самоанализ за 2016-18 годы
материал на тему

Русских Вера Ивановна

материал портфолио в межаттестационный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._samoanaliz_deyatelnosti.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 3. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности за период с 2016 по 2018 годы

1.Цели профессиональной деятельности педагога-психолога:

-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ;

-оказание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении программы, социальной адаптации или развитии.

2.Задачи:

*выявлять трудности у воспитанников, изучать их психологические особенности;

*проводить   диагностику уровня развития психических процессов у детей;

*осуществлять профилактику и коррекцию социальной дезадаптации детей, способствовать исправлению отклонений в их поведении и развитии;

*проводить консультации и беседы с родителями и педагогами «проблемных» детей.

3. Разработка программно-методических продуктов

Название продукта

Уровень реализации

Год издания

Коррекционно-развивающая рабочая программа для дошкольников 5-7 лет с заниженной самооценкой «Школа волшебников»

ОУ

2015

Программа психологического развивающего кружка  для одаренных и способных детей 5-6 лет «Юные сказочники»

ОУ

2015

Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для одаренных детей 4-7 лет «В гостях у дедушки Ау»

ОУ

2017

Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для одаренных детей 4-5 лет «Зеленый патруль»

ОУ

2018

4.Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности

№ п/п

Современные образовательные технологии и методики

Цель использования технологий и методик

Описание внедрения технологий и методик в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологий и методик

1.

Портфолио –раскраска дошкольника

индивидуализация образовательного процесса

Предложила детям оформлять книгу о себе. Странички книги распечатывала в соответствии с содержанием: меня зовут, мой портрет, мой адрес, моя семья и т.д. Вклеивала фото ребенка, рисунки, поделки, рассказы, впечатления (по рисункам и фото). С детьми  с ОВЗ при оформлении страниц использовала методы:  «Дорисуй, докрась, продолжи предложение»

У детей формировались усидчивость, целеполагание, стремление к аккуратности, развивалась мелкая моторика, коммуникативно-речевые навыки, творческие задатки и способности, улучшилась самооценка

2.

Кинезиологические упражнения

Развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы головного мозга

Разработала комплексы кинезиологических упражнений для детей с ОВЗ и внедрила их использование в каждое занятие

У детей улучшилась крупная и мелкая моторика, память, внимание, речь. Для родителей выложила видео-консультацию на сайте с показом упражнений.

3.

Дневник педагогических наблюдений

индивидуализация образовательного процесса 

В летний период наблюдения за детьми записывала на стикерах, в учебное время – в дневник

Собрала точную и объективную информацию о поведении и обучении воспитанников, использовала ее для работы с родителями, для составления индивидуального маршрута, программы развития ребенка

4.

Карты наблюдения за детской деятельностью

индивидуализация образовательного процесса

Разработала задания на развитие психических процессов и подготовила игровой материал для детей, карты наблюдения, в которых фиксируются результаты детской деятельности.

Вовлекла в эти занятия родителей. Родители, занимаясь со своим ребенком, на практике видят плюсы и минусы в развитии его психических процессов, уделяют дополнительное время на занятие с ним. Ребенок получает еженедельно поощрение за выполненную работу. Результаты фиксируются на кабинках в виде звездочек. Дети получают положительные эмоции в общении с родителями, повышается их самооценка.

Руководитель ОУ  ___________________________________________________

5.Обоснование выбора учебно-методического комплекса

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности, ведется на индивидуальных и групповых занятиях согласно  расписанию занятий. В подгруппы объединяются дети одного возраста с общими трудностями. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога. В групповых помещениях проводятся занятия по необходимости. Например, по запросу воспитателя в рамках проектной деятельности или решения конкретной проблемы ребенка или группы детей.

На начало 2016-2017 учебного года выявлено 10 детей с заниженной самооценкой, тревожностью. Для коррекционной работы с этими детьми была разработана и реализована программа «Школа волшебников». Из таблицы по некоторым показателям можно увидеть положительные результаты в конце реализации программы.

Трудности и проблемы

Кол-во детей на начало года

Кол-во детей на конец года

Заниженная самооценка

10

0

Агрессивность

1

0

Высокий уровень тревожности

10

5

Коммуникативно-речевые трудности (отказ от речи в детском саду)

2

1

Низкий уровень познавательных интересов

15

10

Эмоциональная неуравновешенность

9

5

Тяжелая степень адаптации у детей  раннего возраста

11

3

Повышению самооценки детей способствует и проектная деятельность исходя из их интересов.

 Реализованы следующие проекты с детьми:

-Поисково-исследовательский проект «Знаем. Помним. Гордимся» для детей подготовительных к школе групп. Одна участница заняла 3 место в региональном конкурсе «Поклонись и поклянись». Составлен альбом воспоминаний участников ВОВ. Свои проекты дети представляли на мероприятиях, посвященных дню Победы.

- Проект «Космические приключения» для детей старших и подготовительных к школе групп способствовал развитию коммуникативно-речевых и  творческих навыков детей.

-организован клуб общения в средней группе № 5.

       В 2016-2017 учебном  году  реализован годовой проект «Путешествие по сказкам Чуковского»

Диагностика уровня сформированности коммуникативно-речевых навыков у детей старшей группы № 7 показала следующие результаты работы по проекту:

Результаты обследования

Достаточный уровень развития

Близкий к достаточному уровню развития

Недостаточный уровень развития

Начало учебного года

0

11 чел.

57,9%

8 чел.

42,1%

Конец учебного года

9 чел.

47,4%

10 чел.

52,6%

0

Кроме этого был организован клуб общения в старшей группе №7, что также способствовало развитию коммуникативно-речевых компетенций у воспитанников.

В течении года проводились выставки творческих работ детей и родителей старшей группы №7, организован мини-музей «Дедушки Корнея»  и проведены экскурсии  воспитанниками с ОВЗ для детей детского сада;

-проведены коммуникативно-ролевые игры с участием родителей («Вызов доктора», «Федора в гостях у детей»).

В 2017-2018 учебном году проводила развивающий  кружок для одаренных детей 4-7 лет «В гостях у дедушки Ау» с экологической направленностью. В результате этих занятий один из воспитанников представил результаты исследовательской работы кружковцев на научно-исследовательской конференции  «Умники и умницы» (1 место) и в областном конкурсе исследовательских работ занял 3 место.

В течении учебного года с детьми с ОВЗ проведены циклы кинезиологических упражнений, что способствовало развитию их крупной и мелкой моторики, синхронизации межполушарного взаимодействия, речевых навыков.

С  детьми старшей и подготовительной к школе групп проведены сюжетно-ролевые игры: «Военные учения», «Военные строители», «Ветеринарная больница» (с детьми с ОВЗ). В результате дети получили опыт взаимодействия со сверстниками другой группы, получили представления о профессиях, расширился их коммуникативно-речевой опыт. В ходе этих игр дети преодолевали сильные чувства и эмоции, такие, как страх, ответственность за результат своих действий, проявляли такие качества, как отстаивание своей позиции в соответствии с выбранной ролью.

Творческий проект «Наша армия родная», проводимая с детьми старшей группы способствовал реализации детских творческих задумок, тесному сотрудничеству с родителями, позитивному общению детей и родителей, формированию у детей патриотических чувств.

Экологический проект для детей средней группы «Учимся общаться с природой» был направлен, прежде всего, на развитие коммуникативно-речевых и познавательных способностей детей. Этот проект осуществлялся в летнее время, поэтому вся основная деятельность проходила на участке детского сада, что также способствовало оздоровлению детей и более чувственному восприятию окружающей природы. В проектную деятельность так же были привлечены родители, которые с удовольствием принимали участие в изготовлении игровых атрибутов к играм, в собирательстве природного материала.

Обобщенная таблица результатов диагностики за 3 года

Трудности

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

2017-2018 учебный год

Эмоциональные проблемы у детей подготовительных к школе групп

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

11

5

10

0

10

0

Тяжелая адаптация у детей младших групп

11

3

14

2 (ОВЗ)

36

2 (ОВЗ)

Коммуникативно-речевые трудности у детей старшей группы

2

1

8

0

0

0

Низкий уровень психологической готовности к школе

6

0

7

0

10

0

Всего

30

9

39

2

46

2

Из таблицы видно, что за последние три года количество воспитанников  с тяжелой адаптацией увеличилось на начало учебного года, т.к.  число младших групп стало больше (была одна, стало 3). В старшей группе  наблюдается положительная динамика развития коммуникативно-речевых навыков (на начало 2016-2017 учебного года было 8 воспитанников с трудностями, а на начало  2017-2018 учебного года- 0). На протяжении трех лет на начало учебного года были воспитанники с низким уровнем  психологической готовности к школе, то к концу года все дети психологически были готовы к школьному обучению.

Воспитанники с различными трудностями в развитии прошли ПМПк и получили статус ОВЗ.

Результаты   диагностики уровня развития психических процессов у детей с ОВЗ

(2017-2018 уч.год)

Всего детей: 21

Начало уч.года

Середина уч.года

Конец уч.года

Общий уровень развития психических процессов-достаточный

1

4

7

Общий уровень развития психических процессов -близкий к достаточному

7

10

12

Общий уровень развития психических процессов – недостаточный уровень

12

9

2

Один ребенок из младшей группы практически не посещал детский из-за частых заболеваний и тяжелой адаптации. Занятия с ним проводились редко.

Для работы с детьми  ОВЗ разрабатываются и реализуются индивидуальные адаптированные образовательные программы. С детьми  проводятся адаптационные, пальчиковые, артикуляционные, дыхательные, глазодвигательные игры и упражнения с целью укрепления здоровья и снятия эмоционального напряжения.  

Для родителей регулярно проводятся индивидуальные консультации по результатам диагностики, координации совместных действий по оказанию помощи ребенку. Родители получают информацию по вопросам воспитания и развития ребенка в очной и заочной форме (в виде консультаций в районной газете «Заря Севера», на сайте МАДОУ, на личном  сайте, на информационных стендах в группах).

В разных формах (круглый стол, индивидуальные консультации, практикум, семейный клуб и др.) проводились  встречи с родителями на актуальные  для них темы:

1. «Поисково-познавательная деятельность детей»  

2.«Бабушки и внуки»      

3.«Сказка-метод познавательного развития детей»  

4.«Артикуляционная гимнастика для малышей»    

5 «Пальчиковые игры»

6.«День семьи»;

7.«Результаты сотрудничества педагогов и родителей»

8.«Адаптационный период в детском саду»

9.«Целевые ориентиры. Развивающие игры»

10.«Психологическая готовность ребенка к школе»

11.«Развитие детской инициативы и самостоятельности»

12.«Чем опасна компьютерная зависимость»

13.«Космические испытания для будущих первоклассников»

14.«Развитие коммуникативно-речевых навыков»

15.«Игры, развивающие речь ребенка» и др.

Периодически проводится опрос родителей по выбору форм общения со специалистами детского учреждения, по выбору тем для общения. Большинство родителей предпочитают индивидуальные консультации, обосновывая свой выбор живым общением с педагогом и получением нужной информации о развитии непосредственно своего ребенка и в удобное для них время. Поэтому, считаю, что не стоит стремиться к повышению количества пришедших на встречу родителей. Если человек не готов к принятию той или иной информации, даже очень полезной с нашей точки зрения, не стоит ее навязывать. Но предлагать разные формы общения конечно же нужно. У родителей тоже должен быть выбор.

Для педагогов  МАДОУ с целью профилактики профессионального выгорания ежегодно проводятся:

- профилактические тренинги и практикумы на темы: «Профилактика СЭС», «Помоги себе сам» «Способы снятия эмоционального напряжения», ролевая игра «Сглаживание конфликтов»;

-для снятия усталости, эмоционального напряжения с педагогами проводятся аромотерапия, релаксация, цветотерапия;

- консультации на темы: «Новые формы работы с семьей по профилактике жестокого обращения», «Методы урегулирования конфликтов», «Психологические особенности родителей детей ОВЗ».

Выгорания в чистом виде у воспитателей не наблюдается. Усталость, эмоциональное напряжение имеет место быть. Чаще - у педагогов с большим стажем работы. Считаю, что это связано с повышенными требованиями к себе, к своей работе. Некоторые воспитатели не могут себе позволить расслабиться, когда я предлагаю пройти сеансы ароматерапии, релаксации. Хотя сеансы не занимают много времени(15-20 минут). Объясняют это большой загруженностью и нехваткой времени. На мероприятиях по профилактике эмоционального выгорания некоторые начинают нервничать, просят сократить время проведения, т.к. много дел. Наиболее эффективными мероприятиями считаю тренинги, но полноценно провести их за 15-20 минут невозможно. Поэтому нахожусь в поиске эффективных и не требующих больших временных затрат форм работы по профилактике выгорания педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями старших групп на период с сентября 2015 по май 2016 года

План работы с родителями старших групп на период с сентября 2015 по май 2016 года...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период за 2011-2016 годы учителя-логопеда МАДОУ № 310 Саймитовой Р.Ф.

Проблема формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обсуждается сегодня на уровне федеральных  ирегиональных программ.Общее недоразвитие речи ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ с 2016 года по 2021 год

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ...

Во второй младшей группе "Ягодки" в сентябре - ноябре 2016 года реализовали под проект "Осень наступила" проекта "Времена года"

Вид проекта: практико – ориентированный, творческий.Продолжительность: 1 месяц (сентябрь- ноябрь 2016 г.).Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Раздел программы: Програм...

Самоанализ за 2016-17 учебный год.

Тема по самообразованию "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольнков"....

Самоанализ 2015-2016 учебный год

Самоанализ профессиональной деятельности на 2015 – 2016воспитателя второй младшей группы «В»Бельтоевой Айны Асланбековны....