НАРОДНЫЕ ИГРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
консультация на тему
Консультации для воспитателей духовно-нравственное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_vospitateley_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей.
НАРОДНЫЕ ИГРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ
ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
Каким мы хотим видеть наше будущее. Во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? конечно его культура.
Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет его этнокультурное развитие. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.
Практика показывает. Что именно изучение традиционной отечественной культуры в дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть ни что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает нравственные и эстетические потенциалы.
В настоящее время практическим работникам дошкольных учреждений предлагается обширный выбор различных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Опыт организационно-административной работы МБДОУ "Инжавинский детский сад "Березка" в условиях реализации программы по изучению культурного наследия родного края предполагает организацию педагогического процесса в рамках действия обычного штатного расписания, где воспитатель берет на себя основные функции воспитания и обучения дошкольников. Речь в данном случае идет об организации работы по программе, в которой воспитательные задачи, рожденные целью передачи детям нравственных и эстетических ценностей народа, занимают приоритетное место. Учебная деятельность дошкольника предполагает определенный набор тех или иных знаний, которые включены в учебную программу. Остальное время пребывания ребенка в дошкольном учреждении в течении дня распределяется на игровую деятельность. Режимные моменты и т.д. Эти промежутки времени наиболее благоприятны для осуществления воспитательного процесса (хотя отнюдь не отвергается значимость его непосредственно в учебной деятельности).
Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в детском саду последовательно выполнялись несколько принципиально важных условий.
Эти условия таковы:
-непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов – мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
- продвижение от опыта к знанию (пример: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада);
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (пример: на занятии знакомились с лекарственными травами, учились их заваривать, теперь знаем, как они называются, и пьем отвары ежедневно);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.
Освоение культурного наследия родного края в нашем детском саду – это не проведение отдельных праздников, стилизованных под "фольклор" – это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно-развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения. Поэтому, приступая к работе по данному направлению, мы ясно представляем себе, что она будет успешна только тогда, когда в этом участвуют все: и педагогический коллектив, и технический персонал, и дети, и их родители.
Это позволило спланировать дальнейшую организационно-педагогическую работу. Например, оснащение групповых помещений предметами, выполненными в национальных традициях родного края, создание в них уголков старинного русского быта; открытие в детском саду "Музея русского быта", уголки духовно-нравственного воспитания и т.д.
В планировании воспитательно-образовательной работы уделено внимание по организации выставок народного творчества характерного для нашего региона, организации и проведения экскурсий в краеведческий музей, центр "народных ремесел". Здесь же планируем встречи с хранителями культуры региона – песенниками, народными мастерами и т.д. такие мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц. Эти мероприятия являются интересным дополнением к плану развлечений.
Традиционно планируем проводить Дни русской кухни, опираясь на культурную традицию родного края. На огородах проводить посадку традиционных для нашей местности культур. Впоследствии проводиться праздник урожая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игры в двигательной активности детей
Игра - ведущий вид деятельности в воспитании ребенка. Народные игры играют важную роль в национальном воспитании, в воспитании толерантного поведения детей. В своей работе уделяю большое внимани...
Народные игры со словами для детей.
Учите детей разговаривать. Играйте с ними в словесные игры. Ведь это так интересно!...
Вечер - развлечений В старшей группе Тема: «Народные игры в двигательной активности детей».
Вечер - развлеченийВ старшей группеТема: «Народные игры в двигательной активности детей»....
Русские народные игры с пением для детей старшего дошкольного возраста
Игра - основной вид деятельности ребенка. В консультации для родителей и воспитателей описываются русские народные игры с пением, в которые дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют на...
Творческая разработка тематической недели «Национально - народные игры и забавы для детей и их родителей»
Знакомство детей с народными подвижными играми происходит при проведении прогулок, спортивных праздников и развлечений ,НОДах.Большим шагом при ознакомлении детей с народными подвижными играми, ...
Народные игры как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста.
В век современных технологий и прогресса, начинают забываться народные традиции. Дети, к сожалению, отдают свое предпочтение компьютерным играм, планшету, телевизору. Родители, тем временем, восхищают...
Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"
Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины. ...