Статья : "Роль предметно - развивающего пространства в формировании здорового образа жизни ребенка".
статья по теме

Воробьева Светлана Викторовна

Статья предназначена для воспиателей детских садов. В статье описана предметно-развивающая среда по формированию здорового образа жизни детей. В статье использован опыт работы воспитателей детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль предметно - развивающего пространства в формировании здорового образа жизни  ребенка»

«Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные, отражающие динамику состояния здоровья  российских детей  в последние  годы, свидетельствуют о том, что так называемая гуманитарная катастрофа – уже  не тревожащая перспектива,  которая  маячит где-то в неопределенном завтра, а суровая реальность наших дней. Некоторую надежду вселяет  лишь то, что общество пока переживает раннюю стадию гуманитарной катастрофы, а значит, еще  располагает известными ресурсами для ее преодоления»[1].

В последние годы  в России ухудшилось состояние здоровья населения. На сегодняшний день оздоровление становится одной из основных  социальных проблем. «Культура здоровья  как составляющая культуры   личности находится в прямой зависимости  от уровня культуры общества. Сохранение и воспроизводство здоровья зависит не только от суммы знаний, но  и  от поведения человека в соответствии с его знаниями и убеждениями ». [2] 

Одним из условий воспитания  здорового поколения  является     формирование у него валеологических знаний, потребности вести здоровый образ жизни.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов  всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, временем первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течении всей последующей жизни, в это время закладываются основы общего развития. В дошкольном возрасте  формируется отношение ребенка ко всему происходящему,  « заделы» на  будущее.  Очень важно в этот период сформировать у ребенка систему знаний о здоровом образе жизни. Реализация специфических возрастных возможностей  развития  происходит  благодаря участию дошкольников  в соответствующих  возрасту видов деятельности.  Организации этих видов деятельности способствует специально  созданное  предметно-развивающее пространство.

« Предметно - развивающее пространство – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности, психологического благополучия  ребенка и его развитие. Оно должно соответствовать возрастным особенностям детей, их потребностям  и   интересам  и выполнять  образовательную, воспитательную, развивающую,  стимулирующую  организационную, коммуникативную функции и работать на развитие самостоятельности и самодеятельности детей»[3] 

Определяющим моментом создании развивающей среды является педагогическая идея – цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.

     

 

 

Наш детский сад работает по программе «Сообщество». Цель программы состоит в том, чтобы развить у каждого ребенка:

  • Творческое начало, воображение, изобретательность, фантазию.
  • Способность критически мыслить и уметь делать самостоятельный выбор.
  • Способность ставить задачи и находить их решение, задавать вопросы и отвечать на них.
  • Способность заботиться о себе, других  и окружающей среде.

Для развития у детей данных способностей программа предусматривает такую организацию ситуации, которая предоставляет детям центральную роль в планировании образовательного процесса.

       Программа помогает детям выработать свое собственное  понимание:  

  • Физического мира (измерение,   взвешивание предметов, строительство, игра с песком и водой, блоками, веревками, смешивание красок и т.д.)
  • Социально и культурной информации с помощью игр, приготовления пищи, чтения книг, драматических постановок, участия в общественных мероприятиях.
  • Законов логики и математики с помощью измерения, сопоставления, счета, выявления тождества, выстраивание порядка и последовательности, сортирования и классификации.
  • Письменной  и устной речи  с помощью чтения, письма, рисования, диктовки, слушания, выражение собственных мыслей.  

Физическая обстановка, которая окружает ребенка  в детском саду, оказывает влияние на его развитие. Стены и полы, мебель и оборудование, игрушки и материалы – все  должно быть эстетически привлекательным и  безопасным для детей. Удобная расстановка мебели  разделяет пространство группы на центры активности, где детям удобно и уютно играть, снизит уровень шума, обеспечит воспитателю удобство наблюдения за детьми.

Материалы и оборудование  группы сконцентрированы по областям, тематическим игровым центрам или центрам активности.

Центр активности – часть групповой комнаты, где  тщательно отобранные материалы и оборудование  организованны так, чтобы  стимулировать активную исследовательскую деятельность детей.

Мы организовали в группе следующие  центры активности:

  • Изобразительное творчество
  • Литература
  • Математика / настольные игры
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Строительство
  • Песок и вода
  • Кулинария
  • Естествознание
  • Центр физической активности

Для разделения пространства группы  на центры  активности используются полки, стеллажи, столы  и другое оборудование.

Мебель  и оборудование расположено так, чтобы обеспечить безопасность при перемещении детей. Воспитатель может видеть    большинство центров активности  и играющих там детей. Мебель в группе подобрана по росту детей. Столы располагаются в разных местах групповой комнаты.  Центры активности обозначены  рисунками, знаками. Разделение пространства позволяет  организовывать  разные виды  деятельности – индивидуальные, в малых и больших группах.

Места  для шумных и спокойных  игр разделены,  чтобы  дети  не мешали  друг другу.  В группе  имеется место, где ребенок  может побыть один.

Материалы в центрах  активности  стимулируют активность детей, заставляют их  использовать все органы чувств. Экспериментируя, исследуя и делая  открытия, дети проверяют свои  «гипотезы» и получают знания своим путем. Материалы  в центрах активности:

  • Соответствуют интересам, потребностям,  уровню развития  ребенка  и обеспечивают его дальнейшее развитие
  • Отражают реальный мир
  • Побуждают  к дальнейшим исследованиям
  • Могут быть использованы  по – разному
  • Располагаются свободно и доступно  на стеллажах и полках в открытых  контейнерах
  • Достаточно в количественном  отношении
  • Сменяемы

Организация центров  активности обеспечивает  выбор  деятельности   и материалов на основе интересов и потребности детей  и учитывает  возрастные особенности  и уровни  развития каждого ребенка группы.  Материалы в центрах периодически заменяются или дополняются. Организация центров  направлена на формирование здорового образа жизни дошкольника:  формирование культурно-гигиенических  навыков; развитие представлений о строении собственного тела ; на формирование элементарных представлений об окружающей среде; на формирование представлений о том, что вредно, что полезно для организма; на формирование привычки  в ежедневных физических упражнениях; на формирование навыков безопасного поведения.

 Центр изобразительного творчества стимулирует  детей  к опробованию и реализации  творческих способностей, дает  детям возможность получить удовольствие  от знакомства с новыми  материалами, обогащает их тактивные ощущения . Здесь находятся такие принадлежности, как краски, цветная  и белая бумага, картон, ножницы, мелки, фломастеры, карандаши, лоскуты ткани и всевозможные обрезки для наклеивания, трафареты,   печатки, поролон, пластилин, кисточки и старые зубные щетки  для рисования, клейстер а также природные материалы: глина, песок, игровое тесто, горох, различные виды круп, а также необходимые для работы фартуки, нарукавники, тряпочки, клеенки. Каждому виду материала отводится определенное место. Коробки располагаются так, чтобы ими было удобно пользоваться, это помогает, детям  быстрее готовиться к работе,  приучает их к порядку.  Также в этом центре  находятся настольно-печатные,  дидактические  игры: «дорисуй картинку», «на что похоже?», «подбери цвет», «маленький дизайнер», «почини коврик», книжки-раскраски, рабочие листы по темам, предметы декоративно-прикладного искусства.

