Конспект занятия
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему
Познавательно исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznovatelnaya_deyatelnost_.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
«Приключения Карандаша и Гвоздя Гвоздовича».
Цель: совершенствование представлений детей о свойствах и качествах дерева и металла; формирование умения сравнивать предметы по характерным признакам; формирование умения изучать свойства материалов опытным путем; обучение умению высказывать свои предположения, самостоятельно делать элементарные выводы и устанавливать причинно-следственные связи; формирование элементарных навыков самосохранения своего здоровья и жизни; развитие сообразительности, смекалки, гибкости и логичности мышления; развитие интереса к экспериментированию.
Методические приемы: сюрпризный момент, загадки, действия с предметами, дидактическая игра «Из чего сделано?», элементарные опыты, наблюдения опыта, рассказ – беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей, музыкальное сопровождение.
Активизация словаря: металлический, деревянный, гладкий, тяжелый, легкий.
Обогащение словаря: шероховатый, теплопроводность.
Материалы и оборудование; большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя; стакан с водой, металлическая и деревянная ложки; миска с горячей водой; картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, гвозди и спички по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка загадки.
- Загадки детям:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки. Как вы думаете, кто их сюда положил? А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки и мы узнаем, что в них лежит.
Цветной Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом проведет
Там след кладет.
Любим нос везде совать,
И чертить и рисовать.
Все раскрашиваем сами
Разноцветными носами
(карандаш)
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
Весь я сделан из железа,
У меня ни рук, ни ног
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук.
(гвоздь)
Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки отгадали.
В гости приходят герои-дети: Гвоздь и Карандаш.
Гвоздь: Здравствуйте, ребята. Мы с Карандашом большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав?
Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!
Гвоздь: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться, кто из них прав.
- Дидактическая игра: «Из чего сделано?»
Воспитатель: Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвоздя Гвоздовича. Назовите, какие предметы делают из дерева?
Дети: Стол, стул, кровать, диван, дверь.
Воспитатель: А какие предметы делают из металла?
Дети: Ложка, вилка, кастрюля, плита.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?
Вывод: И из дерева и из металла делают много очень нужных предметов. Значит и Гвоздь и Карандаш прав!
- Сравнение дерева и металла.
Воспитатель: Но гвоздь все не унимается:
Гвоздь: А у металла поверхность – гладкая! Вот!
Воспитатель: Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок.
Отличаются ли они? Чем?
Какие они на ощупь?
Какая поверхность у металлической пластины?
Дети: Гладкая.
Воспитатель: А какая у деревянного бруска?
Дети: Шероховатая, шершавая.
Воспитатель: Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете?
Дети: Пластина – холодная.
Брусок – теплый.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Металл – холодный.
Дерево – теплое.
Воспитатель: И Карандаш гордится этим. А еще он говорит, что дерево мягче металла.
Как вы думаете, прав Карандаш?
Давайте проверим.
- Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Дерево – мягко, а металл – твердый.
Воспитатель: Но спор не утихает.
Гвоздь говорит, что он очень прочный!
Проверим? Возьмите в руки гвоздик и попробуйте
его сломать. Не получилось? Значит он какой?
Дети: Прочный.
Воспитатель: Теперь попробуйте сломать спичку.
Что можно сказать?
Дети: Спичка – хрупкая.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Дерево – хрупкое.
Металл – прочный.
Гвоздь и Карандаш: Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться.
Воспитатель: Вот и хорошо.
А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку.
- Физминутка .
Раз, два, три, четыре (дети маршируют).
Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)
Грузчиков мы пригласим (повороты туловища влево и вправо)
И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак –
Поворачиваем влево- вправо, изображая руль)
Что там сегодня продают? (повороты вправо-влево).
Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты (приседания).
Воспитатель: Молодцы. Немного отдохнули. А тем временем
Гвоздь Гвоздович и Карандаш отправились в обратный путь, в свою сказочную страну. Шли они шли и вышли к речке (появляется макет). Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!» А Гвоздь Гвоздович приуныл. Как вы думаете почему?
Ответы детей (гвоздь может утонуть).
Воспитатель: Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?
- Опыт «Тонет – плывет».
Воспитатель: Дети, возьмите все гвоздь и палочку и опустите в таз с водой.
Дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Металл – тяжелый,
А дерево – легкое.
Воспитатель: Как же тогда Гвоздю Гвоздовичу перебраться на другой берег?
Дети: Его может перевести Карандаш, плот (ребенок показывает).
Воспитатель: Так наши друзья и поступили. Перебрались на другой берег.
Гвоздь: Как я устал!
Карандаш: А я есть очень хочу!
Гвоздь: Давай сварим уху!
Карандаш: Я пойду рыбу ловить.
Гвоздь: И я пойду.
Карандаш: А кто будет костер разводить?
Воспитатель: Как вы думаете, кому нужно разводить костер, а кто пойдет рыбу ловить?
Дети: Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить, он не боится огня.
Воспитатель: Сварили друзья ухи, сели есть. Гвоздь Гвоздович достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?
Дети: Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным.
Воспитатель: металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность – от слов «проводить тепло».
- Сейчас мы убедимся в этом на опыте.
Воспитатель: Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки.
Как вы думаете, что произойдет?
Дети: Металлическая ложка нагрелась, а деревянная – нет.
Воспитатель: Это свойство называется – теплопроводность.
Какой вывод можно сделать?
Дети: Металл проводит тепло.
- Проблемная ситуация:
Воспитатель: Как же быть Гвоздю Гвоздовичу – все время обжигаться во время еды?
Ответы детей (кушать деревянной ложкой).
Воспитатель: Карандаш поступил как настоящий друг – подарил Гвоздю Гвоздовичу деревянную ложку.
Поели наши друзья, посидели у костра, решили идти дальше.
Как затушить костер?
Дети: Залить водой – это может сделать Карандаш.
Закидать песком – с этим может справиться Гвоздь.
Воспитатель: Так они и сделали. Потом отправились в путь к новым приключениям.
- Итог:
Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. На память мы дарим вам свои фотографии. И хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла».
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка. Передавая ее друг другу, назовите какие свойства дерева и металла вы сегодня узнали.
Дети: Дерево – шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается.
Металл – гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, ржавеет, притягивает магнит, нагревается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...