Особенности взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) в условиях реализации ФГОС ДО
консультация ( группа) на тему

Широкова Людмила Ивановна

О взаимодействии педагогов иродителей в условиях реализации ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gmo_60.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) в условиях реализации ФГОС ДО»

Старший воспитатель МБДОУ д/с № 60 Широкова Л.И.

Ведущая идея системы работы каждого педагогического коллектива   с родителями (законными представителями)  - установление партнерских отношений с семьей обучающегося (воспитанника), создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Взаимодействие – это не только обмен информацией в процессе деятельности или общения. Это еще и важный аспект установления связей и отношений, определяющих эффективность совместной деятельности, повышающий интерес, развитие и совершенствование.

Анализ таких взаимоотношений необходим педагогу для правильного определения форм и методов работы с семьями  с учетом знаний, возможностей, свойств и качеств личности родителей (законных представителей) и их детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

п.1.1. отражено, что предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Родители (законные представители) - непосредственные участники образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Положения Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

п. 1.2.

Стандарт закрепляет принцип личностно развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

п. 1.4.

Одним из основных принципов дошкольного образования, закрепленных в Стандарте, является сотрудничество Организации с семьей.

К задачам дошкольного образования ФГОС относит:

п. 1.6.

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

п.1.7

Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений их развития.

Раздел II. Требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему.

п. 2.11.2.

В содержательном разделе должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей.... и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

п. 2.13.2.

Стандарт предусматривает дополнительный раздел Программы - ее краткую презентацию, которая должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В ней должны быть указаны:

- возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в т. ч. категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

- используемые Примерные программы;

-характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Раздел III. Требования к условиям реализации ООП ДО.

п. 3.1.

требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая должна создавать….

•условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

3.2.1.

психолого- педагогические условия, в т. ч.:

-поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

-вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

п.3.2.3.Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей)

п.3.2.5.

условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают, кроме прочего, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам:

• образования ребенка;

• непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

п.3.2.8 Организация должна создавать возможности:

для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

•обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Требования к результатам освоения программы.

п.4.4. … являются, кроме прочего, ориентирами:

для взаимодействия с семьями;

информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ

Таким образом, приоритетными задачами работы ДОО с родителями должны быть:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение усилий родителей и ДОУ для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
  • поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Основные требования ФГОС к реализации образовательной программы  отражают необходимость включения в деятельность ДОО различных форм взаимодействия с семьей, среди которых выделяют:

-педагогический мониторинг  семей;

-психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей), обмен опытом между ними;

-вовлечение родителей в педагогический процесс: совместные мероприятия для детей и взрослых, совместное творчество детей и взрослых;

- участие родителей (законных представителей) в управлении дошкольной организацией;

-индивидуальная работа педагогов с семьями воспитанников.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 5 основных направлений работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: управленческое, познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

Направления взаимодействия

Цель

Содержание деятельности

Форма работы

Управленческое направление

направлено на привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом

- участие в работе Советов (совет родителей ДОУ, совет родителей групп, попечительских советов);

- организация деятельности Клуба молодой семьи;

- участие совета родителей в разработке Устава ДОО;

участие в работе советов различного уровня

- обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей;

 - организация благоустройства и озеленения территории ДОО;

- ремонт и оформление групп ДОО.

Совместное создание развивающей предметно – пространственной среды

Познавательное направление

направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

- информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения;

- знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

- изучение закономерностей развития ребенка;

- содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; 

- встречи, консультации специалистов (учитель - логопед, педагог - психолог, социальный педагог, медицинские работники);

- изучение вопросов, связанных с организацией исследовательской и проектной деятельности;

- определение роли родителей в подготовке совместных исследований, проектов.

Родительские собрания

Круглые столы

Семинары- практикумы

Аукционы

Консультации

Беседы

Открытые просмотры НОД

Совместные проекты

Информационно-аналитическое направление

направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

- сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

- диагностика потребностей родителей в образовательных услугах ДОО по подготовке воспитанников;

- индивидуальные собеседования, беседы с родителями.

Анкетирование

Тестирование

Соцобследование

Опросы на различные темы

Наглядно-информационное направление

даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

- работа с сайтом образовательного учреждения;

 -  изучение нормативной документации;

- знакомство с рекомендациями специалистов ДОО.

Сайт ДОО

Родительские уголки

Газеты

Фотовыставки

Папки - передвижки

Досуговое направление

призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями

и детьми.

- проведение родителями мастер-классов;

- участие в проведении тематических недель ДОО;

- организация или участие в различного уровня конкурсах, праздниках, развлечениях, концертах, выставках;

- совместные выходы воспитанников и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки.

Праздники

Развлечения

Конкурсы

Акции

Выставки

Экскурсии

Эффективные правила для воспитателя по построению взаимодействия с родителями воспитанников:

1. Ежедневный контакт воспитателя, когда родители приводят и забирают детей.

2. Неформальные беседы педагога с родителями для того, чтобы обсудить успехи независимо от конкретных проблем (проявление ребенком интереса к чему-либо).

3. Посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок (просмотр непосредственно-образовательной деятельности).

4. Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и ДОУ (участие родителей в мероприятиях, экскурсиях).

5. Проявление педагогом интереса к традициям и опыту семейного воспитания и обучения.

6. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии (активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях).

7. Установление доверительных  отношений между родителями воспитанников, на основе доброжелательной критики и самокритики (умение взаимодействовать с родительской средой, возникновение обоюдных симпатий).

Партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Результатом нашей работы являются показатели уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОУ: 2013 г. - 91%; 2014г. - 93%; 2015г. - 94%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями)

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формНетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями.).Работа с родит...

Методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)

Методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, посвящены вопросу взаимодействия ДОУ и семьи, вовлечению родителей в образовательный процесс, что обеспечивае...

Партнерское взаимодействие педагога с родителями (законными представителями) воспитанников.

Цель взаимодействия ДОУ с семьей — установление партнерских отношений с родителями в процессе развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в усло...

Cистема взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста на примере средней возрастной группы

В работе охарактеризованы современные подходы к организации взаимодействия ДОО с семьей, представлена структурно-функциональная модель этого взаимодействия по вопросам гармоничного развития ребенка, п...

Методические рекомендации: «Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) в мобильных мессенджерах и социальных сетях: основные правила этики и бесконфликтного общения»

В методических рекомендациях рассматривается создание виртуального пространства для взаимодействия с родителями (законными представителями)....

Круглый стол для воспитателей дошкольных учреждений «Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями)»

Круглый стол для воспитателей дошкольных учреждений«Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями)»...

Семинар-практикум для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями)

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи: выявить сильные и слабые стороны в общении с родителями; активизировать педа...