План работы профессионального самообразования.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3 -4 лет.»
Работа начата 01.09.2018г.
Предполагается закончить 31.05.2019г
Актуальность выбранной темы.
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактическую игру».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2_mladshaya_moyo.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Бутурлиновский детский сад № 10 общеразвивающего вида
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
План работы профессионального самообразования
воспитателя второй младшей группы « Радуга»
Панченко Людмилы Ивановны.
Тема: « Развитие сенсорных способностей у детей 3 – 4 лет»
2018-2019 учебный год.
Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3 -4 лет.»
Работа начата 01.09.2018г.
Предполагается закончить 31.05.2019г
Актуальность выбранной темы.
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактическую игру».
Цель: систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ и педагогических технологий, ознакомление с опытом работы других дошкольных учреждений, педагогов, повышение теоретического уровня, профессионального мастерства.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников.
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
- создать в группе предметно-развивающую среду,
Предполагаемый результат
Работа над программой профессионального самообразования поможет:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Этапы проработки материала:
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию:
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
- Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».
- Под ред. Салахетдинова В. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
- А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. «Дидактические игры и упражнения».
- О. А. Новиковская «Математика в играх и картинках».
- Н. В. Гаганова «Тесты для детей 3-4 лет».
2. Составление плана работы кружка «Развивайка». по сенсорному развитию детей второй младшей группы .
3. Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей.
2 ЭТАП - Практический (внедрение в практику).
В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:
• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
• Последовательность – (от простого к сложному).
• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
3 ЭТАП - Заключительный (диагностика, представление опыта работы по теме.)
Форма отчетности:
- сделать консультацию для воспитателей и родителей на тему «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста».
- составить картотеку игр;
Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Из каких фигур состоит? », «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи? », «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку? », «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Сложи радугу», «Полосатый коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.
| Раздел плана | Форма работы | Практические выходы |
Сентябрь | Подготовительный | Составление плана работы по самообразованию. | Наличие плана работы по самообразованию. |
Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | Литература для изучения: 1. Бейлина. А., Ф. Френель: «Игры и игровые средства», Журнал «Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – С. 56 – 59. 2. Венгер Л.А.» Воспитание сенсорной культуры ребенка «М.: Просвещение. 1988 г. | ||
Проведение диагностического исследования (первичное) | Заполнение карт наблюдения | ||
Составление анкет для родителей по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании. | Анализ анкетирования. | ||
Октябрь | Продолжать изучение литературы по заданной теме. | Литература для изучения: Дубровская. Н.В. «Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста» Журнал «Дошкольная педагогика» – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26. | |
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на изучение цвета, изготовление материала для игр. «Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Воздушные шары», «Разложи фигуры» | Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним. | ||
Подготовка консультации для родителей. | Консультации для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста». | ||
Ноябрь | Продолжать изучение литературы по теме. | Литература для изучения: Глушкова Г. «Игра или упражнение» Журнал» Дошкольное воспитание» – 2008. – №12. – С.29 – 34. | |
Практический | Формирование картотеки дидактических игр и упражнений для изучение и закрепления понятия формы: - «Из каких фигур состоит?, «Найди предмет такой же формы», - «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи? », «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие. | Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним. | |
Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры для малышей» | Наличие папки-передвижки. | ||
Подготовка консультации для педагогов. | Консультации для воспитателей «Сенсорное развитие в детском саду» | ||
Декабрь | Продолжать изучение литературы по теме. | Литература для изучения: А. Лапаева Журнал «Дошкольное воспитание» – 2006. – №12 – С. 30 | |
Формирование картотеки дидактических игр и упражнений для изучение и закрепления понятия величины: «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку? », «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие. | Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним. | ||
Изготовление дидактических игр с участием родителей | Выставка дидактических игр, сделанных родителями. | ||
Родительское собрание | Доклад на тему: «Какие игровые материалы и игрушки нужны деткам?». | ||
Январь | Продолжать изучение литературы по теме | Литература для изучения Горбунова И.» Сенсорная комната в «Ладушках» И. Горбунова, | |
Изготовление папки - передвижки для родителей | Папка - передвижка «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», | ||
Формирование картотеки дидактических игр на развитие тактильных и вкусовых ощущений: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие. | Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
Февраль | Практический | Продолжать изучение литературы по теме | Литература для изучения Сольцева О. Г. Наши помощники органы чувств.// Журнал Ребенок в детском саду -№3 – 2007 г. |
Пополнить материалами предметно-развивающую среду для проведений занятий и игр, «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет». | Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр | |||
Март | Продолжать изучение литературы по теме | Литература для изучения Тихеева И. Е.»Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание «Журнал Дошкольное воспитание - №5 - 2007 г. | |
Родительское собрание | Доклад по теме «Сенсорное воспитание в семье» | ||
Пополнить материалами предметно-развивающую среду для проведений занятий и игр «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», | Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
Апрель | Продолжать изучение литературы по теме | Литература для изучения Поддъяков Н.Н. «Сенсорное воспитание в детском саду: « М.: Просвещение, 1981 г. Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию» М.: Просвещение, 1983 г. | |
Пополнить материалами предметно-развивающую среду для проведений занятий и игр «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», | Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
Подготовка консультации для родителей | Консультации для родителей по теме «Сенсорное воспитание в семье» | ||
Май | Итоговый | Подготовка консультации для родителей | Консультация для родителей по теме: «Чем заняться в выходной день с детьми?» |
Проведение диагностического исследования (контрольное) | Заполнение карты наблюдения. | ||
Подведение итогов работы, выводы, самоанализ. | |||
Постановка новых задач, выбор темы самообразования на следующий учебный год. | |||
Размещение материалов проекта в сети Интернет | |||
Отчет о проделанной работе | Презентация» | ||
Анкетирование родителей Анализ анкетирования. | Анкетирование, позволяющее оценить уровень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Индивидуальный план работы по самообразованию. «Повышение профессионального уровня по подготовке детей к обучению грамоте»
Цель: Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы....
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...
План индивидуального профессионального самообразования инструктора по физической культуре Сорокиной М.А. на 2021-2023 учебные года.
План индивидуального профессионального самообразованияинструктора по физической культуре Сорокиной М.А. на 2021-2023 учебный год.Работа начата 01.09.2021г.Предполагается завершение 30.05.20...
План по профессиональному самообразованию
План по профессиональному самообразованию...
План по профессиональному самообразованию воспитателя Дараган Е. Г.
Самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ. Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теор...