Занятия в этом центре направлены на развитие творческих способностей,  вербального и невербального общения, общей и тонкой моторики, интеллектуальных способностей. Дети изображают  веселое и грустное настроение, изображают,что полезно и что вредно для организма. Очень нравится детям работа с тестом, живопись пальцем с использованием натуральных клейстерных красок (изготавливается из крахмала и пищевого красителя или из муки и пищевого красителя), работа с глиной. Работа с тестом доставляет детям удовольствие, развивает силу рук, плечевого пояса и спины. Работа с глиной оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. Этот вид работы удовлетворяет интерес ребенка к частям тела. Глина обладает лечебными свойствами, способствует заживлению ран. Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавляют от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщают к социальной активности необщительных. Живопись с помощью пальцев благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка. Прикосновение к краскам, их размазывание по бумаге позволяет ребенку более полно включиться в процесс творчества, мобилизирует внутренние резервы организма. Натуральные клейстерные краски хорошо размазываются, легко смываемые. Работа в центре изобразительного творчества вызывает у детей положительные эмоции.

В центре строительства находятся строительные элементы различных размеров и форм для конструирования, игрушечные машинки из разных материалов,  фигурки людей, животных, иллюстрации со стихами  «Дорожная азбука», настольно-печатные игры: «дорога», «улица», «основы безопасности», атрибуты для игр: дорожные знаки, светофор; иллюстрации и  схемы построек . Занимаясь строительством ,   дети осваивают  очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки , дает опыт решения проблем.  Игра с конструктором  развивает общую  и тонкую моторику. Дети учатся  действовать со строительными элементами разных размеров и веса, уравновешивать их.  У них развивается глазодвигательная координация  и точность движений. В процессе схватывания,  поднимания и  взаимной подгонки предметов происходит выделение ведущей руки. Благодаря поиску тонкого равновесия совершенствуется зрительное восприятие.

Центр кулинарии предоставляет детям  возможность исследовать новые  блюда, в том числе приготовленные ими самими, познакомиться  с новыми  понятиями измерения.  Всевозможные  эксперименты  с пищевыми продуктами помогают детям  приобретать устойчивые  пищевые  пристрастия. Они узнают , что  продукты  способствую  развитию  тела и ума, а другие могут стать причиной проблем со здоровьем.  Исследуя свойства  сырых продуктов: бобов, хлебных злаков,  овощей и фруктов,  семечек и орехов, - дети получают представления  об источниках  питания  и способах  приготовления    пищи.  Действия  зачерпывания, просеивания, снятия кожуры, взбивания, разливания формируют координацию и улучшают  контроль  тонких движений. Когда дети аккуратно набирают соль чайной ложкой, чтобы добавить ее к смеси, они должны координировать движение глаз и рук. Перемешивание   теста  развивает  силу рук, плечевого пояса и спины.  В центре кулинарии находятся некоторые предметы необходимые  для  приготовления пищи, фартуки, косыночки, шапки поваров, продукты  на момент приготовления, альбомы  с иллюстрациями продуктов питания и рецептами, альбомы: «посуда», «книга рецептов с иллюстрациями», «витаминка», которые сделали дети вместе с родителями; дидактические игры: «пищевое лото», «что полезно детям?».  Совместные занятия  кулинарией создают возможность общаться, учиться делиться  друг другом, приобретать знания  о  здоровой пище, о пользе витаминов.

Ролевая игра – один из наиболее личностных, индивидуальных способов познания. Драматизированная игра  – идеальная арена для эмоционально насыщенного и осмысленного научения. Она развивает ребенка  во всех отношениях. Дети получают разносторонний опыт, адекватный их индивидуальным особенностям.  В творческой драматизации и игре   дошкольник осуществляет  такие виды действий, которые:

  • Способствуют развитию пяти чувств
  • Развивают активную и пассивную речь
  • Помогают детям разобраться во взаимоотношениях людей и усвоить образцы поведения
  • Увязывают представления между собой
  •  Стимулируют творческую мысль и решение проблем
  • Развивают способы выражения  эмоций  и  чувств, стремятся сохранить  эмоциональное благополучие
  • Развивают тонкую и общую моторику

