Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ
методическая разработка на тему
"Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 468.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ
2 Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач.
3 ФГОС ДОУ в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.
Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместной деятельности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.
4 Целевые ориентиры ФГОС ДО:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
5 Инициативность определяется, как характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Выделяют 4 сферы инициатив:
- творческая
- целеполагания и волевого усилия
- коммуникативная
- Познавательная
Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:
6 Сферы инициативности ребенка
- Творческая инициативность – включенность в сюжетную игру, как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение и творческое мышление.
Инициатива как целеполагание и волевое усилие: включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.
Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия и коммуникативная функция речи.
Познавательная инициатива – любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.
7 Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы:
1.Игра способствует развитию активности и инициативы. Она требует от ребенка индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.
2. Трудовая деятельность – формирование целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результатов. Выполняя элементарные трудовые поручения, дети начинают работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом.
3. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремления к поиску необходимых средств самовыражения.
4. Общение (дети-дети, дети-родители).
5. Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческий подход.
8 Для поддержки детской инициативы необходимо:
- Предоставлять детям самостоятельность во все, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовать собственные мысли и замыслы;
- Отмечать и приветствовать даже минимальны успехи детей;
- Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
- Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко все детям: выражать радость при встречи, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
- Поддерживать интерес ребенка к тому , что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
- Содержать в открытом доступе различны атрибуты к развлечениям;
Поощрять различны творчески начинания ребенка.
9 Эффективные формы поддержки детской инициативы:
1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
2. Совместная познавательно- исследовательская деятельность взрослого и детей- опыты и экспериментирование.
3. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.
4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
5. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития
10 "Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников"
Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшее социально- нормативные характеристики.
Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты,, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Педагогические технологии по поддержке индивидуальности и инициативы дошкольников в рамках реализации ФГОС".
Сообщение из опыта работы, из которого вы узнаете, что такое инициативность, какие сферы инициатив выделяют в педагогике и психологии, с помощью каких традиционных и не традиционных техник и технологи...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ...
Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыта работы)
В данной работе представлен опыт по привлечению родителей к совместной деятельности педагогов и родителей.Задача воспитателей это создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; уст...
ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."
Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей до...
ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."
Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Для того чтобы заинт...
"Духовно-нравственное воспитание детей в рамках реализации ФГОС в ДОУ"
Консультация для родителей"...
Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ
Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ...