Статья: "Роль музыкальных игр в формировании здорового образа жизни дошкольников".
статья на тему
Музыкальные игры оказывают положительное влияние на формирование организма детей: профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы, улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости, приобретение жизненно - необходимых двигательных умений и навыков, улучшение телосложения, выработка привычки заниматься физическими упражнениями на всю жизнь, развитие двигательной и музыкальной памяти, музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Роль музыкальных игр в формировании здорового образа жизни дошкольников". | 36.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад № 70 общеразвивающего вида Калининского района г.Санкт - Петербурга.
Тема: «Роль музыкальных игр в формировании здорового
образа жизни дошкольников»
Санкт - Петербург
2018 год.
«Здоровье детей – важнейший труд педагога. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский
Формирование здорового образа жизни у детей является актуальной необходимостью, это связано с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании, слабой системой здравоохранения и воспитательной базы семьи. От уровня психического и физического состояния населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей является в современном обществе актуальной. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие, а также создание здоровьесберегающей среды.
Из чего же складывается здоровье?
50% - образ жизни;
20% - наследственность;
20% - окружающая среда;
10% - система здравоохранения.
Фундаментом здоровья дошкольников становится формирование нравственных качеств ребенка: доброта и дружелюбие, выдержка и целеустремленность, смелость и оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования и способность чувствовать себя счастливым, вера в собственные силы. В связи с этим необходимо формировать у каждого ребенка чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, своих творческих возможностей.
По утверждению психолога Г.С. Тарасова, игра - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым - задача взрослых.
В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребенок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются инициатива, изобретательность, организаторские способности. Это активный способ освоения ребенком социального опыта.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальная деятельность» дается следующая классификация музыкальных игр дошкольников:
Классификация музыкальных игр:
- игры, развивающие музыкальный слух;
- игры, развивающие чувство ритма;
- игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;
- игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности;
- музыкально-игровые композиции.
К ним относятся:
- подвижные игры;
- хороводные игры;
- игры с пением;
- народные игры;
- театрализованные игры;
- речевые игры;
- музыкально-дидактические игры.
В условиях ООД направление «Музыкальная деятельность» игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, на развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Музыкальные игры оказывают положительное влияние на формирование организма детей: профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы, улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости, приобретение жизненно - необходимых двигательных умений и навыков, улучшение телосложения, выработка привычки заниматься физическими упражнениями на всю жизнь, развитие двигательной и музыкальной памяти, музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в 3 аспектах.
Первый аспект – физиологический: связан с исследователями В.М. Бехтерева, И. М. Догеля, И.Р. Тарханова и других, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмичных движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект – психологический: музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический: посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре, как и в других видах деятельности, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи: ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно, воздействовать на детей с разным темпом развития. В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью, учится не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
Оздоровительные:
- укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
- развитие быстроты двигательной реакции.
Коррекционные:
- развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений и нормализация их темпа и ритма;
- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;
Образовательные:
- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Развивающие:
- познавательная активность, устойчивый интерес к действию,
самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве;
Воспитательные:
- воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему.
На музыкальных занятиях особое место среди музыкальных игр занимают подвижные музыкальные игры, которые в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей в течение дня. Организуя воспитание детей музыкой и движением, необходимо часто подбадривать ребенка, обеспечить безопасную предметноразвивающую среду, организовать жизнь коллектива в атмосфере дружбы.
Педагогическая направленность музыкальных игр:
В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.
- Н.А. Метлов с воспитательной точке зрения выделил игры с пением. С помощью этих игр педагог развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма и умение правильно передавать мелодию.
- Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки.
- И.Л. Дзержинская рассматривала игру как средство педагогического воздействия в условиях приобщения малышей до 3 лет к разным видам музыкальной деятельности.
- Е. Раевская, С. Руднева, Г. Соболева, З. Ушакова изменили представление об игре, предложив иное осмысление воспитательных задач. Методические разработки музыкально-ритмических игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.
- Е.Д. Макшанцева предложила новую форму музыкальных игр: игры-забавы. Они способствуют правильному физическому развитию детей, нормальному функционированию опорно-двигательного аппарата.
- Л.Н. Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении настольных музыкально-дидактических игр на музыкальном занятии и в повседневной жизни ребенка.
- Народные игры в последние десятилетия чаще стали использоваться в работе дошкольных образовательных учреждений. Они повышают двигательную активность детей дошкольного возраста, общую выносливость, воспитывают интерес и любовь к подвижным играм разных народов, развивают у дошкольников эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формируют стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.
Можно выделить 3 группы музыкальных игр:
- І группа - игры на развитие внимания.
- ІІ группа - игры на развитие памяти.
- ІІІ группа - игры на развитие мышления.
Каждая группа имеет педагогическую направленность.
Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту реакции.
Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведение в памяти.
Игры третьей группы содействуют развитию умственных действий - сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой материал, игровой замысел, правила.
По форме проведения игры подразделяются на:
- статические (стоя или сидя);
- игры с движением;
- речевые игры;
- игры-шутки;
- игры-забавы;
- игры-загадки;
- ритмические игры.
Статические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
Игры с речью развивают двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя все стороны музыкально-слуховых представлений.
Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие, формируют творческие способности.
Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.
Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
Обучение в музыкальной игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа:
На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение ее содержания, детьми осваивается игровое содержание.
На втором этапе: идет формирование двигательных, речевых навыков.
На третьем этапе: осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, проявляется самостоятельность детей.
Игры на развитие внимания:
Внимание - одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.
Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, так как главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.
Согласование текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа через средства двигательной активности.
Игры на развитие памяти:
Память развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребенок не сможет ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.
Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребенка что-то запомнить для того, чтобы потом припомнить.
Музыкальные игры способствуют развитию и активизации зрительной, слуховой, двигательной, речевой памяти и помогают детям проявлять себя разнообразно не только в видах музыкальной деятельности, но и в различных формах познавательной деятельности. Эмоциональное восприятие музыкальных образов вызывает отклик, который проявляется в мимике, движениях, жестах, речи, желании действовать. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувства радости, удовлетворения.
Игры на развитие мышления:
Мышление у ребенка развивается постепенно, оно осуществляется за счет расширения круга понятий и выведения их за рамки непосредственного опыта. В игре ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, учится сравнивать и обобщать. При этом обращается внимание на способы умственных действий.
Со стороны взрослых детям оказывается помощь в формировании умений различать, сравнивать, обобщать. Такая работа способствует созданию новых понятий, развивает речь, творческие способности.
В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности.
Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений - подготовить тело ребенка к воспроизведению действий.
Рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к двигательной активности и четкому выполнению игровых правил.
Главным средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы является метроритм. С первых музыкальных занятий у детей закладываются основы ощущений речевых и музыкальных сигналов, ритмических импульсов и ритмических реакций, ощущение акцентов, слабых и сильных долей. Метрическая единица - доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса, - вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов.
Музыкальные игры рекомендуется проводить во всех частях музыкального занятия: в начале, в середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально-психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес ребенка. Если это игра-приветствие, то её проводят вначале занятия.
Например - игры с пением:
Игра «Здравствуй, дружочек!» (на мелодию р.н.п. «Ах ты, берёза!»)
Дети стоят парами по кругу, мальчики спиной к центру, девочки – лицом.
Здравствуй, дружочек, Качают правыми руками
Милый мой дружочек!
Здравствуй, дружочек, Качают левыми руками
Милый мой дружочек!
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ, Кружатся в парах «топающим шагом»
И на место встали
До свиданья, до свиданья… Машут друг другу рукой, идут в
разные стороны по кругу,
Миленький дружок останавливаются у другого ребенка.
В игре воспитывается ориентировка в пространстве, умение выполнять простейшие перестроения, слышать музыкальные фразы и выполнять движения в соответствии с ними.
Игра «У медведя во бору» - младший дошкольный возраст:
Игра имеет два варианта окончания – медведь рычит и «медведь постыл, на пеньке застыл». В первом варианте игры объяснять детям, что рычать надо не горловым звуком, а на звук «р». Во втором варианте игры дети учатся останавливаться и замирать с окончанием песни. Детям трудно дается это задание, они не могут сразу остановиться и зафиксировать движение. Это задание учит их координировать свои действия.
Все игры с пением сюжетные. Игры под музыкальное сопровождение могут быть как сюжетные, так и без сюжета.
Рассмотрим некоторые примеры игр с музыкальным сопровождением, имеющие сюжет.
Младший дошкольный возраст:
«Медведь и зайцы», музыка В. Ребикова
Начинаем со сказки. В глухом лесу жили-были зайцы. Они были очень любопытными, все время поднимались на задние лапки и смотрели по сторонам: не идет ли медведь, не крадется ли лиса.
Дети младшей или средней группы изображают зайцев, встают на носочки, учатся отрывать пятки от пола, руки держат перед грудью в виде лапок зайцев. Когда образ зайцев создан, можно переходить к созданию образа медведя. Учить детей ходить на внешней стороне стопы, сильно не переваливаться. После создания образов, можно разделить детей на две группы – мишки и зайцы. Каждая группа движется под свою музыку, дети узнают свой лейтмотив и выполняют задание самостоятельно.
Старший дошкольный возраст:
«Командир и четыре отряда», музыка Л. Сидельникова.
Группа детей делится на четыре отряда, выбирается командир. Командир четко отдаёт команду каждому отряду по очереди в соответствии с музыкальными фразами. Командир должен слышать музыкальные фразы, чтобы правильно руководить отрядами. Отряды маршируют. Во второй части все дети маршируют врассыпную, «перемешиваются». С окончанием музыки командир даёт сигнал строиться (например, у него в руках горн). Командир выбирает лучший отряд, а затем и лучшего командира. Игра повторяется с новым командиром.
Несюжетные музыкальные игры с сопровождением.
Это игры, имеющие игровые правила, задания.
Младший дошкольный возраст:
Игра «Будь ловким», муз. Н. Ладухина
Двух - частная форма музыки. Детям задается вопрос: чем отличаются эти части?
I - часть. Высокий и низкий регистр. Предложить ребятам показать движениями регистры – высоко, низко (поиграть руками)
II - часть. Легкий бег по кругу. С окончанием музыки дети останавливаются, или приседают.
Игра «Найди себе пару», л.н.м., обработка Т. Попатенко.
Двух - частная форма музыки. Перед началом игры необходимо разучить сложные элементы к игре: «поскоки», перестроения.
I часть – перестроения под музыку.
II часть – легкий бег поскоками врассыпную. На окончание музыки найти себе пару и встать по кругу.
Старший дошкольный возраст:
Игра «Ловушка», р.н.м., обработка А. Сидельникова.
Разные части в музыке сопровождаются разными заданиями: движения в хороводе, пение попевки, «поскоки», «хлопки», «воротики». С окончанием музыки дети пытаются закрыть в кругу детей с платочками. Дети должны выразительно передать характер музыки, быстро среагировать сменой движений на смену регистра, красиво выполнить «поскоки» и при этом сохранить дружеские взаимоотношения.
Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующей подготовки. Музыкальные игры, игровые упражнения, выстроенные по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, помогут успешному выполнению требований образовательной Программы.
Совместные музыкальные игры позволяют развивать у детей навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учат дружить, делить с другими успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях. Такие игры формируют у дошкольников понимание своей половой принадлежности и соответствующих этому качеств: в мальчиках - силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, желания им помочь, защитить, а в девочках - пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к педагогическому совету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"
Презентация к педсовету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников". ОО "Здоровье". Раскрыто понятие ЗОЖ. Значение питания в формировании ЗОЖ дошкольников. ...
Статья : "Роль предметно - развивающего пространства в формировании здорового образа жизни ребенка".
Статья предназначена для воспиателей детских садов. В статье описана предметно-развивающая среда по формированию здорового образа жизни детей. В статье использован опыт работы воспитателей детского са...
«Формирование здорового образа жизни дошкольников» "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскол
Наша эпоха - эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека явл...
Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни
Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»
Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...
Тема: «Роль музыкальных игр в формировании здорового образа жизни дошкольников»
Музыкальные игры оказывают положительное влияние на формирование организма детей: профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы,улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости, приобретение жи...
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника» Тема: «Здоровый образ жизни в семье — основа форми...