Народная игра – как многовековая традиция воспитания детей.
статья на тему
Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_igra_-_kak_mnogovekovaya_traditsiya_vospitaniya_detey.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная игра – как многовековая традиция воспитания детей.
Игра – одно из замечательнейших
явлений жизни, как будто бесполезная и
вместе с тем необходимая, доступная
ребенку и непостижимая для ученого.
С. Л. Рубинштейн
Начало разработки игры было положено в XIX веке учеными В.Вундтом, Г. Спенсером, Ф. Шиллером, они рассматривают игру, как одно из самых распространенных явлений жизни, связывают ее происхождение с происхождением искусства. Наиболее раннее описание детских игр в России принадлежит Е. А. Покровскому (1838 - 1895) – известному московскому врачу – педиатру и педагогу, основоположнику отечественной этнографии детства.
Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Она связана с песней, плясками, потешками, загадками, сказками.
Каждый народ имеет свои обычаи потехи и развлечения. Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Это величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Воспитательное значение народных игр трудно переоценить.
Пальчиковые игры заставляют активно работать кисти рук ребенка, при этом движения детских пальчиков сопровождаются короткими стишками или диалогом. Кроме того ребенок испытывал радость от тесного контакта со взрослыми, удовольствие от общения с близким человеком, когда тот брал ручку младенца гладил, щекотал ее, загибал пальчики.
Драматические игры. Игры, в которых дети по определенному, выработанному традицией сценарию разыгрывали сценки из реальной жизни. В игре обычно воспроизводилась жизнь семьи и деревни, взаимоотношения людей друг с другом и с окружающим их миром природы. Девочки любили играть в «семью», «дочки - матери», «свадьбу» и т.д. Мальчики предпочитали разыгрывать сцены охоты на животных и птиц, рыбную ловлю, сражение с разбойниками, дикими животными.
Орнаментальные игры -во время которых участники двигались в определенном порядке под песню или музыкальное сопровождение. Игра строилась так, что участники изображали архитектурные формы: плетень, ворота, улицу; природные явления – метель, ветер или какой – то производственный процесс. В начале игры несколько инициаторов игры – взявшись за руки ходили цепочкой, специальной песней зазывая всех желающих участвовать в игре. Такое приглашение называлось «набором». Обычно игра состояла из трех частей: «набора», собственно игры, «разбора»- благодарственной песни и поклонов друг другу за участие в игре. Орнаментальные игры были близки к хороводным.
Состязательные игры – это игры направленные на развитие как физических, так и умственных способностей детей. По сути своей они представляли собой соревнование в силе, меткости, ловкости, скорости, быстроте, реакции и сообразительности. Среди них выделяются группы игр с различными предметами: палками, мячами, шишками, камешками и т.д. Основной их чертой являлось наличие четко сформированных правил игры и установка на победу.
В России зимы долгие и холодные, поэтому особенно много было зимних народных игр. Реки превращались в каток, устраивались бега на санях, катания с горок. В провинции вместо санок для спуска с горы использовался тонкий соломенный коврик примерно два локтя длинной и один локоть шириной.
Летом радуясь теплу и солнцу народ высыпал на улицы. По праздникам устраивали большие народные гуляния с балаганами, каруселями, разнообразными качелями.
Игра обычно шла не на деньги: проигравший должен был посадить победителя себе на закорки и сделать с ним несколько кругов на потеху собравшимся.
Народные игры стали сюжетом известных гравюр и литографий первой половины XIX века. Авторами первых жанровых изображений были иностранцы. Пораженные своеобразием нарядов, обычаев игр, они описывали их в своих дневниках, делали зарисовки, которые потом гравировали. Работы английского живописца и гравера Джона Августа Аткинсона (1775 - 1831) были очень популярны на Западе.
Известный поэт Н.М.Языков писал в одном из стихотворений:
Молодцов любезных шайка
Станет в круг середь двора,
Нашу праздность тешит свайка,
Православная игра!
Народные игры почти исчезают сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Литература.
Народная игра как средство воспитания и развития ребенка: сб.народных игр, авт.- сост. Ю. П. Брюхова . - Архангельск: АО ИППК РО, 2010.
Игры и забавы русского народа.- Самара ООО ИД Агни, 2003.
Покровский. Е. А. Детские игры .- М.,ТЕРРА,1997.
Русские дети основы народной педагогики . – СПБ., Искусство- СПБ, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные игры в нравственно – патриотическом воспитании детей.
занятие по окружающему миру, знакомящий детей с традициями русского народа...
НАРОДНЫЕ ИГРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
Консультации для воспитателей духовно-нравственное воспитание....
Консультация для воспитателей : «НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Консультация для воспитателей :«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....
Роль народной игры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Развитие духовно-нравственного воспитания в детском саду....
"Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании детей"
Консультация для педагогов "Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании детей"...
Тренинг «Народные игры в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Игра – это огромное окно, через которое в духовныймир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая поток пытливости илюбознател...
Роль народной игры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – яркая пора, когда под влиянием окружающего общества ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и при...