самоанализ за 2016-18 годы
материал на тему
материал портфолио в межаттестационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._samoanaliz_deyatelnosti.docx | 34.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 3. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности за период с 2016 по 2018 годы
1.Цели профессиональной деятельности педагога-психолога:
-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ;
-оказание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении программы, социальной адаптации или развитии.
2.Задачи:
*выявлять трудности у воспитанников, изучать их психологические особенности;
*проводить диагностику уровня развития психических процессов у детей;
*осуществлять профилактику и коррекцию социальной дезадаптации детей, способствовать исправлению отклонений в их поведении и развитии;
*проводить консультации и беседы с родителями и педагогами «проблемных» детей.
3. Разработка программно-методических продуктов
Название продукта | Уровень реализации | Год издания |
Коррекционно-развивающая рабочая программа для дошкольников 5-7 лет с заниженной самооценкой «Школа волшебников» | ОУ | 2015 |
Программа психологического развивающего кружка для одаренных и способных детей 5-6 лет «Юные сказочники» | ОУ | 2015 |
Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для одаренных детей 4-7 лет «В гостях у дедушки Ау» | ОУ | 2017 |
Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для одаренных детей 4-5 лет «Зеленый патруль» | ОУ | 2018 |
4.Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности
№ п/п | Современные образовательные технологии и методики | Цель использования технологий и методик | Описание внедрения технологий и методик в практической профессиональной деятельности | Результат использования технологий и методик |
1. | Портфолио –раскраска дошкольника | индивидуализация образовательного процесса | Предложила детям оформлять книгу о себе. Странички книги распечатывала в соответствии с содержанием: меня зовут, мой портрет, мой адрес, моя семья и т.д. Вклеивала фото ребенка, рисунки, поделки, рассказы, впечатления (по рисункам и фото). С детьми с ОВЗ при оформлении страниц использовала методы: «Дорисуй, докрась, продолжи предложение» | У детей формировались усидчивость, целеполагание, стремление к аккуратности, развивалась мелкая моторика, коммуникативно-речевые навыки, творческие задатки и способности, улучшилась самооценка |
2. | Кинезиологические упражнения | Развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы головного мозга | Разработала комплексы кинезиологических упражнений для детей с ОВЗ и внедрила их использование в каждое занятие | У детей улучшилась крупная и мелкая моторика, память, внимание, речь. Для родителей выложила видео-консультацию на сайте с показом упражнений. |
3. | Дневник педагогических наблюдений | индивидуализация образовательного процесса | В летний период наблюдения за детьми записывала на стикерах, в учебное время – в дневник | Собрала точную и объективную информацию о поведении и обучении воспитанников, использовала ее для работы с родителями, для составления индивидуального маршрута, программы развития ребенка |
4. | Карты наблюдения за детской деятельностью | индивидуализация образовательного процесса | Разработала задания на развитие психических процессов и подготовила игровой материал для детей, карты наблюдения, в которых фиксируются результаты детской деятельности. | Вовлекла в эти занятия родителей. Родители, занимаясь со своим ребенком, на практике видят плюсы и минусы в развитии его психических процессов, уделяют дополнительное время на занятие с ним. Ребенок получает еженедельно поощрение за выполненную работу. Результаты фиксируются на кабинках в виде звездочек. Дети получают положительные эмоции в общении с родителями, повышается их самооценка. |
Руководитель ОУ ___________________________________________________
5.Обоснование выбора учебно-методического комплекса
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности, ведется на индивидуальных и групповых занятиях согласно расписанию занятий. В подгруппы объединяются дети одного возраста с общими трудностями. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога. В групповых помещениях проводятся занятия по необходимости. Например, по запросу воспитателя в рамках проектной деятельности или решения конкретной проблемы ребенка или группы детей.
На начало 2016-2017 учебного года выявлено 10 детей с заниженной самооценкой, тревожностью. Для коррекционной работы с этими детьми была разработана и реализована программа «Школа волшебников». Из таблицы по некоторым показателям можно увидеть положительные результаты в конце реализации программы.
Трудности и проблемы | Кол-во детей на начало года | Кол-во детей на конец года |
Заниженная самооценка | 10 | 0 |
Агрессивность | 1 | 0 |
Высокий уровень тревожности | 10 | 5 |
Коммуникативно-речевые трудности (отказ от речи в детском саду) | 2 | 1 |
Низкий уровень познавательных интересов | 15 | 10 |
Эмоциональная неуравновешенность | 9 | 5 |
Тяжелая степень адаптации у детей раннего возраста | 11 | 3 |
Повышению самооценки детей способствует и проектная деятельность исходя из их интересов.
Реализованы следующие проекты с детьми:
-Поисково-исследовательский проект «Знаем. Помним. Гордимся» для детей подготовительных к школе групп. Одна участница заняла 3 место в региональном конкурсе «Поклонись и поклянись». Составлен альбом воспоминаний участников ВОВ. Свои проекты дети представляли на мероприятиях, посвященных дню Победы.
- Проект «Космические приключения» для детей старших и подготовительных к школе групп способствовал развитию коммуникативно-речевых и творческих навыков детей.
-организован клуб общения в средней группе № 5.
В 2016-2017 учебном году реализован годовой проект «Путешествие по сказкам Чуковского»
Диагностика уровня сформированности коммуникативно-речевых навыков у детей старшей группы № 7 показала следующие результаты работы по проекту:
Результаты обследования
Достаточный уровень развития | Близкий к достаточному уровню развития | Недостаточный уровень развития | |
Начало учебного года | 0 | 11 чел. 57,9% | 8 чел. 42,1% |
Конец учебного года | 9 чел. 47,4% | 10 чел. 52,6% | 0 |
Кроме этого был организован клуб общения в старшей группе №7, что также способствовало развитию коммуникативно-речевых компетенций у воспитанников.
В течении года проводились выставки творческих работ детей и родителей старшей группы №7, организован мини-музей «Дедушки Корнея» и проведены экскурсии воспитанниками с ОВЗ для детей детского сада;
-проведены коммуникативно-ролевые игры с участием родителей («Вызов доктора», «Федора в гостях у детей»).
В 2017-2018 учебном году проводила развивающий кружок для одаренных детей 4-7 лет «В гостях у дедушки Ау» с экологической направленностью. В результате этих занятий один из воспитанников представил результаты исследовательской работы кружковцев на научно-исследовательской конференции «Умники и умницы» (1 место) и в областном конкурсе исследовательских работ занял 3 место.
В течении учебного года с детьми с ОВЗ проведены циклы кинезиологических упражнений, что способствовало развитию их крупной и мелкой моторики, синхронизации межполушарного взаимодействия, речевых навыков.
С детьми старшей и подготовительной к школе групп проведены сюжетно-ролевые игры: «Военные учения», «Военные строители», «Ветеринарная больница» (с детьми с ОВЗ). В результате дети получили опыт взаимодействия со сверстниками другой группы, получили представления о профессиях, расширился их коммуникативно-речевой опыт. В ходе этих игр дети преодолевали сильные чувства и эмоции, такие, как страх, ответственность за результат своих действий, проявляли такие качества, как отстаивание своей позиции в соответствии с выбранной ролью.
Творческий проект «Наша армия родная», проводимая с детьми старшей группы способствовал реализации детских творческих задумок, тесному сотрудничеству с родителями, позитивному общению детей и родителей, формированию у детей патриотических чувств.
Экологический проект для детей средней группы «Учимся общаться с природой» был направлен, прежде всего, на развитие коммуникативно-речевых и познавательных способностей детей. Этот проект осуществлялся в летнее время, поэтому вся основная деятельность проходила на участке детского сада, что также способствовало оздоровлению детей и более чувственному восприятию окружающей природы. В проектную деятельность так же были привлечены родители, которые с удовольствием принимали участие в изготовлении игровых атрибутов к играм, в собирательстве природного материала.
Обобщенная таблица результатов диагностики за 3 года
Трудности | 2015-2016 учебный год | 2016-2017 учебный год | 2017-2018 учебный год | |||
Эмоциональные проблемы у детей подготовительных к школе групп | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года |
11 | 5 | 10 | 0 | 10 | 0 | |
Тяжелая адаптация у детей младших групп | 11 | 3 | 14 | 2 (ОВЗ) | 36 | 2 (ОВЗ) |
Коммуникативно-речевые трудности у детей старшей группы | 2 | 1 | 8 | 0 | 0 | 0 |
Низкий уровень психологической готовности к школе | 6 | 0 | 7 | 0 | 10 | 0 |
Всего | 30 | 9 | 39 | 2 | 46 | 2 |
Из таблицы видно, что за последние три года количество воспитанников с тяжелой адаптацией увеличилось на начало учебного года, т.к. число младших групп стало больше (была одна, стало 3). В старшей группе наблюдается положительная динамика развития коммуникативно-речевых навыков (на начало 2016-2017 учебного года было 8 воспитанников с трудностями, а на начало 2017-2018 учебного года- 0). На протяжении трех лет на начало учебного года были воспитанники с низким уровнем психологической готовности к школе, то к концу года все дети психологически были готовы к школьному обучению.
Воспитанники с различными трудностями в развитии прошли ПМПк и получили статус ОВЗ.
Результаты диагностики уровня развития психических процессов у детей с ОВЗ
(2017-2018 уч.год)
Всего детей: 21 | Начало уч.года | Середина уч.года | Конец уч.года |
Общий уровень развития психических процессов-достаточный | 1 | 4 | 7 |
Общий уровень развития психических процессов -близкий к достаточному | 7 | 10 | 12 |
Общий уровень развития психических процессов – недостаточный уровень | 12 | 9 | 2 |
Один ребенок из младшей группы практически не посещал детский из-за частых заболеваний и тяжелой адаптации. Занятия с ним проводились редко.
Для работы с детьми ОВЗ разрабатываются и реализуются индивидуальные адаптированные образовательные программы. С детьми проводятся адаптационные, пальчиковые, артикуляционные, дыхательные, глазодвигательные игры и упражнения с целью укрепления здоровья и снятия эмоционального напряжения.
Для родителей регулярно проводятся индивидуальные консультации по результатам диагностики, координации совместных действий по оказанию помощи ребенку. Родители получают информацию по вопросам воспитания и развития ребенка в очной и заочной форме (в виде консультаций в районной газете «Заря Севера», на сайте МАДОУ, на личном сайте, на информационных стендах в группах).
В разных формах (круглый стол, индивидуальные консультации, практикум, семейный клуб и др.) проводились встречи с родителями на актуальные для них темы:
1. «Поисково-познавательная деятельность детей»
2.«Бабушки и внуки»
3.«Сказка-метод познавательного развития детей»
4.«Артикуляционная гимнастика для малышей»
5 «Пальчиковые игры»
6.«День семьи»;
7.«Результаты сотрудничества педагогов и родителей»
8.«Адаптационный период в детском саду»
9.«Целевые ориентиры. Развивающие игры»
10.«Психологическая готовность ребенка к школе»
11.«Развитие детской инициативы и самостоятельности»
12.«Чем опасна компьютерная зависимость»
13.«Космические испытания для будущих первоклассников»
14.«Развитие коммуникативно-речевых навыков»
15.«Игры, развивающие речь ребенка» и др.
Периодически проводится опрос родителей по выбору форм общения со специалистами детского учреждения, по выбору тем для общения. Большинство родителей предпочитают индивидуальные консультации, обосновывая свой выбор живым общением с педагогом и получением нужной информации о развитии непосредственно своего ребенка и в удобное для них время. Поэтому, считаю, что не стоит стремиться к повышению количества пришедших на встречу родителей. Если человек не готов к принятию той или иной информации, даже очень полезной с нашей точки зрения, не стоит ее навязывать. Но предлагать разные формы общения конечно же нужно. У родителей тоже должен быть выбор.
Для педагогов МАДОУ с целью профилактики профессионального выгорания ежегодно проводятся:
- профилактические тренинги и практикумы на темы: «Профилактика СЭС», «Помоги себе сам» «Способы снятия эмоционального напряжения», ролевая игра «Сглаживание конфликтов»;
-для снятия усталости, эмоционального напряжения с педагогами проводятся аромотерапия, релаксация, цветотерапия;
- консультации на темы: «Новые формы работы с семьей по профилактике жестокого обращения», «Методы урегулирования конфликтов», «Психологические особенности родителей детей ОВЗ».
Выгорания в чистом виде у воспитателей не наблюдается. Усталость, эмоциональное напряжение имеет место быть. Чаще - у педагогов с большим стажем работы. Считаю, что это связано с повышенными требованиями к себе, к своей работе. Некоторые воспитатели не могут себе позволить расслабиться, когда я предлагаю пройти сеансы ароматерапии, релаксации. Хотя сеансы не занимают много времени(15-20 минут). Объясняют это большой загруженностью и нехваткой времени. На мероприятиях по профилактике эмоционального выгорания некоторые начинают нервничать, просят сократить время проведения, т.к. много дел. Наиболее эффективными мероприятиями считаю тренинги, но полноценно провести их за 15-20 минут невозможно. Поэтому нахожусь в поиске эффективных и не требующих больших временных затрат форм работы по профилактике выгорания педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями старших групп на период с сентября 2015 по май 2016 года
План работы с родителями старших групп на период с сентября 2015 по май 2016 года...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период за 2011-2016 годы учителя-логопеда МАДОУ № 310 Саймитовой Р.Ф.
Проблема формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обсуждается сегодня на уровне федеральных ирегиональных программ.Общее недоразвитие речи ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ с 2016 года по 2021 год
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ...
Положение к конкурсу на лучшее оформление групп к Новому году 2016 году
В помощь старшему воспитателю...
Во второй младшей группе "Ягодки" в сентябре - ноябре 2016 года реализовали под проект "Осень наступила" проекта "Времена года"
Вид проекта: практико – ориентированный, творческий.Продолжительность: 1 месяц (сентябрь- ноябрь 2016 г.).Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Раздел программы: Програм...
Самоанализ за 2016-17 учебный год.
Тема по самообразованию "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольнков"....
Самоанализ 2015-2016 учебный год
Самоанализ профессиональной деятельности на 2015 – 2016воспитателя второй младшей группы «В»Бельтоевой Айны Асланбековны....