза).

А ладошки баловницы

Тоже не отстали:

Хлоп-хлоп (4 раза).

«НА КОГО Я ПОХОЖ»

Дети садятся в круг. Выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: «На какое животное похож?», «На какую птицу?», «На какое дерево?», «На какой цветок?», и т.п. Свои варианты может предлагать и сам ребенок, и так далее по кругу.

Эта игра направлена на то, чтобы помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера. Для лучшего понимания можно попросить детей ответить на вопрос, почему ребенок похож на то или иное животное, птицу, дерево и т.п.

«НАЗОВИ СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»

Каждый ребенок в течении нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использовал засоряющие язык слова, например, «ну», «вот», «если» и т.п.

Упр-е развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

«ПАРОВОЗИК»

Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети – «вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

 Эта игра «без слов» помогает замкнутому ребенку легче вступить в контакт со сверстниками.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.

Это упр-е способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.

«СМАК»

для этой игры можно использовать любые подсобные материалы. Она обычно охотно воспринимается замкнутыми детьми, поскольку построена по сценарию проведения известной телевизионной передачи, которую любит смотреть ребенок. Для проведения этого упр-я можно использовать и др. телепередачи, важно только, чтобы они нравились вашему ребенку. Ребенку предлагается представить себе, что он самый лучший повар на свете и его пригласили выступать в телевизионной передаче «Смак», чтобы продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Для этой игры необходимо выбрать ведущего передачи (им может быть взрослый. желательно также, чтобы присутствовали и зрители.

Упр-е помогает развивать уверенность в себе и освоить некоторые способы общения в присутствии большого количества людей, а также оно тренирует умение вести разговор.

КОНФЛИКТНЫЕ ДЕТИ

  • РИСУНОК «МОИ ДРУЗЬЯ»
  • ВСТРЕЧА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
  • «СПИНА К СПИНЕ»
  • «ПОЙМАЙ ПТИЦУ»
  • «КОМПЛИМЕНТЫ»

РИСУНОК «МОИ ДРУЗЬЯ»

Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После рисования можно  обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей? Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т.п. Интересными могут быть ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто-то из ребят нарисован в виде ели, это может интерпретировать, как то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что этот ребенок «колется».

 В качестве варианта этого упражнения можно использовать рисунок «Наша группа» который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы.

ВСТРЕЧА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который обладает противоположными личностными особенностями. Например, конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик с пальчик). Ребенку с низкой самооценкой  дается роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муромец), активному ребенку с двигательной  расторможенностью роль, предусматривающую ограничения активности (стеклянный человечек, стойкий оловянный солдатик) и т.п. Сказочные герои могут быть вымышленными.

Каждому ребенку волшебник дает по пять «жизней», которых они лишаются., если изменят поведение своих героев.

Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора дети могут выбрать сами. Они придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. После игры происходит обсуждение.

Примерные вопросы:

  • Опишите ощущения новой роли.
  • Что мешает сохранять определенный стиль поведения?
  • Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой?
  • Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?

Эта игра хорошо подходит для коррекции негативных поведенческих реакций, формирования нового опыта взаимоотношений друг с другом в процессе игры.

«СПИНА К СПИНЕ»

Дети садятся спиной друг к другу. Задача  - договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упр-я дети делятся впечатлениями и ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли Вам удобно?», «Не хотелось ли что-нибудь изменить?». Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь.

Возможен  и такой вариант этого упр-я, когда спина к спине сидят взрослый и ребенок.

Эта игра направлена на то, чтобы развивать умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.

«ПОЙМАЙ ПТИЦУ»

Эта подвижная игра может быть проведена на прогулке детей или на музыкальном занятии в д/с.  Дети делятся на две команды.  Первая встает в круг, держась за руки, - «клетка». С началом музыки руки поднимаются, и вторая команда – «птицы» - влетает в клетку. С окончанием музыки руки опускаются, и птицы стараются вылететь.

«КОМПЛИМЕНТЫ»

Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…»

Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплименты всем остальным, стараясь, чтобы эти комплименты были разными. После упр-я желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты. Упр-е помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать что он принимаем и ценим другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА игр и игровых упражнений для работы с детьми, имеющими трудности в развитии.

Направлена на восстановление контакта с собственным телом и способствует:оптимизации и стабилизации общего тонуса тела,развитию невербальных компонентов общения,активизации когнитивного развития,сняти...

Индивидуальный маршрут развития детей и приложение "Игры и игровые упражнения, рекомендуемые для работы с детьми, имеющими трудности в обучении"

Индивидуальные маршруты разработан для каждого ребёнка индивидуально. К ним приложение в виде игр и упражнений....

Картотека нейропсихологических игр и упражнений для работы с детьми имеющих речевые нарушения.

Картотека нейропсихологических игр и упражнений. Данные игры помогут логопедам, воспитателям и родителям при работе с детьми имеющих речевые нарушения....

Картотека нейропсихологических игр и упражнений для работы с детьми имеющих речевые нарушения.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психиче...