Консультация с презентацией «Планирование – основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ».
консультация на тему

Третьякова Надежда Вячеславовна

В материале говорится о важности планирования образовательной деятельности и о принципах его составления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._planirovanie.docx59.64 КБ
Файл planirovanie_fgos.pptx142.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Звёздочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников

Консультация

«Планирование – основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ».

Подготовил:

Третьякова Н.В. – зам. заведующего

Берёзовский городской округ 2016

Введение

       

Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования. Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

Нормативная база (слайд 2).

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения,  какие она определяет цели,  содержание  образования и как организован образовательный процесс. 

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением. (слайд 2).

На основе ООП ДОУ составляются рабочие программы специалистов и воспитателей. Рабочие программы воспитателей составляются на каждый год, под конкретную возрастную группу и в неё в течение года могут вноситься изменения и дополнения.

Презентация рабочей программы воспитателя (Карелина Т.В. – воспитатель).

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование. От того, насколько качественно планирование, в большой мере зависит эффективность педагогического процесса.

       Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Основой образовательного процесса является планированиеПлан — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. (слайд3,4)

Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующим деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по реализации содержания психолого-педагогической работы по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие), разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ. (слайд 5)

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям.

Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.

Комплексно-тематическое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается на учебный год (с сентября по май включительно).

  Комплексно-тематическое планирование является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и должно быть разработано методистом и педагогами до начала учебного года. (слайд 6)

Комплексно-тематическое планирование (модель по возрастам). (слайд 7)


Месяц/ неделя

Тема недели

Итоговые мероприятия

Интеграция областей

Виды детской деятельности

сентябрь

1

Вот и лето прошло.

Праздник «День знаний».

Выставка детского творчества

Физическое развитие

Социально-коммуникативное

Развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Двигательная

Игровая:

-с/р игра,

-игры с правилами,

-дидактические игры другие;

Изобразительная деятельность -рисование,

-лепка,

-аппликация;

Восприятие художественной литературы и фольклора;

Познавательно-исследовательская;

Коммуникативная;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд;

Музыкально-художественная

Конструирование из различных материалов

2

Как мы живем в детском саду.

3

Наступила осень.

4

Мой родной город.

октябрь

1

Как живут люди в селах и деревнях.

Праздник «Осень».

Выставка детского творчества

2

Какая бывает осень

3

Скоро зима

4

Главный город России

ноябрь

1

Кузбасс – моя малая Родина.

День народного единства

Выставка детского творчества.

2

Транспорт

3

Береги свое здоровье!

4

Моя семья

декабрь

1

Имена и фамилии.

Новогодний праздник Выставка детского творчества

2

Вот пришли морозы и зима настала

3

Защита Родины

4

Новый год у ворот

январь

1

Рождественские каникулы

Зимнее развлечение

Выставка детского творчества

2

Человек

3

Зима в лесу.

4

Мы живем в России.

февраль

1

Опасности вокруг нас

Проект

«Внимание, дорога!»

Праздник «День защитников Отечества»

Выставка детского творчества

2

Воздух –невидимка

3

День Защитника Отечества

4

Зима прошла

март

1

Мамин праздник

Праздник «Мамин день»

Выставка детского творчества

2

Знаменитые люди России

3

Животный мир

4

Вода - волшебница

     апрель

1

Мы живем на Земле.

Проект «Мы живем на Земле»

Развлечение «День космонавтики»

2

Космос

3

Пришла настоящая весна.

4

Россия – Родина моя.

май

1

День Победы

Проект

«Спасибо деду, за победу!»

Выставка детского творчества

2

Здоровье надо беречь!

3

Труд людей.

4

Россия богата талантами.


(слайд 8)

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения и рабочая программа педагога. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.  

      На данный момент в продаже имеются готовые перспективные и календарные планы к некоторым примерным программам дошкольного образования. Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что такие планы не учитывают ряд важных моментов: актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы, а также не всегда позволяют реализовать такие требования ФГОС ДО, как учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта своего образования. Таким образом, готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов.       Поэтому, важной задачей становится не только освоение педагогами основных принципов и подходов планирования, но и личностное осмысление происходящих изменений.

(слайд 9)

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО  предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость,  дань уважения, память.  Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное  участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

  • Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
  • Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
  • Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
  • Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

(слайд 10)

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".

Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе.         Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).

Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.

(слайд 11)

Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.

Перспективный план включает (в зависимости от программы ДОУ):

  • сроки реализации;
  • образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие);

  • цели и задачи (на месяц);
  • виды детской деятельности,
  • используемую литературу и методические пособия,

  • работа с родителями на учебный год (родительские собрания и консультации);

  • на начало каждого месяца определяется: комплексы утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна, работа с родителями и детьми на месяц (индивидуальные и групповые консультации, групповые и общесадовые родительские собрания, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, конкурсы, выставки, семинары, музыкальные и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, и т.д.).

(слайд 12) Ребёнок «проживает» тему в разных видах детской деятельности

(слайд 13)

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах (модель младшая группа).


Организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность

Виды занятий

Образов. области

Цели

Сентябрь

1-я неделя

Тема: «Мы пришли в детский сад»

Цель:формирование умений у детей ориентироваться в групповом пространстве, воспитание у детей аккуратности, бережного отношения к предметам; развитие чувства безопасности

Ознакомление с окружающим миром.

Мы пришли в детский сад.

А. Барто «Игрушки» (чтение)

П

Познакомить с помещением групповой комнаты, рассказать об игрушках, правилах поведения в группе и спальне

Понедельник

Беседа (безопаснность) «Осторожно! Дверь!»

Д/и(ФЭМП) «Куда положить предмет?»

Д/и(р.св.р.) «Какие дети в нашей группе»

П/и «Найди себе пару»

Чтение Е. Янковская «Я хожу в детский сад»

Игр.упр (этикет, культура поведения) «К нам в группу пришли гости»

Работа в кн.центре: «Экскурссия в «Книжкин домик»

С-р/и «Напоим куклу чаем»

Вторник

Беседа(озн. с окр. миром-экология) «Кто где живет?»

Проект.деят-ть «Я хожу в детский сад»

Д/и(разв.сл.) «Назови правильно»

Чтениестих-ия О. Высотская «Детский сад»

Работа в центре муз.восп-ия: Рассматривание музыкальных инструментов в группе.

Продуктивная деят-ть: лепка «Семечки для птички»

Экспериментирование с бумагой.

Среда

Беседа(нравст.восп-ие) «Подскажем Петрушке как надо здороваться»

Форм-ие КГН: игр.упр.«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

Д/и (озн. с окр. миром) «Догадайся, что звучит?»

Нар/и «Карусель»

Чтение А.Барто «Игрушки»

Работа в центре физ.восп-ия.П/и «Перепрыгни через ручеек»

Д/и(ИЗО) «Покажи такого же цвета» (колечко, фломастер, шарик, кубик и т.д.)

Констр-мод.деят-ть «Кубик на кубик - будет башенка»

С-р/и «Уложим куклу спать»

Четверг

Беседа (патриотич.воспи-ие) «Моя группа»

Познават-исслед.деят-ть «Водичка,водичка»

П/и «Курочка и цыплята»

Чтение Л.Воронкова «Маша-растеряша»

Работа в центре сенс-горазв-ияД/и «Спрячь мышонка»

Театр-аядеят-ть: показ настольного театра«Колобок»

Реж/и «Катя заболела»

Пятница

Приобщение к искусству: рассматривание русской народной игрушки «Неваляшка»

Д/и(разв-иепсихич. процессов) «Кто спрятался?»

Д/и(ЗКР) «Угадай, кто сказал?»

Чтение сказки «Три медведя»

Формир-ие представлений ЗОЖ «Оденем куклу на прогулку»

Общ-полезный труд «Найдём игрушкам свои домики»

Развлечение «Сказка в садик к нам пришла»

   С-К

Обратить внимание, что в группе много детей - мальчиков и девочек.

Побуждать играть дружно

Р

Помочь вспомнить и прочитать знакомые стихотворения

Математика.

