«Сказка как форма психологической поддержки ребёнку»
материал на тему
Сказка, как форма психологической поддержки ребёнку.
Сегодня не вызывает сомнения то факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Актуальным является необходимость на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам общения и саморегуляции поведения, для формирования правильной социальной ориентации.
Очень важно, чтобы в нынешнем мире, насыщенность в стрессовой ситуацией, катаклизмами, отрицательной информацией и новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познавать радость, связанную с преодолениями трудностей общения и неуверенности в себя. Для этого необходимо формировать у детей уже в дошкольном возрасте положительные эмоции, умение проявлять уважение к людям и жизни, адекватно реагировать на несложные жизненные ситуации и выходить победителем из них.
В своей деятельности по формированию вышеперечисленных компонентов жизнестойкости мы используем работу со сказкой. Ведь сказка – это универсальный детский язык, посредник между реальностью и вымышленным миром. Она, будучи воспринятой и понятной (как правило, на бессознательном уровне), помогает решать некоторые психологические задачи, обеспечивая вступление человека в общественные отношения.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект:
- обучает,
- воспитывает
- побуждает в деятельности.
Сказочные образы эмоционально насыщены, красочны, необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребёнок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть , гнев и сострадание, измена и коварство.
Ребёнок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую, предлагая образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Через сказку легче объяснить ребёнку первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо, закрепить правила нравственного поведения во взаимоотношениях с близкими людьми и сверстниками.
В работе со сказкой мы используем книги, мультфильмы, лепку, кукольные театр, пальчиковый театр, игры-драматизации, рисование, музыку, песок, игры с тенями и многое другое, где дети не зрители, а актеры собственного театра.
«Путешествуя» по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Идентифицируясь с героями литературного произведения, сопереживая их приключениям, ребёнок получает возможность проигрывать такие чувства, как страх, стыд, обида и др. сказка вовлекает ребёнка в мир переживаний, формирует «полезный» для него опыт культуры проявления эмоций.
Примерный перечень сказок ,формирующих жизнестойкость детей, представлен в таблице:
Тематические блоки | Основная идея сказки | Примеры сказок |
Ищи силы в самом себе | Ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности |
|
Из любой ситуации может быть выход | Выход есть всегда, надо только его поискать |
|
В этой жизни я не одинок | В любой жизненной ситуации найдутся взрослые или друзья, которые смогут тебе помочь |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 7 «Радуга»
ул. 50 лет СССР 13
Выступление на педагогическом совете
по теме:
«Сказка как форма психологической поддержки ребёнку».
Подготовила: Соколова Ирина Александровна,
воспитатель.
Кулунда – 2017 год.
Сказка, как форма психологической поддержки ребёнку.
Сегодня не вызывает сомнения то факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Актуальным является необходимость на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам общения и саморегуляции поведения, для формирования правильной социальной ориентации.
Очень важно, чтобы в нынешнем мире, насыщенность в стрессовой ситуацией, катаклизмами, отрицательной информацией и новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познавать радость, связанную с преодолениями трудностей общения и неуверенности в себя. Для этого необходимо формировать у детей уже в дошкольном возрасте положительные эмоции, умение проявлять уважение к людям и жизни, адекватно реагировать на несложные жизненные ситуации и выходить победителем из них.
В своей деятельности по формированию вышеперечисленных компонентов жизнестойкости мы используем работу со сказкой. Ведь сказка – это универсальный детский язык, посредник между реальностью и вымышленным миром. Она, будучи воспринятой и понятной (как правило, на бессознательном уровне), помогает решать некоторые психологические задачи, обеспечивая вступление человека в общественные отношения.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект:
- обучает,
- воспитывает
- побуждает в деятельности.
Сказочные образы эмоционально насыщены, красочны, необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребёнок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть , гнев и сострадание, измена и коварство.
Ребёнок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую, предлагая образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Через сказку легче объяснить ребёнку первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо, закрепить правила нравственного поведения во взаимоотношениях с близкими людьми и сверстниками.
В работе со сказкой мы используем книги, мультфильмы, лепку, кукольные театр, пальчиковый театр, игры-драматизации, рисование, музыку, песок, игры с тенями и многое другое, где дети не зрители, а актеры собственного театра.
«Путешествуя» по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Идентифицируясь с героями литературного произведения, сопереживая их приключениям, ребёнок получает возможность проигрывать такие чувства, как страх, стыд, обида и др. сказка вовлекает ребёнка в мир переживаний, формирует «полезный» для него опыт культуры проявления эмоций.
Примерный перечень сказок ,формирующих жизнестойкость детей, представлен в таблице:
Тематические блоки | Основная идея сказки | Примеры сказок |
Ищи силы в самом себе | Ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности |
|
Из любой ситуации может быть выход | Выход есть всегда, надо только его поискать |
|
В этой жизни я не одинок | В любой жизненной ситуации найдутся взрослые или друзья, которые смогут тебе помочь |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая поддержка детей и её формы
Консультация для родителей...
Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...
Психологическая акция как эффективная форма психологической поддержки педагогов в ДОУ
Проведение психологических акций позволяет за короткое время охватить большую часть педагогов, оказать им психологическую поддержку и выявить возможные трудности в личностном и профессиональном развит...
Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей
Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной формой взаимодействия с родителями является консультирование....
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ
Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать...
Буклет "Как оказать психологическую поддержку ребёнку".
Информация для родителей....
Психологическая поддержка в семье при поступлении ребёнка в школу
консультация родителей...