В центре  ролевой игры и драматизации  находятся  костюмы и  предметы, которые  пробудят   в детях желание разыгрывать сцены из реальной жизни, расширят и закрепят знания детей о здоровом образе жизни. В этом центре находится настольный театр «улица» и теневой театр «машины на улицах города», помогающие детям закреплять правила дорожного движения и правила поведения на улице. В центре ролевой игры  дети  играют в игры  такие как:  «лечим куклу», «одеваем куклу на прогулку», «кормим куклу», « стираем одежду для куклы», «доктор», «магазин», «ждем гостей», «чаепитие». В этом центре находится дидактическая игра «телефон», которая помогает детям запомнить номера телефонов пожарной службы, милиции, скорой помощи, службы газа. Также в центре ролевых игр находится игровое пособие «какой я? какая я?», которое учит детей оценивать свой внешний вид и внешний вид своих товарищей, воспитывает опрятность.Находящееся в этом центре игровое пособие « панорама добрых дел» воспитывает у детей уважение к труду, трудолюбие, взаимопомощь, доброжелательность. В ходе сюжетно-ролевых и театрализованных игр, дети получают возможность рассказать друг другу, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело. Играя в «доктора и больного», дети учатся обращаться к взрослому при плохом самочувствии, правильно рассказать врачу о том, что его беспокоит. Дети закрепляют знания  о лекарствах, что лекарства принимаются только по назначению врача. Находящиеся в этом центре альбомы с иллюстрациями, алгоритмы, помогаю детям познакомиться с  приемами оказания первой помощи. В центре ролевой  игры находится комплект игрушечной мебели: плита, умывальник, холодильник, кукольная кровать, стол, стул, шкафы для посуды, одежды, куклы разных размеров и пола, кукольная одежда, игрушечная посуда, игрушечные предметы гигиены и др.. Используемые детьми  настольный, пальчиковый, кукольный театры, коврограф с набором  сказочных  персонажей,  помогают ребенку развивать  моторику, речь. В атрибутах для  сюжетно-ролевых игр используется специальная маркировка,  помогающая  закреплять знания детей  о здоровом образе жизни.

 В центре литературы находятся книги,  иллюстрации, алгоритмы, пиктограммы,  рабочие листы  и игры, которые формируют у детей  представления об окружающей среде, предметах  гигиены, безопасности, эмоциональных состояниях, развивают речь, вызывают положительные эмоции.  В этом центре находятся  такие игры: « кислое - сладкое», «полезное - вредное», «веселый - грустный», «что нельзя делать», «пожарная безопасность», «магазин одежды», «это я», «кому, что нужно», «опасные предметы», «опасно-неопасно», «утро Маши», «подбери пару», «что такое хорошо, что такое плохо?», «азбука настроений», «забавный гномик»; игрушки и тренажеры для развития дыхания.   Картинки с пальчиковыми и речевыми играми, потешками, стихи, сказки   помогают детям сформировать навыки личной гигиены, показывают детям необходимость бережного отношения к своему здоровью и здоровью других, учат детей навыкам безопасного поведения.

В центре математики  и настольных игр находятся материалы, которые дети  могут  собирать и разбирать: шнуровки, вкладыши , пазлы, блоки Дьенеша, кубики, разрезные картинки, мозаики, домино, счетный материал, а также рабочие листы математического содержания по темам  и т.д.

Игры в данном центре развивают интеллектуальные способности, тонкую моторику, координацию, речь, социальные навыки.

Центр песка и воды дает детям  возможность для познавательных игр, для использования  органов чувств. Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

 1) при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние.

2) развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание памяти.

3) с развитием тактильно -  мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

При игре  с песком дети выполняют такие упражнения:

1) поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения.

2) выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.

 3) пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы.

4) создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира.

 5) пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками.

6) можно группировать пальцы по 2,3,4,5.

7) поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера.

При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Изучая  эти природные материалы дети творят, мыслят, общаются. Они тренируют общую  и тонкую моторику.   В данном центре находятся емкости с сыпучими, твердыми, жидкими веществами, совки, ситечки, воронки, ведерки, предметы из различных материалов, мерные ложки, алгоритмы.  Материалы размещены так, чтобы дети могли сами выбрать, с чем они хотят  работать.

 Дети - прирожденные исследователи, активно собирающие  информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдения и  экспериментирования.

Естественная любознательность  детей переходит в деятельность познания. Деятельность детей в центре «Песок и вода» способствует  их физическому развитию:

  • Использованию координации глаз – рука  при рисовании на песке.
  • Освоению координации пальцев и  рук  при переливании воды  из одного сосуда в другой и удерживании  скользких,мокрых  предметов.
  •  Освоению  тонкой моторики  при использовании  пипетки  для накапывания в банки разноцветных красителей и добавления воды из кувшина.

 Центр естествознания  используется  для поддержки увлечения  детей природными явлениями  и предметами, формирования элементарных представлений об окружающей среде.

Дети изучают  окружающую среду,  наблюдают за растениями,  узнают о лекарственных и ядовитых растениях   и т.д.  В центре естествознания  находятся:  подбор литературы   по изучаемой  и изученной темам, подбор иллюстраций по теме экологического развития (растения,  животные, рыбы, комнатные растения, птицы, деревья, тело человека).

 Иллюстрации, игры и литература  валеологического содержания, находящиеся в этом центре развивают представление детей о строении собственного тела, о том, что вредно, что полезно для организма.  Также в центре естествознания представлены: природный материал, бросовый материал, оборудование по уходу за растениями, календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными. В этом центре находятся настольно - печатные, дидактические игры природоведческого и валеологического содержания  такие как:  «Это я», «Полезно - вредно», «Как  правильно чистить зубы», «Одеваемся на прогулку», «Назови предметы гигиены», «Азбука здоровья», « Я - человек», «пищевое лото», «Что полезно детям?», «Мой режим дня», «Чтобы зубы были крепкими», «Как готовиться ко сну?», «Чтобы кожа была здоровой». Также  имеется  аквариум с рыбками, располагающийся  на уровне глаз детей,   для наблюдений и релаксации. Растения  в группе подобраны  в соответствие с возрастом детей.  Оборудовано  место  для выращивания  растений: лука, чеснока, овса, гороха. Подобрано оборудования для ухода за растениями:  передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор.  Подбор материалов для использования в центре естествознания – это непрерывный процесс,  к которому  также привлекаются родители.  

Центр физической активности очень любим детьми.

Использование  разнообразных физкультурных и спортивных пособий  повышает  интерес к выполнению различных  движений, ведет к увеличению двигательной  активности  детей, благотворно влияет на  состояние здоровья детей, формирует у ребенка привычки в ежедневных физических упражнениях.  В этом центре  представлены: коврики  с нашитыми пуговицами, подушечки с горохом,  фасоли  для массажа стоп, ребристая доска, мячи разных размеров, султанчики, скакалки, гимнастическая лестница, мат, обручи, массажные мячики,  «тропинка здоровья»,  атрибуты  для подвижных игр, иллюстрации, показывающие  использование спортивных пособий, выполнение гимнастики для глаз, картотеки утренней гимнастики, физминуток,  считалок, дидактические игры:  «назови вид спорта и расскажи о нем», «выполни движение»; оздоравливающая игра «Буратино», цель которой:

1) почувствовать приятные ощущения в области шейного отдела позвоночника от медленных и плавных движений головы.

2) представить и рассказать, какие ощущения вызывают рисунки, выполненные движением носа в воздухе.

Очень важно в своей работе с детьми  мы считаем психологический комфорт ребенка, его положительные эмоции.  Приходя в детский сад, в раздевалке ребенок видит на своем шкафчике яркого, веселого, улыбающегося сказочного персонажа. Также  в раздевалке находятся алгоритмы одевания и раздевания, помогающие ребенку освоить эти навыки.

В комнате для умывания также находятся  красочные картинки, помогающие ребенку запомнить местонахождение своего полотенца, а также алгоритм,  помогающий  научиться  правильно умываться.