Подберем куклам ленточки и пройдем по разным дорожкам. Русская народная потешка «Расти, коса, до пояса» (чтение)

П

Учить сравнивать предметы по длине, познакомить с понятиями: длинный, короткий

   С-К

Упражнять в идентификации своей тендерной принадлежности (мальчики пойдут по короткой дороге, девочки - по длинной). Дать понятие о необходимости содержать волосы в порядке

Р

Побуждать употреблять в речи слова: длинная, короткая

Развитие речи.

Вспомним сказки

  С-К

Уточнить правило: нельзя убегать от взрослых, можно попасть в беду

Р

Побуждать вспомнить сказки, отвечать на вопросы по их содержанию, проговаривать вместе с воспитателем отрывки из сказок.

Упражнять в правильном произношении звука а

Рисование.

Знакомство с карандашом и бумагой

Х-Э

Учить рисовать цветными карандашами, правильно держать карандаш, проводить им по бумаге, оставляя видимый след. Воспитывать желание рисовать

Лепка.

Знакомство с пластилином

П

Познакомить с новым изобразительным материалом - пластилином, учить класть его на доску после использования

 С-К

Познакомить с правилами безопасного поведения на занятиях по лепке

Х-Э

Побуждать брать пластилин в руки, знакомиться с его свойствами


Слайд 14

  Циклограмма дня составляется на основании плана организации образовательной деятельности для каждой возрастной группы, в каждом детском саду. Она разделена на дни недели. Каждый день это: утро, первая половина дня, включающая непосредственно организованную образовательную деятельность, прогулка, вторая половина дня, вторая прогулка, вечер. В циклограмме обозначены только формы организации детей, которые соответствуют каждому виду деятельности.

На основе циклограммы и перспективного планирования составляется календарный план

Циклограмма дня (модель)


Циклограмма образовательной деятельности в течение дня

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Труд, дежурство, самообслуживание, здоровьесберегающие технологии, утренняя гимнастика

1. Беседы по формированию основ безопасности                     2. Д/и по ФЭМП                                             3. Д/и по развитию связной речи                                                                4. П/игра

1. Беседы по ознакомлению с окр. миром (экология)                            2. Проектная деятельность                                              3. Д/и по грамматическому строю  речи  или  д/и на развитие словаря            

1. Беседы по нравственному воспитанию                                                                  2. Формирование КГН                           3. Д/и по ознакомлению с окружающим миром                                            4. Народная игра

1. Беседы по патриотическому воспитанию, о ребенке в семье и обществе.                          2. Познавательно-исследовательская деятельность                                     3. П/игра

1. Приобщение к искусству                                                 2. Д/и на развитие психических процессов                 3. Д/игра по ЗКР                      

Прогулка: Наблюдение, труд, п/и, индивидуальная работа

Перед обедом: чтение художественной литературы, ТСО

После сна: гимнастика, дыхательная гимнастика, оздоровительные пробежки, закаливающие процедуры

1. Беседы по этике и культуре поведения               2. Работа в книжном центре                                3. С/Р игра                                

1. Работа в центре музыкального воспитания                       2. Продуктивная деятельность                                                                                                                         3. Детское экспериментирование

1. Работа в центре физического воспитания                             2. Д/и по ИЗО                                                                                                                                                    3. Конструктивно-модельная деятельность                                      4. С/Р игра

1. Работа в центре сенсорного развития               2. Театрализованная деятельность                                                                                 3. Режиссерская игра

1.Формирование представлений о ЗОЖ                                              2.  Общественно-полезный труд                                         3. Досуг, развлечения                    

Кружковая деятельность (1 раз в неделю – младший возраст; 2 раза – старший возраст). Совместная деятельность по экологи: младший возраст – по вторникам. Самостоятельная деятельность детей (конструктивная,                                                                                                                                              изобразительная, музыкальная, игровая и др.)


(слайд 15)

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах. 

  Календарно-тематический план составляется на каждый день в соответствии с режимом дня группы, сеткой непосредственно образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности, циклограммой, комплексно–тематическим планированием, перспективным планированием, программным содержанием по возрастным группам

  Данный план составляется на одну-две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарно-тематическое планирование следует начинать с перспективного (сетки НОД), учитывающего:

  • требования к максимальной нагрузке на детей;
  • требования тематического планирования.

При планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид игры, название, задачи, ссылку на учебно-методическое обеспечение. При наличии картотеки указывается лишь ее вид и номер игры в картотеке.

  Календарно-тематический план включает:

  • планирование утреннего отрезка времени;
  • планирование НОД;
  • планирование утренней и вечерней прогулок;
  • планирование второй половины дня,
  • планирование работы с семьёй,
  • создание развивающей предметно-пространственной среды.

Данный вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

 - непосредственно образовательная деятельность;

- нерегламентированные виды деятельности;

- свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

     Календарно-тематический план воспитательно – образовательной работы должен строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности, коммуникативная и др.), обеспечивать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка, и должен предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности. Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции. План является также средством контроля достижения целей и определения необходимой для этого деятельности.

   Очень важно учитывать комплексно-тематический принцип  при планировании - единая тема объединяет все виды деятельности.

Компонентами календарно-тематического планирования являются:

  • Целевой компонент: цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми).
  • Содержательный - определяется программой.
  • Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).

  • Результативный (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать) – может присутствовать в форме календарного планирования как средство оценки достижения результатов.

  • Материально-технический: оснащение и дидактическое обеспечение.

  При планировании приветствуется использование картотек прогулок, утренней гимнастики, наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т.п., составленных педагогами групп, специалистами ДОУ.

В перспективном и календарно-тематическом планировании должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.

  В планах обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, квалификационная категория, даты начала и окончания плана. Контроль за календарно-тематическим планированием осуществляется методистом ДОУ ежемесячно  с соответствующей пометкой: Дата проверки. Надпись: «План проверен, рекомендовано: 1…., 2….., 3….. и т.д.», а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями. Срок хранения календарно-тематического и перспективного плана 5 лет.

Пример схемы календарного планирования.


Дата:______________  Тема недели:________________________________________________________________________________________________

1-я половина дня

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Организованная образовательная деятельность

Прогулка 1

Перед обедом

После сна

2-я половина дня

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Прогулка 2

Взаимодействие с родителями


План воспитательно-образовательной работы оформляется в соответствии с утвержденной формой написания плана воспитательно-образовательной работы согласно требованиям ФГОС ДО.

(слайд 16)

План воспитательно – образовательной работы содержит следующие разделы (на усмотрение администрации и пед.коллектива ДОУ)

  • годовые задачи ДОУ;
  • режим дня группы;
  • расписание непосредственно образовательной деятельности;
  • циклограмма;
  • ежедневные традиции группы;
  • еженедельные традиции группы;
  • список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, с указанием индивидуальных особенностей, групп здоровья…);
  • список детей по подгруппам;
  • условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы);
  • сведения о родителях воспитанников группы;
  • перспективный план работы с родителями на год;
  • протоколы родительских собраний;
  • комплексно-тематическое планирование на учебный год;
  • перспективное планирование;
  • календарно-тематический планирование на каждый день;

(слайд 17)

Приложениями к плану воспитательно – образовательной работы могут быть:

  • комплексы утренней гимнастики и корригирующей гимнастики после дневного сна.
  • работа по созданию развивающей среды.
  • оценка промежуточных и конечных итогов работы (усвоение детьми программы) в соответствии с возрастом детей.
  • журнал учёта индивидуальной работы с детьми.
  • паспорт группы

Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана. Решение о выборе формы написания календарного плана воспитателей принимается на педагогическом совете дошкольного учреждения.    

