Развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста в игре на природе
занимательные факты на тему
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста в игре на природе
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
А.В. Сухомлинский
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Дети по природе своей - исследователи. «Почему пожелтели листья? Куда течет ручей? Зачем черепахе панцирь? » - эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир - одна из основных задач воспитателя.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Развитие исследовательских способностей зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего "действенного" экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.д. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращать внимание детей на те, или иные предметы, явления, на их свойства. Учить их вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа. Играя с детьми, важно ставить перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавать ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта, развитию навыков исследовательской деятельности.
Гуляя на улице, можно предлагать детям придумать простые рассказы, которые помогут им осознавать, закреплять эти понятия. При развитии исследовательских навыков детей, непременно расширяются и его речевые возможности. Чем бы вы ни занимались с ребенком, непременно обращайте внимание на его речь. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал на прогулке. Как раз игры в природе дают такую возможность для развития речи.
Листочки.
Подул сильный ветер. С дерева стали падать листочки. Их было очень много. Некоторые листочки быстро падали под дерево, некоторые долго кружились в воздухе. Но один листочек вместе с ветром полете в дальние страны. Его друзья и подружки кричали вслед: «Куда ты летишь?» Листочек ответил: «Я хочу увидеть мир и рассказать вам, какой он!» (и далее придумывать рассказы о разных странах, где побывал листочек).
Героями таких рассказов могут стать и снежинка, и цветочек, и жучок и многое другое. Главное, проявляя фантазию, уметь это использовать для обучения и развития ребёнка.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр, в которые можно поиграть с детьми на прогулке.
«Подбери листику пару»
Ребенку предлагается листик с любого дерева и ему необходимо найти такой же, рассказать с какого он дерева.
«На что похоже облако»
Вместе с ребенком рассмотреть облако и представлять себе, на что оно может быт похоже. (Придумать рассказ о персонаже).
«Выложи из палочек»
Всеми любимая игра, которая позволяет использовать любые веточки от деревьев и палочки от кустиков, которые вы найдёте на участке.
«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»
Ребенку дается команда идти по ориентирам. Например: «Иди к скамейке, потом к дереву, потом к колесику и там ты найдешь сюрприз».
«Рисование палочками на песке, снегу, земле, глине»
Еще одна игра, которая доставляет детям массу удовольствия, потому что позволяет им развивать свои исследовательские способности, не прибегая к специальным средствам, а используя только подручные природные материалы. Ребенок сможет заметить, что на разной поверхности по-разному «пишет» палочка и получаются разные рисунки. Младшим дошколятам можно предложить нарисовать просто разные предметы: солнце, колобка, елочку и многое другое.
«Четвертый лишний в природе»
Помогает детям классифицировать предметы и выявлять особенности явлений природы. Например, что лишнее: дерево, трава, цветок, дождь. Почему?
«Хорошо – плохо» в природных явлениях»
Ребенку предлагается один предмет или явление природы, и он должен сказать, что в нем хорошего, а что плохого. Например, дождь. Это хорошо, потому что, когда он идет, поливаются все растения - деревья, цветы, кустарники. Птички могут пить из луж. Плохо то, что после дождя очень
Некоторым детям не хочется думать. Именно по этой причине они отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю». В то же время вместе с взрослым они вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им готовые ответы, помогайте в поисках способов действия. Лучше побуждать детей к исследовательской деятельности. Для ее развития полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения, подсказать которые поможет сама природа.
Такие игры на природе могут служить хорошим дополнением к современным детским игрушкам, так как дают,
• во-первых, богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта ребёнка,
• во-вторых, учат взрослых активно участвовать в этом процессе,
• в-третьих, позволяют это делать в самое лучшее время, когда ребёнок наиболее восприимчив к развитию, - в дошкольном детстве.
Я полностью согласна с высказыванием В. А. Сухомлинского: "Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости".
Литература:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. −М.: Арена, 1994. −222 с.
3. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.
4. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.
6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
8. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.
9. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.
10. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
11. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
12. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста через игру «Квадрат Воскобовича»
Для развития конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста огромную помощь оказывает развивающая игра «Волшебный квадрат». Примерное планирование заданий для детей дошкол...
Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...
Развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста через эксперименты.
Эксперименты с водой, исследовательские способности детей....
"Развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста в ходе экспериментирования"
В данной статье описано как опытно-экспериментальная деятельность влияет на развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста....
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет «Водичка»
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Росточек»
На данном этапе развития современного общества, экологическое образование, является одной из важнейших проблем современности.Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны при...
Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы."
Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы....