Конспект занятия "Морское путешествие"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Морское путешествие" по отытно - экспериментальной деятельности в ДОУ в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sol_konspekt.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №17»
Конспект обобщающего занятия кружка исследователей
«Через опыт и наблюдение к творчеству и мастерству»
Тема:
«Морское путешествие»
Составитель:
Воспитатель
I квалификационной категории
Соловова Елена Николаевна
Рязань, 2018г
Цель:
- Обобщить знания дошкольников о свойствах соли на основе опытно – экспериментальной деятельности
Задачи:
- развитие познавательной активности детей и любознательности в процессе познавательной деятельности;
- формирование представления о свойствах и использовании её человеком;
- формирование умения самостоятельно проводить исследования;
- добиваться результатов умения размышлять и обобщать результаты опытов;
- развивать навыки постановки опытов;
- развивать память, внимание, связную речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.
- нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
- воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Оборудование: на каждого ребенка сумка, соль морская в мешочке, поднос с солью, халат, пластиковый стаканчик с водой, ложка, трубочка, карандаш, блокнот, пемза, кисть, краски, непроливайка, лист альбома, салфетки; для воспитателя элементы костюмов для пирата, ученого, богини Лавы, бутылка с посланием.
Ход занятия:
Слайд 1
В: Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли старинную бутылку, которую моряки нашли в море. В ней лежит какое – то послание. Посмотрим?
Ответы детей
Воспитатель достает из бутылки послание, а в нем карта. Открывает карту.
Слайд 2
В: Остров Сокровищ! Ребята, это какая - то карта. Что здесь написано, давайте посмотрим. Я кажется поняла – наверное нам сегодня предстоит совершить путешествие на остров сокровищ. Хотите на него попасть?
Ответы детей
В: А как вы думаете, наше путешествие будет интересным?
Ответы детей
В: А как вы думаете, может мы кого-то встретив в своем морском путешествии? Каких морских персонажей мы с вами сможем встретить?
Ответы детей
В: Посмотрите, а вот лежат походные сумки с эмблемой нашего кружка. Мы возьмем их с собой, может они нам пригодятся? Вдруг нам встретятся на пути новые экспонаты для нашего музея.
Ответы детей
В: Ребята, а как мы доберемся до острова сокровищ?
Ответы детей
В: Конечно же на корабле. Посмотрите, палуба у нас уже есть, давайте достроим из модулей корму по схеме и поплывем навстречу приключениям.
Модульное конструирование по схеме «Корабль». Дети с воспитателем достраивают корабль, занимают на нем места и отправляются в путь.
В: Ну что ж, пора отправляться в путь.
Физкультминутка на местах, на корабле
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
Осмотрись, все ль с тобой.
Слайд 3
В: Ребята, кажется мы сели на мель. Дальше плыть невозможно. Как выдумаете почему?
Ответы детей
В: Посмотрите, за кормой нашего корабля белые скалы. Это наверное они не дают нам двинуться с места? Давайте подойдем и рассмотрим их внимательно.
Пока дети рассматривают белые скалы, воспитатель перевоплощается в пирата.
П: О-хо-хо! Якорь мне в спину! Девчонки и мальчишки! Давненько у меня гостей не было. Очень рад вам. Здравствуйте!
Дети здороваются с Пиратом.
П: Что случилось? Ваш корабль как и мой много лет назад, сел на мель? А знаете ли вы, что это за скалы?
Ответы детей
П: Загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете что это.
В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат!
Ответы детей: Соль
П: Да ребята, правильно. Догадались теперь из чего эти скалы?
Ответы детей
П: Да, это соляные скалы. Я когда то отправлялся за сокровищами, а нашел здесь только соль. А знаете, как по-другому называется соль?
Ответы детей
П: Соль – это белое золото земли, она очень нужна и ценна каждый день всем на планете. Это знают взрослые и дети. И я узнал.
П: А, зачем нужно соль?
Р1: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Р2: Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком.
Р3: Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
Р4: Наша планета очень богата солёными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Так же соль добывают в соляных шахтах. Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Р5: Соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
П: А может вы знаете, как эти скалы появились?
Ответы детей
П: В море вода очень соленая, а солнце очень жаркое. Когда волны бьют о берег или скалы, то капли воды очень быстро высыхают и выделяется соль. Со временем ее становится так много, что образуются соляные скалы.
П: Ребята, а хотели бы вы увидеть как люди сами добывают соль?
Ответы детей
П: Присаживайтесь на берег, а я вам покажу, как еще можно получить соль.
Дети садятся на ковер возле экрана. Просмотр видеоролика о добыче соли.
П: Ребята, вы так много знаете о соли и так мне понравились, что я решил, подсказать вам, как плыть дальше, чтобы не сесть на мель. Плывите к ущелью соляных шахт. Там находится большая морская лаборатория по добычи соли. А за то, что вы мне так много рассказали о соли и скрасили моё одиночество, дарю вам мешочки с настоящей морской солью, которую сам добыл. Прощайте!
Дети принимают от Пирата мешочки с солью и раскладывают по сумкам. И возвращаются на корабль .В это время Пират перевоплощается обратно в воспитателя.
В: Ребята, я за вами не успела. Где вы были? Что узнали?
Ответы детей
В: Как интересно, куда же мы поплывем дальше?
Ответы детей
В: Так вперед, к новым приключениям!
Физкультминутка.
В: Море очень широко,
Море очень глубоко.
Рыбки там живут, друзья,
А вот воду пить — нельзя.
В: Ребята, а почему нельзя пить морскую воду.
Ответы детей.
Слайд 4
В: Посмотрите, кажется мы доплыли до ущелья, о котором говорил пират. Куда мы должны были доплыть?
Ответы детей
Слайд 5
В: Я знаю что на соляных шахтах, не только добывают морскую соль, но и проводят с ней эксперименты. Давайте с вами выйдем из корабля и посмотрим, что происходит здесь.
Дети выходят из корабля. В это время воспитатель перевоплощается в Ученого.
У: Здравствуйте ребята, что привело вас в мою лабораторию?
Ответы детей
У:А вы хотите быть учеными – экспериментаторами?
Ответы детей
У: Я вас приглашаю всех в свою лабораторию, но в ней надо соблюдать особые правила. Кто знает эти правила? Давайте их назовем.
Ответы детей
Слайд 6
У: Вижу, что вы знаете правила работы в лаборатории. Одевайте халаты и проходите на свои рабочие места. А свои выводы из опытов мы будем записывать в ученый блокнот.
Опытно- экспериментальная деятельность детей в лаборатории
Опыт 1 «Из чего состоит соль».
У: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
У: Возьмите немного соли на ложку. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
У: Подуйте тихонько на соль через трубочку.
У: Какой вывод сделаем? (Соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов)
Опыт №2 «Соль хрустит»
У: Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы слышим? (мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день)
Опыт № 3 «Соль поглощает воду»
У: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? (впиталась в соль)
У: Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)
Опыт № 4 «Соль – чистящее средство».
У: А еще я знаю, что с помощью соли можно мыть посуду. Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпаю немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду
У: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый». Я вам сейчас буду показывать карточки с продуктами и если мы их солим перед приемом, то вам нужно приседать, а если нет – то топать ногами.
Дидактическая игра «Соленый – несоленый» - дети приседают, услышав продукт, который можно солить, а если не нужно – топают ногами.
Карточки - банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо
У: Молодцы ребята! Из вас получились отличные ученые. За это я вам подскажу, как быстрее доплыть до сокровищ. Плывите к действующему вулкану, но будьте осторожны. А еще я вам хочу подарить научные блокноты, чтобы вы другим детям в детском саду рассказали о свойствах соли.
Дети благодарят ученого, кладут блокноты в сумки, снимают халат, возвращаются в корабль. В это время Ученый перевоплощается обратно в воспитателя.
В: Ребята, а где вы были?
Ответы детей
В: А что вы делали в лаборатории. Кто-то из вас уже решил в будущем стать ученым.
Ответы детей
В: Пора плыть дальше.
Динамическая пауза под музыку «В море ветер, в море буря» в корабле на местах.
Слайд 7
В: Ребята, что это?
Ответы детей
В: А кто знает, что такое вулкан?
Ответы детей
В: Жил - был на свете Бог по имени Вулкан. Странный это был Бог - некрасивый и хромой. Но зато он был очень сильный и трудолюбивый. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни и бить тяжёлым молотом по железу, раздувая огонь. И построил он себе кузницу внутри высоченной горы, а гора эта стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, то гора дрожала от верхушки до основания, а гул и грохот разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. "Вулкан работает"- говорили люди, и уходили жить подальше от этих мест. С тех пор, люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.
В: Вот такая интересная легенда о вулкане. Давайте подойдем поближе, посмотрим, нет ли здесь наших сокровищ. Но будьте осторожны, держитесь подальше от лавы.
Дети выходят из корабля осторожно подходят к вулкану. В это время воспитатель перевоплощается в богиню Лаву.
Л: Здравствуйте ребята! Вы очень смелые, раз решились приплыть к моему вулкану. Я богиня Лава. Знаете, кто я?
Ответы детей
Слайд 8
Л: Вулкан кует подковы для моей колесницы, чтобы я могла опускаться на самое дно моря. Когда лоскуты моего огненного платья касаются моря, они превращаются в грубые камни, в которых много соли. А называется этот камень пемза.
Слайд 9
Л: Как вы думаете, для чего нужна пемза?
Ответы детей
Л: Если это пемза со дна моря, то в ней большое количество морской соли. Используется она в косметологии. Она очень хорошо удаляет огрубевшую кожу. Наверняка дома у вас она есть.
Л: Но мало кто знает, что с ее помощью можно еще и рисовать. Получаются очень необычные и красивые картины. А я очень люблю рисовать. Хотите научу и вас?
Слайд 10
Ответы детей
Л: Проходите к столам, присаживайтесь.
На столах перед детьми чистый лист бумаги, гуашь, кисти, пемза.
Л: Мы попробуем создать такие картины, в которых надо отгадать, что изображено. Наносите краску на пемзу и прикладывайте окрашенной стороной к листу бумаги. Посмотрим, что у вас получится.
Творческая работа детей. Выставка на мольбертах.
Л: Ребята, что вы изобразили на своих картинах?
Ответы детей
Л: Очень красивые у вас получились картины. Вы молодцы! Подарите их в мою галерею?
Ответы детей
Л: Спасибо вам, вы очень хорошие ребята. За это я отдам вам сундук с сокровищами, но откроете вы его только в своем детском саду.
Богиня Лава отдает детям сундук с сокровищам. Дети ее благодарят.
Л: Мне пора возвращаться к кузнецу Вулкану, а вам в детский садик. Прощайте!
Дети прощаются с Лавой. Возвращаются на корабль. В это время Богиня Лава перевоплощается обратно в воспитателя.
В: Опять я за вами не успела, ребята. Где же вы были? Кого встретили?
Ответы детей
В: Нам действительно пора возвращаться в детский садик.
Физкультминутка на местах
В: Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
В детский садик нас верни!
Рефлексия
В: Вот мы и вернулись в детский садик. Пора открывать сундук с сокровищами.
Дети вместе с воспитателем открывают сундук с сокровищами. В сундуке набор объемных морских обитателей
В: Ребята, какое замечательное сокровище нам подарила Богиня Лава. Теперь мы с вами сможем изучить морских обитателей и их особенности. Но самое главное сокровище, которое вы получили – это ваши знания. Вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей
В: Ребята, а кроме сундучка сокровищ, что еще вы привезли из путешествия? Вижу, что сумки ваши не пустые. Что в них?
Ответы детей
В: А куда еще вы бы хотели отправиться в путешествие?
Ответы детей
В: Ну что ж, будем ждать следующих путешествий.
Слайд 11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа
Представлен конспект игры путешествия Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...
Конспект игры-путешествия "Путешествие в Рим"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие в Рим", интеграция образовательных областей "Познание" и "Музыка"....
Конспект НОД - путешествия "Путешествие в осенний лес"
Систематизируем знания детей об осениСистематизируем знания детей про жизнь лесных зверей осеньюГоворим о том, что растет осенью в лесуРазвиваем сообразительность, воображениеРазвиваем зрительное вним...
План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»
Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...
Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе
Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....