Современные проблемы и методы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровосбережения дошкольников
статья на тему
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательно-образовательной работы педагогов. Но проблема по-прежнему остается актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_detskogo_sada_i_semi_v_voprosah_zdorovesberezheniya_doshkolnikov_0.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/ сад комбинированного вида №4 « Ивушка »
\
Выступление на педагогическом совете
« Современные проблемы и методы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников»
Подготовила : Доброхотова И.А.
г. Реутов 2018 г.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательно-образовательной работы педагогов. Но проблема по-прежнему остается актуальной.
По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушений осанки, зрения, дефекты речи. По результатам осмотров за год до поступления в школу нарушения осанки и сколиозы встречаются в 3 раза чаще, чем при поступлении в детский сад, а распространенность дефектов речи и нарушений зрения увеличивается на 70 % и 80%, соответственно.
ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».
Впервые о необходимости культуры здоровья и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное – это научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:
- Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только
воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным
содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания, - Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду,
- Индивидуальный' подход к каждому ребенку и к каждой
семье на основе учета их интересов и способностей, - Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей
на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна включать:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
- целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д;
- ознакомление родителей' с содержанием физкультурно-оздо- ровительной работы в детском саду, направленной
на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
обучение конкретным приемам и'методам оздоровления (ЛФК,
дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.); - ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями,
проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).
В процессе работы осуществляются разные формы контроля: систематический, предупредительный, тематический, сравнительный, фронтальный.
Затем формируется творческая группа, которая подбирает содержание работы с родителями в области сохранения и укрепления здоровья воспитанников. На этом первый этап работы заканчивается.
Второй этап – практический. Это непосредственная работа с семьей, которая осуществляется комплексно и включает:
- работу воспитателей с родителями. Это индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение на совместные экскурсии, праздники и т.д.,
- работа с семьей педагогов-психологов: информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы и т.д.,
- работа с семьей инструктора по плаванию: обучение приемам плавания, технике дыхания,
- работа с семьей воспитателя по физической культуре: показ открытых физкультурных занятий, спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья» и т.д.,
- работа с семьей учителя-логопеда: формирование правильного речевого дыхания, артикуляционная гимнастика,
Вся работа планируется на учебный год с конкретизацией
материала на каждый месяц.
Наиболее интересной и эффективной формой работы с родителями в ДОУ являются занятия в семейных клубах. Вот примерная тематика встреч:
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – одна из основных задач детского сада и семьи.
- «Движение – это жизнь!» Пути активизации двигательной активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.
- «Играем вместе». Игра – фактор развития двигательной активности детей и повышения эмоционального настроя.
- К здоровью без лекарств!
- Правильное питание – залог здоровья!
- Спорт и дошкольник.
- Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре (с показом открытого занятия).
- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.
- Чрезмерный вес ребенка – угроза здоровью.
Третий этап – заключительный. Подводятся итоги, проводится анализ проведенной работы, планируются дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников. Осуществляется самоанализ и повторное тестирование воспитателей с целью сравнения результатов с начальными, анкетирование родителей с целью выявить степень удовлетворенности работой ДОУ. А также проводится наблюдение за динамикой показателей здоровья детей с целью анализа эффективности проведенных мероприятий.
Только такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.
Литература
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.
2. Глебова С.В. Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007
3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2005
4. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к
общению с родителями //Управление ДОУ. 2002. № 4. С. 100-110.
5. Кулик И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. М., 2006
6. Осокина Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. 2008. № 1. С.92-97.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...
«Формы и методы партнёрского взаимодействия ДОО и семьи по вопросу формирования звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у дошкольников »
В презентации представлены определения понятий по образовательной Области"Речевое Развитие" в соответствии с ФГОС,конкретизированы формы и методы работы с семьёй по данному направлению (из лично...
Взаимодействие МАДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
Взаимодействие МАДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Статья «Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах оздоровления дошкольников»
Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человек...
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в экологическом воспитании дошкольников
Взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями в вопросе экологического воспитания детей дошкольного возраста...