         

(слайд 18)

Формы планирования воспитательно-образовательной деятельности:

  • текстовая,
  • сетевая,
  • графическая,
  • компилятивная.
  • Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планировании работы на год и более длительные формы. Чаще всего текстовую форму планирования используют при описании результатов анализа деятельности ДОУ за предыдущий год, установке причинно-следственных связей, описании структуры программного документа и т.д.
  • Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Эта форма применяется для отдельных разделов программы развития или годового плана ДОУ. В основу сетевой формы чаще всего заложена циклограмма, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия, в частности на очередной учебный год.
  • Для перспективного и комплексно- тематического планирования работы воспитателя удобнее использовать таблицы.
  • Планирование расписания НОД (модель регламентированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми) удобнее планировать схематично. В отличие от таблицы, где содержание представлено в определённой последовательности, схема показывает взаимосвязи и взаимодополняемость её элементов.
  • Календарно-тематическое планирование на неделю удобнее планировать при помощи циклограммы. Все составляющие календарного плана в течение дня практически повторяются ежедневно в течение недели (игры, беседы, индивидуальная работа, труд в природе и хозяйственный труд и т.д.). Поэтому циклограмма позволит воспитателю значительно сэкономить время на планировании образовательной деятельности, уделив его работе с детьми.
  • Графическая форма планирования отражает содержание деятельности ДОУ в виде двух координатных графиков, диаграмм, гистограмм. Чаще всего данная форма планирования используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, неделю или день.
  • Компилятивная форма плана может объединять в себе несколько разных форм, сочетающихся друг с другом.

В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил: Третьякова Н.В. – зам. заведующего МБДОУ №1 «Звёздочка» « Планирование – основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ».

Слайд 2

Основная образовательная программа ДОУ Рабочая программа педагога

Слайд 3

Позволяет сосредоточить внимание на главных задачах и добиться экономичного функционирования. Это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития. Это необходимое условие успешной работы с детьми Главное - содержание. Условия успешного планирования : Твердое знание программы Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития Совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе Планирование -

Слайд 4

Учет конкретных педагогических условий Возрастного состава группы Уровня развития детей Взаимосвязь процесса воспитания и обучения Регулярность, последовательность, цикличность воспитательных воздействий Принципы планирования

Слайд 5

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях. Нормативно-правовая БАЗА

Слайд 6

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса .

Слайд 7

Комплексно-тематическое планирование 5 -6 лет Месяц/ неделя Тема недели Итоговые мероприятия Интеграция областей Виды детской деятельности сентябрь 1 Вот и лето прошло. Праздник «День знаний». Выставка детского творчества Физическое развитие Социально-коммуникативное Развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Двигательная Игровая: -с/ р игра, -игры с правилами, дидактические игры -другие ; Изобраз . деятельность -рисование, -лепка, -аппликация; Восприятие художественной литературы и фольклора; Познават.-исследовательская ; Коммун-ая ; Самообслуживание и элементарный бытовой труд; Муз.-худож-ая Констр-ие из различных материалов 2 Как мы живем в детском саду. 3 Наступила осень. 4 Мой родной город. октябрь 1 Как живут люди в селах и деревнях. Праздник «Осень». Выставка детского творчества 2 Какая бывает осень 3 Скоро зима 4 Главный город России ноябрь 1 Кузбасс – моя малая Родина. День народного единства Выставка детского творчества. 2 Транспорт 3 Береги свое здоровье! 4 Моя семья декабрь 1 Имена и фамилии. Новогодний праздник Выставка детского творчества 2 Вот пришли морозы и зима настала 3 Защита Родины 4 Новый год у ворот январь 1 Рождественские каникулы Зимнее развлечение Выставка детского творчества 2 Человек 3 Зима в лесу. 4 Мы живем в России.

Слайд 8

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах

Слайд 9

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах . Событийный принцип Проектная деятельность приоритетная Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель; Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему; Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.). Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях; Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

Слайд 10

Планирование тематической недели Задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Содержание образовательного материала согласно образовательной программе (формы, методы и приемы работы с детьми ). Предметно-развивающая среда группы . Отслеживание результатов обучения и развития детей.

Слайд 11

Перспективное планирование НОД образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие); цели и задачи (на месяц); виды детской деятельности, используемая литература и методические пособия, сроки реализации.

Слайд 12

Ребёнок «проживает» тему в разных видах детской деятельности Игровая Познавательно- исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Трудовая Музыкально- художественная Тема Продуктивная Коммуникативная Двигательная Продуктивная

Слайд 13

Комплексно-тематическое планирование младшая группа (модель) Организованная образовательная деятельность Совместная деятельность Виды занятий Образов. области Цели Сентябрь 1-я неделя Тема: «Мы пришли в детский сад» Цель:формирование умений у детей ориентироваться в групповом пространстве, воспитание у детей аккуратности, бережного отношения к предметам; развитие чувства безопасности Ознакомление с окружающим миром. Мы пришли в детский сад. А. Барто «Игрушки» (чтение) П Познакомить с помещением групповой комнаты, рассказать об игрушках, правилах поведения в группе и спальне Понедельник Беседа ( безопаснность ) «Осторожно! Дверь!» Д/и(ФЭМП) «Куда положить предмет?» Д/и(р.св.р.) «Какие дети в нашей группе» П/и «Найди себе пару» Чтение Е. Янковская «Я хожу в детский сад» Игр.упр (этикет, культура поведения) «К нам в группу пришли гости» Работа в кн.центре: « Экскурссия в « Книжкин домик» С-р /и «Напоим куклу чаем» Вторник Беседа( озн . с окр . миром-экология ) «Кто где живет?» Проект.деят-ть «Я хожу в детский сад» Д/и( разв.сл .) «Назови правильно» Чтениестих-ия О. Высотская «Детский сад» Работа в центре муз.восп-ия : Рассматривание музыкальных инструментов в группе. Продуктивная деят-ть : лепка «Семечки для птички» Экспериментирование с бумагой. Среда Беседа( нравст.восп-ие ) «Подскажем Петрушке как надо здороваться» Форм-ие КГН: игр.упр .«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки» Д/и ( озн . с окр . миром) «Догадайся, что звучит?» Нар/и «Карусель» Чтение А.Барто «Игрушки» Работа в центре физ.восп-ия.П /и «Перепрыгни через ручеек» Д/и(ИЗО) «Покажи такого же цвета» (колечко, фломастер, шарик, кубик и т.д.) Констр-мод.деят-ть « Кубик на кубик - будет башенка » С-р /и «Уложим куклу спать» Четверг Беседа ( патриотич.воспи-ие ) «Моя группа» Познават-исслед.деят-ть « Водичка,водичка » П/и «Курочка и цыплята» Чтение Л.Воронкова «Маша-растеряша» Работа в центре сенс-горазв-ияД /и «Спрячь мышонка» Театр-аядеят-ть : показ настольного театра«Колобок» Реж/и «Катя заболела» Пятница Приобщение к искусству: рассматривание русской народной игрушки «Неваляшка» Д/и( разв-иепсихич . процессов) «Кто спрятался?» Д/и(ЗКР) «Угадай, кто сказал?» Чтение сказки «Три медведя» Формир-ие представлений ЗОЖ «Оденем куклу на прогулку» Общ-полезный труд «Найдём игрушкам свои домики» Развлечение «Сказка в садик к нам пришла» С-К Обратить внимание, что в группе много детей - мальчиков и девочек. Побуждать играть дружно Р Помочь вспомнить и прочитать знакомые стихотворения Математика. Подберем куклам ленточки и пройдем по разным дорожкам. Русская народная потешка «Расти, коса, до пояса» (чтение) П Учить сравнивать предметы по длине, познакомить с понятиями: длинный, короткий С-К Упражнять в идентификации своей тендерной принадлежности (мальчики пойдут по короткой дороге, девочки - по длинной). Дать понятие о необходимости содержать волосы в порядке Р Побуждать употреблять в речи слова: длинная, короткая Развитие речи. Вспомним сказки С-К Уточнить правило: нельзя убегать от взрослых, можно попасть в беду Р Побуждать вспомнить сказки, отвечать на вопросы по их содержанию, проговаривать вместе с воспитателем отрывки из сказок. Упражнять в правильном произношении звука а Рисование. Знакомство с карандашом и бумагой Х-Э Учить рисовать цветными карандашами, правильно держать карандаш, проводить им по бумаге, оставляя видимый след. Воспитывать желание рисовать Лепка. Знакомство с пластилином П Познакомить с новым изобразительным материалом - пластилином, учить класть его на доску после использования С-К Познакомить с правилами безопасного поведения на занятиях по лепке Х-Э Побуждать брать пластилин в руки, знакомиться с его свойствами

Слайд 14

Циклограмма образовательной деятельности в течение дня понедельник вторник среда четверг пятница Труд, дежурство, самообслуживание, здоровьесберегающие технологии, утренняя гимнастика 1. Беседы по формированию основ безопасности 2. Д/и по ФЭМП 3. Д/и по развитию связной речи 4. П/игра 1. Беседы по ознакомлению с окр. миром (экология) 2. Проектная деятельность 3. Д/и по грамматическому строю речи или д/и на развитие словаря 1. Беседы по нравственному воспитанию 2. Формирование КГН 3. Д/и по ознакомлению с окружающим миром 4. Народная игра 1. Беседы по патриотическому воспитанию, о ребенке в семье и обществе. 2. Познавательно-исследовательская деятельность 3. П/игра 1. Приобщение к искусству 2. Д/и на развитие психических процессов 3. Д/игра по ЗКР Прогулка: Наблюдение, труд, п /и, индивидуальная работа Перед обедом: чтение художественной литературы, ТСО После сна: гимнастика, дыхательная гимнастика, оздоровительные пробежки, закаливающие процедуры 1. Беседы по этике и культуре поведения 2. Работа в книжном центре 3. С/Р игра 1. Работа в центре музыкального воспитания 2. Продуктивная деятельность 3. Детское экспериментирование 1. Работа в центре физического воспитания 2. Д/и по ИЗО 3. Конструктивно-модельная деятельность 4. С/Р игра 1. Работа в центре сенсорного развития 2. Театрализованная деятельность 3. Режиссерская игра 1.Формирование представлений о ЗОЖ 2. Общественно-полезный труд 3. Досуг, развлечения Кружковая деятельность (1 раз в неделю – младший возраст; 2 раза – старший возраст). Совместная деятельность по экологи: младший возраст – по вторникам. Самостоятельная деятельность детей (конструктивная, изобразительная, музыкальная, игровая и др.)

Слайд 15

1-я половина дня Совместная деятельность воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Организованная образовательная деятельность Прогулка 1 Перед обедом После сна 2-я половина дня Совместная деятельность воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Прогулка 2 Взаимодействие с родителями Дата:______________ Тема недели:________________________________________________________________________________________________ Календарный план

Слайд 16

Образовательный паспорт или журнал учёта годовые задачи ДОУ; Режим дня группы; расписание непосредственно образовательной деятельности; ц иклограмма дня; традиции и праздники группы; список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, с указанием индивидуальных особенностей, групп здоровья…); список детей по подгруппам; условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы); сведения о родителях воспитанников группы; перспективный план работы с родителями на год; протоколы родительских собраний; комплексно-тематическое планирование на учебный год; перспективное планирование; календарно-тематический планирование на каждый день;

Слайд 17

Приложения к образовательному паспорту (журналу учёта) работа по созданию развивающей среды. оценка промежуточных и конечных итогов работы (усвоение детьми программы) в соответствии с возрастом детей. журнал учёта индивидуальной работы с детьми. паспорт группы комплексы утренней гимнастики и корригирующей гимнастики после дневного сна адаптационные листы и т.д.

Слайд 18

Формы планирования воспитательно-образовательной деятельности: текстовая, сетевая, графическая, компилятивная.

Слайд 19

Благодарю за внимание! Успехов в планировании!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Использование новых программ и педагогических технологий в ДОУ" на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО"

Итоговая работапо курсу повышения квалификации  ИОЧ«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» на тему:«Разработка содержания воспитат...

Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям

Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям...

Планирование содержания воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО

МДОУ детский сад "Сказка", является экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС ДО на региональном уровне, в соответствии с этим в детском саду часто проходят обучающие семинары, методические объеди...

Примерное содержание воспитательно - образовательной работы по освоению детьми образовательной области «Труд» в старшей группе

Примерное содержание воспитательно - образовательной работы по освоению детьми образовательной области «Труд» в старшей группе...

Памятка для педагогов ДОУ "Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО"

Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО...