Особенности взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) в условиях реализации ФГОС ДО
консультация ( группа) на тему
О взаимодействии педагогов иродителей в условиях реализации ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_gmo_60.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) в условиях реализации ФГОС ДО»
Старший воспитатель МБДОУ д/с № 60 Широкова Л.И.
Ведущая идея системы работы каждого педагогического коллектива с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей обучающегося (воспитанника), создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Взаимодействие – это не только обмен информацией в процессе деятельности или общения. Это еще и важный аспект установления связей и отношений, определяющих эффективность совместной деятельности, повышающий интерес, развитие и совершенствование.
Анализ таких взаимоотношений необходим педагогу для правильного определения форм и методов работы с семьями с учетом знаний, возможностей, свойств и качеств личности родителей (законных представителей) и их детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
п.1.1. отражено, что предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Родители (законные представители) - непосредственные участники образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
Положения Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
п. 1.2.
Стандарт закрепляет принцип личностно развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
п. 1.4.
Одним из основных принципов дошкольного образования, закрепленных в Стандарте, является сотрудничество Организации с семьей.
К задачам дошкольного образования ФГОС относит:
п. 1.6.
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
п.1.7
Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений их развития.
Раздел II. Требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему.
п. 2.11.2.
В содержательном разделе должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей.... и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
п. 2.13.2.
Стандарт предусматривает дополнительный раздел Программы - ее краткую презентацию, которая должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В ней должны быть указаны:
- возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в т. ч. категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
- используемые Примерные программы;
-характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Раздел III. Требования к условиям реализации ООП ДО.
п. 3.1.
требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая должна создавать….
•условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
3.2.1.
психолого- педагогические условия, в т. ч.:
-поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
-вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
п.3.2.3.Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей)
п.3.2.5.
условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают, кроме прочего, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам:
• образования ребенка;
• непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
п.3.2.8 Организация должна создавать возможности:
•для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
•обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Требования к результатам освоения программы.
п.4.4. … являются, кроме прочего, ориентирами:
• для взаимодействия с семьями;
• информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ
Таким образом, приоритетными задачами работы ДОО с родителями должны быть:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий родителей и ДОУ для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Основные требования ФГОС к реализации образовательной программы отражают необходимость включения в деятельность ДОО различных форм взаимодействия с семьей, среди которых выделяют:
-педагогический мониторинг семей;
-психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей), обмен опытом между ними;
-вовлечение родителей в педагогический процесс: совместные мероприятия для детей и взрослых, совместное творчество детей и взрослых;
- участие родителей (законных представителей) в управлении дошкольной организацией;
-индивидуальная работа педагогов с семьями воспитанников.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 5 основных направлений работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: управленческое, познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
Направления взаимодействия | Цель | Содержание деятельности | Форма работы |
Управленческое направление | направлено на привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом | - участие в работе Советов (совет родителей ДОУ, совет родителей групп, попечительских советов); - организация деятельности Клуба молодой семьи; - участие совета родителей в разработке Устава ДОО; | участие в работе советов различного уровня |
- обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей; - организация благоустройства и озеленения территории ДОО; - ремонт и оформление групп ДОО. | Совместное создание развивающей предметно – пространственной среды | ||
Познавательное направление | направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. | - информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения; - знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта; - изучение закономерностей развития ребенка; - содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; - встречи, консультации специалистов (учитель - логопед, педагог - психолог, социальный педагог, медицинские работники); - изучение вопросов, связанных с организацией исследовательской и проектной деятельности; - определение роли родителей в подготовке совместных исследований, проектов. | Родительские собрания Круглые столы Семинары- практикумы Аукционы Консультации Беседы Открытые просмотры НОД Совместные проекты |
Информационно-аналитическое направление | направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. | - сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус); - диагностика потребностей родителей в образовательных услугах ДОО по подготовке воспитанников; - индивидуальные собеседования, беседы с родителями. | Анкетирование Тестирование Соцобследование Опросы на различные темы |
Наглядно-информационное направление | даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. | - работа с сайтом образовательного учреждения; - изучение нормативной документации; - знакомство с рекомендациями специалистов ДОО. | Сайт ДОО Родительские уголки Газеты Фотовыставки Папки - передвижки |
Досуговое направление | призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. | - проведение родителями мастер-классов; - участие в проведении тематических недель ДОО; - организация или участие в различного уровня конкурсах, праздниках, развлечениях, концертах, выставках; - совместные выходы воспитанников и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки. | Праздники Развлечения Конкурсы Акции Выставки Экскурсии |
Эффективные правила для воспитателя по построению взаимодействия с родителями воспитанников:
1. Ежедневный контакт воспитателя, когда родители приводят и забирают детей.
2. Неформальные беседы педагога с родителями для того, чтобы обсудить успехи независимо от конкретных проблем (проявление ребенком интереса к чему-либо).
3. Посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок (просмотр непосредственно-образовательной деятельности).
4. Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и ДОУ (участие родителей в мероприятиях, экскурсиях).
5. Проявление педагогом интереса к традициям и опыту семейного воспитания и обучения.
6. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии (активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях).
7. Установление доверительных отношений между родителями воспитанников, на основе доброжелательной критики и самокритики (умение взаимодействовать с родительской средой, возникновение обоюдных симпатий).
Партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Результатом нашей работы являются показатели уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОУ: 2013 г. - 91%; 2014г. - 93%; 2015г. - 94%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями)
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формНетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями.).Работа с родит...
Методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)
Методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, посвящены вопросу взаимодействия ДОУ и семьи, вовлечению родителей в образовательный процесс, что обеспечивае...
Партнерское взаимодействие педагога с родителями (законными представителями) воспитанников.
Цель взаимодействия ДОУ с семьей — установление партнерских отношений с родителями в процессе развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в усло...
Cистема взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста на примере средней возрастной группы
В работе охарактеризованы современные подходы к организации взаимодействия ДОО с семьей, представлена структурно-функциональная модель этого взаимодействия по вопросам гармоничного развития ребенка, п...
Методические рекомендации: «Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) в мобильных мессенджерах и социальных сетях: основные правила этики и бесконфликтного общения»
В методических рекомендациях рассматривается создание виртуального пространства для взаимодействия с родителями (законными представителями)....
Круглый стол для воспитателей дошкольных учреждений «Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями)»
Круглый стол для воспитателей дошкольных учреждений«Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями)»...
Семинар-практикум для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями)
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи: выявить сильные и слабые стороны в общении с родителями; активизировать педа...