Семинар "Воспитываем патриотов". Уровень ДОУ 2018 г.
материал (подготовительная группа)

Шершнёва Ангелина Валерьевна

В рамках решения годовой задачи " Формирование системы работы по воспитанию у дошкольников нравственно-патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом" сегодня в нашем детском саду прошёл семинар по нравстенно- патриотическому воспитанию.

Цель: Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников на основе ознакомления с родным городом, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.

На семинаре был представлен результат анкетирования уровня компетентности и информированности педагогов на тему "Нравстенно-патриотическое воспитание дошкольников", результат смотра-конкурса патриотических уголков. Были даны методические рекомендации по их оформлению. Так же был представлен опыт педагогов по ознакомлению детей с родным городом.

Работа всех педагогов была выстроена в форме интерактивной игры в малых группах "Цветные шляпы". В процессе игры выстроена мини-модель ДОУ по формированию системы по воспитанию у дошкольников нравственно-патриотических чувств на основе ознакомления с городом".

Старший воспитатель, Шершнева Ангелина Валерьевна  выступила с сообщением и презентацией на тему "Система работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию на основе ознакомления с родным городом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.pptx1.03 МБ
Файл po_patriotizmu.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар «Воспитываем патриотов» 2018год МДОУ № 56

Слайд 2

Цель : Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагоговпо данной проблеме. Задачи: -Проанализировать психолого-педагогическую компетентность, методическую и информационную поддержку педагогов в условиях реализации годовой задачи ДОУ «Формирование системы работы по воспитанию у дошкольников нравственно-патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом» -Определить цель, задачи патриотического воспитания дошкольников по всем возрастным группам. -Выявить основные проблемы, испытываемые педагогами ДОУ в ходе реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию. -Формировать умение педагогов моделировать образовательною деятельность, совместную деятельность по формированию патриотических чувств во взаимодействии с родителями, школой, социумом. -Развивать умение педагогов создавать развивающую среду для формирования патриотических чувств дошкольников -Воспитывать интерес к педагогическому поиску, познанию себя.

Слайд 3

Повестка дня: I . Об утверждении повестки дня II . Об анализе выполнения решения заседания прошлого педагогического совета Вступительное слово о теме, цели, задачах семинара. Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с родным городом. Актуальность. Анализ результатов анкетирования (изучение уровня компетентности и информированности педагогов на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Интерактивная работа педагогов в малых группах «Цветные шляпы». Ст. воспитатели. III. Система работы по патриотическому воспитанию детей на основе ознакомления с родным городом. Деловая игра. Буйновская Д.В., ст. воспитатели. -Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: принципы, средства, методы, технологии, блоки, направления, создание РППС. Групповая проблемная работа в малых группах. Серт Т.Н. , ст. воспитатели. IV. Анализ результатов смотра-конкурса уголков патриотического воспитания. Методические рекомендации «Оформление патриотического уголка в разных возрастных группах ДОУ». Ст. воспитатель: Т.А. Харитонова V. Из опыта работы. «Изучаем родной город». Ткач И.А. «Новые подходы к формированию патриотического мышления». Кузина М.В. Vl . Подведение итогов, решение семинара.

Слайд 4

В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в ряде нормативных документов: Организация работы по нравственно — патриотическому воспитанию в системе ДОУ - Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. N 273-ФЗ. - Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 №751, система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. -«Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утв. распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяет среди прочих следующие приоритеты государственной политики в области воспитания: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. -Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155) одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках .

Слайд 5

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Между тем, патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России. Патриотизм - это не только чувство любви к Родине, оно включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу и общественную жизнь людей.

Слайд 6

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» (Д.С . Лихачев )

Слайд 7

В нашем детском саду в соответствии ФГОС ДО должна быть разработана система работы по патриотическому воспитанию дошкольников на основе ознакомления с родным городом. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывая все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и по приобщению к культуре .

Слайд 8

Задачи : - воспитывать любовь и привязанность к семье, близким людям, своему дому, детскому саду. родной улице и городу ; - уважение к людям разных профессий и результатам их труда; формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому; элементарные знания о правах человека ; толерантность , чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям ; развивать интерес к народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям ; чувство ответственности и гордости за достижения Родины ; расширять представления о родной стране, ее столице, городах ; знакомить с государственной символикой: гербом, флагом, гимном, историческим прошлым России, малой родины.

Слайд 9

Система работы по патриотическому воспитанию детей Ознакомление с ближайшим окружением Достопримечательности города История и современность города Символика и труд Транспорт города Здания города Отдых и спортивная жизнь горожан Известные люди города Улицы города. История названия улиц Улицы города. История названия улиц Исторические памятники Боевая слава города Знакомство с людьми, прославившими город

Слайд 10

Ознакомление с явлениями общественной жизни Патриотические даты и праздники Знакомство с событиями, происходящими в городе, расширение представлений о родном городе Ознакомление с явлениями социальной жизни Знакомство с символикой города Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведённых ими

Слайд 11

Ознакомление с природой воспитание любви к природе воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы воспитание бережного отношения к природе родного города (экологическое воспитание)

Слайд 13

Принципы педагогической деятельности Индивидуализация обучения /учёт индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста / Постоянное стимулирование творческой, активной, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Системность и последовательность воспитания и обучения Обеспечение психологического комфорта при организации ООД Преемственность в организации разнообразных видов деятельности

Слайд 14

Систематичность и последовательность (от близкого к далекому, от малого к великому ) скоординированная целенаправленная работа всех участников ВОП (семья, ребенок, педагоги) использование национальных, семейных традиций использование форм и методов работы с учетом возрастных и индивидуальных характеристик взаимопроникновение воспитательно – образовательных задач: эстетического и нравственного воспитания

Слайд 15

Средства патриотического воспитания Создание условий в группе Взаимодействие с социумом Взаимодействие с семьями воспитанников Дополнительная образовательная деятельность Организованная образовательная деятельность Досуговая деятельность Развивающие виды деятельности Проектная деятельность Творческая деятельность

Слайд 16

МЕТОДЫ НАГЛЯДНЫЙ СЛОВЕСНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ

Слайд 18

Технологии Игровые Коммуникативные Проблемные Развивающего обучения Проектные ИКТ Информационные Поисковые

Слайд 20

Принятие решения Использовать в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста разнообразные формы и методы по формированию нравственно-патриотических чувств на основе ознакомления с городом Продумать, обновить методический материал и пособия, оформление в уголках патриотического воспитания в подготовительных и старших группах. Использовать разнообразные формы работы с родителями с целью повышения интереса к формированию нравственно-патриотических чувств (ежемесячно размещать на официальном сайте МДОУ № 56 о проходящих тематических выставках, смотрах, конкурсах, досугах на тему «Мой город», организация совместных мероприятий, досугов, экскурсий с активным участием родителей) Творческой группе в составе педагогов разработать план по взаимодействию МДОУ № 56 и хуторским казачьим обществом « Электростальское » по формированию патриотических чувств у воспитанников старшего дошкольного возраста. Провести открытые досуговые мероприятия с привлечением родителей и учащихся школ по ознакомлению с родным городом.

Слайд 21

«Ничто не является хорошим или плохим, все зависит от того , как мы смотрим на вещи» « В любой ситуации выбор всегда за вами. Вы либо гуляете под дождем, либо просто под ним мокнете» « Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, а на 90% - из того, как мы на это реагируем .» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Постановка проблемы.

       Основополагающей задачей нравственного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение дошкольника к отеческому наследию. Раскрытие нравственных качеств личности в ребенке дошкольного возраста представляется возможным через приобщение его к культуре и традициям своего народа, поскольку приобщение детей к наследию отечества призвано воспитывать у детей уважение, гордость за свою Родину, чувство патриотизма, желания сохранять и обогащать наследие своей родной земли, и вместе с этим у ребенка формируются нравственные качества.

        В работе воспитателя необходимо использовать такие средства и методы патриотического воспитания, которые могли бы способствовать не только приобщению детей к культуре и традициям своей Родины, но и формировать нравственные качества, которые будут отражаться на культуре поведения детей, их речи, бережном отношении к окружающим их предметам, характере общения с окружающими людьми.

        Цель: Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников

.

Актуальность проблемы. Проблема формирования нравственных качеств личности на современном этапе актуализируется сложившейся ситуацией в обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. На сегодняшний день существует необходимость поиска эффективных методов и средств воспитания привычек нравственно поведения у дошкольников на основе их патриотического воспитания.

Анализ литературы. В педагогике в целом, и в дошкольной педагогике в частности, проблема нравственного воспитания детей, как и проблема патриотического воспитания, разработаны разносторонне такими исследователями, как: M. Л. Афанасьева, Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, Т. С. Комарова, А. М. Князев, В.Маркова, С. Е. Матушкин, А. В. Мудрик, Э. И. Сокольникова, В. Г. Нечаева, О. Сакавичене, С. Т. Шамкий и многие другие. Однако, несмотря на многочисленные исследования данной проблемы, можно отметить, что в основном исследователями освещаются лишь отдельные стороны нравственного и патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет единой методической системы, отражающей всю глубину данного вопроса. Как отмечают психологи, в частности Л. С. Мухина, нравственные качества личности ребенка не могут возникнуть самостоятельно.

       Их развитие и формирование происходит постепенно, по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит в конечном счете от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы.

      Дети дошкольного возраста по своей психологической природе воспринимают окружающую действительность эмоционально, поэтому нравственные качества личности в патриотическом воспитании проявляются в процессе восхищения ими своим городом, своей страной. Невозможно сформировать эти чувства посредством проведения нескольких занятий с детьми, их сформированность может стать результатом поэтапного, длительного, систематического и целенаправленного воспитания. Работа по их формированию должна строится таким образом, чтобы она проходила через каждого дошкольника.

      Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к:

1. самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке;

2. с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду;

3. городу.

 Формирование нравственных качеств личности через патриотическое воспитание дошкольников станет эффективным при условии организации определенных педагогических условий, которыми могут выступать:

- обеспечение понимания детьми нравственно-патриотических категорий и осознание их морали;

 - комплексное решение задач нравственно-патриотического воспитания детей в различных видах деятельности (художественно-речевая, игровая, театрализованная, учебная) как на занятиях, так и в повседневной жизни; - стимулирование оценочно-контрольной деятельности в нравственно-патриотическом поведении детей.

   Наиболее эффективными формами работы с детьми в данном направлении могут выступать:

 - Творческая деятельность педагога с детьми.

- Фронтальная работа в виде проведения праздников и развлечений. - Индивидуальная работа педагога с детьми.

   В работе по воспитанию нравственных качеств личности через формирование патриотических чувств, любви к родному краю, можно выделить несколько этапов:

1 этап. Началом такой работы должно являться создание благоприятной развивающей среды. Необходимо создать в группе такую атмосферу, которая способствовала бы патриотическому воспитанию детей. Для этого можно организовать групповой стенд с атрибутами символики родного города, района, государственной символики. Здесь же можно организовать «Уголок родного края», в котором расположить фотографии, атрибуты, книги, журналы, открытки и т. п., посвященные изучению родного города.

 

2 этап. Дальнейшей работой по патриотическому воспитанию, с целью формирования нравственных качеств может стать ознакомление детей с народным фольклором, в котором наиболее доступно для детей данного возраста раскрываются нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, правде, верности, трудолюбии. На этом этапе работы необходимо знакомить детей с загадками, половицами, поговорками, сказками, частушками, тем самым, приобщая детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

3 этап. Следующим этапом работы должно являться знакомство с народными традициями, как один из главных методов приобщения детей к народной культуре. На данном этапе можно использовать такие методы как ведение народного календаря, фиксирование изменений в природе, при этом можно использовать приемы сравнения с народными приметами. Уместными на данном этапе могут стать беседы о труде человека, раскрытие взаимосвязи между природой и обычаями народа. Основополагающей целью данного этапа должно выступать формирование у дошкольников интереса к культурному наследию страны. При этом нужно развивать у детей такие качества как любознательность, активность, самостоятельность.

4 этап. На данном этапе патриотического воспитания основной задачей должно выступать непосредственное создание системы нравственного и патриотического воспитания, через ознакомление с родным городом, страной. На данном этапе работа должна осуществляться в соответствии с тематическими блоками, предусмотренными программой обучения дошкольников:

«Моя семья»,

«Моя улица»,

 «Мой город»,

«Моя страна» и т. п.

В работе могут быть использованы разнообразные методы и приемы: беседы, наблюдения, целевые чтение художественной литературы, составление рассказов, прогулки, экскурсии, проектная деятельность.   

       Одним из главных приемов на данном этапе должна выступать игра, как ведущая деятельность в данном возрасте. Можно использовать всевозможные дидактические игры, настольно-печатные игры, народные подвижные игры и т. п. На данном этапе нужно уделять внимание воспитанию у дошкольников умений понимать и ценить красоту природы родного края, воспитывать созидательное отношение к ней, желание сделать что — то полезное для других людей. С этой целью можно использовать труд на участке детского сада, организовать природоохранные акции, такие как: «Поможем зимой птицам», «Посадим дерево для города» и т. п.

5 этап. На последнем этапе работы стоит закрепить полученные навыки у детей. С этой целью организовываются праздники, вечера развлечений, проекты. Среди них могут быть такие: «Моя малая Родина», «День Защитника Отечества», «Великая Победа» и другие. В работе могут быть эффективно использованы такие формы работы, как праздничные утренники: «День России», «День города», «Мой папа самый лучший», «Поклонимся великим тем годам». Немаловажную роль при реализации работы играет подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования нравственных качеств личности средствами патриотического воспитания. Подготовленность предполагает наличие у педагогов высокого уровня профессиональной компетентности, мастерства, способности к саморегулированию, самонастрою на решение поставленных задач. Реализация работы по воспитанию нравственных качеств средствами патриотического воспитания может показать такие результаты:

 -  Знакомство детей с социальными нормами и правилами поведения в обществе для установления добрых взаимоотношений между людьми. -  Формирование у дошкольников основ патриотизма, гражданственности и ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите.

 -  Усвоение опыта предыдущих поколений, способствующего успешной социализации детей.

Выводы. Таким образом, основополагающей задачей нравственного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение дошкольника к отеческому наследию. Нравственные качества личности ребенка не могут возникнуть самостоятельно, они формируются по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы.

  В работе по воспитанию нравственных качеств личности через формирование патриотических чувств, любви к родному краю, можно выделить несколько этапов:

- создание благоприятной развивающей среды,  

- ознакомление детей с народным фольклором, знакомство с народными традициями,

- непосредственное создание системы нравственного и патриотического воспитания, через ознакомление с родным городом, страной, закрепление.

       Немаловажную роль при реализации работы играет подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования нравственных качеств личности средствами патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность "День Победы". Уровень ДОУ, 2018 г.

Открытая организованная образовательная деятельность для педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста "День Победы"....

Мастер-класс "Учимся, конструируем, играем". Уровень ДОУ 2018 г.

Воспитатель, Андреенкова татьяна Николаевна, провела мастер-класс для педагогов ДОУ на тему "Учимся, конструируем, играем" 25 марта 2018 года....

ООД "Теремок на новый лад". Уровень ДОУ 2018 г.

10 апреля 2018 года музыкальный руководитель МДОУ № 51, Кочергина Татьяна Дмитриевна, показала для своих коллег окрытую организованную образовательную деятельность с детьми среднего дошкольного возрас...

Музыкально-тематический праздник "9 мая". Уровень ДОУ 2018 г.

Мы встречаем день Победы,Он идёт в цветах, знамёнах.Всех героев мы сегодняНазываем поимённо.Знаем мы: совсем не простоОн пришёл к нам – День Победы.Этот день завоевали Наши папы, наши деды....

Проект «Секреты божьей коров-ки», уровень ДОУ, 2018 год.

Проект «Секреты божьей коровки»Тема работы «Я-Исследователь» Название работы «Секреты божьей коровки»Вид проекта. Познавательно –информаци...

Проект «Широкая Масленица», уровень ДОУ, 2018 год.

Актуальность:Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отошли от этих традиций, те...

Консультация "Формы и методы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников на основе с родным городом". Уровень ДОУ 2018 г.

Цель: закрепить и обобщить  знания педагогов о формах и методах работы по воспитанию патриотизма у дошкольников на основе ознакомления с родным городом....