"Развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста в ходе экспериментирования"
методическая разработка (младшая группа) на тему
В данной статье описано как опытно-экспериментальная деятельность влияет на развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_issledovat.sposobnostey_detey.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок-дошкольник по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — его естественное состояние, ребенок настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Именно на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются:
Случайные наблюдения и эксперименты. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке.
Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее — и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Эксперименты как ответ на детские вопросы. Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты — не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить. Если в школе можно давать знания большими порциями, то в детском саду их приходится дробить и преподносить микродозами. Опыт, который можно провести в школе на одном уроке, в детском саду разбивается на ряд мелких наблюдений и проводится как серия опытов. Следовательно, в детском саду из отдельных опытов приходится формировать циклы, продолжительность которых варьируется в зависимости от объективных и субъективных факторов. Природа настолько интересна для детей сама по себе, что в подавляющем большинстве случаев при ознакомлении с ней не требуется дополнительных внешних стимулов.
Отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнерства. У дошкольников формируются умения: правильно поставить цель, решить проблемы, выдвинуть гипотезы и проверить их опытным путем, делая выводы. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Каким образом можно оценить сформированность этих умений? Несомненно, это не количественные, а качественные показатели, причем нам важно отследить их устойчивое позитивное развитие. Какие показатели являются важными, и каковы должны быть оценочные параметры?
Во-первых, известно, что любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования, которое оценивается по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и в процессе деятельности.
Во-вторых, важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования. Соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.
Планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста по экспериментированию.
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий необходимо решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
3) формировать у детей умение сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Список литературы:
1. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 56 с. (Программы ДОУ) ISBN 978-5-9949-0268-4
2. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. — 64 с. (Развитие и воспитание дошкольника) I8ВN 5-89415-298-4
3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 240 с. (Библиотека журнала «Исследователь/ Researcher».) ISBN 978–5–4441–0212–1
4. Мартынова Е. А., Сучкова И.М. Организация опытно - экспериментальной деятельности для детей 2-7 лет, тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие исследовательских способностей детей среднего дошкольного возраста в ходе экспериментирования»
Опыт работы...
«Детское экспериментирование, как метод развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Выступление на педагогическом совете...
Развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста через эксперименты.
Эксперименты с водой, исследовательские способности детей....
Развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста в игре на природе
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....
Методическая разработка. Тема: «Экспериментирование - средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Методическая разработка. Тема: «Экспериментирование - средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет «Водичка»
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Росточек»
На данном этапе развития современного общества, экологическое образование, является одной из важнейших проблем современности.Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны при...