программа "Мой любимый город Канск"
материал на тему
Формирование личности ребенка невозможно без изучения прошлого, настоящего и предполагаемого будущего своей малой Родины. Внедрение в образовательный процесс детского сада регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления об основах региональной культуры, развивает у дошкольников интерес к малой родине. Знакомство с особенностями природы, экономическими, культурными и другими условиями родного города способствует формированию у детей гражданственности, основ патриотизма и краеведческой культуры.
Парциальная программа «Мой любимый город Канск» адресована воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, родителям, студентам педагогических образовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_programmy_moy_lyubimyy_g.kansk_.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК» 1.1 Пояснительная записка Цели и задачи программы Принципы построения программы Характеристика старшего дошкольного возраста 1.2 Планируемые результаты освоения программы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК» 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 2.2 Содержание образовательной деятельности 2.3 Описание форм, методов и средств реализации программы 2.4 Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК» 3.1 Особенности реализации программы 3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.3 Методическое обеспечение программы 3.4 Особенности педагогической диагностики | 3 3 4 4 5 7 8 8 11 14 15 19 19 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
1.1 Пояснительная записка
Формирование личности ребенка невозможно без изучения прошлого, настоящего и предполагаемого будущего своей малой Родины. Внедрение в образовательный процесс детского сада регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления об основах региональной культуры, развивает у дошкольников интерес к малой родине. Знакомство с особенностями природы, экономическими, культурными и другими условиями родного города способствует формированию у детей гражданственности, основ патриотизма и краеведческой культуры.
Парциальная программа «Мой любимый город Канск» адресована воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, родителям, студентам педагогических образовательных организаций.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа направлена на развитие у старших дошкольников интереса к истории и традициям родного города, к его культуре. Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При ее разработке авторы стремились максимально использовать природные, культурно-исторические, этнографические особенности города Канска и Канского района. Программа охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма и чувства сопричастности к культурно-историческому и природному наследию города Канска.
Задачи программы:
- Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, символике (герб, флаг, гимн), событиям прошлого и настоящего.
- Развивать стремление к познанию культуры, традиций, истории города Канска, природных особенностей Канского района.
- Расширять представления детей о том, что делает город Канск красивыми, развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
- Знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
- Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.
- Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях родного города, культурных мероприятиях и социальных акциях.
- Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего региона и толерантное отношение к представителям других национальностей.
Принципы построения программы
1. Принцип культуросообразности предусматривает становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании природных, историко-географических, этнических особенностей малой Родины, с учетом национальных ценностей и традиций.
2. Принцип развития понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Всѐ это находит свое отражение в детской инициативности, самостоятельности и творчестве.
3. Принцип самоценности дошкольного детства, его полноценное проживание предполагает, что каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.
4. Принцип деятельности предполагает, что решение образовательных задач в дошкольном возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. В соответствии с этим содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым разнообразные виды деятельности.
5. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении старших дошкольников.
6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности предусматривает предоставление каждому ребенку возможности выбора содержания своего образования, в результате чего ребенок становится субъектом образовательного процесса.
7. Принцип полноты содержания образования предполагает обеспечение условий для всестороннего развития ребенка. Содержание дошкольного образования включает следующие сферы развития ребенка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
8. Принцип интеграции содержания образования предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет интегрировать содержание данной программы в ООП ДО, предоставляет возможность воспитателям и педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.
9. Принцип сотрудничества с семьей и социальными партнерами реализуется в данной программе, как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает рекомендации по организации взаимодействия педагогов, родителей и социальных партнеров.
Характеристика старшего дошкольного возраста
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут, — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптуры. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится?). У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй.
Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способными к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам, — совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях (посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.), рассказывают об основном роде деятельности его жителей, напоминают о военных триумфах россиян и гордятся их победами, трудятся и празднуют, имеют свои обычаи и традиции. Дети старшего дошкольного возраста с интересом посещают музеи родного города, включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан.
Приобщение старших дошкольников к культуре родного города будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Следует организовывать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют приблизить достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Активная позиция старших дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности:
- участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);
- участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);
- чтение произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);
- участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, Красной книги региона, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу, коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
- обсуждение профессий родителей-горожан и составление рассказов о них;
- участие с родителями и воспитателями в социально значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, спортивные праздники, социальные акции и пр.).
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Старшая группа
- У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.
- Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.
- Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.
- Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, в детское коллекционирование связанные с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности).
- Проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
- Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
Подготовительная группа
- Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.
- Ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города, стремится выполнять правила поведения в городе.
- Проявляет любознательность по отношению к истории родного города, знает наиболее важные исторические события родного города.
- Рассказывает о достопримечательностях и зданиях города (театр, памятники, библиотеки, производственные предприятия), об их назначении.
- Имеет представление о профессиях горожан и жителей Канского района и значимости их труда.
- Узнает и называет растения и животных Канского района, занесённых в Красную книгу.
- С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности).
- Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях города, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и представителям других национальностей.
- Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.п.).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка
Социально-коммуникативное развитие направлено на организацию социокультурной образовательной практики, на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие коммуникации и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. По данным психологических исследований, большую часть накопленного интеллектуального багажа дошкольников составляют чувственно воспринимаемые впечатления. На основе сенсорного опыта формируется рациональное познание, ведущая роль в котором принадлежит мышлению и речи, формируются способности к исследовательской, поисковой деятельности, закладывается система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения (синтеза) научных понятий и принципов (целостная картина мира).
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.)
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организама, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Старшая группа
Образовательные области | Задачи образовательной деятельности |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Подготовительная группа
Образовательные области | Задачи образовательной деятельности |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
2.2 Содержание образовательной деятельности
Содержание программы «Мой любимый город Канск» реализуется в следующих тематических разделах:
№ п\п | Разделы | Формируемые представления в рамках раздела | |
Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Я и моя семья | Понятие «родной дом», «семья». Значение семьи для человека. Генеалогическое древо. | История моей семьи. Трудовые династии. Семейные традиции. | |
Родной город: достопримечательности и окрестности | Понятие «Родина», «малая Родина». Улицы микрорайона. Исторические памятники родного города. Архитектура города. Любимые места отдыха семьи в черте и окрестностях города Канска. | Символика города. Главные улицы города. Каменное и деревянное зодчество. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий (вокзал, театр, музей, СРЦ «Космос» и др.) Храмы города Канска. Любимые места отдыха семьи в черте и окрестностях города. | |
Природа города Канска (Сосновый бор, река Кан) и Канского района | Климатические особенности региона. Растительный и животный мир города Канска и Канского района. Красная книга Красноярского края. Охрана природы, безопасное поведение в природе. | Место на карте России, Красноярского края и Канского района. Особенности ландшафта (лесостепь). Растительный и животный мир города Канска и Канского района. Красная книга Красноярского края. Охрана природы, безопасное поведение в природе. | |
История города: события и люди | Понятие «сибиряк», «земляк». Путешествие в настоящее и прошлое родного города. Острог на реке Кан. Функциональное назначение и изменение предметов быта. | Казаки – основатели острога. Функциональное назначение и изменение предметов быта. Канск – город купеческий. «Чье ты носишь имя, улица моя?» ВОВ в истории города (Герои. Дети войны. Война в истории моей семьи. Канск для фронта). | |
Особенности жизни горожан: профессии, традиции, забавы | Профессии горожан и сельских жителей. Военные профессии горожан (военные части, кадетский корпус). Традиционные народные праздники города. Народные игры. | Профессии горожан и сельских жителей. Военные профессии горожан (военные части, кадетский корпус). Знакомство с культурой, традициями, обычаями других национальностей. Традиционные народные праздники города. Народные игры, дворовые игры. | |
Культура, искусство, спорт | Декоративно-прикладное творчество жителей города. Песенный фольклор. Художники города Канска. Творческие коллективы города. Канск – город спортивный. | Декоративно-прикладное творчество жителей города. Песенный фольклор. Канские писатели и поэты. Художники города Канска. Творческие коллективы города. Канск – город спортивный. |
2.3 Описание форм, методов и средств реализации программы
Старшая группа
- Поддерживать проявления интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании иллюстративного материала, слушании историй, рисовании и конструировании.
- Рассказывать детям сюжетные истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением функций этих сооружений.
- Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений (например, крепости, площади), прорисовывать и размещать архитектурные макеты на детализированной карте города, принимать участие в играх в «город-мечту».
- Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).
- Вовлекать детей в игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.
- Включать детей в игры-экспериментирования, в исследовательскую и проектную деятельность.
- Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности.
- Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городской акции).
Подготовительная группа
- Создавать условия для рассматривания иллюстративного материала, слайдов, отображающих основные функции родного города, сооружения архитектуры и скульптуры, исторические и современные здания города, культурные сооружения.
- Рассказывать детям о событиях, повествующих о жизни города, его истории и современной жизни, архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением функций этих сооружений.
- Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений, прорисовывать и размещать макеты архитектурных сооружений на детализированной карте города, принимать участие в играх в «город-мечту» (что могло бы здесь находиться и происходить).
- Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).
- Стимулировать выдвижение детьми гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде.
- Развивать проявления инициативы детей в играх-путешествиях по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.
- Создавать условия для участия детей в играх-экспериментированиях и исследовательской деятельности.
- Рассказывать детям истории, легенды, мифы, связанные с прошлым родного города, названиями улиц, площадей.
- Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинениях загадок, изобразительной деятельности.
- Стимулировать детей к собиранию коллекций и созданию мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей).
- Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городских акциях «Свеча в окне», «Бессмертный полк» и пр.).
2.3 Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров
Реализация программы «Мой любимый город Канск» невозможно без организованного педагогически целесообразного взаимодействия ДОО, с семьями воспитанников и социальными партнерами.
Сотрудничество дошкольной образовательной организации, семьи и социальных партнеров реализуется в форме совместной деятельности. Оно, во-первых, выстраивается на добровольных, доверительных, партнерских отношениях и согласованных действиях всех сторон. Во-вторых, на общей системе ценностей и основанных на ней целей воспитания детей и не противоречия требований к ребёнку в семье, в детском саду и в обществе. В- третьих, эта деятельность требует формирования взаимно ценных отношений между воспитателями, членами семьи, социальными партнерами, поддержки авторитета друг друга всеми сторонами. Совместные воспитательные усилия должны основываться:
- на понимании и принятии взрослыми ребенка как ценности;
- на выработке совместных педагогически эффективных условий взаимодействия с ребёнком;
- на осознании взрослыми собственной роли трансляторов ценностей, что, возможно, изменит приоритеты в системе их собственных ценностей.
Педагогически целесообразное взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами планируется и реализуется педагогическими работниками ДОО.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей
С учетом ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей. Особую значимость взаимодействие детского сада с семьями воспитанников приобретает при решении задач патриотического воспитания. Помощь родителей, совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоционально-положительного отношения к семейным традициям, к истории родного города, событиям городской жизни. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Успешное взаимодействие педагогов и родителей в ходе реализации программы «Мой любимый город Канск» возможно, если совместная деятельность будет осуществляться в следующих направлениях.
1. Информирование родителей. Происходит при непосредственном общении в ходе бесед, консультаций, а также опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, буклетов и др.
2. Просвещение родителей. Основной формой могут выступать тематические родительские собрания.
3. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Формы совместной деятельности с семьями воспитанников могут быть следующие:
- совместная проектная деятельность;
- экскурсии выходного дня;
- спортивные праздники и соревнования;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии на производство, организованные родителями;
- совместные праздники и развлечения;
- туристические походы;
- творческие мастерские;
- выставки рисунков и поделок;
- акции и др.
Следует отметить, что в процессе патриотического воспитания важно, чтобы педагоги и родители понимали ценность отношений дошкольников со старшим поколением семьи; пробуждали интерес детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и дедушек, формируя доброе и уважительное отношение к старшему поколению; вовлекали бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду путём участия их в различных мероприятиях, специально посвящённых формированию уважения к старшему поколению, проводимых на базе ДОО.
Формы сотрудничества с социальными партнерами
В рамках реализации программы «Мой любимый город Канск» дошкольные образовательные организации вправе привлекать ресурсы социальных партнеров. Совместно с социальными партнерами и семьями воспитанников ДОО могут участвовать в разработке и реализации социальных проектов, акций и мероприятий.
Дошкольные образовательные организации могут взаимодействовать с социальными партнерами через разные формы и виды совместной деятельности.
Социальные партнеры | Примерные формы взаимодействия |
Канский драматический театр | Детские спектакли Экскурсии |
Выставочный зал | Выставки Экспозиции детских работ Совместные мероприятия |
МБУК «Канский краеведческий музей» | Экскурсии в музее Выездная экскурсия «Музей в чемодане» Совместные мероприятия |
МБУК «Централизованная библиотечная система г. Канска» | Выставки Тематические, литературные викторины, Театрализованные постановки, Экскурсии Совместные мероприятия |
МБУК «Городской дом культуры» МБУК ДК «Строитель» | Конкурсы Фестивали Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1» МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2» | Театрализованные постановки, Концерты Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД Художественная школа | Экскурсия в музей школы Выставки Совместные мероприятия |
Общеобразовательные школы города | Детские спектакли Праздники школьников в ДОУ Совместные акции Экскурсии в школьный музей и библиотеку Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» | Экскурсия Участие в конкурсе проектов ландшафтного дизайна Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)» | Экскурсии Походы Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Дом детского творчества» | Выставки Конкурсы Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Центр детского технического творчества» | Выставки Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа по зимним видам спорта имени заслуженного тренера России В.И. Стольникова» МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа единоборств «Олимпиец» | Соревнования Спортивные праздники Совместные мероприятия |
ГОУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» | Акции Совместные мероприятия |
Физкультурно-оздоровительный комплекс «Дельфин» Дом спорта «Текстильщик» | Соревнования Спортивные праздники Совместные мероприятия |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
3.1 Особенности реализации программы
Разработка образовательной программы дошкольной организации на основе ПООД В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная организация может самостоятельно разработать и утвердить ООП ДО на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад — Дом радости» (далее — Программы). ПООП ДО «Детский сад — Дом радости» может использоваться для разработки ООП ДО в дошкольных образовательных организациях разных видов, в организациях дополнительного образования дошкольников. Программа «Детский сад — Дом радости» легко адаптируется для организаций с разной продолжительностью пребывания детей (группы кратковременного пребывания, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания); с разной наполняемостью групп. Образовательная программа дошкольного образования в ДОО должна быть представлена двумя составляющими: обязательная часть (не менее 60% от ее общего объема) и часть, формируемая ДОО (не более 40%). Если обязательная часть ООП ДО соответствует Примерной программе «Детский сад — Дом радости», то разработчики делают только ссылку на данную Программу. Содержание части ООП ДО, формируемой дошкольной организацией, обусловлено обра- зовательными потребностями, интересами и мотивами детей, членов их семей и педагогов и может быть ориентировано на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции организации или группы. Часть ООП ДО, формируемая дошкольной организацией, может включать различные направления, выбранные педагогами, родителями из числа парциальных и иных программ, а также может создаваться самостоятельно. В ПООП ДО «Детский сад — Дом радости» может включаться содержание коррекционной работы или инклюзивного образования, если в ДОО есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.
Именно в этой части программы ДОО в полной мере способна учесть интересы и потребности всех участников образовательных отношений, а также наиболее сильные стороны своей образовательной деятельности (по традиции будем называть их приоритетными направлениями). Поэтому определение конкретного содержания части, формируемой участниками образовательного процесса, — это исключительная компетенция ДОО. Программа «Успех» рекомендует ряд направлений образовательной деятельности, которые могут найти отражение в части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе: приобщение к культуре своего народа (родной язык, произведения национальных поэтов, художников, скульпторов, традиционная архитектура, народное декоративно-прикладное искусство и др.); развитие различных видов двигательной активности (ритмика, элементы хореографии и др.), не включённых в содержание обязательной части Программы; развитие театрализованной деятельности детей; использование ИКТ; медиаобразование дошкольников; освоение иностранных языков и др. Указанные и другие направления образовательной деятельности ор- ганично вписываются в организационную основу Программы — календарь праздников, событий (некоторые из них уже представлены своими праздниками — Международный день театра, Международный день родного языка и др.). Большинство современных направлений образовательной деятельности в сфере дошкольного образования обеспечено методической литературой (парциальными программами, пособиями и др.), поэтому в основной образовательной программе дошкольного образования достаточно сделать соответствующие ссылки на указанную литературу. Часть направлений деятельности в силу их специфичности или новизны ещё не обеспечены методически: ДОО может разработать их самостоятельно. В соответствии с ФГОС ДО часть, формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена в каждом из разделов основной образовательной программы дошкольного образования. Рассмотрим схему представления одного из направлений деятельности ДОО, включённого в часть, формируемую участниками образовательных отношений, основной образовательной программы дошкольного образования, а именно медиаобразования дошкольников. В целевом разделе кратко раскрываются актуальность, цели и задачи медиаобразования дошкольников. Например: «В современном постиндустриальном обществе формирование ребёнка как представителя социума происходит при сильнейшем воздействии средств массовой коммуникации: прессы, телевидения, радиовещания, кинематографа, Интернета. Уже в дошкольной среде герои рекламы, комиксов, мультфильмов существенно потеснили авторитет воспитателей и родителей. Спрятаться от вездесущих СМК невозможно, а это значит, что надо научиться правильно ими пользоваться. Медиаобразование — направление в педагогике, призванное подготовить детей к жизни в современных информационных условиях. Главная цель медиаобразования в дошкольной среде состоит в формировании у ребёнка на базе средств массовой коммуникации устойчивого позитив- ного образа мира. Это означает, что вся многообразная деятельность вос- питателя и ребёнка в ДОУ должна быть организована так, чтобы информация, получаемая с помощью СМК, созидательно влияла на психику ребёнка. Задачи медиаобразования — научить детей воспринимать, понимать информацию, овладевать способами общения с помощью средств массовой коммуникации». При разработке содержательного раздела описываются содержание образовательной деятельности, оптимальный возраст детей для освоения указанного содержания и определяется образовательная область, в которой могут быть адекватно решены задачи медиаобразования дошкольников. Например: «Социально-коммуникативное развитие 5—6 лет обеспечение развития первичных представлений о печати (журналах, справочных изданиях) как способе получения информации об окружающем мире (естественном и созданном трудом человека); создание условий для приобретения опыта поиска и получения информации об окружающем мире из печати. 6—7 лет обеспечение развития первичных представлений о способах передачи информации с помощью различных технических средств (телефона, телевизора, радио, фотоаппарата, компьютера), о людях, создающих информацию, — журналистах; создание условий для приобретения опыта поиска и получения информации с помощью различных технических средств (телефона, телевизора, радио, фотоаппарата, компьютера), самостоятельного размещения и передачи информации в детском печатном издании». В организационном разделе указывается на необходимость оснащения предметно-развивающей среды группы традиционными, печатными формами изданий (журналы, справочные издания), а также доступа к электронным СМИ, современным технологиям. Необходимым кадровым условием называется также владение воспитателем современными информационными технологиями. Кроме того, воспитатель должен иметь специальные знания в области детского медиарынка: печатных и электронных СМИ, электронных и компьютерных игр, кино, мультипликационной и видеопродукции. Комплексно-тематическая основа реализации Программы обогащается соответствующими формами работы (игры «Маленький журналист», «Новости нашей группы», «Говорит детский садик «Ромашка», проектная деятельность по созданию с помощью родителей собственного рукописного журнала, видеоматериалов о жизни детей с записями интервью с ними и т. п.).
Содержание парциальной программы «Мой любимый город Канск» может интегрироваться в содержание основной образовательной программы ДОО через:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии и пр.);
- самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и др.);
- процесс взаимодействия с родителями и социальными партнерами (участие в проектной деятельности, составление маршрутов экскурсий и прогулок; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и социальными партнерами в социально-значимых событиях и пр.).
3. 1 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Важным условием реализации программы «Мой любимый город Канск» является создание новых и обновление уже существующих элементов предметно-пространственной среды в ДОО, без чего организация краеведческой работы с дошкольниками не представляется возможной.
В дошкольной педагогике под термином предметно-развивающая среда понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» [Словарь терминов под ред. Н. Ф. Виноградовой].
Развивающая предметно-пространственная среда – это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, игротека и видеотека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты предметно-пространственной развивающей среды обеспечивающие разнообразие детской деятельности подробно описаны в обязательной части основной образовательной программы ДОО.
Реализация программы «Мой любимый город Канск», требует от педагогов создания в макро- и микросреде ДОО следующих центров детской активности.
Центры детской активности | Примерное наполнение центра | Виды детской деятельности |
Мини-музей | Мини-музеи («Миры»). Это мобильные средовые элементы, создаваемые детьми вместе с взрослыми и выполняющие функции более глубокого и разностороннего овладения воспитанниками содержанием текущих познавательных тем, развития познавательных интересов и индивидуальных предпочтений. Данные элементы среды используются уже с младшей группы, и их содержание связано с требованиями и задачами таких направлений развития детей, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Планы образовательной работы предусматривают специальное время для проведения работы в мини- музеях (познавательные и эвристические беседы, философские беседы, посиделки и т.д.). | |
Мини-библиотека «Книгоград» | книги о Канске, городах Красноярского края; картотеки, подборка произведений и стихов местных авторов. | |
Центр коллекционирования «Сундучок» | ||
Творческая мастерская «Очумелые ручки» | рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры. | |
Центр радио и телевидения «ОКНО» | ||
Туристско-краеведческий центр «Клуб путешественников» | в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о городе современном и старинном; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам города (карта), рассматривать тематические фото альбомы; где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные; Здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях; |
Существующие в микросреде группы центры детской активности необходимо пополнить дидактическим, иллюстративным и пр. материалами краеведческого содержания, которые будут меняться/обновляться в соответствии с темой недели или проекта.
При создании и обновлении предметно-пространственной развивающей среды ДОО необходимо придерживаться следующих принципов.
Насыщенность среды. Предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, соответствовать содержанию программы «Мой любимый город Канск», ориентирована на примерный календарь праздников и комплексно-тематическое планирование. Макро- и микросреда ДОО должна быть пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям старших дошкольников, должна включать средства реализации программы, как в здании, так и на участке детского сада для возможности самовыражения и реализации творческих проявлений дошкольников.
Трансформируемость среды предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных особенностей, конкретного содержания программы, реализуемого здесь и сейчас). Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Полифункциональность предполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской активности, позволяет организовать пространство группового помещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности, активной деятельности и др. Разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.
Вариативность предусматривает возможность выбора ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Оснащение центров детской активности должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
Доступность среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности, к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении не должно быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), углы должны быть закрыты). Все оборудование в группе и на участке детского сада должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Программа предусматривает возможность творческого преобразования предметно-пространственной развивающей среды на основе собственных методических разработок педагогов с целью обогащения представлений дошкольников о родном городе, развития познавательного интереса к краеведческой работе.
3.2 Методическое обеспечение программы
*данный раздел находится в разработке
Методические рекомендации
Методические пособия
Иллюстративный материал
Произведения для детского чтения
Музыкальные произведения
Картины, иллюстрации, альбомы
Дидактические игры, пособия, карты
Видеоматериалы
3.4. Особенности организации педагогической диагностики
Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования заданы как целевые ориентиры. Важно понимать, что они представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
ФГОС ДО подчеркивает, что специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, большой разброс вариантов развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования, а также отсутствия возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
ФГОС ДО прямо указывает, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Вместе с тем в ФГОС ДО говорится следующее: «3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей».
В ходе реализации программы педагогу необходим инструментарий оценки качества образовательного процесса, который позволит ему оптимальным образом планировать дальнейшие педагогические действия и выстраивать взаимодействие с детьми.
В данном разделе описаны те общие достижения старших дошкольников, которые помогут педагогу ДОО в рамках обычного наблюдения за детьми в повседневных ситуациях сделать вывод о том, что образовательный процесс по программе «Мой любимый город Канск» в целом достигает своего результата.
Показателями качества образовательной работы по программе «Мой любимый город Канск» можно считать следующее достижения ребенка старшей группы:
- у ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к родному городу;
- он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе;
- проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города;
- ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование;
- проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).
Показателями качества образовательной работы по программе «Мой любимый город Канск» можно считать следующее достижения ребенка подготовительной группы:
- ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу;
- хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города;
- знает и стремится выполнять правила поведения в городе;
- проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям;
- с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование;
- проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Мой любимый город Канск"
Дидактическая игра-лото «Мой любимый город Канск» создана для детей дошкольного возраста, с целью обогащения представлений и закрепления знаний о достопримечательностях, памятных местах, п...
занятие "Мой любимый город Канск"
Воспитывать любовь к родному городу, уважение к памятникам архитектуры...
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК
Проект примерной парциальной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста...
Проект "Мой любимый город Канск"
Проект "Мой любимый город Канск"...
"Мой любимый город Канск" (литературная гостиная с писателями г. Канска")
Конспекты занятий по художественной литературы по писателям Малой Родины....
Проект«Мой любимый город Канск»
Проект «Мой любимый город Канск» позволит расширить и систематизировать знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, стимулировать развитие творческих спосо...
Развлечение "Мой любимый город - Канск"
Воспитывать чувство патриотизма, любви к малой Родине у дошкольников наш профессиональный долг, ведь это будущие защитники нашей необьятной России. Развлечения такого характера помогают маленько...