Педагогический проект: Развитие коммуникативных навыков воспитанников в объединении «Школа будущего первоклассника» в условиях «ЦДОД»
проект (подготовительная группа) на тему
В современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных навыков, а так же коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы. От её решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей. Коммуникативные навыки развиваются у дошкольников в повседневной деятельности, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, совместной и театральной деятельности. Но как оказывается на практике умение устанавливать взаимоотношения как со сверстниками и с взрослыми остается одной из главных проблем некоторых детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, коммуникативная готовность к школьному обучению развита недостаточно. Для решения этой проблемы необходимо создать особые условия, отвечающие современным требованиям к образовательным результатам старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_razvitie_kommunikativnyh_navykov_doshkolnikov_.docx | 128.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1.Введение с.3
2.Пояснительная записка с.4
3.Теоретическое обоснование использования инновационных
педагогических технологий в развитии коммуникативных
навыков старших дошкольников с.8
4.Особенности образовательного процесса по
коммуникативному развитию дошкольников в условиях Центра с.9
5.Роль родителей в формировании коммуникативных
навыков воспитанников объединения с.16
6.Диагностический инструментарий по выявлению уровня
развития коммуникативных навыков воспитанников объединения
«Школа будущего первоклассника» с.18
7.Заключение с.25
8.Литература с.27
«Ввести ребенка
в мир человеческих
отношений - одна из важных
задач воспитания личности
ребенка дошкольного возраста»
В.А. Сухомлинский.
1. Введение
Дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, формирование новых умений и навыков, получение новых знаний. Умение вступать в контакты с другими людьми, устанавливать с ними взаимоотношения обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве, что является одной из основных задач объединения «Школа будущего первоклассника», которое функционирует в условиях дополнительного образования. Данное объединение создано для детей, не посещающих дошкольное учреждение. В объединении занимаются 15 человек, пять раз в неделю. В предметное расписание каждого дня входит три занятия. Время занятий с 9.00 до 11.50 часов. Программа объединения рассчитана на один год обучения и представляет собой систему подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального развития детей, адаптации к школьному обучению.
2. Пояснительная записка
В современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных навыков, а так же коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы. От её решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей.
Коммуникативные навыки развиваются у дошкольников в повседневной деятельности, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, совместной и театральной деятельности. Но как оказывается на практике умение устанавливать взаимоотношения как со сверстниками и с взрослыми остается одной из главных проблем некоторых детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, коммуникативная готовность к школьному обучению развита недостаточно. Для решения этой проблемы необходимо создать особые условия, отвечающие современным требованиям к образовательным результатам старших дошкольников.
Сильные стороны поддержки развития коммуникативных навыков дошкольников в объединении «Школа будущего первоклассника» в условиях ЦДОД
- Создана благоприятная предметно-развивающая среда для социального развития дошкольников 6-7 лет.
- Организована социально-психологическая поддержка детей группы адаптации.
- Единое ведение образовательного процесса педагогов – специалистов, работающих в объединении «Школа будущего первоклассника».
- Накоплен опыт по диагностике социально – личностного развития детей 6-7 лет.
- Реализуется программа по привлечению родителей к образовательному процессу объединения.
Проблемы развития коммуникативных навыков в условиях объединения «Школа будущего первоклассника»
на уровне объединения
- Традиционно объединение «Школы будущего первоклассника» формируется из детей посещающие раннее разные детские сады, а также детей вообще не посещающих дошкольное учреждение (по болезни, по причине малообеспеченности семьи и т.д.). Отсюда на начальном периоде формирования детского коллектива существуют следующие проблемы:
на уровне детей:
- прослеживается дефицит культуры общения и внимания детей друг к другу.
на уровне педагога:
- возникают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, агрессивность и т.п.;
- трудности в организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях;
- несоответствие диагностических критериев определения уровня сформированности коммуникативных навыков воспитанников объединения «Школа будущего первоклассника» и современных требований к образовательным результатам коммуникационного развития детей 7 лет.
на уровне родителей:
- присутствует недопонимание родителями значимости коммуникативного развития детей, большое значение родители уделяют познавательному развитию детей.
В связи с этим формирование коммуникативных умений и навыков и их диагностика становится приоритетным направлением в организации образовательного процесса в дошкольном объединении Центра.
Объект: коммуникативные навыки детей 6-7 лет в объединении «Школа будущего первоклассника».
Предмет: процесс развития коммуникативных навыков воспитанников на занятиях в объединении «Школа будущего первоклассника» в условиях ЦДОД.
Цель: оптимизация работы по развитию коммуникативных навыков детей 6-7 лет объединения «Школа будущего первоклассника».
Задачи:
- Способствовать возможности проявления самовыражения и умений регулировать свое поведение в коллективе.
- Выявить степень разработанности проблемы развития коммуникативных навыков в объединении Центра.
- Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
- Обогатить образовательный процесс дидактическими и методическими материалами по теме проекта.
- Откорректировать диагностический инструментарий по определению развития коммуникативных навыков дошкольников.
Гипотеза
Использование оптимальных инновационных форм и методов в учебно-воспитательном процессе объединения «Школа будущего первоклассника» в условиях ЦДОД способствует развитию коммуникативных навыков дошкольников.
Методы:
Обзор литературы по проблеме исследования
Анкетирование родителей
Диагностика
Тесты
Этапы работы над проектом:
Подготовительный (осень 2015 год)
Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме.
Анализ образовательного процесса по формированию коммуникативных навыков.
Практический этап (2015г.-2017г.)
Применение разнообразных форм организации учебной деятельности.
Использование методик педагогических технологий по развитию коммуникативных навыков детей на занятиях: личностно-ориентированного обучения, исследовательская, технология проблемного обучения, ТРИЗ, информационно - компьютерная, игровая.
Оказание консультативно-просветительской помощи родителям (консультации, информационное просвещение). Подборка диагностического материала, проведение диагностики.
Разработка методических рекомендаций для родителей по развитию коммуникативных навыков дошкольников.
Активизация родителей в учебно-воспитательном процессе объединения.
Аналитический этап (2018г.)
Анализ результатов итоговой диагностики коммуникативного развития детей объединения «Школа будущего первоклассника».
Предполагаемый результат
- Положительная динамика развития коммуникативных навыков детей 7 лет.
- Опыт позитивного общения с детьми, приобретенный за время реализации проекта.
- Создание сборника дидактических игр на развитие межличностных отношений старших дошкольников, подборки консультаций и рекомендаций для родителей по коммуникативному развитию.
- Обновление диагностического инструментария согласно новым законодательным требованиям к образовательным результатам старших дошкольников.
3. Теоретическое обоснование использования инновационных педагогических технологий в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников
Понятие «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической литературе
В педагогике термин «коммуникативные навыки» объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение.
По мнению Е. Кормильцевой и Л.Г. Соловьевой любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем выбирается из списка наиболее подходящий и удобный способ для дальнейшего применения.
Коммуникативные навыки представляют собой индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений (Л.Я. Лозован).
Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения.
Таким образом, все трактовки понятия «коммуникативные навыки», встречающиеся в психолого-педагогической литературе, объединяет практическая направленность, которая указывает на те или иные компоненты общения: умение своевременно вступать в диалог и завершать его, используя речевые обороты для установления контакта; поддерживать и завершать диалог; умение отвечать на вопросы, задавать вопросы в ходе диалога; слушать собеседника.
Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.
Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического воздействия на учебно-воспитательный процесс, то есть использование таких эффективных педагогических технологий, которые бы содействовали лучшему развитию этих навыков; технологии, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.
4. Особенности образовательного процесса по коммуникативному развитию дошкольников в условиях Центра
Содержание работы по развитию коммуникативных навыков дошкольников в объединении «Школа будущего первоклассника»
Образовательный процесс объединения по развитию коммуникативных навыков основывается на принципах:
1. Принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).
2. Разнообразие тематики и методов работы.
3. Максимальная активность детей.
4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого).
6. Принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).
7. Принцип игровой подачи материала
Образовательный процесс объединения представляет собой интегрированный комплекс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального развития детей, адаптации к школьному обучению: «Занимательная математика» - математика для дошкольников, «Здоровячок»- физическая культура, «Живулька»- ознакомление с окружающим миром, «Книголюб»- ознакомление с художественной литературой, «АБВГД-йка»- обучение грамоте, «Веселая геометрия»- основы геометрии, «Родной язык»- развитие речи, изобразительное искусство, художественный труд.
Работа объединения сопровождается блоком разнообразных воспитательных мероприятий и коллективно-творческих дел, направленного на проявления доброты, сочувствия к окружающему миру, доброжелательного и внимательного отношения к ровесникам, взрослым и пожилым людям (см. приложение № 1):
- беседы (« Мои друзья», «Все начинается со слова «Здравствуйте!»»);
- викторины («Будь вежлив», «Наши любимые сказки»);
- чтение художественной литературы с последующим обсуждением (В.Осеева «Рассказы для детей», Л.Толстой «Рассказы о детях»);
- акции («Сохраним ёлочку – зелёную иголочку!», «Акция добрых дел», «Птичья столовая»);
- коллективные творческие дела (изготовление открыток к «Дню пожилых людей», ветеранам ВОВ и т.д.);
- праздники («Бабушка рядышком с дедушкой», «Весенняя капель», «День именинника», «Никто не забыт – ничто не забыто!» и т.д.);
- открытые занятия «На помощь к птицам», «Чёрное золото» и т.д.);
- презентации («День птиц», «В гостях» и т.д.);
- экскурсии в лес, в библиотеку.
Инновационные технологии, способствующие развитию коммуникативных навыков дошкольников
Методической основой учебных занятий является системно-деятельностный подход, который предполагает использование следующих инновационных технологий:
- технология личностно-ориентированного обучения (обеспечение комфортных условий в объединении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов ребёнка);
- технология исследовательской деятельности (развитие и обогащение социально-личностного опыта детей посредством включения их в сферу межличностного взаимодействия);
- технология проблемного обучения (воспитание способности анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ);
- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (развитие такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения);
- информационно-компьютерная технология (преодоление интеллектуальной пассивности детей на занятиях, повышение мотивации детей к учебному процессу, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников);
- игровая технология (развитие индивидуально – творческие способности, навыков социального поведения, сотрудничества).
Все вышеперечисленные технологии направленны на развитие коммуникативных навыков: желание и умение детей вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию; умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Учебное занятие как средство формирования коммуникативной компетентности детей 6-7 лет
И так, основой образовательного процесса объединения является учебное занятие.
Рассмотрим процесс организации учебных занятий как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников.
Учебные занятия пронизаны идеей формирования речевой культуры, культуры общения и обретения опыта социального сотрудничества между педагогом и детьми, между детьми. Планирование и подготовка к занятиям происходит с использованием личностно-ориентированной технологии. Работа на занятиях с детьми строится на тесном взаимодействии педагога и ребенка, проявлении уважения к личности каждого ребенка, доброжелательном внимании к нему, создании ситуации успеха (позитивное общение «Не рядом, не над ним, а вместе!», установление доверительных взаимоотношений, поощрение, учёт мнения каждого ребёнка).
Широко используются различные формы "занятий с увлечением", насыщенные играми и самостоятельными творческими делами, такие, как:
- урок-соревнование («Весёлые старты»);
- урок-конкурс («В мире сказок»);
- урок-путешествие («Встреча с весной»);
- урок-КВН («Математический КВН»)
Для создания заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировании детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться на занятиях используется решение детьми проблемных вопросов и ситуаций, которые:
- предоставляют детям возможность, путем сравнений, рассуждений, найти средства решения, используя ранее усвоенные знания и умения («Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились. Как ей узнать время?»);
- побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия («Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…»);
- побуждают детей вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями («Что было бы, если съесть незнакомую ягоду?»);
- решить проблемных ситуаций межличностных отношений сверстников («Света заходит в класс и громко говорит, - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой - конфеткой. Почему обиделась Света?»).
Особое внимание уделяется созданию ситуаций для самопроявления взаимопонимания и проявлению взаимовыручке.
На занятии используются правила: «Правила поведения» («сделал сам – помоги другому», «поднятая рука»), «Звуковой сигнал» («весёлый звонок») и т.д.
При работе с воспитанниками объединения активно используется парная и групповая формы организации совместной деятельности. Формирование групп происходило с учетом межличностных отношений между воспитанниками, а так же с учётом познавательных способностей детей. Состав групп мог быть разным, в зависимости от цели работы: разноуровневым или одноуровневым. Во время работы в группах ребята обсуждают задание и способ выполнения, помогали друг другу в выполнении задания или проверяли правильность выполнения работы.
Благодаря применению таких форм на занятиях, дети в процессе обучения учатся общению друг с другом, а именно: умению слушать и слышать друг друга, воспринимать и уважать точку зрения своего собеседника, умению договориться со своим собеседником и распределять роли в паре.
Осуществляется работа по организации самопроверки и взаимопроверки. Для закрепления темы учебного занятия широко использовались карточки с занимательными заданиями, которые подобраны с учётом индивидуальных способностей детей.
С целью формирования умения детей самооценивать свою работу широко используются приемы рефлексии:
- для определения настроения и эмоционального состояния детей:
- «Цветок настроения»,
- «Звездопад»,
- «Дерево чувств» и т.д.;
- для определения степень достижения детьми цели занятия, осмысления ими способов и приёмов своей работы:
- «Лесенка успеха»,
- «Светофор»,
- «Смайлики» и т.д.;
- для выявления уровня осознания содержания пройденного:
- «Солнышко»,
- «Незаконченное предложение»,
- «Дело в шляпе» и т.д. (см. приложение № 2).
Исследовательская деятельность - одна из эффективных форм детско-взрослой деятельности, способствующая формированию коммуникативных навыков старших дошкольников.
Коммуникативному развитию воспитанников объединения «Школа будущего первоклассника» способствуют следующие исследовательские работы: «Будем вместе зимовать», «Зелёный друг», «Ивашка – разноцветная рубашка» (см. приложение № 3). Надо отметить, что применение исследовательской технологии не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческими работами воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты (изучение строения деревьев, птичьих перьев, эксперименты с карандашной стружкой, нефтью).
В ходе исследовательской деятельности дошкольники приобретают социальные навыки. Дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами. У детей развиваются навыки самостоятельности, активности, ответственности, интерес к познанию.
Для повышения результативности учебного занятия, расширения кругозора, снижения утомляемости, коррекции зрения на занятиях используются:
- мультимедийные презентации (комплексы зрительных гимнастик, физкультминуток, викторины, «Устный счёт», «В стране знаний», «Космос», «Рождество» и т.д.);
- познавательные мультфильмы, видеоролики («Как растут грибы?», «Уроки тётушки Совы», «День птиц» и т.д.);
- слайд шоу (демонстрационный материал к занятиям).
Применение информационно-компьютерной технологии способствует эффективному усвоению учебного материала, развитию у воспитанников памяти, воображения, внимания.
Широко используются игровые технологии. Присутствие на занятиях игровых приемов и ситуаций стимулируют воспитанников к учебной деятельности, учат сотрудничать, активно слушать и говорить самому, перерабатывать информацию.
На учебных занятиях используются разнообразные игры, которые состоят из трёх блоков (см. приложение №4):
- игры, направленные на формирование умения распознавать эмоциональное состояние другого человека, называть это состояние и учитывать его при взаимодействии («Ты мне нравишься (паутина)», «Говорящие очки», «Передача чувств», «Цвета эмоций» и т.д.);
- игровые упражнения, направленные на формирование умения вести диалог с взрослыми и сверстниками, принимать участие в коллективных делах («Телеграф», «Переговоры», «Совет волшебников», «Что ты можешь предложить?» и т.д.);
- игровые ситуации и ролевые игры, направленные на формирование навыков позитивного общения с взрослыми и сверстниками (инсценирование сказок «Заячья избушка», «Заяц – хваста» и т.д.; сценок «Мы тоже воины», «Спор овощей» и т.д.; ситуаций «Маша и ваза», «Встреча друзей», «Учимся быть вежливыми», «Давайте поговорим»).
Данные игры способствуют решению проблемы межличностных отношений, приобретению опыта взаимоотношений.
Проектирование занятий по развитию коммуникативных навыков с использованием личностно-ориентированной технологии
Программа объединения «Школа будущего первоклассника» сопровождается проведением развивающих занятий воспитательного характера направленных на формирование взаимоотношения в коллективе сверстников. Цель данных занятий: помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Данные занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении, позволяют обеспечить психологическую подготовку детей к школе.
Одним из блоков развивающих занятий является снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения, который включает в себя проведение таких психологических игр: «Солнце в ладошке», «Встрече с другом», «Помирились», «Правила дружбы» и т.д.
Для достижения положительной динамики развития коммуникативных навыков дошкольников особое внимание уделялось работе с родителями.
5.Роль родителей в формировании коммуникативных навыков воспитанников объединения
С целью осведомлённости родителей о вопросе коммуникативного развития детей 6-7 лет в сентябре проводится анкетирование (см. приложение 5), результаты которого позволили сделать следующие выводы:
1. На вопрос «Считаете ли Вы развитие коммуникативных навыков необходимым условием при подготовке детей к школе?» 40% родителей ответили «затрудняюсь ответить». Это говорит о том, что родители плохо осведомлены в вопросах значимости коммуникативного развития детей в предшкольной подготовке детей.
2. Подавляющее большинство родителей (65%) занимают пассивную позицию в развитии навыков общения детей. Родители объяснили это занятостью на работе и бытовыми проблемами.
3. 70% родителей хотели бы получать информацию о коммуникативном развитии детей на родительском собрании, консультациях.
С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития коммуникативных навыков дошкольников используются такие формы взаимодействия:
- родительские собрания («На пороге школьной жизни», «Общение дошкольников со сверстниками») (см. приложение 6);
- индивидуальные беседы («Ваши отношения с детьми», «Чем и как занять ребенка дома», «С кем и как дружит мой ребенок»);
- консультации («Учите детей общаться!», «Агрессивный ребёнок. Что делать?», «Игра как средство воспитания», «Если у ребёнка нет друзей», «Не кричи на меня», «Ребенок и компьютер») (см. приложение 7);
- совместные праздники детей и родителей («Бабушка рядышком с дедушкой», «Новогодняя сказка», «Бравые солдаты», «Мамин день», «Скоро в школу»)
- совместные праздники детей и родителей («Бабушка рядышком с дедушкой», «Новогодняя сказка», «Бравые солдаты», «Мамин день», «Скоро в школу»)
- открытые занятия («Цифра 4», «Встреча с весной», «В сказочном лесу»);
- участие родителей в исследовательской деятельности («Будем вместе зимовать», «Зелёный друг», «Ивашка – разноцветная рубашка»);
- выставки детского творчества («Осенняя пора», «В гостях у Деда Мороза», «Моей мамы лучше нет», «Военная техника», «Весенний пейзаж»);
- театрализованные представления для детей с участием родителей («Капризка», «Никто не забыт, ничто не забыто»).
Такая целенаправленная работа способствовала обогащению просветительской культуры родителей по коммуникативному развитию старших дошкольников, а так же осознанному включению их в единый совместный с педагогами учебно-воспитательный процесс объединения «Школа будущего первоклассника».
С целью выявления динамики роста уровня развития коммуникации у воспитанников в начале и конце учебного года проводится диагностическая работа.
6.Диагностический инструментарий по выявлению уровня развития коммуникативных навыков воспитанников объединения
«Школа будущего первоклассника»
Для выявления развития коммуникативных навыков воспитанников в начале учебного года (сентябрь) в объединении «Школа будущего первоклассника» проводится диагностическая работа по критериям:
- уровень произвольности поведения (понимание ребенком профессиональной роли педагога, умение слушать и действовать в соответствие с его указаниями);
- уровень формирования учебного сотрудничества (сформированность навыков учебного сотрудничества, умения работать со сверстниками);
- уровень развития детского коллектива (определение межличностных отношений, наличие у детей дружеских контактов) .
Диагностическая работа включала в себя использование следующих методик:
- методика «Запрещенные слова» (Д.Б.Эльконин);
- графический диктант(Д.Б.Эльконин);
- образец и правило (А.Л.Венгер).
- тест «Пьедестал».
- методика «Какой у нас коллектив».
Данный диагностический инструментарий позволил определить уровень коммуникативного развития детей на начало обучения в объединении.
Результаты начальной диагностики коммуникативного развития детей объединения «Школа будущего первоклассника» (см. приложение 8):
Начальная диагностика (сентябрь 2015 уч.г.) исследования коммуникативного развития показала следующие результаты:
- проявление непроизвольности поведения (умение слушать и действовать указаниям педагога) –17% детей;
- недостаточно сформированы навыки учебного сотрудничества –42% детей;
- уровень развития детского коллектива составляет – 38%.
Анализ диагностических работ показал, что дети на начало обучения характеризуются наличием коммуникативных проблем: неумение общаться в коллективе, негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, замкнутость, уединение. Ребята отмечают, что в группе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
Это объясняется новой для ребенка учебной обстановкой, а также ограниченностью «домашних» детей в общении со сверстниками.
Разрешению выявленных проблем коммуникативного становления дошкольников в образовательном процессе способствует использование традиционных и инновационных форм работы.
С целью выявления динамики роста уровня развития коммуникации у воспитанников в конце учебного года (май) была проведена диагностическая работа.
Результаты итоговой диагностики коммуникативного развития детей объединения «Школа будущего первоклассника» (см. приложение 8)
Диагностика развития коммуникативных навыков детей на конец
2015 -2016 учебный год показала следующие результаты:
- проявление непроизвольности поведения (умение слушать и действовать указаниям педагога) –67% детей с высоким уровнем, 25% - со средним, 8% - с низким уровнем;
- у всех детей сформированы навыки учебного сотрудничества;
- уровень развития детского коллектива составляет – 92%.
Анализ диагностических работ на конец учебного года показал, что уровень развития коммуникативных навыков значительно повысился, дети достаточно легко вступают в контакт с взрослым и со сверстниками, отвечают на поставленные в ходе диалога вопросы, умеют слушать собеседника, работать совместно, с желанием и без видимого напряжения выполняют учебные обязанности. Наблюдаются дружеские взаимоотношения (в группе нет «пренебрегаемых» и «изолированных» ребят). Практически все ребята группы охарактеризовали наше объединение, как дружный коллектив.
Однако, оптимизация учебно-воспитательной работы по формированию коммуникативных навыков дошкольников объединения «Школа будущего первоклассника» привела к необходимости корректировки диагностических критериев развития коммуникативных навыков воспитанников, с учётом современных требований к образовательным результатам старших дошкольников.
Изменения в контрольно-оценочном блоке по выявлению уровня развития коммуникативных навыков детей 6-7 лет
«Школы будущего первоклассника»
На 2016-2017 учебный год была проведена корректировка критериев определения коммуникативного развития воспитанников объединения.
Новым законодательством определены следующие показатели к ребенку, вступающему к школьной жизни:
- опыт социального (учебного, игрового) сотрудничества: умение работать в группе (определять цели, выбирать способы действий, предметы и инструменты для выполнения деятельности, договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать результат и свой вклад);
- речевая культура: знакомство со звуками, буквами, овладение навыком чтения; умение участвовать в беседе, диалоге, составить предложение, дать распространенный ответ; умение выбирать и использовать средства языка в соответствии с ситуацией речевого общения;
- культура общения: умение соблюдать принятые этические нормы общения; иметь понятие об этике общения и общественном этикете; опыт партнерских межличностных отношений, стремление к эмоционально-положительному паритету в межличностном общении.
Для определения сформированности данных критериев используются такие методики (см. приложение №9):
- уровень социального сотрудничества
Карта наблюдений.
Методика «Ковёр» (Овчарова Р.)
- уровень речевой культуры
Мониторинг достижения детьми результатов освоения Программы «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева)
- уровень культуры общения
Карта наблюдений.
Беседа (Ю.В. Филиппова).
Диагностическая работа по выявлению уровня развития коммуникативных навыков дошкольников строится совместно с педагогом-психологом, который в течение первой недели обучения ведёт наблюдение за детьми в учебной и игровой деятельности. По результатам наблюдений педагог-психолог даёт рекомендации, с учётом которых строится учебно-воспитательная работа объединения.