Кармашки с индивидуальными расческами каждого ребенка, оформленные картинками, привлекают  внимание детей, напоминают о необходимости ухода за волосами, дети учатся быть  опрятными.

Формирование здорового образа жизни у детей невозможно без участия родителей. Поэтому  в подборе и создании пособий по  здоровому образу жизни во всех центрах активности принимают участие родители. Родители принимают активное участие в совместной деятельности с детьми в группе: в спортивных играх, на занятиях по изобразительной деятельности, вместе с детьми играют в настольно - печатные игры, конструируют из природного материала. При совместной деятельности родителей и детей в группе сделаны знаки «Правила группы», различные альбомы по темам. В течении учебного года оформлялись выставки семейных работ по темам «Украшение для дома своими руками», «если хочешь быть здоров», фотовыставка «Спорт в нашей семье», выставка семейных стенгазет «Если хочешь быть здоров». Совместно с родителями были проведены групповые праздники: «Полезные овощи и фрукты» и «Если хочешь быть здоров». В работе с родителями по теме формирования здорового образа жизни дошкольника мы провели анкетирование родителей, родительское собрание «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью?», практикумы:  

1) «игра с ребенком в жизни вашей семьи».

2) «общение с ребенком в семье как диалог».

3) «учите детей этике проведения», дискуссию «что важно знать о ребенке трех лет, чтобы понимать его?».

Для родителей  оформлялись стенды: «Учите ребенка правилам безопасности на улице», «закаливание», «спорт в каждой семье», «уроки доброты», «здоровое питание», «понимать ребенка», подбиралась тематическая литература по здоровому образу жизни.

Чтобы повысить свое педагогическое мастерство по формированию здорового образа жизни у дошкольника, я прослушала курсы при Академии постдипломного педагогического образования по теме: «Воспитание здорового ребенка». В работе с детьми по формированию здорового образа жизни я использую разработки:  

  • «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В.Гаврючина
  • «Школа здорового человека» Г.И. Кулик, Н.Н.Сергиенко
  • «Здоровьесберегающие технологии» И.В. Чупаха
  • «Уроки здоровья для детей 5-8 лет» Л.Ф. Тихомирова
  • «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров
  • «Я – ты - мы» О.Л. Князева
  • «Ролевая гимнастика» В. Леви

Свою работу с детьми по формированию здорового образа жизни стараюсь проводить в интересной игровой форме. Проводимая в нашей группе работа с детьми и родителями, организованное предметно-развивающее пространство помогает сформировать у детей потребность к здоровому образу жизни.

 

                                                                                                                                                   


[1] В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров «Развивающая  педагогика оздоровления»

[2] Т.Е. Сергиенко «Пути повышения профессионального  уровня педагогов ДОУ по формированию культуры здоровья»

[3] Л.К. Малакаускенэ « Формирование ЗОЖ в предметно-развивающем пространстве»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль предметно развивающего пространства в формировании творческой активности дошкольников

Роль предметно развивающего пространства в формировании творческой активности дошкольников...

Статья "Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей"

Немаловажную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, играет создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, кабинете логопеда и дома. Правильно организов...

Семинар-практикум Тема: «Здоровьесберегающая система ДОУ как модель образовательного пространства в формировании здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья детей»

       В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не тол...

Статья "Роль предметно развивающей среды в стимуляции двигательной активности ребенка"

Представляю вашему вниманию статью на тему "Роль предметно развивающей среды в стимуляции двигательной активности ребенка"...

Развивающая предметно-пространственная среда для формирования здорового образа жизни (старший дошкольный возраст)

ЗОЖ – это образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.  Здоровый образ жизни включает в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную а...

Развивающая предметно-пространственная среда для формирования здорового образа жизни (старший дошкольный возраст)

ЗОЖ – это образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.  Здоровый образ жизни включает в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную а...