Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ
методическая разработка на тему

Абдуллаева Елена Анатольевна

"Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx468.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ

2 Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач.

3 ФГОС ДОУ в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.
Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместной деятельности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.

4 Целевые ориентиры  ФГОС ДО:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.

5 Инициативность  определяется, как характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Выделяют 4 сферы инициатив:

  1. творческая
  2. целеполагания и волевого усилия
  3. коммуникативная
  4. Познавательная

Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:

6 Сферы инициативности ребенка

  • Творческая инициативность – включенность в сюжетную игру, как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение и творческое мышление.
    Инициатива как целеполагание и волевое усилие: включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.
    Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия и коммуникативная функция речи.
    Познавательная инициатива – любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.

7 Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы:

1.Игра способствует развитию активности и инициативы. Она требует от ребенка индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.

2. Трудовая деятельность – формирование целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результатов. Выполняя элементарные трудовые поручения, дети начинают работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом.

3.  В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремления к поиску необходимых средств самовыражения.

4. Общение (дети-дети, дети-родители).

5. Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческий подход.

8  Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • Предоставлять  детям самостоятельность во все, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовать собственные мысли и замыслы;
  • Отмечать и приветствовать даже минимальны успехи детей;
  • Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя  любовь и заботу ко все детям: выражать радость при встречи, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • Поддерживать интерес ребенка к тому , что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  • Содержать в открытом доступе  различны атрибуты  к развлечениям;

Поощрять различны творчески начинания ребенка.

9   Эффективные формы поддержки детской инициативы:

1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.

2. Совместная познавательно- исследовательская деятельность взрослого и детей- опыты и экспериментирование.

3. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.

4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

5. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития

10  "Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников"

     Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшее социально- нормативные характеристики.

     Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты,, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Педагогические технологии по поддержке индивидуальности и инициативы дошкольников в рамках реализации ФГОС".

Сообщение из опыта работы, из которого вы узнаете, что такое инициативность, какие сферы инициатив выделяют в педагогике и психологии, с помощью каких традиционных и не традиционных техник и технологи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ...

Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

В данной работе представлен опыт  по привлечению родителей к совместной деятельности педагогов и родителей.Задача воспитателей это создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; уст...

ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."

Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей до...

ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."

Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Для того чтобы заинт...

Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ

Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ...