Консультация с презентацией «Планирование – основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ».
консультация на тему
В материале говорится о важности планирования образовательной деятельности и о принципах его составления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._planirovanie.docx | 59.64 КБ |
planirovanie_fgos.pptx | 142.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Звёздочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников
Консультация
«Планирование – основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ».
Подготовил:
Третьякова Н.В. – зам. заведующего
Берёзовский городской округ 2016
Введение
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями.
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования. Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.
Нормативная база (слайд 2).
Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением. (слайд 2).
На основе ООП ДОУ составляются рабочие программы специалистов и воспитателей. Рабочие программы воспитателей составляются на каждый год, под конкретную возрастную группу и в неё в течение года могут вноситься изменения и дополнения.
Презентация рабочей программы воспитателя (Карелина Т.В. – воспитатель).
Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование. От того, насколько качественно планирование, в большой мере зависит эффективность педагогического процесса.
Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.
Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. (слайд3,4)
Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующим деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по реализации содержания психолого-педагогической работы по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие), разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ. (слайд 5)
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям.
Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.
Комплексно-тематическое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается на учебный год (с сентября по май включительно).
Комплексно-тематическое планирование является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и должно быть разработано методистом и педагогами до начала учебного года. (слайд 6)
Комплексно-тематическое планирование (модель по возрастам). (слайд 7)
Месяц/ неделя | Тема недели | Итоговые мероприятия | Интеграция областей | Виды детской деятельности | ||
сентябрь | 1 | Вот и лето прошло. | Праздник «День знаний». Выставка детского творчества | Физическое развитие Социально-коммуникативное Развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Двигательная Игровая: -с/р игра, -игры с правилами, -дидактические игры другие; Изобразительная деятельность -рисование, -лепка, -аппликация; Восприятие художественной литературы и фольклора; Познавательно-исследовательская; Коммуникативная; Самообслуживание и элементарный бытовой труд; Музыкально-художественная Конструирование из различных материалов | |
2 | Как мы живем в детском саду. | |||||
3 | Наступила осень. | |||||
4 | Мой родной город. | |||||
октябрь | 1 | Как живут люди в селах и деревнях. | Праздник «Осень». Выставка детского творчества | |||
2 | Какая бывает осень | |||||
3 | Скоро зима | |||||
4 | Главный город России | |||||
ноябрь | 1 | Кузбасс – моя малая Родина. | День народного единства Выставка детского творчества. | |||
2 | Транспорт | |||||
3 | Береги свое здоровье! | |||||
4 | Моя семья | |||||
декабрь | 1 | Имена и фамилии. | Новогодний праздник Выставка детского творчества | |||
2 | Вот пришли морозы и зима настала | |||||
3 | Защита Родины | |||||
4 | Новый год у ворот | |||||
январь | 1 | Рождественские каникулы | Зимнее развлечение Выставка детского творчества | |||
2 | Человек | |||||
3 | Зима в лесу. | |||||
4 | Мы живем в России. | |||||
февраль | 1 | Опасности вокруг нас | Проект «Внимание, дорога!» Праздник «День защитников Отечества» Выставка детского творчества | |||
2 | Воздух –невидимка | |||||
3 | День Защитника Отечества | |||||
4 | Зима прошла | |||||
март | 1 | Мамин праздник | Праздник «Мамин день» Выставка детского творчества | |||
2 | Знаменитые люди России | |||||
3 | Животный мир | |||||
4 | Вода - волшебница | |||||
апрель | 1 | Мы живем на Земле. | Проект «Мы живем на Земле» Развлечение «День космонавтики» | |||
2 | Космос | |||||
3 | Пришла настоящая весна. | |||||
4 | Россия – Родина моя. | |||||
май | 1 | День Победы | Проект «Спасибо деду, за победу!» Выставка детского творчества | |||
2 | Здоровье надо беречь! | |||||
3 | Труд людей. | |||||
4 | Россия богата талантами. |
(слайд 8)
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения и рабочая программа педагога. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.
На данный момент в продаже имеются готовые перспективные и календарные планы к некоторым примерным программам дошкольного образования. Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что такие планы не учитывают ряд важных моментов: актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы, а также не всегда позволяют реализовать такие требования ФГОС ДО, как учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта своего образования. Таким образом, готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов. Поэтому, важной задачей становится не только освоение педагогами основных принципов и подходов планирования, но и личностное осмысление происходящих изменений.
(слайд 9)
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
- Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
- Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
- Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
- Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).
(слайд 10)
Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".
Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).
Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.
(слайд 11)
Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.
Перспективный план включает (в зависимости от программы ДОУ):
- сроки реализации;
- образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие);
- цели и задачи (на месяц);
- виды детской деятельности,
- используемую литературу и методические пособия,
- работа с родителями на учебный год (родительские собрания и консультации);
- на начало каждого месяца определяется: комплексы утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна, работа с родителями и детьми на месяц (индивидуальные и групповые консультации, групповые и общесадовые родительские собрания, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, конкурсы, выставки, семинары, музыкальные и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, и т.д.).
(слайд 12) Ребёнок «проживает» тему в разных видах детской деятельности
(слайд 13)
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах (модель младшая группа).
Организованная образовательная деятельность | Совместная деятельность | ||||
Виды занятий | Образов. области | Цели | |||
Сентябрь | |||||
1-я неделя Тема: «Мы пришли в детский сад» Цель:формирование умений у детей ориентироваться в групповом пространстве, воспитание у детей аккуратности, бережного отношения к предметам; развитие чувства безопасности | |||||
Ознакомление с окружающим миром. Мы пришли в детский сад. А. Барто «Игрушки» (чтение) | П | Познакомить с помещением групповой комнаты, рассказать об игрушках, правилах поведения в группе и спальне | Понедельник Беседа (безопаснность) «Осторожно! Дверь!» Д/и(ФЭМП) «Куда положить предмет?» Д/и(р.св.р.) «Какие дети в нашей группе» П/и «Найди себе пару» Чтение Е. Янковская «Я хожу в детский сад» Игр.упр (этикет, культура поведения) «К нам в группу пришли гости» Работа в кн.центре: «Экскурссия в «Книжкин домик» С-р/и «Напоим куклу чаем» Вторник Беседа(озн. с окр. миром-экология) «Кто где живет?» Проект.деят-ть «Я хожу в детский сад» Д/и(разв.сл.) «Назови правильно» Чтениестих-ия О. Высотская «Детский сад» Работа в центре муз.восп-ия: Рассматривание музыкальных инструментов в группе. Продуктивная деят-ть: лепка «Семечки для птички» Экспериментирование с бумагой. Среда Беседа(нравст.восп-ие) «Подскажем Петрушке как надо здороваться» Форм-ие КГН: игр.упр.«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки» Д/и (озн. с окр. миром) «Догадайся, что звучит?» Нар/и «Карусель» Чтение А.Барто «Игрушки» Работа в центре физ.восп-ия.П/и «Перепрыгни через ручеек» Д/и(ИЗО) «Покажи такого же цвета» (колечко, фломастер, шарик, кубик и т.д.) Констр-мод.деят-ть «Кубик на кубик - будет башенка» С-р/и «Уложим куклу спать» Четверг Беседа (патриотич.воспи-ие) «Моя группа» Познават-исслед.деят-ть «Водичка,водичка» П/и «Курочка и цыплята» Чтение Л.Воронкова «Маша-растеряша» Работа в центре сенс-горазв-ияД/и «Спрячь мышонка» Театр-аядеят-ть: показ настольного театра«Колобок» Реж/и «Катя заболела» Пятница Приобщение к искусству: рассматривание русской народной игрушки «Неваляшка» Д/и(разв-иепсихич. процессов) «Кто спрятался?» Д/и(ЗКР) «Угадай, кто сказал?» Чтение сказки «Три медведя» Формир-ие представлений ЗОЖ «Оденем куклу на прогулку» Общ-полезный труд «Найдём игрушкам свои домики» Развлечение «Сказка в садик к нам пришла» | ||
С-К | Обратить внимание, что в группе много детей - мальчиков и девочек. Побуждать играть дружно | ||||
Р | Помочь вспомнить и прочитать знакомые стихотворения | ||||
Математика. Подберем куклам ленточки и пройдем по разным дорожкам. Русская народная потешка «Расти, коса, до пояса» (чтение) | П | Учить сравнивать предметы по длине, познакомить с понятиями: длинный, короткий | |||
С-К | Упражнять в идентификации своей тендерной принадлежности (мальчики пойдут по короткой дороге, девочки - по длинной). Дать понятие о необходимости содержать волосы в порядке | ||||
Р | Побуждать употреблять в речи слова: длинная, короткая | ||||
Развитие речи. Вспомним сказки | С-К | Уточнить правило: нельзя убегать от взрослых, можно попасть в беду | |||
Р | Побуждать вспомнить сказки, отвечать на вопросы по их содержанию, проговаривать вместе с воспитателем отрывки из сказок. Упражнять в правильном произношении звука а | ||||
Рисование. Знакомство с карандашом и бумагой | Х-Э | Учить рисовать цветными карандашами, правильно держать карандаш, проводить им по бумаге, оставляя видимый след. Воспитывать желание рисовать | |||
Лепка. Знакомство с пластилином | П | Познакомить с новым изобразительным материалом - пластилином, учить класть его на доску после использования | |||
С-К | Познакомить с правилами безопасного поведения на занятиях по лепке | ||||
Х-Э | Побуждать брать пластилин в руки, знакомиться с его свойствами |
Слайд 14
Циклограмма дня составляется на основании плана организации образовательной деятельности для каждой возрастной группы, в каждом детском саду. Она разделена на дни недели. Каждый день это: утро, первая половина дня, включающая непосредственно организованную образовательную деятельность, прогулка, вторая половина дня, вторая прогулка, вечер. В циклограмме обозначены только формы организации детей, которые соответствуют каждому виду деятельности.
На основе циклограммы и перспективного планирования составляется календарный план
Циклограмма дня (модель)
Циклограмма образовательной деятельности в течение дня | ||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Труд, дежурство, самообслуживание, здоровьесберегающие технологии, утренняя гимнастика | ||||
1. Беседы по формированию основ безопасности 2. Д/и по ФЭМП 3. Д/и по развитию связной речи 4. П/игра | 1. Беседы по ознакомлению с окр. миром (экология) 2. Проектная деятельность 3. Д/и по грамматическому строю речи или д/и на развитие словаря | 1. Беседы по нравственному воспитанию 2. Формирование КГН 3. Д/и по ознакомлению с окружающим миром 4. Народная игра | 1. Беседы по патриотическому воспитанию, о ребенке в семье и обществе. 2. Познавательно-исследовательская деятельность 3. П/игра | 1. Приобщение к искусству 2. Д/и на развитие психических процессов 3. Д/игра по ЗКР |
Прогулка: Наблюдение, труд, п/и, индивидуальная работа | ||||
Перед обедом: чтение художественной литературы, ТСО | ||||
После сна: гимнастика, дыхательная гимнастика, оздоровительные пробежки, закаливающие процедуры | ||||
1. Беседы по этике и культуре поведения 2. Работа в книжном центре 3. С/Р игра | 1. Работа в центре музыкального воспитания 2. Продуктивная деятельность 3. Детское экспериментирование | 1. Работа в центре физического воспитания 2. Д/и по ИЗО 3. Конструктивно-модельная деятельность 4. С/Р игра | 1. Работа в центре сенсорного развития 2. Театрализованная деятельность 3. Режиссерская игра | 1.Формирование представлений о ЗОЖ 2. Общественно-полезный труд 3. Досуг, развлечения |
Кружковая деятельность (1 раз в неделю – младший возраст; 2 раза – старший возраст). Совместная деятельность по экологи: младший возраст – по вторникам. Самостоятельная деятельность детей (конструктивная, изобразительная, музыкальная, игровая и др.) |
(слайд 15)
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах.
