Конспект занятия "Морское путешествие"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Соловова Елена Николаевна

Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Морское путешествие" по отытно - экспериментальной деятельности в ДОУ в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sol_konspekt.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №17»

Конспект обобщающего занятия кружка исследователей

«Через опыт и наблюдение к творчеству и мастерству»

Тема:

 «Морское путешествие»

Составитель:

Воспитатель

I квалификационной категории

Соловова Елена Николаевна

Рязань, 2018г

Цель:

  • Обобщить знания дошкольников о свойствах соли на основе опытно – экспериментальной деятельности

Задачи:

  • развитие познавательной активности детей и любознательности в процессе познавательной деятельности;
  • формирование представления о свойствах и использовании её человеком;
  • формирование умения самостоятельно проводить исследования;
  • добиваться результатов умения размышлять и обобщать результаты опытов;
  • развивать навыки постановки опытов;
  • развивать память, внимание, связную речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.
  • нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
  • воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Оборудование: на каждого ребенка сумка, соль морская в мешочке, поднос с солью, халат, пластиковый стаканчик с водой, ложка, трубочка, карандаш, блокнот, пемза, кисть, краски, непроливайка, лист альбома, салфетки; для воспитателя элементы костюмов для пирата, ученого, богини Лавы, бутылка с посланием.

Ход занятия:

Слайд 1

В: Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли старинную бутылку, которую моряки нашли в море. В ней лежит какое – то послание. Посмотрим?

Ответы детей 

Воспитатель достает из бутылки послание, а в нем карта. Открывает карту.

Слайд 2

 В: Остров Сокровищ! Ребята, это какая - то карта. Что здесь написано, давайте посмотрим. Я кажется поняла – наверное нам сегодня предстоит совершить путешествие на остров сокровищ. Хотите на него попасть?

 Ответы детей

В: А как вы думаете, наше путешествие будет интересным?

Ответы детей

В: А как вы думаете, может мы кого-то встретив в своем морском путешествии? Каких морских персонажей мы с вами сможем встретить?

Ответы детей

В: Посмотрите, а вот лежат походные сумки с эмблемой нашего кружка. Мы возьмем их с собой, может они нам пригодятся? Вдруг нам встретятся  на пути новые экспонаты для нашего музея.

Ответы детей

В: Ребята, а как мы доберемся до острова сокровищ?

Ответы детей 

В: Конечно же на корабле. Посмотрите, палуба у нас уже есть, давайте достроим из модулей корму по схеме и поплывем навстречу приключениям.

Модульное конструирование по схеме «Корабль». Дети с воспитателем достраивают корабль, занимают на нем места и отправляются в путь.

В: Ну что ж, пора отправляться в путь.

Физкультминутка на местах, на корабле

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно освежились!

А  теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все, как один плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

Осмотрись, все ль с тобой.

Слайд 3

В: Ребята, кажется мы сели на мель. Дальше плыть невозможно. Как выдумаете почему?

Ответы детей 

В: Посмотрите, за кормой нашего корабля белые скалы. Это наверное они не дают нам двинуться с места? Давайте подойдем и рассмотрим их внимательно.

Пока дети рассматривают белые скалы, воспитатель перевоплощается в пирата.

П: О-хо-хо! Якорь мне в спину! Девчонки и мальчишки! Давненько у меня гостей не было. Очень рад вам. Здравствуйте!

Дети здороваются с Пиратом.

П: Что случилось? Ваш корабль как и мой много лет назад, сел на мель? А знаете ли вы, что это за скалы?

Ответы детей 

П: Загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете что это.

В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат!

Ответы детей: Соль

П: Да ребята, правильно. Догадались теперь из чего эти скалы?

Ответы детей

П: Да, это соляные скалы. Я когда то отправлялся за сокровищами, а нашел здесь только соль. А знаете, как по-другому называется соль?

Ответы детей

П: Соль – это белое золото земли, она очень нужна и ценна каждый день всем на планете. Это знают взрослые и дети. И я узнал.

П: А, зачем нужно соль?

Р1: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. 

Р2: Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком.

Р3: Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

Р4: Наша планета очень богата солёными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Так же соль добывают в соляных шахтах. Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. 

Р5: Соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

П: А может вы знаете, как эти скалы появились?

Ответы детей

П: В море вода очень соленая, а солнце очень жаркое. Когда волны бьют о берег или скалы, то капли воды очень быстро высыхают и выделяется соль. Со временем ее становится так много, что образуются соляные скалы.

П: Ребята, а хотели бы вы увидеть как люди сами добывают соль?

        Ответы детей

        П: Присаживайтесь на берег, а я вам покажу, как еще можно получить соль.

Дети садятся на ковер возле экрана. Просмотр видеоролика о добыче соли.

П: Ребята, вы так много знаете о соли и так мне понравились, что я решил, подсказать вам, как плыть дальше, чтобы не сесть на мель.  Плывите к ущелью соляных шахт. Там находится большая морская лаборатория по добычи соли. А за то, что вы мне так много рассказали о соли и скрасили моё одиночество,  дарю вам мешочки с настоящей морской солью, которую сам добыл. Прощайте!

Дети принимают от Пирата мешочки с солью и раскладывают по сумкам. И возвращаются на корабль .В это время Пират перевоплощается обратно в воспитателя.

В: Ребята, я за вами не успела. Где вы были? Что узнали?

Ответы детей 

В: Как интересно, куда же мы поплывем дальше?

Ответы детей

В: Так вперед, к новым приключениям!

Физкультминутка.

В: Море очень широко,

Море очень глубоко.

Рыбки там живут, друзья,
А вот воду пить — нельзя.

В: Ребята, а почему нельзя пить морскую воду.

Ответы детей.

Слайд 4

В: Посмотрите, кажется мы доплыли до ущелья, о котором говорил пират. Куда мы должны были доплыть?

Ответы детей

Слайд 5

В: Я знаю что на соляных шахтах, не только добывают морскую соль, но и проводят с ней эксперименты. Давайте с вами выйдем из корабля и посмотрим, что происходит здесь.

Дети выходят из корабля. В это время воспитатель перевоплощается в Ученого.

У: Здравствуйте ребята, что привело вас в мою лабораторию?

Ответы детей

У:А вы хотите быть учеными – экспериментаторами?

Ответы детей

У: Я вас приглашаю всех в свою лабораторию, но в ней надо соблюдать особые правила. Кто знает эти правила? Давайте их назовем.

Ответы детей

Слайд 6

У: Вижу, что вы знаете правила работы в лаборатории. Одевайте халаты и проходите на свои рабочие места. А свои выводы из опытов мы будем записывать в ученый блокнот.

Опытно- экспериментальная деятельность детей в лаборатории

Опыт 1 «Из чего состоит соль».

У: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

У: Возьмите немного соли на ложку. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

У: Подуйте тихонько на соль через трубочку.

У: Какой вывод сделаем? (Соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов)

Опыт №2 «Соль хрустит»

У: Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы слышим? (мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день)

Опыт № 3 «Соль поглощает воду»

У: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? (впиталась в соль)

У: Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)

Опыт № 4 «Соль – чистящее средство».

У: А еще я знаю, что с помощью соли можно мыть посуду. Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпаю немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду

У: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый». Я вам сейчас буду показывать карточки с продуктами и если мы их солим перед приемом, то вам нужно приседать, а если нет – то топать ногами.

Дидактическая игра «Соленый – несоленый» - дети приседают, услышав продукт, который можно солить, а если не нужно – топают ногами.

Карточки  - банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо

У: Молодцы ребята! Из вас получились отличные ученые. За это я вам подскажу, как быстрее доплыть до сокровищ. Плывите к действующему вулкану, но будьте осторожны. А еще я вам хочу подарить научные блокноты, чтобы вы другим детям в детском саду рассказали о свойствах соли.

Дети благодарят ученого, кладут блокноты в сумки, снимают халат, возвращаются в корабль.  В это время Ученый перевоплощается обратно в воспитателя.

В: Ребята, а где вы были?

Ответы детей

В: А что вы делали в лаборатории. Кто-то из вас уже решил в будущем стать ученым.

Ответы детей

В: Пора плыть дальше.

Динамическая пауза под музыку «В море ветер, в море буря» в корабле на местах.

        Слайд 7

В: Ребята, что это?

Ответы детей

В: А кто знает, что такое вулкан?

Ответы детей

В: Жил - был на свете Бог по имени Вулкан. Странный это был Бог - некрасивый и хромой. Но зато он был очень сильный и трудолюбивый. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни и бить тяжёлым молотом по железу, раздувая огонь.  И построил он себе кузницу внутри высоченной горы, а гора эта стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, то гора дрожала от верхушки до основания, а гул и грохот разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. "Вулкан работает"- говорили люди, и уходили жить подальше от этих мест. С тех пор, люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

В: Вот такая интересная легенда о вулкане. Давайте подойдем поближе, посмотрим, нет ли здесь наших сокровищ. Но будьте осторожны, держитесь подальше от лавы.

Дети выходят из корабля осторожно подходят к вулкану. В это время воспитатель перевоплощается в богиню Лаву.

Л: Здравствуйте ребята! Вы очень смелые, раз решились приплыть к моему вулкану. Я богиня Лава. Знаете, кто я?

        Ответы детей

Слайд 8

        Л: Вулкан кует подковы для моей колесницы, чтобы я могла опускаться на самое дно моря. Когда лоскуты моего огненного платья касаются моря, они превращаются в грубые камни, в которых много соли. А называется этот камень пемза.

Слайд 9

Л: Как вы думаете, для чего нужна пемза?

Ответы детей

Л: Если это пемза со дна моря, то в ней большое количество морской соли. Используется она в косметологии. Она очень хорошо удаляет огрубевшую кожу. Наверняка дома у вас она есть.

Л: Но мало кто знает, что с ее помощью можно еще и рисовать. Получаются очень необычные и красивые картины. А я очень люблю рисовать. Хотите научу и вас?

Слайд 10

Ответы детей

Л: Проходите к столам, присаживайтесь.

На столах перед детьми чистый лист бумаги, гуашь, кисти, пемза.

Л: Мы попробуем создать такие картины, в которых надо отгадать, что изображено. Наносите краску на пемзу и прикладывайте окрашенной стороной к листу бумаги. Посмотрим, что у вас получится.

Творческая работа детей. Выставка на мольбертах.

Л: Ребята, что вы изобразили на своих картинах?

Ответы детей

Л: Очень красивые у вас получились картины. Вы молодцы! Подарите их в мою галерею?

Ответы детей

Л: Спасибо вам, вы очень хорошие ребята. За это я отдам вам сундук с сокровищами, но откроете вы его только в своем детском саду.

Богиня Лава отдает детям сундук с сокровищам. Дети ее благодарят.

Л: Мне пора возвращаться к кузнецу Вулкану, а вам в детский садик. Прощайте!

Дети прощаются с Лавой. Возвращаются на корабль. В это время Богиня Лава перевоплощается обратно в воспитателя.

В: Опять я за вами не успела, ребята. Где же вы были? Кого встретили?

Ответы детей

В: Нам действительно пора возвращаться в детский садик.

Физкультминутка на местах

В: Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

В детский садик нас верни!

Рефлексия

В: Вот мы и вернулись в детский садик. Пора открывать сундук с сокровищами.

Дети вместе с воспитателем открывают сундук с сокровищами. В сундуке набор объемных морских обитателей

        В: Ребята, какое замечательное сокровище нам подарила Богиня Лава. Теперь мы с вами сможем изучить морских обитателей и их особенности. Но самое главное сокровище, которое вы получили – это ваши знания. Вам понравилось наше путешествие?

        Ответы детей

        В: Ребята, а кроме сундучка сокровищ, что еще вы привезли из путешествия? Вижу, что сумки ваши не пустые. Что в них?

        Ответы детей

        В: А куда еще вы бы хотели отправиться в путешествие?

        Ответы детей

        В: Ну что ж, будем ждать следующих путешествий. 

        Слайд 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа

Представлен конспект игры путешествия  Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...

Конспект игры-путешествия "Путешествие в Рим"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие в Рим", интеграция образовательных областей "Познание" и "Музыка"....

Конспект НОД - путешествия "Путешествие в осенний лес"

Систематизируем знания детей об осениСистематизируем знания детей про жизнь лесных зверей осеньюГоворим о том, что растет осенью в лесуРазвиваем сообразительность, воображениеРазвиваем зрительное вним...

План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»

Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...

Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе

Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....