Конспект занятия
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему

Баныкина Наталья Валерьевна

Познавательно исследовательская деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznovatelnaya_deyatelnost_.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по познавательно-исследовательской деятельности

 «Приключения Карандаша и Гвоздя Гвоздовича».

Цель: совершенствование представлений детей о свойствах и качествах дерева и металла; формирование умения сравнивать предметы по характерным признакам; формирование умения изучать свойства материалов опытным путем; обучение умению высказывать свои предположения, самостоятельно делать элементарные выводы и устанавливать причинно-следственные связи; формирование элементарных навыков самосохранения своего здоровья и жизни; развитие сообразительности, смекалки, гибкости и логичности мышления; развитие интереса к экспериментированию.

Методические приемы: сюрпризный момент, загадки, действия с предметами, дидактическая игра «Из чего сделано?», элементарные опыты, наблюдения опыта, рассказ – беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей, музыкальное сопровождение.

Активизация словаря: металлический, деревянный, гладкий, тяжелый, легкий.

Обогащение словаря: шероховатый, теплопроводность.

Материалы и оборудование; большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя; стакан с водой, металлическая и деревянная ложки; миска с горячей водой; картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, гвозди и спички по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка загадки.

  1. Загадки детям:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки. Как вы думаете, кто их сюда положил? А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки и мы узнаем, что в них лежит.

Цветной Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом проведет

Там след кладет.

Любим нос везде совать,

И чертить и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами

(карандаш)

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

Весь я сделан из железа,

У меня ни рук, ни ног

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук.

(гвоздь)

Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки отгадали.

В гости приходят герои-дети: Гвоздь и Карандаш.

Гвоздь: Здравствуйте, ребята. Мы с Карандашом большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав?

Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!

Гвоздь: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться, кто из них прав.

  1. Дидактическая игра: «Из чего сделано?»

Воспитатель: Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвоздя Гвоздовича. Назовите, какие предметы делают из дерева?

Дети: Стол, стул, кровать, диван, дверь.

Воспитатель: А какие предметы делают из металла?

Дети: Ложка, вилка, кастрюля, плита.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?

Вывод: И из дерева и из металла делают много очень нужных предметов. Значит и Гвоздь и Карандаш прав!

  1. Сравнение дерева и металла.

Воспитатель: Но гвоздь все не унимается:

Гвоздь: А у металла поверхность – гладкая! Вот!

Воспитатель: Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок.

Отличаются ли они? Чем?

Какие они на ощупь?

Какая поверхность у металлической пластины?

Дети: Гладкая.

Воспитатель: А какая у деревянного бруска?

Дети: Шероховатая, шершавая.

Воспитатель: Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете?

Дети: Пластина – холодная.

Брусок – теплый.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Металл – холодный.

Дерево – теплое.

Воспитатель: И Карандаш гордится этим. А еще он говорит, что дерево мягче металла.

Как вы думаете, прав Карандаш?

Давайте проверим.

  1. Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Дерево – мягко, а металл – твердый.

Воспитатель: Но спор не утихает.

Гвоздь говорит, что он очень прочный!

Проверим? Возьмите в руки гвоздик и попробуйте

его сломать. Не получилось? Значит он какой?

Дети: Прочный.

Воспитатель: Теперь попробуйте сломать спичку.

Что можно сказать?

Дети: Спичка – хрупкая.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Дерево – хрупкое.

Металл – прочный.

Гвоздь и Карандаш: Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться.

Воспитатель: Вот и хорошо.

А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку.

  1. Физминутка .

Раз, два, три, четыре (дети маршируют).

Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)

Грузчиков мы пригласим (повороты туловища влево и вправо)

И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак –

Поворачиваем влево- вправо, изображая руль)

Что там сегодня продают? (повороты вправо-влево).

Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты (приседания).

Воспитатель: Молодцы. Немного отдохнули. А тем временем

Гвоздь Гвоздович и Карандаш отправились в обратный путь, в свою сказочную страну. Шли они шли и вышли к речке (появляется макет). Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!» А Гвоздь Гвоздович приуныл. Как вы думаете почему?

Ответы детей (гвоздь может утонуть).

Воспитатель: Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?

  1. Опыт «Тонет – плывет».

Воспитатель: Дети, возьмите все гвоздь и палочку и опустите в таз с водой.

Дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Металл – тяжелый,

А дерево – легкое.

Воспитатель: Как же тогда Гвоздю Гвоздовичу перебраться на другой берег?

Дети: Его может перевести Карандаш, плот (ребенок показывает).

Воспитатель: Так наши друзья и поступили. Перебрались на другой берег.

Гвоздь: Как я устал!

Карандаш: А я есть очень хочу!

Гвоздь: Давай сварим уху!

Карандаш: Я пойду рыбу ловить.

Гвоздь: И я пойду.

Карандаш: А кто будет костер разводить?

Воспитатель: Как вы думаете, кому нужно разводить костер, а кто пойдет рыбу ловить?

Дети: Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить, он не боится огня.

Воспитатель: Сварили друзья ухи, сели есть. Гвоздь Гвоздович достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?

Дети: Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным.

Воспитатель: металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность – от слов «проводить тепло».

  1. Сейчас мы убедимся в этом на опыте.

Воспитатель: Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки.

Как вы думаете, что произойдет?

Дети: Металлическая ложка нагрелась, а деревянная – нет.

Воспитатель: Это свойство называется – теплопроводность.

Какой вывод можно сделать?

Дети: Металл проводит тепло.

  1. Проблемная ситуация:

Воспитатель: Как же быть Гвоздю Гвоздовичу – все время обжигаться во время еды?

Ответы детей (кушать деревянной ложкой).

Воспитатель: Карандаш поступил как настоящий друг – подарил Гвоздю Гвоздовичу деревянную ложку.

Поели наши друзья, посидели у костра, решили идти дальше.

Как затушить костер?

Дети: Залить водой – это может сделать Карандаш.

Закидать песком – с этим может справиться Гвоздь.

Воспитатель: Так они и сделали. Потом отправились в путь к новым приключениям.

  1. Итог:

Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. На память мы дарим вам свои фотографии. И хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла».

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка. Передавая ее друг другу, назовите какие свойства дерева и металла вы сегодня узнали.

Дети: Дерево – шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается.

Металл – гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, ржавеет, притягивает магнит, нагревается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...