Сравним предыдущую и откорректированную диагностики:
Предыдущая диагностика | Откорректированная диагностика | ||||||
показа тель | крите рий | методи ка | форма | показа тель | крите рий | методи ка | форма |
уровень произвольности поведения | понимание ребенком профессиональной роли педагога, умение слушать и действовать в соответствие с его указаниями | методика «Запрещенные слова» (Д.Б.Эльконин) | игровое упражнение | уровень социального сотрудничества | умение работать в группе | Карта наблюдений; методи ка «Ковёр» (Овчарова Р.) | Наблюдения в учебной, игровой, исследовательской деятельности, в воспитательных мероприятия, при решении проблемных ситуациях; игра в командах. |
уровень формирования учебного сотрудничества | сформированность навыков учебного сотрудничества, умения работать со сверстниками | графический диктант (Д.Б.Эльконин); образец и правило (А.Л.Венгер). | игровые упражнения | уровень речевой культуры | развитие речи | Мониторинг достижения детьми результатов освоения Программы «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева) | Тесты, игровые упражнения, беседы, составление рассказов по картинкам |
уровень развития детского коллектива | определение межличностных отношений, наличие у детей дружеских контактов | «Пьедестал». методика «Какой у нас коллектив». | тесты | уровень культуры общения | умение соблюдать принятые этические нормы общения; опыт партнерских межличностных отношений. | Карта наблюдений; беседа (Ю.В. Филиппова) | Наблюдения в учебной, игровой, исследовательской деятельности в воспитательных мероприятия, при решении проблемных ситуациях; беседа. |
Таким образом, использование откорректированной диагностики позволяет более полно раскрыть коммуникативные способности детей и сделать соответствующие выводы, определить результативность применения инновационных форм и методов в учебно-воспитательном процессе объединения.
Данный диагностический инструментарий апробирован в 2016-2017 учебном году.
Результаты начальной диагностики коммуникативного развития детей объединения «Школа будущего первоклассника»
Диагностика развития коммуникативных навыков детей на начало 2016 -2017 учебный год показала следующие результаты (см. приложение №10):
- у детей недостаточно сформированы навыки социального сотрудничества - 13% детей с высоким уровнем, 73% - со средним, 13% - с низким.
- сформированность навыков речевой культуры–0 % детей с высоким уровнем, 53% - со средним, 47% - с низким уровнем;
- большинство детей не выполняют элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками, не делятся своим эмоциональным состоянием, не все откликаются на эмоциональные проявления сверстников –12% - детей с высоким уровнем, 13% - со средним, 47% - с низким.
Анализ диагностических работ на начало учебного года показал, что дети прислушиваются к идеям сверстников, но применяют в деле редко, при разрешении конфликтных ситуаций пользуются только помощью взрослого, часто применяют силовые способы; при выполнении коллективных заданий с трудом приходят к общему решению поставленной задачи, нет навыков работать сообща, учитывая мнения других детей. У воспитанников объединения плохо развиты речевые навыки: умения вести коллективную беседу, аргументировать свой ответ, последовательно изложить услышанное или увиденное, дать полный ответ на вопрос, составлять сложные предложения; плохо сформирована звуковая сторона речи - 6 детей имеют дефекты речи. Большая часть детей (9 человек) не умеет корректировать свое поведение в зависимости от ситуации общения. Не все ребята имеют представление о поведении в потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.
Для решения данных проблем намечена оптимизация работы по развитию коммуникативных навыков детей 6-7 лет. Итогом работы будет диагностирование в конце учебного года, где будет видна динамика коммуникативного развития воспитанников.
7.Заключение
И так, цель проекта по оптимизации коммуникативных навыков детей 6-7 лет через участие в жизнедеятельности объединения «Школа будущего первоклассника» достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.
Подтверждением являются результаты итоговой диагностики, где прослеживается положительная динамика роста уровня развития коммуникации у воспитанников, участие детей в научно-исследовательской конференции «Я – исследователь», в онлайн конкурсах («Академия таланта», «Апельсин», «Южный полюс», «Звёзды нового века»), а так же отзывы учителей школы.
В ходе реализации проекта были выбраны такие оптимальные формы и методы работы для развития коммуникативных навыков воспитанников объединения:
- применение разнообразных форм организации учебной деятельности, форм организации учебного сотрудничества;
- использование современных инновационных технологий;
- организация воспитательных мероприятий и коллективно-творческих дел;
- проведение коррекционно-развивающих занятий;
- совместная работа с родителями.
Однако, оптимизация учебно-воспитательной работы по формированию коммуникативных навыков дошкольников объединения «Школа будущего первоклассника», а так же современные требования к образовательным результатам старших дошкольников привели к корректировке диагностических критериев развития коммуникативных навыков воспитанников. Новые критерии способствуют определению уровня коммуникативного развития воспитанников объединения в полном объёме, а так же отслеживанию динамики развития коммуникативных навыков в процессе игровой, учебной, исследовательской, воспитательной деятельности.
Для решения коммуникативных проблем, выявленных в процессе диагностирования воспитанников объединения, совместно с педагогом-психологом организованы коррекционные занятия. Педагогом-психологом проводится индивидуальная работа с детьми «группы риска», а также индивидуальное консультирование с родителями с целью повышения уровня развития коммуникативных навыков дошкольников.
Проводимая работа с родителями способствует повышению внимания родителей к коммуникативному развитию детей, как к одному из условий предшкольной подготовки детей 6-7 лет. Особое внимание уделяется речевой культуре, умению детей общаться как со сверстниками, так и с взрослыми, соблюдая принятые этические нормы общения, стремлению детей к эмоционально-положительному паритету в межличностном общении. Работа с родителями обогащает их воспитательный опыт и повышает эффект семейной подготовки к школе.
Таким образом, целенаправленная системная работа в объединении направленна на развитие коммуникативных навыков, позволяющие благоприятно преодолеть период адаптации первоклассников к школьной жизни:
- желание и умение детей вступать в контакт с окружающими;
- умение организовать общение,
- включающее умение слушать собеседника,
- умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;
- умение решать конфликтные ситуации;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
В результате работы над проектом были созданы:
- сборник дидактических игр на развитие межличностных отношений старших дошкольников;
- подборка консультаций и рекомендаций для родителей по коммуникативному развитию;
- сборник приёмом рефлексии;
- конспекты занятий («На помощь к птицам», «Чёрное золото»);
- детские исследовательские работы («Будем вместе зимовать», «Ивашка – разноцветная рубашка»).
8. Литература
Нормативная база
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273от 273-ФЗ. Глава 10. Дополнительное образование.
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г № 1008.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва).
4. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва)
5. Устав МБУДО «ЦДОД» пгт. Нижний Одес.
6. Дополнительная образовательная программа: структура, содержание, технология разработки. Метод. рекомендации / Автор-составитель Сивкова М.Г. – Сыктывкар, 2004.
Книги и брошюры:
1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
2. Арцишевская И.Л. работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2008.
3. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно – методическое пособие.- СПб.: ООО Издательство Детство – пресс, 2011
4. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М.: Издательство «Аркти», 2003.
5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
6. Ильин. Г. Проективное образование и становление личности - Высшее образование в России. - 2001. - №4.
7. Майер А.А. Предшкольная подготовка детей в дополнительном образовании. Учебно-методическое пособие. – СПб: ООО Издательство «Детство – пресс», 2009.
8. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников: Учебное пособие, Волгоград: Учитель, 2013.
9. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. – Дошкольное образование. – 2003. - №8.
Интернет – ресурсы:
http: Социальная сеть работников образования nsportal.ru
http://detsad-kitty.ru/metod/1421 http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/prazdniki-v-dou http:Материалы сайта по дошкольному воспитанию. pedsovet.ru
http://pandia.ru/text/79/151/60843-4.php
http://festival.1september.ru/articles/633252/
http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-u-obuchayuschihsja-osnovnyh-komunikativnyh-umenii-kak-osnovnoi-faktor-ih-uspeshnoi-socializaci.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Цель проекта - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...
Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Цель проекта - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...
Авторская рабочая программа по развитию психологической готовности детей к школе «Будущий первоклассник…»
Задачи программы:1. Развитие психологической и ...
Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А."
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...
Педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недос...