«Развитие исследовательских способностей детей среднего дошкольного возраста в ходе экспериментирования»
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Пашкевич Людмила Михайловна
Пашкевич Людмила Михайловна
Управление образования администрации Старооскольского
городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №21 «Сказка»
«Развитие исследовательских способностей
детей среднего дошкольного возраста
в ходе экспериментирования»
Автор опыта:
Пашкевич Людмила Михайловна,
воспитатель муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детского сада комбинированного
вида №21 «Сказка»
г. Старый Оскол,
201
Содержание
Информация об опыте …………………………...……………….. 3
Технология опыта …………………………………………....….. 10
Результативность опыта .……………….……………………..… 21
Библиографический список …………………………………….. 24
Приложения к опыту……………………………………………. 25
Тема опыта: «Развитие исследовательских способностей детей среднего дошкольного возраста в ходе экспериментирования».
Информация об опыте
Условие возникновения опыта. Педагог осуществляет свою педагогическую деятельность в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №21 «Сказка», расположенном в микрорайоне «Молодогвардеец», города Старый Оскол. В дошкольном учреждении функционирует 11 групп. Детский сад посещают дети в возрасте с 2 до 7 лет. Педагог работает с детьми третьего года жизни.
Наблюдение педагога за детьми среднего возраста 2008-2011гг. показали, что в их познавательном развитии можно выделить две противоречивые тенденции. С одной стороны, детей привлекает и манит открывшийся большой мир. Они испытывают к нему интерес и с удовольствием «заглядывают» в него. С другой стороны, дети не торопятся надолго «уходить» в большой мир. Причиной такого поведения, считает педагог, является неумение детей видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать.
Наблюдая за детьми среднего возраста во время занятий, самостоятельной деятельности педагог выяснил, что только 22 % детей проявляют любознательность, заинтересованность и могут упорно работать при минимуме стимулирующих влияний со стороны взрослых, 50% детей включаются в работу только при поддержке взрослого, 28% детей быстро теряют интерес к предложениям педагога и находят для себя какое-нибудь относительно «примитивное» занятие. Таким образом, возникла необходимость создания методов и приёмов, которые способствовали бы привлечению детей к деятельному познанию окружающего мира, развитию исследовательских способностей.
Таким методом, считает автор опыта, является детское экспериментирование.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Актуальность опыта. Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку всё реже удаётся сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности.
В ходе описания опыта выявлены следующие противоречия:
- между недостаточным раскрытием содержания знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию;
- между присущей дошкольнику ориентацией на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами с одной стороны, и преобладание недооценки в современной образовательной практике значимости самостоятельной, исследовательской познавательной деятельности ребенка;
- между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок дошкольников и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и её достижения.
Источником познавательной активности становится преодоление данных противоречий и необходимость трансформировать, интерпретировать накопленный опыт в своей практической деятельности, что позволит ребёнку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процесса развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приёмов активизации интеллектуальной сферы ребёнка.
Ведущая педагогическая идея опыта - целенаправленное развитие исследовательских способностей ребенка, путем построения образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска.
Данная работа выполнена в личностно-ориентированной модели образования и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребёнком, если это безопасно для его здоровья.
В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безопасность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчётливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребёнка в повторном показе эксперимента. В ходе экспериментально-познавательной деятельности, создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе. В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребёнка и проводится в увлекательной форме без заучивания, без запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде.
Эксперимент в детском саду позволит знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Длительность работы над опытом. Исследование рассчитано на три года, с 2008 года по 2011 год.
Первый этап – аналитико-диагностический. Период: 2008-2009 год. Проводились анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика.
Второй этап – практический. Период: 2009-2010 год. Реализация системы мер, за счет которых ожидается повышение эффективности развития исследовательских способностей средних дошкольников.
Третий этап – аналитико-обобщающий. Период: 2010-2011 год. Проводилась апробация и внедрение методов работы. Обобщался опыт работы по теме «Развитие исследовательских способностей детей среднего дошкольного возраста в ходе экспериментирования».
Диапазон опыта представляет собой определённую систему, в которую включены демонстрационные опыты, наблюдения, лабораторные работы, занятия-тренинги, чтения художественной и научной литературы, продуктивная деятельность.
Теоретическая база опыта. В своей исследовательской деятельности педагог опирается на труды известного русского педагога-исследователя Константина Николаевича Вентцель (Идеальный детский сад // Свободное воспитание // Сборник избранных трудов под ред. Л. Д. Филоненко. М., 1993, с. 43) Исследовательскому поведению ребёнка и его применению в обучении он придавал исключительное значение. Он писал о том , что на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины». Призывал поддерживать и «питать в нём дух неугомонного искателя истины», «лелеять проснувшуюся жажду знания» Педагог активно применяет в своей практике методику А.И.Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».
В ряде современных психолого-педагогических исследований показано, что развитие познавательных процессов дошкольников в значительной мере зависит от их практической деятельности, каждая из форм которой предъявляет определённые требования к мышлению детей и создаёт условия для его развития в том или ином направлении. В свою очередь развитие мышления – основа формирования всё более сложных структур практической деятельности.
Особое внимание, педагог уделил таким структурным элементам экспериментирования, как цель, идеал, предвидение способов его достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса, постоянно проникающим в другие.
Познавательная деятельность ребёнка среднего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытов творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.
Новизна опыта. Знания привыкли в основном передавать ребёнку через глаза и уши. Автор опыта показывает, что нужно стремиться к тому, чтобы они приходили и через руки, через деятельность и тем самым смогли бы подарить ребёнку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.
Технология опыта
Главная цель педагогической деятельности: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации исследовательских способностей каждого ребенка, формирования творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Создать условия для обучения каждого ребенка в зоне ближайшего развития;
2. Способствовать развитию у детей самостоятельности мышления и потребности к самообразованию:
3.Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Опираясь на определение цели и постановку задач, педагог наметил, основные этапы своей работы с детьми по развитию исследовательских способностей.
На первом этапе работы был составлен перспективный план работы по развитию исследовательских способностей детей (приложение № 1). Анкетирование родителей, диагностика для выявления уровня исследовательских способностей детей.
Исследовательские способности можно представить как комплекс трех составляющих.
1. Поисковая активность.
Она характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность – необходимые составляющие исследовательского поведения, указывающие на наличие поисковой активности.
2. Уровень дивергентного мышления.
Способность к дивергентному мышлению представляется важным качеством, совершенно необходимым в проблемных ситуациях, активизирующих механизм исследовательского поведения. Это требуется и на этапе выявления проблем и на этапе поиска возможных вариантов решения (гипотез). Такие важные характеристики дивергентного мышления, как продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, способность к разработке идей, выступают совершенно необходимыми условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.
3. Уровень конвергентного мышления.
Конвергентное мышление принципиально важно на этапах анализа и оценки ситуации, на этапах выработки суждений, умозаключений и выводов. Оно выступает важным условием успешной разработки и усовершенствования объекта исследования, оценки найденной информации и рефлексии
Решение образовательных задач преимущественно осуществлялось путем создания специальной развивающей среды, в которой ребенок находил стимулы для самообучения и развития. Отсюда педагогом выработаны три уровня реализации «Исследовательского обучения»:
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.
В образовательном процессе детского сада используют обучающие занятия по «ознакомлению с окружающим». Как правило, они строятся в форме рассказа воспитателя, излагающего систематизированные знания о той или иной сфере действительности, и вопросов к детям, направленных на «закрепление» этих знаний. Дети на таких занятиях обычно лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателей» информации.
Для формирования ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, педагог организует занятия не в виде «урока», а в форме партнерской деятельности с взрослым.
Партнёрская позиция взрослого способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту.
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый как равноправный участник предлагает возможные способы ее реализации. Предлагает свою идею и результат как объект детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряется содержательное общение. В процессе деятельности допускается «рабочий гул», разрешается и поощряется общение с соседями, свободное размещение и перемещение.
Партнерская позиция требует и определенной организации пространства: взрослый всегда вместе с детьми, в круге. При организации занятий в партнерской форме, необходимо максимально приближаться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть расположение за реальным круглым столом или на ковре, или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.
Приняв партнёрскую позицию заинтересованного, любознательного участника педагог придерживается следующих этапов последовательности занятия:
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предложений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников, используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуация выбора.
Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он исследования или нет.
В своей работе по данной проблеме, педагог использует следующие методы:
- вопросы, побуждающие детей к постановке проблемы;
- схематичное моделирование опыта;
- использование знаково-символических средств;
- вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержанием и природную закономерность;
- метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
- метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
Занятия в такой форме проводились один раз в неделю, однако познавательная исследовательская деятельность со взрослым, сама по себе ценная для развития ребенка, предавала импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировала их собственные «изыскания» за пределами занятия «в детском саду и дома».
Познавательно-исследовательскую деятельность, как стержневую педагог «обрамляла» другими видами деятельности.
1. Чтение небольшого художественного произведения, вводящего конкретную тему – затем собственно познавательно-исследовательская деятельность;
2. Познавательная исследовательская деятельность – затем продуктивная деятельность, продолжающая тему. Предлагаю примерный конспект занятия (Приложение № 2);
3. Познавательная исследовательская деятельность – затем сюжетная игра;
4. Занятие-тренинг по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.
К ним отнесли знания, умения и навыки:
- видеть проблемы (Приложение № 3);
- ставить вопросы
- выдвигать гипотезы (Приложение № 4);
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Задачи эти трудные, но будучи адаптированы к возрасту, они на практике решаются успешно. Дети работают с интересом и удовольствием.
Задания, ориентированные на определенные задачи, группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Важная особенность состоит в том, что готовясь к занятию, педагог самостоятельно составляет их сценарии. Для этого, исходя из особенностей группы, подбирает набор заданий из различных блоков.
Рассмотрим несколько вариантов работы с блоками.
Блок «Наблюдение, как способ выявления проблем».
Увидеть проблему можно путём простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Почему светит солнце?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?». Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем непростая задача.
Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, осенние листья (деревья, яблоки и др.). Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать основные цвета, в которые они окрашены. Можно поговорить о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев. Хорошо развивающим заданием будет задание нарисовать эти листья с натуры или по памяти.
Блок «Учимся задавать вопросы». Упражнение для активизации познавательного процесса и постановки вопроса могут быть такими. Кладётся на стол какой-нибудь предмет и предлагается детям задать вопросы, чтобы узнать об этом предмете как можно больше. Например, на столе лежит кукла. Дети могут спросить, кто ее хозяйка, где она сейчас? Почему оставила куклу на столе? Старая или новая это кукла? и т.д.
Но кукла – узнаваемый предмет, и детям понятно ее применение. А можно предложить им вещь, которую они видят впервые и не знают, где и как она применяется. Это более сложная ситуация для постановки вопросов.
Другое упражнение связано с постановкой вопросов от лица какого-нибудь существа или предмета. Например, картинка, на которой нарисована сова. О чем она может спросить детей? Нужно придумать вопросы за нее. Педагог учит детей пользоваться вопросительными словами. Для этого придумывает сказочные и полусказочные ситуации. В этот же блок входят упражнения «Описание предметов», «Исправление ошибок», «Угадай, о чем спросили».
Следующий блок «Учимся выдвигать гипотезы» тесно связан с умением задавать вопросы. Гипотеза – это предположение. Она всегда требует проверки и в ходе проверки может подтверждаться или опровергаться. Но прежде чем доказывать или опровергать, взрослый учит детей их выдвигать. Выдвинутая гипотеза может казаться совершенно невероятной, но это не значит, что она не подтвердится. После того, как гипотезы выдвинуты, требуется дать им предварительную оценку. Ведь их может быть очень много, а проверить все невозможно. Для предварительной оценки гипотезы вырабатываются критерии, и составляется специальная табличка, где фиксируются все предложенные детьми гипотезы. Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность выдвигать гипотезы и провокационные идеи (Приложение № 4).
Блок «Учимся делать выводы и умозаключения» направлен на развитие у детей формы мышления, посредством которой на основе имеющихся у детей знаний и опыта, выводятся новые знания. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать выводы можно использовать упражнение – «умозаключение по аналогии», требует не только ума, но и богатого воображения. Делается это так: сопоставляются два объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. Например, туловище рыбы имеет определенную форму, помогающую преодолевать сопротивление воды. Если хотим, чтобы создаваемые нами корабли и особенно подводные лодки хорошо плавали, их корпуса должны быть похожи по очертаниям на туловище рыбы.
Следующая группа упражнений усложняется, предлагается назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными, или назвать как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твердыми.
В блок «Экспериментирование» педагог включил упражнения для проведения мысленных экспериментов и эксперименты с реальными объектами.
В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. В ходе мысленных экспериментов можно решить следующие задачи. Их могут решать дети разного возраста, и даже взрослые. Просто уровень требуемых ответов может быть разным.
- Что можно сделать из песка? (глины, дерева, бетона).
- Что будет, если люди научатся читать мысли других.
- Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?
- Какими должны быть города, чтобы люди не гибли на дорогах?
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
В работе с реальными экспериментами педагог проводит следующие упражнения: эксперимент с кляксой, с набрызгом красок, с акварелью.
Таким образом, созданы условия для развития и самореализации исследовательских способностей каждого ребёнка, формирования творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями.
Успех в работе по развитию исследовательских способностей детей может быть достигнут при тесном взаимодействии с родителями воспитанников. На родительском собрании педагог ознакомил пап и мам с результатами обследования и задачами на учебный год. Организовал и провел ряд открытых занятий для родителей по экспериментальной деятельности.
Совместно с родителями в группе была оборудована мини-лаборатория, оснащённая всем необходимым (Приложение № 5).
На родительском собрании обсудили и утвердили правила для родителей:
- Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.
- Не сдерживать инициативы детей.
- Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
- Не спешить с вынесением оценочных суждений.
- Помогать детям, учиться управлять процессом усвоения знаний (прослеживать связи между различными предметами, событиями, явлениями, формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования, анализировать, синтезировать и классифицировать информацию).
Педагог убедил родителей в необходимости создания условий для проведения различных опытов детьми дома. При этом советует родителям разумно ограничивать своё участие и подсказки с тем, чтобы дать простор детскому творчеству и самостоятельности. Обратил внимание на то что, задача родителей состоит в создании разнообразных условий и ситуаций, которые помогут привлечь детей к деятельному познанию окружающего мира.
Многие родители серьёзно увлеклись данным видом деятельности, о чём свидетельствуют рассказы детей о домашнем экспериментировании. Это послужило поводом организации игр-экспериментов детей совместно с родителями в группе. На таких встречах дети совместно с родителями демонстрируют свои опыты.
Таким образом, созданы условия для развития и самореализации исследовательских способностей каждого ребенка, формирования творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями.
Результативность опыта
Ограничение свободы действий детей средней группы, со стороны взрослых выраженное в самых разных формах: ограничении двигательной активности или в постоянных «нельзя», «не лезь туда», серьёзно мешает развитию детской любознательности. Всё это сдерживает порывы ребёнка к исследовательскому поведению, а следовательно, ограничивает возможности самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего. Это явилось сложностью в процессе работы по данной теме. Педагогу пришлось провести большую разъяснительную работу среди взрослых, убеждая, доказывая, обучая, изменить форму общения с детьми.
На каждом этапе работы педагог проводил диагностику исследовательских способностей детей. Для выявления умений детей мыслить самостоятельно были использованы тесты Равенна, уровень дивергентного мышления определялся тестами креативности Дж. Гилфорда, Е. П. Торранса, уровень конвергентного мышления – тестами интеллекта Д. Венслера.
С 2008-2011г. выявлены следующие знания и умения по развитию исследовательских способностей детей. Средняя группа – высокий уровень – 22%, средний – 50%, низкий – 28% - 2006-2007 годы; старшая группа – высокий уровень – 25%, средний уровень – 68%, низкий – 7% - 2007-2008 годы; подготовительная к школе группа – высокий уровень – 32%, средний уровень – 68% - 2008-2009 годы (приложение № 6).
Работу по развитию исследовательских способностей, педагог считает успешной, так как у детей возник устойчивый интерес к познанию, наблюдательности, умению мыслить и анализировать. Первыми, пусть несложными, но неожиданными и занимательными исследованиями и экспериментами, удалось увлечь детей и помочь им увидеть удивительное и непонятное в обычных, хорошо знакомых предметах и явлениях. При ощущении поддержки со стороны взрослых, дети преодолели чувство страха, нерешительности, неуверенности в себе. У них проснулась инициатива, зародилась настойчивость. Пусть не сразу было всё абсолютно понятным. Но на островках детской памяти остались первые радостные впечатления от собственных открытий, появилось желание познавать самому.
По итогам наблюдений осуществлённых в процессе исследования стало очевидным наличие целой системы у детей сложных умений:
- проявляют интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
- обнаруживают стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения;
- стремятся к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
- проявляют интерес к познавательной литературе;
- проявляют интерес к символическим «языкам», пытаются самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);
- самостоятельно составляют знаки-символы опыта, схемы, карты, пиктограммы;
- записывают истории, наблюдения.
Сопоставление данных показывает, что наблюдается динамика развития исследовательских способностей по всем диагностическим методикам.
Самостоятельно добывая знания, каждый ребенок уверен в том, что все новое, им найденное, будет востребовано, интересно взрослым. Он твердо уверен, что его исследования не останутся без внимания, результаты его изысканий тщательно рассмотрят, а его непременно выслушают.
Результаты диагностики позволили сделать вывод относительно эффективности использованных методов и форм работы по исследовательским способностям в ходе экспериментирования.
Библиографический список
1. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Мир вокруг нас. – М., 1995.
2. Воспитываем дошкольников самостоятельными. – СПб., 2000.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. – М., 2001.
4. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М., 1987.
5. Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. – М., 1999.
6. Крейг А. Наука энциклопедия. – М., 1999.
7. Метелина Н. О. Слушай во все уши (опыты со звуком). – М., 1996.
8. Организация работы центра науки для детей дошкольного возраста. – Новгород, 1997.
9. Репьев С. А. Забавные физические опыты // Мастерилка, 1998.
10. Рыжова Н. Знакомим детей с почвой // Дошкольное воспитание, № 4, 1998.
Приложение
- Приложение № 1 – Перспективный план работы по развитию исследовательских способностей средней группы детского сада
- Приложение № 2 – Конспект занятия в средней группе
- Приложение № 3 – Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы.
- Приложение № 4 - Учимся выдвигать гипотезы.
- Приложение № 5 – Оснащение детской мини-лаборатории.
- Приложение № 6 – Сравнительный анализ исследовательских способностей детей в период с 2008 по 2011гг.
Приложение № 1
Перспективное планирование занятий
по познавательному развитию
в средней группе детского сада
№ п/п | Занятия | Задачи |
Сентябрь | ||
1. | «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» | Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении. |
2. | «Вода нужна всем» | выявить роль воды в жизни растений. |
3. | «Какой бывает вода?» | выявить свойства воды (вода не имеет вкуса, цвета, запаха, льётся, имеет вес). |
4. | «Вода принимает форму» | выявить, что вода принимает фору сосуда, в который она налита. |
Октябрь | ||
1. | «Ходят капельки по кругу» | познакомить детей с круговоротом воды в природе. |
2. | «Какие предметы могут плавать?» | дать детям представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от тяжести. |
3. | «Делаем мыльные пузыри» | познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёнку |
4. | «Подушка из пены» | развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). |
Ноябрь | ||
1. | «Почему всё звучит?» | подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета. |
2. | «Звенящая вода» | Приложение № 1 показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук |
3. | «Что растворяется в воде?» | показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. |
4. | «Радуга в комнате» | знакомство с природным явлением – радугой. |
Приложение № 1
Перспективное планирование занятий
по познавательному развитию средней группе
№ п/п | Занятия | Задачи |
Сентябрь | ||
1. | «Экскурсия в детскую лабораторию» | Уточнить представление о том, кто такие учёные (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями «наука», «гипотеза» (предположение), о способе познания мира – эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории. |
2. | «Двухцветный цветок» | выявить, что растения «пьют» воду. |
3. | «Друзья – враги» | выявить, что масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. |
4. | «Спичечные бега» | расширить представления детей о свойствах воды; на поверхности воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая плёнка. |
Октябрь | ||
1. | «Какая бывает вода» | уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. |
2. | «Вода – раствори тель. Очищение воды». | выявить вещества, которые растворяют Приложение № 1 ся в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. |
3. | «Сила тяготения» | дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. |
4. | «Упрямые предметы» | познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения. |
Ноябрь | ||
1. | «Волшебные стёклышки» | Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. |
2. | «Почему предметы движутся?» | познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. |
3. | «Хитрости инерции» | познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. |
4. | «Что такое масса?» | выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования. |
Приложение № 2
Конспект занятия в средней
группе
Тема: «Почему всё звучит?»
Цель: Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Учить сравнивать различные звуки, определять их источник; развивать познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении «коробочного телефона» Воспитывать умение заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.
Материалы: большая спичечная коробка (специально сделанная), ученические линейки, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички, бутылки, гитара- игрушка, газета, стаканы, палочки, погремушка, медные монеты, картинки (будильник, петушок, ребёнок, свисток), игрушка «Знайка».
Ход занятия:
Утром следующего дня дети находят в группе большую спичечную коробку. Решаем посоветоваться с Знайкой.
Знайка: - Здравствуйте, ребята! Вы правильно сделали, что обратились ко мне за советом. Открывайте смело спичечный коробок, это я его вам прислал.
Игра «Что звучит?» - воспитатель закрывает коробку с предметами ширмой, сам издаёт звуки с помощью известных детям предметов. Дети отгадывают предметы по их звучанию.
1. Шелест бумаги.
2. Шум воды.
3. Звон погремушки.
4 Звон медных монет.
5. Скрип (по воздушному шарику провести ладошкой).
- Сегодня мы с вами поговорим о звуках.
- Какой орган помогает нам слышать звуки?
- Давайте проверим! (Дети закрывают уши ладошками).
Эксперименты:
Приложение № 2
1. «Звучащий стакан». Надеть резиновое колечко на стакан. Приложить стакан к уху. Побренчать натянутой резинкой как струной. Что можно услышать?
2. «Звучащая струна» Детям предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронутся до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился?
3. «Бутылка звучит»? Предложить приставить бутылку к губе и подуть сбоку в горлышко. Что мы слышим?
4. «Есть ли голос у деревянной линейки»? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? Как прекратить звук? Попробуйте менять длину кончика линейки: то длиннее то короче. Зависит ли звук от длины кончика линейки?
5. «Извлечём звук из проволоки». Детям предлагается объединиться парами. Натянуть проволоку. Понаблюдать, как ведёт себя проволока, если дёрнуть её по середине?
Выводы:
1. Слышен громкий звук. Предмет звучит, когда он колеблется, совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему всё вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания резинки в эксперименте передаются и воздуху, и корпусу стакана, поэтому звук слышится громко.
2. Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
3. Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперёд и назад. Это называется колебаниями.
4. Если предметы неподвижно лежат, то никаких звуков мы не слышим. Линейка издаёт бархатистый звук, после того, как мы приводим в движение один из её кончиков. Чем короче кончик, тем тоньше звук, а чем длиннее, тем звук сердитее.
5. Проволока гудит потому что, мы своими действиями заставляем её дрожать. Звучат только дрожащие предметы.
Появляется Знайка:
Знайка: - Какие ещё можете назвать предметы, которые
Приложение № 2
будут звучать?
Знайка показывает картинки (будильник, свисток, петушок, ребёнок). Кто и что звучит громче всех, и кто и что тихо?
Физкультминутка: «Оркестр».
Треугольник есть и ложки,
Бубны, палочки, гармошки.
Если все их разом взять,
Дружно вместе заиграть,
Буду здесь я дирижёром.
Кто же вы, ответьте хором!
Дети берут музыкальные инструменты и все вместе исполняют любую простую мелодию, предложенную ребёнком или воспитателем.
Знайка спрашивает:
- Ребята, знаете ли вы, как общаются люди находящиеся далеко друг от друга? (Дети: - с помощью телефона). Знайка показывает картинки - различные виды телефонов.
Знайка показывает детям телефон, изготовленный из спичечных коробок. Рассказывает о способе его действия.
- Хотите, научу вас, их изготавливать?
- Вот по этим картинкам попробуйте его изготовить.
Предлагается алгоритм действий.
- Через центры двух пустых спичечных коробок протянуть нить.
- Закрепить эту нить с обеих сторон с помощью спичек.
3. Натянуть нить, передать друг другу «секрет». Один прижимает коробок к губам и говорит, другой – прикладывает ухо ко второму коробку и слушает.
Дети объединяются парами и работают над изготовлением поделки. Звучит спокойная музыка. После того, как телефоны будут изготовлены, задаются вопросы
Воспитатель: - Хорошо ли слышно? Слышат ли соседи ваши «секреты»?
Дети: - Звук слышат только те, кто участвует в опыте.
Воспитатель - Почему вы слышите друг друга?
Приложение № 2
Дети - Звук заставляет дрожать коробок, «бежит» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук передаётся хуже, поэтому «секрет» не слышен другим.
Воспитатель - Что может почувствовать сосед при разговоре двоих по спичечному телефону, если приложить палец к нитке, коробку?
Дети - Палец ощущает колебания. Спичечный телефон работает по принципу настоящего телефона. В настоящем телефоне звук бежит по проводам.
Воспитатель - Что будет, если зажать нить посередине рукой?
Дети проверяют свои предположения. Телефон не работает.
Воспитатель - Почему?
Дети - Звук передаётся при дрожании нити. Если нитка не дрожит, звук не передаётся.
Воспитатель - Каждый шум, который мы слышим, произведён неким колебанием или очень быстрым движением вперёд-назад. Звуки перемещаются в виде волн. Когда кто-то говорит с тобой, колебания проходят через рот в воздух и создают вибрацию воздуха. Колебания достигают уха в виде звуковых волн, и мы воспринимаем их как звук. А о звуковых волнах Знайка обещал нам рассказать в следующий раз.
Приложение № 3
Задания и упражнения для развития
умения видеть проблемы
«Посмотрите на мир чужими глазами»
Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:
«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Задание – «продолжить рассказ». Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить эти способности.
Естественно, что от такого простого, условного перемещения на место другого человека, живого или даже неживого объекта еще бесконечно далеко до способности талантливого творца, называющейся сверхчувствительностью к проблемам, но первые шаги в этом направлении мы уже сделали.
«Составьте рассказ от имени другого персонажа»
Хорошим заданием для развития смотреть на мир «другими глазами» является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так:
Приложение № 3
«Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажите об одном дне этой воображаемой жизни».
При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривычный для себя образ.
«Сколько значений у предмета»
Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. Гилфордом. Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Поощряются самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все остальные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.
Еще раз подчеркнем: в этом задании не следует спешить с уничтожающей критикой, но вместе с тем стоит засчитывать как правильные только те варианты, которые действительно применимы.
Такая работа позволит ребенку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами. Ребенок, таким образом, учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.
Приложение № 3
«Назовите как можно больше признаков предмета»
Педагог называет какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей – называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто назовет как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести как увлекательный командный конкурс.
Приложение № 4
Учимся выдвигать гипотезы
Например:
1. Гипотетические предложения о причинах событий.
а) Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий.
- На улице стало холодно;
- Птицы улетели на юг;
- Миша и Сережа поссорились;
- Автомобиль стоит на обочине;
- Человек сердится;
- Миша весь вечер играл со строительным конструктором;
- Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
б) Назови две-три самых фантастических, самых неправдоподобных причины этих же событий.
2. Усложним задание.
а) Назови пять самых правдоподобных причин того, почему дует ветер (Почему течет ручей? Почему весной тает снег? и т. п.) Каждый ответ обязательно начни со слов:
- Может быть;
- Предположим;
- Допустим;
- Возможно;
- Что, если…
б) Назови так же пять самых фантастических (неправдоподобных) причин этих событий.
3. Упражнения на обстоятельства.
а) При каких условиях, каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:
- ветка дерева;
- телефон;
- кукла;
- фрукты;
- игрушечный автомобиль;
- книга;
- самовар;
- барабан.
Приложение № 4
б) Очень эффективно, в плане тренировки умения выдвигать гипотезы, упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
4. Приведем еще несколько упражнений:
- Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?
- Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?
- Почему цветы имеют такую яркую окраску?
- Почему зимой идет снег, а не дождь?
- Почему Луна не падает на землю?
- Почему в космос летают ракеты?
- Почему самолет оставляет след в небе?
- Почему дети любят компьютерные игры?
Надо предложить несколько разных гипотез по этим поводам, придумать также и несколько провокационных идей.
5. Гипотезы, прогнозирующие возможные последствия событий.
В сказке Золотая рыбка исполнила три желания одного человека – старика, поймавшего ее. Представь, что Золотая рыбка выполнила три желания каждого человека на Земле. Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.
Приложение № 5
Оснащение детской мини-лаборатории
Основное оборудование и материалы
1. Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стёкла, чашечные весы, безмен, песочные часы (на 1, 2, 3, 4, 5 минут), компасы, разнообразные магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды различной конфигурации и разного объёма: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведёрки, воронки.
3 Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, минералы, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, (разный по цвету), птичьи пёрышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья).
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки-вклвдыши от наборов шоколадных конфет, деревянные катушки.
5. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.
7. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.
8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.
9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, пилка для ногтей, ученические линейки, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз, сетка-авоська, спички, спичечные коробки, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Приложение № 5
10. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», пластмассовый клоун – водная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.
Дополнительное оборудование и материалы
1. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
2. Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности), клеенчатые передники, полотенца.
3. Таблицы-схемы, коллажи по пройденным темам.
4. Детский понятийный словарь.
5. Журнал исследований или тетрадь (альбом) для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы.
Приложение № 6
Сравнительный анализ
исследовательских способностей
детей в период с 2008 по 2011 гг.
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад № 21 «Сказка»
комбинированного вида
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА
Старооскольский район Белгородской области____________
(название района области)
Пашкевич Людмила Михайловна _
(фамилия, имя, отчество полностью)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 21 «Сказка», воспитатель, 2005 год.______________________________________________________
(место работы, должность в настоящий момент, с какого года в ней работает)
Дата рождения: 13.02.1965г._______________________
Место рождения: г.Старый Оскол Белгородской области
Базовое образование: Старооскольское педагогическое училище, педагогическое образование, воспитатель в дошкольных учреждениях, 29 июня 1989г.______________________________________________
(название учебного заведения, специальность, квалификация, дата окончания)
Послужной список: ______________________________
Педагогический стаж и квалификационная категория: 29 лет, первая категория____________________________________
Звания, награды, премии, научные степени: нет______
Участие в научных педагогических конференциях, конкурсах: да
Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме) нет
Дата внесения опыта в районную (городскую) базу данных _________________________________________
Имеются ли публикации (выходные данные) да
Увлечения:______________________________________
Дополнительные сведения. Факты, достойные упоминания: __________________________________________
Рабочий адрес: г.Старый Оскол, микрорайон Молодогвардеец, 45._____________________________________________
Домашний адрес: г.Старый Оскол, ул.Калинина д.1/4, кв 104
Рабочий телефон : 25-12-37 Домашний телефон: 22-48-27
Факс: нет Электронная почта: nelli4ka@bk.ru____
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Игра-экспериментирование с песком»
Конспект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста "Игра-эксперементирование с песком".Цель: Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах ...
Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования
В статье представлен теоретический и практический материал по развитию исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Раскрываются понятия «активность&ra...
Методическая разработка Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование с водой
Данный материал преднозначен для родителей дошкольников. Позволит получить информацию о развитии познавательного интереса у ребенка через экспериментирование....
«Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Аннотация. В статье представлен теоретический и практический материал по развитию исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Раскрываются понятия «ак...
Проект «Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование».
Сегодня нашему обществу нужны люди самостоятельные, творческие, интеллектуальные, способные оригинально мыслить и принимать нестандартные решения. Помочь в формировании такой личности поможет...
Опыт работы "Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование"
Экспериментирование - деятельность, которая позваляет ребенку моделировать в своем сознании картину мира....
Конспект родительского собрания "Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование"
Заинтерисовать родителей проблемой ознакомления с окружающим миром....