Семинар.Воспитываем патриотов.
картотека по теме
В рамках решения годовой задачи " Формирование системы работы по воспитанию у дошкольников нравственно-патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом" в нашем детском саду прошёл семинар по нравстенно- патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 56 общеразвивающего вида»
144006 Московская область, г. Электросталь, Первомайская ул., д.6а,
Тел.: 8(496)576-14- 41
Семинар. Воспитываем патриотов.
Сообщение для педагогов: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: принципы, средства, методы, технологии, блоки направления, создание РППС»
Воспитатель: Серт Т.Н.
2018
Цели:
повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;
обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;
вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Задачи работы:
Изучения уровня компетентности и информированности педагогов ДОУ по вопросу: «Нравственно –патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Создание полноценной предметно- развивающей среды
План семинара:
1. Вступительное слово. Актуальность темы семинара.
2. Основные направления, этапы, формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении.
Вступительное слово. Актуальность темы семинара.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
(Академик Д. С. Лихачёв)
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых изменений, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Это коснулось и нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней зачастую говорят негативно. У подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. В связи с этим возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего многонационального народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной.
Общеизвестно, что в раннем детстве закладываются все основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.
Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться в нескольких направлениях:
- духовно- образовательная (тематические занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, макетов, занятия в музее);
- воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
-культурно- познавательное (целевые прогулки, посещение кукольных спектаклей, встречи с интересными людьми);
- нравственно- трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей)
Принципами педагогической деятельности в ДОУ по воспитанию гражданственности является:
- индивидуальное обучение, включающая в себя учёт индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- постоянное стимулирование творческой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
- системность и последовательность воспитания и обучения, представленная формированием целостного процесса познание социального мира;
-обепечение психологического комфорта при организации занятий;
-приемственность в организации разработанных видов деятельности, способствующих к целостному восприятию данного цикла.
Принципы :
-систематичность и последовательность (от близкого к далёкому, от малого к великому);
-скоординированная целенаправленной работы всех участников ВОП (семья, ребёнок, педагоги);
- использования национальных, семейных традиций;
-форм и методов работы с учётом возрастных и индивидуальных характеристик;
-взаимопроникновение воспитательно- образовательных задач: эстетического и нравственного воспитания (слушание и разучивание стихов, песен о родине, подвигах, труде людей, природе: развития творчество через наблюдение за окружающим миром); физическое воспитание (развитие силы, ловкости, смелости через спортивные и народные подвижные игры)
Средства патриотического воспитания:
- создание условий в группе
- правильный отбор объектов
-пример взрослого
- развивающие виды деятельности
- досуговоя деятельность
- использование всех видов фольклора
- знакомство с народной декоративной росписью
-дополнительное образование
-взаимодействие с семьями воспитанников.
Методы нравственно- патриотического воспитания дошкольников:
-наглядный
- словесный
- практический
В работе по нравственно-патриотическому в воспитанию можно использовать различные технологии:
- игровые
- информационные
- коммуникативные
- проблемные
- развивающего обучения
- консультативные
-визуальные
- проектные
-ИКТ
- метод проектов.
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей младшего дошкольного возраста:
1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:
- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (профессии, действия, внешний вид);
- тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии);
- фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);
- тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т.д.);
- тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;
- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).
2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, мобильные макеты.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.
4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т.д.).
Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста:
Работа ведется по направлениям:
«Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его
достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам русской культуре.
1. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению в младших группах).
2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, мобильные макеты посвященные достопримечательностям города, флоре и фауне, архитектуре, транспорту и его знаменитым жителям, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
3. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр. могут быть представлены в мини-музее); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т.п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.
4. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.).
5. Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).
6. Элементы областной символики (флаг, герб).
7. Элементы муниципальной символики (герб, фирменные знаки промышленных предприятий).
8. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями и мобильные макеты.
Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста:
Работа ведется по направлениям: краеведение, ознакомление с родной страной, республикой, государственной символикой, историческим прошлым России, Нижегородской области и города Семёнов.
1. Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо». Возможен вариант — «Портфолио ребенка».
2. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура России », «Знаменитые земляки», «Горьковская область в годы Великой Отечественной войны», «Достопримечательности Семеновского района», «Архитектура», «Спорт». Мобильные макеты по достопримечательностям города, флоре и фауне, архитектуре, транспорту. Подборка стихотворений о городе Семенов, Нижегородском крае. Карта города. Символика города (флаг, герб).
3. Тематическая папка «Мой край»: карта и символика Нижегородской области, портрет Главы региона; материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее, сельское хозяйство).
4. Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны.
5. Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме.
6. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма» «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины, народные игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр. могут быть представлены в мини-музее); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т.п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.
7. Художественная литература (сказки, былины, предания). Художественная литература, посвященная налим великим соотечественникам прославившим Россию, Сахалинскую землю, их портреты.
8. Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях. Художественная литература.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: только с привлечением всех участников образовательных отношений – детей, педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ. Важно помнить, что работа по нравственно-патриотическому воспитанию должна осуществляться в системе, в противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым. Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, превратить в Иванов, не помнящих родства. Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной! »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...
Семинар "Воспитываем патриотов". Уровень ДОУ 2018 г.
В рамках решения годовой задачи " Формирование системы работы по воспитанию у дошкольников нравственно-патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом" сегодня в нашем детском ...
Семинар "Воспитываем патриотов"
Ткач Ирина Алексеевна выступила с ообщение на тему "Оформление патриотического уголка в разных возрастных группах". Так же она поделилась с педагогами МДОУ № 56 своим опытом рабо...
Семинар "Воспитываем патриотов" Сообщение для педагогов: на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: принципы, средства, методы.
В нашем детском саду 24 октября 2018 года прошёл семинар Семинар "Воспитываем патриотов". Воспитатель, Андреенкова Татьяна Николаевна, выступила с сообщением на тему "Нравственно-...
"Растим патриотов России - патриотов своего района"
музей Корскинского горного техникума...
Воспитать патриота может только патриот!
О патриотизме можно говорить много, красиво и долго, но воспитать патриота может только патриот!Пока в детских душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное ч...