Пути взаимодействия воспитателя и родителей (законных представителей), способствующие формированию активной родительской позиции в условиях ФГОС ДО
статья на тему
Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов МБДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия детского сада и семьи.
2. Выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями.
3. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия: ребенок – родитель – педагог.
4. Представить опыт работы педагогов по данному направлению.
В программе семинара:
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями)
Игра, как одна из нетрадиционных форм проведения родительского собрания
Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога по Ф.Ф. Ряховскому)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sseminar_vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 46.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Пути взаимодействия воспитателя и родителей (законных представителей), способствующие формированию активной родительской позиции в условиях ФГОС ДО»
Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов МБДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия детского сада и семьи.
2. Выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями.
3. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия: ребенок – родитель – педагог.
4. Представить опыт работы педагогов по данному направлению.
В программе семинара:
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями)
Игра, как одна из нетрадиционных форм проведения родительского собрания
Метод проектов – один из эффективных методов работы ДОУ с родителями (законными представителями)
Создание дидактических игр с привлечением родителей с целью развития познавательной активности детей
Добрый день, уважаемые коллеги. Нашу встречу я предлагаю начать с упражнения «Включаем мозги».
Цель – создание позитивного настроя.
Педагоги по кругу считают от 1 до 60 в быстром темпе. Нельзя говорить цифру 6 и числа, которые делятся на 6. Вместо цифры хлопать в ладоши. Кто ошибается, встаёт и до окончания счёта продолжает стоять (6, 12, 16, 18, 24, 30, 36, 42, 46, 48, 54, 56, 60)
2.Основной этап
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей.
Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте.
Проблема, с которой воспитатели сталкиваются в работе с родителями – это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая компетентность родителей.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. С ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Общение играет огромную роль в жизни любого человека. Речь педагога – очень важный элемент в работе (Здрасте, а чё вы пришли без предупреждения)
Упражнение "Выбери фразу"
Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.
Предлагаю найти в предложенном перечне:
"нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.
Задание.
Укажите стрелочкой "нежелательные" фразы в паре с "желательными" так, чтобы стрелка шла от "нежелательной" фразы к "желательной".
Я бы хотела.
Вероятно, вы об этом еще не слышали.
Вам будет интересно узнать.
Мне представляется интересным то, что.
Я пришла к такому выводу, что.
Вы хотите.
Думается, ваша проблема заключается в том, что.
Давайте с вами быстро обсудим.
Как вы знаете.
Хотя вам это и неизвестно.
Вы, конечно, об этом еще не знаете.
Конечно, вам уже известно.
Вы, наверное, уже об этом слышали.
"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":
"Я бы хотела… " – "Вы хотите… ";
"Вероятно, вы об этом еще не слышали… " – "Вы, наверное, уже об этом слышали… ";
"Мне представляется интересным то, что… " – "Вам будет интересно узнать… ";
"Я пришла к такому выводу, что… " – "Думается, ваша проблема заключается в том, что… ";
"Хотя вам это и неизвестно… " – "Конечно, вам уже известно… ";
"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете …".
Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.
(на основе методики оценки уровня общительности педагога по Ф.Ф. Ряховскому)
Инструкция
Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ожидание из колеи?
Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями, с коллегами, руководством?
Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Результаты
Оценки ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.
Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете, эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19 – 24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14 – 18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9 – 13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказывать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у вас раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения.
Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Формы взаимодействия с родителями
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия.
Традиционные формы взаимодействия
Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:
- коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года),
- групповые консультации, конференции;
- индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
- наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки.
Нетрадиционные формы взаимодействия
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Татьяна Викторовна Кротова, педагог дошкольного образования, доцент, кандидат педагогических наук Московского государственного педагогического университета. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик». ∙ консультации, ∙ занятия с участием родителей, ∙ выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, ∙ совместные экскурсии, ∙ дни общения, ∙ дни добрых дел, ∙ дни открытых дверей, ∙ оформление фотомонтажей, ∙ совместное создание предметно-развивающей среды, ∙ работа с родительским комитетом группы, ∙ беседы с детьми и родителями, ∙ тренинги, ∙ семинар-практикум, ∙ родительские гостиные, ∙ почта доверия, ∙ семейный вернисаж. |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, игры, организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», дефиле для детей из бросового материала и др. |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация минибиблиотек |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, проведение родительских собраний, таких как: Педагогическая лаборатория Читательская конференция Аукцион Семинар-практикум Душевный разговор Мастер-класс и др. |
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, автор предлагает такие темы: «Детские страхи», «10 заповедей здоровья», «Методы педагогического воздействия» и др.
К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы.
«Педагогическая лаборатория» - рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе - кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков, и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов».
«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»
«Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.
«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей и установить точно – какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка ( нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».
«Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.
«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.
«Ассоциации» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему « Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.
«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «Мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.
«Запись на листах» При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен» . Каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.
«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Дог-шоу», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др.
На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.
Также проводятся игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Украсим елку», «Сладкий час», дефиле для детей из бросового материала и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».
Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания» и др.
Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
∙ информационно-ознакомительная;
∙ информационно-просветительская.
Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями. Активно используются возможности фотошопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.
Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.
Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания. Они собирают информацию, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Вывод:
Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к “трудным”, высказывая постоянные претензии в их адрес».
Рекомендации:
1. Совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей.
2. Активнее использовать инновационные формы во взаимодействии с родителями.
3. Для реализации преемственности детского сада и семьи, включать в план работы с родителями организацию совместной деятельности детей, педагогов и родителей, в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательной деятельности.
4. Каждому педагогу проанализировать проделанную работу по данному направлению и наметить перспективы дальнейшей деятельности.
5. Рекомендовать педагогам для индивидуального изучения литературу по данной теме.
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:
Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Список использованных источников
1. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение [Текст] / К.Ю. Белая.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 48 с.
2. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ [Текст]/ О. В. Солодянкина. - М.:Аркти, 2005. - 77 с.
3. А.В. Ненашева, Н.Н.Осинина: «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ»
4. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия
5. Леви В.Л. Искусство быть собой.
6. Брошюра из серии «Популярная психология»: «Читаем человека как книгу».
7. Н.В. Микляева, Н.Ф. Лагутина «Содружество» программа взаимодействия семьи и детского сада.
8. А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина Работа ДОУ с семьёй. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Формирование активной родительской позиции посредством создания условий эффективного взаимодействия с семьей»
Я уверена, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Я должна уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ...
Особенности взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) в условиях реализации ФГОС ДО
О взаимодействии педагогов иродителей в условиях реализации ФГОС ДО...
Сообщение из опыта работы «Взаимодействие воспитателей с родителями(законными представителями) воспитанников
опыт работы с родителями в старшей и подготовительной группе....
Основные направления взаимодействия воспитателя с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной к школе группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17584668","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"398"}}]]...
Перспективный план взаимодействия воспитателей с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной группы
Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе «Солнышко»на 2018-2019 учебный годЦель: формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников для эффекти...