Планирование содержания воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО
консультация на тему
МДОУ детский сад "Сказка", является экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС ДО на региональном уровне, в соответствии с этим в детском саду часто проходят обучающие семинары, методические объединения воспитателей, руководителей, коллегии на которых педагоги ДОУ распространяют свой опыт работы по внедрению иновоционной работы в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
планирование | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающий семинар
«Планирование и организация работы дошкольной группы в ОО»
Место проведения: МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи
Выступление старшего воспитателя
МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи Нестеровой Л.Ю.
Дата проведения: 14.06.2016г.
Тема: «Планирование содержания воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО».
ДОУ в ходе внедрения ФГОС ДО занимаются проектированием ООП согласно «требованиям к структуре, объему, условиям реализации и результататам освоения образовательной программы». Каждая организация разрабатывает свою ООП. Следует отметить, что педагоги решают одну из основных задач – создание условий для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательной программы. При планировании реализации содержания образовательной деятельности с детьми возникает ряд проблем. Каким должно быть планирование для реализации образовательного содержания в соответствии с ФГОС ДО? Чтобы ответить на этот вопрос , необходимо рассмотреть функцию планирования.
Основная его функция – обеспечение системности и качества воспитательно – образовательного процесса, преемственность в развитии и образовании на разных ступенях дошкольного возраста и внутри каждой группы. Основополагающим в планировании воспитательно – образовательного процесса является целесообразность реализации образовательного содержания, тем, используемых материалов в соответствии с целями программы, решаемыми педагогом задачами, на основе чего выбираются формы работы, организация детской деятельности, создается развивающая предметно – пространственная среда. Педагог в образовательной деятельности должен обладать умением выявлять особенности индивидуального личностного развития каждого ребенка и создавать условия для его роста. Однако у педагогов существуют затруднения в наблюдении за индивидуальным, личностным развитием ребенка с помощью педагогической диагностики. Поэтому важно строить модель планирования для реализации содержания ООП в воспитательно – образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО, чтобы она включала:
- потребности и мотивы деятельности детей;
- цели и ожидаемые результаты в рамках темы;
- технологии, способы, методы, средства достижения ребенком результата;
- способы мониторинга.
Планирование воспитательно – образовательного процесса должно отражать:
- образовательные задачи, раскрывающие основные линии интеграции образовательных областей;
-организация совместной деятельности педагога с детьми с помощью форм, способствующих развитию детской инициативы и передающих детских практик в условиях развивающей предметно – пространственной среды;
- организацию основной образовательной деятельности, в которой ребенок проявлял бы себя как активный субъект;
-формы взаимодействия с родителями;
- результаты освоения образовательной программы, представленные в виде ориентиров дошкольного образования.
Проектирование образовательной деятельности должно базироваться на системно- деятельностном подходе.
В нашем детском саду разработано тематическое планирование по реализации воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Приложение №1 (календарный план в табличной форме).
При планировании опирались на комплексную образовательную программу дошкольного образования. При выборе тем учитываем сезон и сезонные изменения в природе, связанные с жизнью /и деятельностью людей; календарь праздничных и памятных дат (Новый год, День защитника Отечества и др.)
На выбор тем влияет ознакомление с окружающей действительностью: профессии, родной город, и его достопримечательности, явления живой и неживой природы, традиции народа, интересы и потребности детей.
Для детей младшей группы планируются темы, связанные непосредственно с ребенком, его интересами. Например «Я в детском саду», для детей среднего возраста такие темы, как: «Мир вокруг нас», «Родной поселок». В старшем возрасте темы: «Страна, где я живу», «Папа, мама, я – дружная семья» и др.
При выборе темы могут быть реализованы интересы детей конкретной группы, а также познавательные и практические вопросы, например: « «В какие игрушки играли раньше?», «На чем ездили люди?», «Моя любимая сказка» (мультфильм).
Формы работы с детьми в совместной деятельности в режимных моментах отражают интегративный подход через образовательные ситуации, элементы развивающей предметно – пространственной среды.
Таким образом, воспитательно – образовательного процесс строится на основе использования специфических детских видов деятельности, которая протекает, как совместная со взрослымии или сверстниками и самостоятельная деятельность.
Совместная деятельность педагога с детьми в развивающей предметно – пространственной среде проходит с помощью формы, которую можно назвать сотворчеством. Это могут быть обыгрывание различных ситуаций , оформление группы и выставок, подготовка к празднику и т.д.
Тематический план служит канвой для календарного планирования на кахдый день.
Приложение №2 (пример календарного плана на разновозрастную группу).
План работы с детьми – является обязательной документацией воспитателя. Единых правил ведения этого документа не существует, поэтому план может быть составлен в любой для педагога форме.
Приложение №3 (Положение о календарном планировании дет. Сада «Сказка. Также педагог отмечает, какую образовательную ситуацию он организует. Образовательные задачи он планирует на весь день.
Организованная образовательная деятельность включает образовательные задачи, реализуемые каждый день, в зависимости от тематического плана, сетки образовательной деятельности и ее выполнения по времени.
Педагог планирует совместную деятельность как в режимных моментах, так и в развивающей предметно – пространственной развивающей среде.
План воспитательно – образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два воспитателя, следовательно планирование должно быть совместным. Оно предполагает обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
В процессе реализации план может корректироваться и уточняться.
При календарном планировании воспитательно – образовательного процесса необходимо соблюдать:
- принцип развивающегообучения;
- комплексно – тематический принцип построения воспитательно – образовательного процесса;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- соответствие содержания и форм организации психолого – педагогическим особенностям дошкольников.
Литература: ж. «Методист ДОУ», «Планирование образовательного процесса ДО: современные подходы и технологии» Сомкова О.Н., Солнцева О.В.,»Основная и адаптированная программы ДО. Модель и методические рекомендации по проектированию на основе ФГОС ДО» Коренева – Леонтьева Е.В.; ФГОС ДО. Приказ № 1155 от 17.10.2013г.;
Федеральный закон №273- ФЗ от 29.12.2012г.» Об образовании в РФ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО
В данном материале предлагается календарно-перспективное планирование работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО, по образовательным областям....
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в соответствии с ФГОС
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в соответствии с ФГОС (на неделю – 1.02-5.02)Группа старшего дошкольного возраста от 5 до 6 летТема: Зима-волшебница....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Особенности планирования воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО»
Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обо...
Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО
В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования. Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются докумен...
Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО
Методические рекомендации...
Консультация для педагогов «Особенности планирования воспитательно–образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО»
В консультации даны рекомендации для планирования воспитательно-образовательной работы воспитателям ДОУ в соответсвтии с требованиями ФГОС ДО...