Сюжетно-ролевая игра, как средство социального развития детей дошкольного возраста
статья

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

Сюжетно-ролевая игра, как средство социального развития детей дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Кузьменкова А.А.

2020

Сюжетно-ролевая игра, как средство социального развития детей дошкольного возраста

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с интересом играют в придуманные ими игры. Самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). В теории игра рассматривается с различной позиции. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых. К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д. В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди 25 которых является развитие нравственных и общественных качеств. Игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога. Особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт). В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающий огонёк пытливости и любознательности. «Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения…» – Н. К. Крупская.

П. Ф. Лесгафт считал, что дошкольный возраст – период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка в первые 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх. Лесгафт разделил детские игры на две группы: – имитационные (подражательные); – подвижные (игры с правилами). Д.Б. Эльконин, рассматривая игры с точки зрения их практической пользы, выделял шесть групп:

1. подвижные игры, удовлетворяющие острую потребность ребенка в физической деятельности, цель которых – упражнение членов, развитие и укрепление мускулов

2. игры, воспитывающие чувства, развивающие ловкость и наблюдательность, те, которые придают руке проворство, верность взгляду, приучая определять расстояние

3. игры, развивающие ум, способствующие воспитанию чувств и удовлетворяющие любопытство ребенка, служащие формированию наблюдательности и правильности суждений

4. эмоциональные игры, в которых происходит развитие чувствительности, альтруистических чувств и чувства общественности

5. артистические игры – это разнообразные живописные, архитектурные, подражательные, пластические, драматические игры, которые содействуют пробуждению эстетических чувств детей

 6. сюжетно-ролевые игры.

Итак, остановимся более подробно на рассмотрении сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра является отражательной деятельностью, основной ее источник – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Центральным звеном сюжетно-ролевой игры будет являться мнимая или реальная ситуация, которая содержится в том, что ребенок берет на себя определенную роль и исполняет ее в игровой обстановке. С.Л. Рубинштейн характеризовал сюжетно-ролевую игру как тип игры, который стимулирует наиболее самопроизвольное проявление ребенка, и вместе с тем она основывается на взаимодействии ребенка с взрослыми. Для сюжетно-ролевой игры свойственны следующие черты: эмоциональная яркость, энтузиазм детей, самостоятельность, энергичность, творчество. Согласно концепции Д.Б. Эльконина, сюжетно - ролевая игра является проявлением усиливающейся связи ребёнка старшего дошкольного возраста с социумом. Проявление социально-ролевой игры связано не с действием внутренних, прирожденных, подсознательных сил, а с совершенно реальными условиями жизни ребёнка в обществе.

Виды сюжетно ролевых игр:

1. Игры на бытовые сюжеты: семья, дни рождения, поход в гости.

2. Игры на темы, в которых отражается труд людей: школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница.

 3. Игры на героико-патриотические темы: войны, космические полеты и прочее.

4. Игры на темы литературных произведений.

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок проводит различные манипуляции с куклами.

 Можно выделить следующие особенности сюжетно-ролевой игры детей в старшем дошкольном возрасте:

1. Игра имеет замысел, который строится на таких характеристиках как устойчивость, развитие, динамика.

 2. Важно совместное планирование игры детьми как процесс.

 3. В сюжетно-ролевой игре проявляется высокий уровень игрового творчества, формируется перспектива игры.

 4. В коллективе детей происходит совместное моделирование разнообразных взаимоотношений между людьми.

 5. В коллективе детей происходит совместное построение развития сюжета игры.

 6. Важным моментом является ролевое взаимодействие, содержание, применение разнообразных средств выразительности.

 7. Речь дошкольника так же занимает значительное место в реализации его роли в игре.

 8. Важно применение предметной среды.

 9. В коллективе детей при ведении сюжетно-ролевой игры становится важным соблюдение правил.

В ролевых играх дети входят в контакты между собой и по личной инициативе имеют возможность формировать свои взаимоотношения в 28 существенной степени независимо, сходясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Согласно мнению А.Н. Харчевниковой, ролевые игры детей старшего дошкольного возраста не просто имитируют окружающую жизнь ребенка, они являются выражением свободной деятельности детей. Ведь сочиняя и копируя определенные действия, дошкольники проявляют свой характер, свое осмысление жизни. Сюжетно-ролевую игру не стоит считать только экспериментальной площадкой, на которой дети пробуют, подвергают рассмотрению сведения о жизни, в данном виде игры происходит выработка потребностей ребенка, переосмысление окружающего мира. Также основываясь на мнении Д.Б. Эльконина, стоит отметить, что игра по своей сути имеет социальную природу. Сюжетно-ролевая игра имеет определенные структурные компоненты: – сюжет; – содержание; – роль. Сюжет игры – это та область действительности, которая отображается детьми. Дети старшего дошкольного возраста уже осознанно подходят к выбору сюжета, первоначально его обсуждают, на примитивном уровне планируют развитие содержания. В последующей деятельности формируются новые сюжеты, это происходит при формировании новых впечатлений, которыми могут служить чтение книг, просмотры фильмов, рассказы взрослых. Содержание сюжетно-ролевой игры воспроизводится ребенком при помощи той роли, которую он на себя принимает. Роль является средством осуществления сюжета и основным элементом сюжетно-ролевой игры. Для ребенка старшего дошкольного возраста роль – это его игровая позиция. На протяжении дошкольного детства формирование роли в сюжетно-ролевой игре совершается от осуществления ролевых действий к 29 ролям-образам. В сюжетно-ролевой игре реализовываются два вида взаимоотношений – игровые и реальные: – игровые отношения – это отношения по сюжету и роли; – реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнеров, товарищей, которые исполняют совместное дело. Сюжетно-ролевая игра оказывает существенное воздействие на формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или иных действий людей. Постигая систему человеческих взаимоотношений, он начинает осмысливать свое место в ней. В игре дети обучаются общению друг с другом, навыкам подчинять свои увлечения интересам других. В этой связи, сюжетно ролевая игра содействует формированию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, повиновения правилам формируется собственно в сюжетно-ролевой игре, а потом выражается и в остальных типах деятельности. В сформированной сюжетно - ролевой игре с ее трудными сюжетами и ролями, которые основывают обширный простор для импровизации, у детей развивается творческое воображение. В обстоятельствах игрового и реального общения со сверстниками ребенок неизменно встречается с необходимостью использовать на практике постигаемые нормы поведения, адаптировать эти нормы и правила к всевозможным отдельным ситуациям. В сюжетно-ролевой игре постоянно появляются ситуации, призывающие к координированию действий. В данных обстоятельствах дети далеко не всегда отыскивают необходимые варианты поведения. Зачастую между ними зарождаются конфликты. Продолжительность конфликтов у дошкольников находятся в зависимости от постигнутых ими образцов семейного общения. Тем самым приобретение опыта содействует развитию социально-коммуникативных навыков ребенка- 30 дошкольника. Вместо взрослого регуляторами сюжетно-ролевой игры и игр с правилами в старшем дошкольном возрасте становятся сверстники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержанием. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала – дети учатся учитывать интересы партнеров по игре, сочувствовать, уступать, вносить вклад в общее дело. На основании исследования С.Н. Карповой и Л.Г. Лысюк, отношения в сюжетно-ролевой игре способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения, формированию норм и правил взаимодействия и общения, формированию социально-коммуникативных навыков. На протяжении всего детского возраста не только сюжетно-ролевая игра проходит несколько стадий развития как самостоятельная деятельность, но и взаимоотношения детей в игре меняются. Происходит переход от эмоционально-практической, ситуативно-деловой до внеситуативно- деловой деятельности, что обусловливает изменение игры. Более активно общение детей начинает проявляться, когда осуществляется переход к действию совместно с кем-то из детей, возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, на установление каких-либо отношений друг с другом. В игре с другими детьми у ребенка возникают новые отношения, порождающие новые запросы, более многообразные взаимовлияния. Взаимодействие носит различный характер и проявляется по-разному. Это может быть чисто механическое взаимодействие, которое характеризуется слиянием по существу разнородных действий, происходит как бы мирное течение двух индивидуально происходящих игр.

 В дальнейшем отчетливо вырисовывается взаимодействие на основе содержания игры. Здесь детей объединяет и даже заставляет действовать согласованно понимание общего смысла игры и включение в действие другого партнера. Общение играющих становится более выраженным. Возможность сюжетно-ролевой игры в развитии социальнокоммуникативных навыков в дошкольной образовательной организации велика, это проявляется: – развитием отношений со сверстниками в сюжетно-ролевой игре; – усвоением своей роли в группе; – возможностью попробовать себя в разных ролях или той деятельности; – построением эффективных связей и взаимодействий; – созданию условий для развития социально-коммуникативных навыков. Также важно учитывать факт специально организованной игровой деятельности и деятельности, направленной на развитие социальнокоммуникативных навыков, это возможно лишь в дошкольном образовательном учреждении. Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам дошкольного образования в соответствии с ФГОС, а также осуществляет присмотр и уход за детьми дошкольного возраста. Основные задачи дошкольной образовательной организации: – осуществлять охрану жизни и здоровья детей; – обеспечивать интеллектуальное, личностное и физическое развитие; – приобщать к общечеловеческим ценностям; – взаимодействовать с семьей для полноценного развития ребёнка. Роль дошкольной образовательной организации в данном процессе достаточно велика. В дошкольной образовательной организации происходит формирование групп по возрастному принципу, что позитивно влияет на развитие социально-коммуникативных навыков, потому что все дети имеют почти одинаковый уровень развития. В дошкольной образовательной организации деятельность строится на возрастных особенностях, а значит, в основе лежит игра. Виды игр разделяются в зависимости от организуемой деятельности, но даже на занятиях по любому предмету воспитатели применяют сюжетно-ролевые игры. В этой связи формирование социально-коммуникативных навыков происходит и в учебном и воспитательном процессе ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"!Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста"

В данном материале сформулированы цели, задачи, значение, виды коммуникативных игр как средства социального развития детей. В приложении представлены несколько популярных коммуникативных игр для детей...

Доклад на тему "Сюжетно - ролевые игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".

В докладе описана роль сюжетно - ролевых игр на развитие детей дошкольного возраста, структура и содержание сюжетно - ролевой игры, руководство сюжетно - ролевой игрой, описание сюжетно - ролевой игры...

Статья "Коммуникативные музыкальные танцы - игры как средство социального развития детей дошкольного возраста".

Коммуникативные музыкальные танцы - игры помогают сформировать у ребенка творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, в...

«Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет музыкальному руководителю в работе с воспитателями...

«Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

laquo;Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В презентации представлен опыт работы с детьми старших групп по социально-коммуникативному развитию в игре, их виды, значение и задачи....