родительское собрание «Секреты нравственного воспитания ребенка в семье»
материал
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
«Секреты нравственного воспитания ребенка в семье»
Пояснительная записка
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом.
При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию и сопереживанию.
В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.
Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка.
Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.
Форма проведения собрания: деловая игра
Цель: сплочение родительского коллектива в решении задач нравственного воспитания детей с помощью деловой игры.
Задачи:
1.Познакомить родителей с особенностями нравственного воспитания детей.
2.Помочь родителям находить оптимальные решения в проблемных ситуациях.
3. Осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.
Предварительная работа: анкета для родителей «Способы воспитания», памятки для родителей «Искусство наказывать и прощать», «Секреты воспитания вежливого ребенка», консультация для родителей «Стили общения родителей и детей», буклет для родителей «Игры по нравственному воспитанию в семье».
Ожидаемый результат:
- Повысится уровень педагогической культуры родителей в вопросах нравственного воспитания
- Применение полученных знаний в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях в семье.
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»
(Антон Семенович Макаренко).
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встречи с вами. Сегодня вы станете участниками деловой игры.
Основные наши условия - это создание непринужденной обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.
Все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу.
Психологическая разминка «УЛЫБКА»
Воспитатель.
У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.
1тур.Разминка«Мудрыемысли».
Суть задания в том, чтобы закончить пословицу, мудрое изречение.
2 тур. «Вопрос-ответ»
Воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы:
3 тур. «Определите стиль общения в семье»
Дается характеристика ребенка, родитель определяет стиль общения в семье.
4 тур. «Проблемные ситуации»
Практическое задание родителям
«Загибаем лист»
Возьмите лист бумаги и сгибайте, в том случае, если вы поругали своего ребенка.
Вопросы:
Вы ругаете своего ребенка, если …….
- он испачкал одежду?
- сломал вашу любимую вещь?
- раскидывает игрушки и не прибирает их?
- не выполняет ваши поручения?
- закатывает истерики в магазине?
А сейчас отгибаем лист, вспоминая все хорошие и добрые слова, которые вы говорили детям.
Воспитатель: Лист бумаги вы расправили, но что на нем осталось? (линии сгиба) Вот так и в душе ребенка остаются раны, от обид, непонимания и несправедливости.
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего мы - родители,
Л все остальное - потом!
Удачи вам, дорогие родители!
ПРИЛОЖЕНИЕ
- «Мудрые мысли»
Не тот отец — мать, кто родил, а тот,…(кто вспоил, вскормил, да добру научил)
Человек без воспитания – …(тело без души)
Дитятко – что тесто: …(как замесил, так и выросло)
Детей наказывай стыдом…, (а не кнутом)
Не тот богат, ко много имеет, а тот…(кто много дает)
Лучше плакать в детстве,…(чем в старости)
Добрый пример лучше… (ста слов)
Гни дерево, пока гнется, учи дитятко,… (пока слушается)
Из молодого, как из воска:…(что хочешь, то и вылепишь)
На что и клад, коли… (в семье лад)
Семья сильна, когда… (над ней крыша одна)
Гни дерево, пока гнётся, учи дитя,… (пока слушается)
- «Вопрос-ответ».
1) Какие нравственные качества присущи человеку? (Доброта, честность, бескорыстие, щедрость, дружелюбие, справедливость, патриотизм, гуманность, любовь и др.)
2) Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?
3) Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба». Сегодня мы поговорим о главных нравственных качествах, тех, которые делают человека человеком.
3. «Определите стиль общения в семье»
- Ребенок неуверенный в себе, мстительный, агрессивный по отношению к слабым, с заниженной самооценкой. Этот стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье. (авторитарный)
- Ребенок прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растет уверенными в себе, хорошо социально адаптированным.(демократический)
- Ребенок вырастает инфантильным, ведомым, не берущим на себя ответственность. Он выбирает в жизни себе таких людей, которые будут вести и направлять его, помогать ему, которым он сможет подчиниться и за которым сможет спрятаться.(гиперопека).
- Ребёнок конфликтен, упрям и эгоистичен. Такое воспитание не даёт ему в полной мере адаптироваться в коллективе и овладеть всеми прелестями человеческого общения. (попустительский)
- «Проблемные ситуации»
Ситуация№1:
Я встретил маму, когда она пришла с работы, предложил ей тапочки и помог накрыть на стол. После ужина мы вместе с мамой убрали со стола, помыли посуду и сели выполнять задание, которое он не смог выполнить сам. Мама помогла мне выполнить задание, нежно обняла и поцеловала.
Вопрос: Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между мамой и сыном?
Вывод: Уважительные отношения друг к другу.
Ситуация№2:
Наташе очень хотелось сделать для мамы сюрприз, она прибрала игрушки в комнате и вымыла посуду. Когда мама пришла с работы, девочка радостно бросилась к ней и поцеловала. У мамы было плохое настроение, она не заметила, как постаралась её дочь и никак не отреагировала на поцелуй дочери.
Вопрос: Как бы вы поступили на месте мамы?
Вывод: Дети нуждается в любви и ласке.
Ситуация№3:
Мальчик провинился и был наказан, отец запретил выходить ему из дома. Пришли друзья мальчика и позвали его в кино. Мама решила пожалеть сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Произошёл конфликт между родителями.
Вопрос: Почему произошел конфликт между родителями?
Вывод: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
Ситуация №4
Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы?
(Правильный ответ: наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили.
Памятка
«Искусство наказывать и прощать»
- Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте его, а не
подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.
8. Если есть сомнение, наказывать или нет, — не наказывайте!
Заповеди для родителей
Заповеди благоприятных отношений между родителями и детьми
- Семья начинается с мы, решайте вместе любые противоречия и проблемы.
- Уважайте друг друга, внимательно относитесь к просьбам и желаниям другого.
- Не упрекайте, не обвиняйте и не унижайте друг друга.
- Спешите сделать доброе дело и не ждите награды.
- Будьте терпимы, не спешите излить свой гнев, подумайте сначала.
- Умейте понять и простить друг друга.
- Смейтесь вместе, а не над…
- Ищите друг в друге хорошее, говорите о достоинствах
- Даже если уверены , что виноват кто-то, ищите причину в себе.
- Делайте первым шаг навстречу , если возникнет ссора или конфликт.
Что же делать, если проблемы не разрешаются?
- Настроиться на то, что вам понадобиться терпение и настойчивость.
- Смириться с мыслью, что каждый имеет право на своё мнение, каждому нужно уметь уважать права других.
- Использовать стратегию сотрудничества-то есть максимального
удовлетворения интересов обеих сторон, это даст возможность конструктивно разрешить конфликт.
Используйте пять основных правил взаимоотношений в семье
1. Ласковые слова
2. Время, которое проводите вместе
3. Помощь друг другу
4. Подарки
5. Прикосновения
Памятка для родителей
«Секреты воспитания вежливого ребенка»
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы ведете себя:
- деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям и знакомым;
- никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и не применяете в целях воспитания физические наказании;
- не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а где возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;
- предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, высказываете их в отсутствии ребенка;
- предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к себе;
- уважайте достоинство ребенка, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано» и др.
- не забывайте сами чаще говорить вежливые слова «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь» тогда и ребенок будет следовать вашему примеру;
- часто используйте похвалу;
- правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ"
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ"...
Нетрадиционные родительские собрания «Духовно - нравственное воспитание ребёнка в семье»
В данной статье мы делимся информацией о работе с родители в духовно - нравственном воспитании ребёнка. Родители являются самыми значимыми людьми в первые годы жизни ребенка, и именно они закладывают ...
Деловая игра с родителями «Секреты нравственного воспитания ребенка в семье»
Познакомить родителей с особенностями нравственного воспитания детей и помочь им оптимальные решения в проблемных ситуациях. осуществить психолого-педагогическую поддержку в виде практических пр...
Родительское собрание "Секреты общения с ребенком в семье» Смешанная ранняя группа
Задачи: формирование вежливости, культуры поведения, культуры общения. Ребенок как губка – впитывает все что видит и слышит дома. Воспитание ребенка необходимо начинать с создания...
Родительское собрание «Секреты общения с ребенком в семье»
Родительское собраниеЗадачи:-знакомство участников друг с другом;-установление доброжелательной атмосферы между родителями;-дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребенком;-воор...
Родительское собрание Секреты общения с ребенком в семье
Цель: помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; создание благоприятной атмосферы общения в семье. Задачи: - познако...
Родительское собрание "Секреты общения с ребенком в семье"
Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения....