Задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сергушенкова Александра Сергеевна

Прямая функциональная зависимость.

Обратная функциональная зависимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное  Образовательное Учреждение

Детский сад №5 комбинированного вида

Выборгского района Санкт- Петербурга

Задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения.

        Воспитателя

Сергушенковой А. С.

Задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения.

ВЕЛИЧИНА - это особое свойство объектов, которое можно измерить.

Свойства величины:

1. Сравнимость. Величина может быть осмыслена лишь на основе сравнения, сопоставления двух предметов.

2. Изменчивость. Возьмем две ленточки красную и зеленую. Одну разрезали, она стала короче. Это свойство называется изменчивостью.

3. Измеряемость.  Любую величину можно измерить.

4. Относительность. Признаки величины могут меняться при сравнении с другими предметами, обладающими теми же признаками

Измерение величины – это нахождение числа (РЕЗУЛЬТАТА), которое выражает отношение рассматриваемой величины (ОБЪЕКТА) к величине, принятой за единицу измерения     (УСЛОВНАЯ МЕРКА).

Объект – измеряемая величина.

Средство – условная мерка.

Результат – количество условных мерок.

В старшем дошкольном возрасте  (5 - 7 лет) мы вводим термин «Измерить» = дать численную характеристику величине. 

 C этой целью мы также  используем  УМ  –  предметы определённой величины, меньшей, чем измеряемый объект.

  УМ можно использовать в работе с дошкольниками при измерении следующих величин:

1.Протяжённость линейных величин (длина, ширина, высота), УМ = полоски, палочки, веревочки, шаги.

2.Объем жидких и сыпучих веществ (крупа, песок, вода).  УМ  =  стаканы, ложки,  банки.

3. Площадь  фигуры,  УМ  = клетки,  квадраты.

4.Масса предметов,  УМ = желуди, камешки.

Использование УМ позволяет детям сделать выводы:

1.Любое измерение дает точную количественную характеристику величине. Для сравнения величин необходимо их измерять одинаковыми мерками.

2. Чем  больше величина, тем больше  результат измерения. Это - прямая  функциональная зависимость между объектом и результатом измерения.

3.Чем больше условная мерка, тем меньше результат измерения и наоборот. Это - обратная функциональная зависимость  между средством и результатом измерения.  

Прямая функциональная зависимость.

Задание первое. Измерение линейных величин.

Проблемная ситуация- две куклы, две ленты длинная синяя, красная короткая. Куклы не знают из какой ленточки получится больше бантиков. Помогите куклам.

У нас есть условная мерка.

Возьмем условную мерку и измерим длину синей и красной ленты.

Вывод: чем длиннее лента, тем больше результат измерения, тем больше получиться бантиков.

Разрезаем ленточки. Синих бантиков больше, красных меньше, завязываем бантики куклам.

Задание второе. Измерение жидких веществ.

Проблемная ситуация- два зайчики, два чайника маленький синий и большой красный и условная мерка- стакан. В гости к зайчикам пришли гости, какой чайник мы будем использовать, чтобы напоить всех гостей чаем. Помоги зайчикам.

https://img.clipartfest.com/495f8011d476b7d36c696d1effa1602e_kettle-clip-art-gallery-kettle-clipart_2959-3000.pnghttp://www.volga-plastic.ru/f/cat2/201403/5334a1cb853b3s.jpg

Возьмем условную мерку и измерим объем. В какой чайник больше поместиться стаканов.

Вывод: чем больше объем чайника, тем больше гостей можно напоить чаем.

Задание третье. Измерение сыпучих веществ.

Проблемная ситуация –два ведра, одно большое, другое маленькая и условная мерка- формочка. Ребята решили сделать куличики, но не знают какое ведерка им взять, чтобы получилось больше куличиков. Помоги ребятам узнать.

Возьмем формочку и начинаем делать куличики, сначала из одного ведерка, потом из другого.

Вывод: чем больше объем ведра с песком, тем больше куличиков получиться.

Обратная функциональная зависимость.

Задание первое. Измерение жидких веществ.

Проблемная ситуация. Кукла, графин с компотом, кружки большая и маленькая.

В гости к кукле пришли гости, она не знает в какие кружки разлить компот. Поможем кукле узнать в какие чашки разливать компот.

Разливаем компот сначала в маленькие кружки, потом в большие.

Вывод: чем больше по объему кружка, тем меньше гостей кукла сможет угостить компотом.

Задание второе. Измерение сыпучих веществ.

Проблемная ситуация. Ведро с песком, две машины грузовика, большой и маленький.

Ребята решили перевезти песок в песочницу, но не знают как быстрее это им сделать. Поможем ребятам выяснить какой лучше грузовик взять.

Вывод: чем больше кузов у грузовика, тем меньше раз придется отвозить песок до песочницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых заданий, способствующих овладению детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня навыками составления описательных рассказов

Предложенная система  игровых заданий способствует успешному овладению детьми с ОНР составлению описательных рассказов. Игровые задания требуют использования приобретённых ранее знаний в новых об...

План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.

План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.Цель: создать условия для урегулирования конфликта;Задачи:Образовательная: Создать условия для формирования ...

Мастер- класс "Цветик- семицветик" в технике обратной аппликации из пластилина с детьми старшего дошкольного возраста

Цветик- семицветик- это цветок, исполняющий желания. Кто не захочет иметь такой у себя дома? Я предлагаю простой и не затратный способ изготовления такого волшебного цветка. Он интересен детям и взрос...

Детский оркестр как средство развития положительных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста"

Детский оркестр как средство развития положительных взаимоотношений  между детьми старшего дошкольного возраста...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по формированию познавательного интереса средствами детской художественной литературы.

Перспективный план на год разработан на основе методического пособия В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016...