Календарно-тематический план составляется на каждый день в соответствии с режимом дня группы, сеткой непосредственно образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности, циклограммой, комплексно–тематическим планированием, перспективным планированием, программным содержанием по возрастным группам
Данный план составляется на одну-две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарно-тематическое планирование следует начинать с перспективного (сетки НОД), учитывающего:
- требования к максимальной нагрузке на детей;
- требования тематического планирования.
При планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид игры, название, задачи, ссылку на учебно-методическое обеспечение. При наличии картотеки указывается лишь ее вид и номер игры в картотеке.
Календарно-тематический план включает:
- планирование утреннего отрезка времени;
- планирование НОД;
- планирование утренней и вечерней прогулок;
- планирование второй половины дня,
- планирование работы с семьёй,
- создание развивающей предметно-пространственной среды.
Данный вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:
- непосредственно образовательная деятельность;
- нерегламентированные виды деятельности;
- свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.
Календарно-тематический план воспитательно – образовательной работы должен строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности, коммуникативная и др.), обеспечивать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка, и должен предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности. Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции. План является также средством контроля достижения целей и определения необходимой для этого деятельности.
Очень важно учитывать комплексно-тематический принцип при планировании - единая тема объединяет все виды деятельности.
Компонентами календарно-тематического планирования являются:
- Целевой компонент: цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми).
- Содержательный - определяется программой.
- Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
- Результативный (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать) – может присутствовать в форме календарного планирования как средство оценки достижения результатов.
- Материально-технический: оснащение и дидактическое обеспечение.
При планировании приветствуется использование картотек прогулок, утренней гимнастики, наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т.п., составленных педагогами групп, специалистами ДОУ.
В перспективном и календарно-тематическом планировании должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.
В планах обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, квалификационная категория, даты начала и окончания плана. Контроль за календарно-тематическим планированием осуществляется методистом ДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой: Дата проверки. Надпись: «План проверен, рекомендовано: 1…., 2….., 3….. и т.д.», а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями. Срок хранения календарно-тематического и перспективного плана 5 лет.
Пример схемы календарного планирования.
Дата:______________ Тема недели:________________________________________________________________________________________________
1-я половина дня | |||
Совместная деятельность воспитателя и детей | Самостоятельная деятельность детей | ||
Организованная образовательная деятельность | |||
Прогулка 1 | |||
Перед обедом | |||
После сна | |||
2-я половина дня | |||
Совместная деятельность воспитателя и детей | Самостоятельная деятельность детей | ||
Прогулка 2 | |||
Взаимодействие с родителями |
План воспитательно-образовательной работы оформляется в соответствии с утвержденной формой написания плана воспитательно-образовательной работы согласно требованиям ФГОС ДО.
(слайд 16)
План воспитательно – образовательной работы содержит следующие разделы (на усмотрение администрации и пед.коллектива ДОУ)
- годовые задачи ДОУ;
- режим дня группы;
- расписание непосредственно образовательной деятельности;
- циклограмма;
- ежедневные традиции группы;
- еженедельные традиции группы;
- список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, с указанием индивидуальных особенностей, групп здоровья…);
- список детей по подгруппам;
- условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы);
- сведения о родителях воспитанников группы;
- перспективный план работы с родителями на год;
- протоколы родительских собраний;
- комплексно-тематическое планирование на учебный год;
- перспективное планирование;
- календарно-тематический планирование на каждый день;
(слайд 17)
Приложениями к плану воспитательно – образовательной работы могут быть:
- комплексы утренней гимнастики и корригирующей гимнастики после дневного сна.
- работа по созданию развивающей среды.
- оценка промежуточных и конечных итогов работы (усвоение детьми программы) в соответствии с возрастом детей.
- журнал учёта индивидуальной работы с детьми.
- паспорт группы
Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана. Решение о выборе формы написания календарного плана воспитателей принимается на педагогическом совете дошкольного учреждения.
(слайд 18)
Формы планирования воспитательно-образовательной деятельности:
- текстовая,
- сетевая,
- графическая,
- компилятивная.
- Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планировании работы на год и более длительные формы. Чаще всего текстовую форму планирования используют при описании результатов анализа деятельности ДОУ за предыдущий год, установке причинно-следственных связей, описании структуры программного документа и т.д.
- Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Эта форма применяется для отдельных разделов программы развития или годового плана ДОУ. В основу сетевой формы чаще всего заложена циклограмма, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия, в частности на очередной учебный год.
- Для перспективного и комплексно- тематического планирования работы воспитателя удобнее использовать таблицы.
- Планирование расписания НОД (модель регламентированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми) удобнее планировать схематично. В отличие от таблицы, где содержание представлено в определённой последовательности, схема показывает взаимосвязи и взаимодополняемость её элементов.
- Календарно-тематическое планирование на неделю удобнее планировать при помощи циклограммы. Все составляющие календарного плана в течение дня практически повторяются ежедневно в течение недели (игры, беседы, индивидуальная работа, труд в природе и хозяйственный труд и т.д.). Поэтому циклограмма позволит воспитателю значительно сэкономить время на планировании образовательной деятельности, уделив его работе с детьми.
- Графическая форма планирования отражает содержание деятельности ДОУ в виде двух координатных графиков, диаграмм, гистограмм. Чаще всего данная форма планирования используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, неделю или день.
- Компилятивная форма плана может объединять в себе несколько разных форм, сочетающихся друг с другом.
В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная образовательная программа ДОУ Рабочая программа педагога
Позволяет сосредоточить внимание на главных задачах и добиться экономичного функционирования. Это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития. Это необходимое условие успешной работы с детьми Главное - содержание. Условия успешного планирования : Твердое знание программы Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития Совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе Планирование -
Учет конкретных педагогических условий Возрастного состава группы Уровня развития детей Взаимосвязь процесса воспитания и обучения Регулярность, последовательность, цикличность воспитательных воздействий Принципы планирования
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях. Нормативно-правовая БАЗА
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса .
Комплексно-тематическое планирование 5 -6 лет Месяц/ неделя Тема недели Итоговые мероприятия Интеграция областей Виды детской деятельности сентябрь 1 Вот и лето прошло. Праздник «День знаний». Выставка детского творчества Физическое развитие Социально-коммуникативное Развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Двигательная Игровая: -с/ р игра, -игры с правилами, дидактические игры -другие ; Изобраз . деятельность -рисование, -лепка, -аппликация; Восприятие художественной литературы и фольклора; Познават.-исследовательская ; Коммун-ая ; Самообслуживание и элементарный бытовой труд; Муз.-худож-ая Констр-ие из различных материалов 2 Как мы живем в детском саду. 3 Наступила осень. 4 Мой родной город. октябрь 1 Как живут люди в селах и деревнях. Праздник «Осень». Выставка детского творчества 2 Какая бывает осень 3 Скоро зима 4 Главный город России ноябрь 1 Кузбасс – моя малая Родина. День народного единства Выставка детского творчества. 2 Транспорт 3 Береги свое здоровье! 4 Моя семья декабрь 1 Имена и фамилии. Новогодний праздник Выставка детского творчества 2 Вот пришли морозы и зима настала 3 Защита Родины 4 Новый год у ворот январь 1 Рождественские каникулы Зимнее развлечение Выставка детского творчества 2 Человек 3 Зима в лесу. 4 Мы живем в России.
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах . Событийный принцип Проектная деятельность приоритетная Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель; Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему; Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.). Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях; Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).
Планирование тематической недели Задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Содержание образовательного материала согласно образовательной программе (формы, методы и приемы работы с детьми ). Предметно-развивающая среда группы . Отслеживание результатов обучения и развития детей.
Перспективное планирование НОД образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие); цели и задачи (на месяц); виды детской деятельности, используемая литература и методические пособия, сроки реализации.
Ребёнок «проживает» тему в разных видах детской деятельности Игровая Познавательно- исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Трудовая Музыкально- художественная Тема Продуктивная Коммуникативная Двигательная Продуктивная
Комплексно-тематическое планирование младшая группа (модель) Организованная образовательная деятельность Совместная деятельность Виды занятий Образов. области Цели Сентябрь 1-я неделя Тема: «Мы пришли в детский сад» Цель:формирование умений у детей ориентироваться в групповом пространстве, воспитание у детей аккуратности, бережного отношения к предметам; развитие чувства безопасности Ознакомление с окружающим миром. Мы пришли в детский сад. А. Барто «Игрушки» (чтение) П Познакомить с помещением групповой комнаты, рассказать об игрушках, правилах поведения в группе и спальне Понедельник Беседа ( безопаснность ) «Осторожно! Дверь!» Д/и(ФЭМП) «Куда положить предмет?» Д/и(р.св.р.) «Какие дети в нашей группе» П/и «Найди себе пару» Чтение Е. Янковская «Я хожу в детский сад» Игр.упр (этикет, культура поведения) «К нам в группу пришли гости» Работа в кн.центре: « Экскурссия в « Книжкин домик» С-р /и «Напоим куклу чаем» Вторник Беседа( озн . с окр . миром-экология ) «Кто где живет?» Проект.деят-ть «Я хожу в детский сад» Д/и( разв.сл .) «Назови правильно» Чтениестих-ия О. Высотская «Детский сад» Работа в центре муз.восп-ия : Рассматривание музыкальных инструментов в группе. Продуктивная деят-ть : лепка «Семечки для птички» Экспериментирование с бумагой. Среда Беседа( нравст.восп-ие ) «Подскажем Петрушке как надо здороваться» Форм-ие КГН: игр.упр .«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки» Д/и ( озн . с окр . миром) «Догадайся, что звучит?» Нар/и «Карусель» Чтение А.Барто «Игрушки» Работа в центре физ.восп-ия.П /и «Перепрыгни через ручеек» Д/и(ИЗО) «Покажи такого же цвета» (колечко, фломастер, шарик, кубик и т.д.) Констр-мод.деят-ть « Кубик на кубик - будет башенка » С-р /и «Уложим куклу спать» Четверг Беседа ( патриотич.воспи-ие ) «Моя группа» Познават-исслед.деят-ть « Водичка,водичка » П/и «Курочка и цыплята» Чтение Л.Воронкова «Маша-растеряша» Работа в центре сенс-горазв-ияД /и «Спрячь мышонка» Театр-аядеят-ть : показ настольного театра«Колобок» Реж/и «Катя заболела» Пятница Приобщение к искусству: рассматривание русской народной игрушки «Неваляшка» Д/и( разв-иепсихич . процессов) «Кто спрятался?» Д/и(ЗКР) «Угадай, кто сказал?» Чтение сказки «Три медведя» Формир-ие представлений ЗОЖ «Оденем куклу на прогулку» Общ-полезный труд «Найдём игрушкам свои домики» Развлечение «Сказка в садик к нам пришла» С-К Обратить внимание, что в группе много детей - мальчиков и девочек. Побуждать играть дружно Р Помочь вспомнить и прочитать знакомые стихотворения Математика. Подберем куклам ленточки и пройдем по разным дорожкам. Русская народная потешка «Расти, коса, до пояса» (чтение) П Учить сравнивать предметы по длине, познакомить с понятиями: длинный, короткий С-К Упражнять в идентификации своей тендерной принадлежности (мальчики пойдут по короткой дороге, девочки - по длинной). Дать понятие о необходимости содержать волосы в порядке Р Побуждать употреблять в речи слова: длинная, короткая Развитие речи. Вспомним сказки С-К Уточнить правило: нельзя убегать от взрослых, можно попасть в беду Р Побуждать вспомнить сказки, отвечать на вопросы по их содержанию, проговаривать вместе с воспитателем отрывки из сказок. Упражнять в правильном произношении звука а Рисование. Знакомство с карандашом и бумагой Х-Э Учить рисовать цветными карандашами, правильно держать карандаш, проводить им по бумаге, оставляя видимый след. Воспитывать желание рисовать Лепка. Знакомство с пластилином П Познакомить с новым изобразительным материалом - пластилином, учить класть его на доску после использования С-К Познакомить с правилами безопасного поведения на занятиях по лепке Х-Э Побуждать брать пластилин в руки, знакомиться с его свойствами
Циклограмма образовательной деятельности в течение дня понедельник вторник среда четверг пятница Труд, дежурство, самообслуживание, здоровьесберегающие технологии, утренняя гимнастика 1. Беседы по формированию основ безопасности 2. Д/и по ФЭМП 3. Д/и по развитию связной речи 4. П/игра 1. Беседы по ознакомлению с окр. миром (экология) 2. Проектная деятельность 3. Д/и по грамматическому строю речи или д/и на развитие словаря 1. Беседы по нравственному воспитанию 2. Формирование КГН 3. Д/и по ознакомлению с окружающим миром 4. Народная игра 1. Беседы по патриотическому воспитанию, о ребенке в семье и обществе. 2. Познавательно-исследовательская деятельность 3. П/игра 1. Приобщение к искусству 2. Д/и на развитие психических процессов 3. Д/игра по ЗКР Прогулка: Наблюдение, труд, п /и, индивидуальная работа Перед обедом: чтение художественной литературы, ТСО После сна: гимнастика, дыхательная гимнастика, оздоровительные пробежки, закаливающие процедуры 1. Беседы по этике и культуре поведения 2. Работа в книжном центре 3. С/Р игра 1. Работа в центре музыкального воспитания 2. Продуктивная деятельность 3. Детское экспериментирование 1. Работа в центре физического воспитания 2. Д/и по ИЗО 3. Конструктивно-модельная деятельность 4. С/Р игра 1. Работа в центре сенсорного развития 2. Театрализованная деятельность 3. Режиссерская игра 1.Формирование представлений о ЗОЖ 2. Общественно-полезный труд 3. Досуг, развлечения Кружковая деятельность (1 раз в неделю – младший возраст; 2 раза – старший возраст). Совместная деятельность по экологи: младший возраст – по вторникам. Самостоятельная деятельность детей (конструктивная, изобразительная, музыкальная, игровая и др.)
1-я половина дня Совместная деятельность воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Организованная образовательная деятельность Прогулка 1 Перед обедом После сна 2-я половина дня Совместная деятельность воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Прогулка 2 Взаимодействие с родителями Дата:______________ Тема недели:________________________________________________________________________________________________ Календарный план
Образовательный паспорт или журнал учёта годовые задачи ДОУ; Режим дня группы; расписание непосредственно образовательной деятельности; ц иклограмма дня; традиции и праздники группы; список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, с указанием индивидуальных особенностей, групп здоровья…); список детей по подгруппам; условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы); сведения о родителях воспитанников группы; перспективный план работы с родителями на год; протоколы родительских собраний; комплексно-тематическое планирование на учебный год; перспективное планирование; календарно-тематический планирование на каждый день;
Приложения к образовательному паспорту (журналу учёта) работа по созданию развивающей среды. оценка промежуточных и конечных итогов работы (усвоение детьми программы) в соответствии с возрастом детей. журнал учёта индивидуальной работы с детьми. паспорт группы комплексы утренней гимнастики и корригирующей гимнастики после дневного сна адаптационные листы и т.д.
Формы планирования воспитательно-образовательной деятельности: текстовая, сетевая, графическая, компилятивная.
Благодарю за внимание! Успехов в планировании!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Использование новых программ и педагогических технологий в ДОУ" на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО"
Итоговая работапо курсу повышения квалификации ИОЧ«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» на тему:«Разработка содержания воспитат...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
Проект разработан для старшей группы...
Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям
Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям...
«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО....
Планирование содержания воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО
МДОУ детский сад "Сказка", является экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС ДО на региональном уровне, в соответствии с этим в детском саду часто проходят обучающие семинары, методические объеди...
Примерное содержание воспитательно - образовательной работы по освоению детьми образовательной области «Труд» в старшей группе
Примерное содержание воспитательно - образовательной работы по освоению детьми образовательной области «Труд» в старшей группе...
Памятка для педагогов ДОУ "Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО"
Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО...