Карта индивидуального образовательного маршрута для ребенка, имеющего нарушение зрения.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Основная цель современного дошкольного образования — развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Однако программа обучения малышей ориентирована на ребёнка со средними способностями, а значит, для работы с детьми, имеющими отклонения от норм развития или, наоборот, опережающими своих сверстников, необходимо корректировать рекомендованные стратегии образования. Этим объясняется актуальность разработки отдельного плана для развития конкретного ребёнка-дошкольника, который получил название индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) согласно ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx | 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ДСКН №4 г.Сосновоборска
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника (цы)
_________________________________________
Группа № _____ « »
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его
реальными возможностями
1. Общие сведения
Ф. И. ребенка: __________________________ Дата рождения: ________________________
Дата поступления в ДОУ: _______________ Зрительный диагноз: ___________________ ______________________________________ ______________________________________ | Ф.И.О. воспитателей: _________________________________________________ _________________________________________________ | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-дефектолог (тифлопедагог): ___________________________ Учитель-логопед: ___________________________________________ Педагог-психолог: ___________________________________________ Врач-офтальмолог: __________________________________________ Медсестра-ортоптистка: ______________________________________ |
Заключение и рекомендации ГПМПК | Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательная программа: | |
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности. | |
Режим пребывания ребенка в ОУ | ||
Взаимодействие специалистов ОУ | Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе и единого коррекционно-образовательного пространства и определенной предметно-развивающей среды вокруг ребенка. | |
Соматическое состояние | Группа здоровья - Группа физических занятий - | |
Рекомендации офтальмолога | - Постоянное ношение очков и окклюзии: - Соблюдение режима зрительных нагрузок - Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления - Посадка на занятиях: - Рабочая поверхность: | |
Противопоказания |
2. Специальные условия организации педагогического процесса _____________________ группа, _____ год обучения
Направления деятельности | Потребности ребенка | |
Построение образовательного процесса | - построение работы зрительного анализатора с чередованием работы других анализаторов - соблюдение режима зрительных нагрузок - дозировка работы со зрительной нагрузкой - выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…) - проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла | |
Спец. организация рабочего поля и рабочего места ребенка | - посадка ребенка: - рабочая поверхность: - размер мебели в соответствии с ростом | |
Спец. организация рабочей позы ребенка | - рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища - постоянный контроль за осанкой | |
Индивидуальные ритм и темп деятельности | - щадящая зрительная нагрузка - максимальная зрительная нагрузка - зрительная гимнастика: * упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание), * упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин), * метка на стекле, | |
Специальные дозировки различных видов нагрузки | Зрительной - зрительная нагрузка № - характеристика учебно-наглядных пособий: * цвет – * размер – * форма – - время – | Физической |
Формы работы с родителями | Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация) | |
Формы работы с ребенком | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | |
Методы и прием работы с ребенком | Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки. |
3. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план ______________________ группа, ______ год обучения
Направление работы | Кол-во занятий | Форма проведения | Специалист |
Педагогическая помощь: непосредственно образовательная деятельность по областям, совместная деятельность ребенка и взрослого, коррекционная работа, в ходе режимных моментов | __ дней в неделю: | разнообразные | воспитатели |
Сопровождение учителем-дефектологом по оказанию комплексной помощи: развитие зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, пространственная и социально-бытовая ориентировки | __ дней в неделю | групповые подгрупповые индивидуальные | учитель-дефектолог |
Психологическая помощь: – игровое взаимодействие в сенсорной комнате по развитию эмоционально-волевой сферы | __ раз в неделю | групповые подгрупповые индивидуальные | педагог-психолог |
Музыкальные занятия | __ раза в неделю | групповые | музыкальный руководитель |
Физкультурные занятия | __ раза в неделю | групповые | инструктор по физической культуре |
Осмотр врача - офтальмолога | по мере необходимости | индивидуально (осмотр) | врач-офтальмолог |
Занятия на ортоптических приборах | по назначению врача | индивидуально | медсестра- ортоптистка |
4. Педагогическое сопровождение: ______________________ группа, ____ год обучения
Образовательные области | Проблемы | Основные задачи |
Социально-коммуникативное развитие | - не сформированы (не усвоены) нормы и ценности, принятые в обществе; - не сформированы моральные и нравственные ценности; - имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками; - не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий; - не имеет представления и социальном и эмоциональном интеллекте: отзывчивость, сопереживание; - отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками; - не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых; - не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания; - не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки; - отсутствуют установки к различным видам труда и творчества; - не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. | - формирование (развитие, закрепление, обогащение) норм и ценностей, принятых в обществе; - формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности; - формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу; - формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания; - формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков; - формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству; - формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых; - формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. |
Познавательное развитие | - отсутствует интерес, любознательность и познавательная мотивация; - не сформированы познавательные действия; - не развито воображение, творческая активность; - отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях; - отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира, - отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия); - не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10); - не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры; - не знает (путает) цвета; - не умеет составлять и (или) решать задачи в одно действие; - отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели; - испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета; - отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне; - отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей; - отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях; - не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года. | - формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом; - формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; - развитие познавательных интересов; - формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем; - развитие любознательности, познавательной мотивации; - формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия); - учить считать до 5 (10); - учить составлять и решать задачи; - развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели; - развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета; - развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение; -знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром; - знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира; - формирование гражданской принадлежности; - формирование представление о планете как общем доме людей; - ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями; - учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года; - воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе. |
Речевое развитие | - не владеет (на стадии формирования) речью как средством общения и культуры; - словарный запас ребенка не соответствует возрасту; - нарушения компонентов устной речи: грамматический строй; - не употребляет в речи синонимы, антонимы; - не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»; - не сформированы диалогическая и монологическая формы речи; - не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки; - отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению; - не может прочесть стихотворение наизусть; - не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации. | - развивать понимание речи, инструкций; - совершенствовать речь как средство общения; - расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка; - помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом; - развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях; - приучать ребенка слушать литературные произведения; - уточнить (закрепить) артикуляцию звуков; - развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи; - обучить умению вести диалог; - развивать (совершенствовать) связную речь; - воспитывать умение слушать литературные произведения; - учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту; - учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки; - формировать интерес к книгам; - формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях; - учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии с возрастом. |
Художественно-эстетическое развитие | - отсутствует интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности; - не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки; - не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции; - не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью; - отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании; - отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки; - не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими; - отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки; - не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала; - не имеет (путает) представления о деталях строительного материала; - не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.
| - развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности; - формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку; - учить аккуратно закрашивать рисунки; - формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании; - знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества; - развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином; - учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов; - учить составлять композиции; - учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки; - учить создавать игрушки из природного материала; - формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала; - учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме; - обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки. |
Физическое развитие | - не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни; - не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела; - отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности; - не знаком(а) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка» - не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье; - присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.
| - формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни; - учить называть, различать органы чувств и части тела; - развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности; - познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»; - формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека; - развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча. |
5. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ
Наименование раздела программы | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Социально-коммуникативное развитие | ||||||||
Познавательное развитие | ||||||||
Речевое развитие | ||||||||
Художественно-эстетическое развитие | ||||||||
Физическое развитие |
Результат освоения образовательной деятельности:
ЗУН не сформированы | 0 |
ЗУН сформированы недостаточно | 1 |
ЗУН сформированы в соответствии с возрастом | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа
Образовательная область - "Музыка". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, 2009 год....
Карта индивидуального образовательного маршрута на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В карте индивидуального маршрута заполняем разделы: "Диагностический этап", «Выявленные трудности и их причины», затем определяем цели и результаты, определяем с...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Карта индивидуального образовательного маршрута развития ребенка (Образовательная область «Физическое развитие»)
Мониторинг физической подготовленности...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушениями интеллекта и тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) в детском саду.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – определенная последовательность предъявления ребенку содержания образовательной программ, рекомендованной ПМПК конкретному обучающемуся. ИОМ формал...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка,имеющего затруднения в обучении.
ИОМ для ребенка имеющего затруднения в обучении...