ТРИЗ – технология творчества
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
ТРИЗ – технология творчества
Инновационной экономике необходимы инновационное образование и новые идеи. А поиск новых идей – это достаточно сложный процесс, требующий нового мышления, воображения и фантазии. Очевидно, что «высокие технологии» должны быть не только в технических устройствах, а с первую очередь – в «головах»: работники умственного труда должны знать приёмы и технологии умственного труда. Мощным инструментом для генерации новых идей является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная в России Г.С. Альтшуллером и его учениками.
ТРИЗ позволяет перейти от метода проб и ошибок к научной технологии творчества.
ТРИЗ аккумулирует и систематизирует многолетний опыт тысяч изобретателей и ученых (все творческие знания человечества).
ТРИЗ – это технология сильного мышления для генерации новых идей, позволяющая резко снижать «муки творчества» и эффективно решать трудные профессиональные задачи в различных областях человеческой деятельности, особенно – в технике.
ТРИЗ – это коэффициент, умножающий во много раз исходные творческие способности человека.
Эпоху до появления ТРИЗ можно сравнить со временем, когда химики не знали периодической системы элементов.
ТРИЗ имеет следующие творческие инструменты:
– изобретательские приёмы;
– законы развития технических систем;
– системный оператор;
– вепóльный анализ;
– специализированные информационные фонды:
– указатели эффектов (физических, химических, геометрических,…);
– стандарты на решение изобретательских задач;
– вещественно-полевые ресурсы;
– алгоритм решения изобретательских задач;
– курс развития творческого воображения;
– приёмы для преодоления инерции мышления;
– приёмы решения научных (исследовательских) задач;
– теорию развития творческой личности.
В настоящее время ТРИЗ активно развивается в нетехнические области – педагогику, биологию, искусство, журналистику, рекламу, бизнес, политику, …
Достоинства ТРИЗ – если «думать по правилам», то можно быстро достичь результата – решить творческую (техническую) задачу.
Недостаток ТРИЗ – требуется длительное обучение, как и любому другому учебному предмету (физике, математике, химии, …).Эффективность применения ТРИЗ зависит от степени её изучения (например, 5 или 50 творческих приёмов может применять человек в своей деятельности). Однако, на любом уровне освоения ТРИЗ обученный человек всегда лучше необученного. Поэтому ТРИЗ является не «волшебной палочкой», а по сложности и скорости напоминает «самолёт».
ТРИЗ позволяет быстро достичь цели только тем, кто потратил свои время и силы, чтобы стать «пилотом», то есть хорошо изучил инструменты ТРИЗ и получил практические навыки решения творческих задач (учебных и реальных).
Использование ТРИЗ может существенно повысить научно-технический уровень многих разработок, а также конкурсных работ студентов и аспирантов.
Для начального ознакомления с ТРИЗ можно:
1) изучить электронное учебное пособие «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» (http://www.altshuller.ru/e-books/);
2) изучить материалы Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/), начиная со слова «ТРИЗ»;
3) прочитать книги по ТРИЗ из библиотеки Кубанского государственного университета:
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003.
3. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: пособие для учителя / Ю.П. Саламатов. – М.: Просвещение, 2006.
4) посетить ТРИЗ-сайты:
http://www.altshuller.ru – сайт Официального Фонда Г.С. Альтшуллера: более 100 статей Г.С. Альтшуллера и полная библиография его работ.
http://matriz.ru – официальный сайт Международной Ассоциации ТРИЗ (МАТРИЗ): новости ТРИЗ-движения, список членов МАТРИЗ, документы съездов и совещаний, информационные письма, списки ТРИЗ-специалистов, аттестация специалистов, ТРИЗ-мероприятия, список ТРИЗ сайтов, литературы по ТРИЗ и др.
http://ratriz.ru – сайт Российской Ассоциации ТРИЗ (РА ТРИЗ): новости, конференции, конкурсы для школьников, студентов и преподавателей, обучение ТРИЗ (очное и дистанционное для технических и нетехнических специалистов, педагогов), список ТРИЗ-сайтов и др.
http://www.trizminsk.org – сайт Центра ОТСМ-ТРИЗ технологий (Минская школа ТРИЗ): статьи по всем направлениям ТРИЗ – инструменты ТРИЗ, ТРИЗ и технологии образования, ТРИЗ вне техники, фантастика и др.
http://triz.natm.ru – сайт Новгородской школы ТРИЗ, имеющей 3 специализации: «ТРИЗ-образование» (очно – 16 курсов, дистанционно – 50 методик), «ТРИЗ для инженеров» (очное – 3 курса, дистанционно – 30 методик), «ТРИЗ-бизнес и управление» (20 методик); возможны выездные семинары.
http://www.trizland.ru – более 500 творческих задач по различным отраслям: бизнес, PR, техника, биология, физика, экология, фантастические и сказочные задачи; около 300 материалов: статей, книг по ТРИЗ и технологиям творчества в различных сферах: технике, науке, искусстве, педагогике, бизнесе; обучение ТРИЗ и др.
http://www.trizway.com – сайт для творческих педагогов Лаборатории
Образовательных Технологий (ЛОТ) «Универсальный решатель»: ТРИЗ-педагогика, обучающие семинары, видео, статьи, презентации, книги в электронном виде, картотеки и др.
За консультациями обращаться к доценту кафедры радиофизики и нанотехнологий – Михаилу Александровичу Жужа - тел. каф. 262 кафедра радиофизики и нанотехнологий, e-mail: ma120z@rambler.ru, каб. 120С, каб. 317С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Формирование словесного творчества дошкольников через ТРИЗ – технологию»
Сегодня в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются новые педагогические методы. Один из них – это технология ТРИЗ (теории решения изобретательских зада...
Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».
Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...
Конспект НОД с элементами ТРИЗ технологий по художественному творчеству
Конспект НОД с элементами ТРИЗ технологий по художественному творчеству с использованием ЭОР "Этот загадочный Звёздный мир!"Цель: уточнить и систематизировать представления детей о косм...
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группеКонспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе.
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе....
Конспект НОД с элементами ТРИЗ технологий по художественному творчеству
Конспект НОД с элементами ТРИЗ технологий по художественному творчеству с использованием ЭОР "Этот загадочный Звёздный мир!"Цель: уточнить и систематизировать представления детей о косм...
Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».
Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...