Система игровых заданий, способствующих овладению детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня навыками составления описательных рассказов
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Антипова Ольга Валерьевна

Предложенная система  игровых заданий способствует успешному овладению детьми с ОНР составлению описательных рассказов. Игровые задания требуют использования приобретённых ранее знаний в новых обстоятельствах. Выполняя задания, дети учатся самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алгоритмы в суждениях и т.д. Задания предполагают небольшие по времени игры и упражнения в форме ежедневных пятиминуток, которые проводятся на специальных логопедических занятиях по развитию связной речи, а также используются воспитателем в непосредственной образовательной деятельности и в организованной образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_igrovyh_zadaniy.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Система игровых заданий, способствующих овладению детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня навыками составления описательных рассказов

Игровые задания, рекомендуемые в  1-ый период обучения

Задачи:

- развитие сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета;

- формирование установки на употребление фразовой речи при ответах на вопросы педагога.

  1. «Чудесный мешочек».

Оборудование: мешочек, знакомые детям предметы, подобранные в соответствии с лексической темой занятия.

Ход. Перед игрой детей знакомят с предметами и их свойствами. Дети по одному достают предметы из «чудесного мешочка», называют их. Затем отвечают на вопросы логопеда о цвете, форме, величине предмета. Если ребёнок затрудняется, логопед помогает ему.

  1. «Загадки Зайца».

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, предметы, подобранные в соответствии с лексической темой занятия.

Ход. Логопед объясняет детям, что зайчик хочет с ними поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь предмет в мешке и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что это». Например, «Длинная, красная (морковь). Зелёный, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т.п.

3. «Развитие ассоциаций».

Логопед даёт детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придёт в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»

4. «Найди лишний предмет».

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображённые на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.

5. «Отгадай предмет по названию его частей».

Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, корма, нос, якорь (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

И т.д.

6. «Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом». Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.

7. «Отгадать название предмета по описанию его признаков».

Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.

- это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.

- это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.

- это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

8. «Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи. Фрукты. Ягоды.».

Большой (что?) арбуз,            желтая ..,

Маленькая ..,                           синяя..,

Крупный ..,                             красная ..,

Круглый ..,                               зеленый ..,

Мелкий ..,                                черная ..,

Твердый ..,                               длинный ..,

Мягкая ..,                                 спелая ..,  

Сладкая ..,                                сочный ..,

Вкусное ..,                               свежий ..,  

Горький ..,                               хрустящий …

9. «К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

Растет (что?) ..,           срезают ..,    

     зеленеет ..,                   выкапывают ..,

     краснеет ..,                   срывают ..,        

     созревает ..,                   варят ..,      

     дергают ..,                    жарят ..,    

маринуют ..,                 солят …

10. «Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».

Большой (кто?) слон,              сильный ..,

Маленькая ..,                           слабый ..,

Пушистая ..,                            трусливый ..,

Колючий ..,                             добрый ..,

Могучий ..,                              злой ..,

Пятнистый ..,                          быстрый ..,

Полосатая ..,                           горбатый ..,

Длинноногий ..,                     хитрая ..,

Серый ..,                                 ловкая ..,

Неуклюжий ..,                        хищный…

11. «Кто назовет больше».

  1. назови все деревянные (железные, пластмассовые, стеклянные, круглые, прямоугольные, овальные, красные, синие, зеленые и т.д.) предметы в комнате.
  2. назови предметы, которые можно катить (переставлять, двигать и т.д.).

12. «Чего не хватает?»

Цель: развитие целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением предметов без какой-либо его части.

Ход. Ребенок всматривается в нарисованный предмет и находит ту часть, которой не хватает. Затем логопед предлагает дорисовать недостающую часть.

13. «Кто вспомнит больше?»

Цель: развитие мышления, умения сравнивать и анализировать.

Вспомни все овощи:

- похожие по форме на круг (овал, треугольник);

- только крупные (мелкие);

- только сочные (хрустящие);

- только зелёные (красные, желтые, оранжевые, фиолетовые, коричневые, черные);

- только сладкие (кислые, горькие);

- только те, у которых мы едим «вершки» («корешки»);

- только те, которые выкапывают (выдёргивают, срезают, срывают).

14. «Узнай игрушку».

Оборудование: любимые игрушки ребёнка в мешке.

Ход: логопед рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета с синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, логопед достает игрушку из мешка.

Игровые задания, рекомендуемые во 2-ой период обучения.

Задачи:

- формирование навыков составления описания предметов.

1. «Разложи картинки по сходству».

На доске выставляется вертикальный ряд картинок: овца или баран, дерево, корова, колос.

Детям раздаются картинки: свитер, шапка, шерстяные варежки, шарф (к картинке «овца»); стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»). У каждого ребёнка по 1-2 картинки.

Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из 4 картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

2. «Назови части».

Возможны два варианта: 1) по картинке; 2) по представлению.

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик - .., дом - .., дерево - .., часы - …

3. «Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов». Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную.

- Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами. Он на севере живет, вместо сена мох жует.

- Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки. Разрисованы лошадки от копыт до головы.

- Маленькие зверьки, серенькие шубки. Длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.

- Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

- Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

- Он большой, серый и злой.

4. «Подбери картинки».

Подберите соответствующие картинки к следующим словам:

- Высокий, тонкий, пятнистый…

- Лохматый, косолапый…

- Голодный, серый, злой…

- Маленькая, быстрая, проворная…

- Хищный, сильный, полосатый…

- Яркое, теплое…

- Серый, колючий…

5. «Уточнение значения слов-существительных».

Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т.е. как используется).

Например: лопата – чтобы копать землю; она тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная…

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.

6. «Подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «что делает?», к названиям животных».

Курица кудахчет, квохчет, клюёт, кормит, созывает, несется.

Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, скачет, грызет.

Кошка царапается, мурлычет, трётся, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется.

7. «Отгадай, что это за животные?»

Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идёт речь.

Сторожит, грызет, лает – кто это?

Мяукает, лакает, царапается - …

Хрюкает, роет - …

Ржет, бегает, скачет - …

Блеет, бодается - …

Мычит, жует, ходит - …

Летает, жужжит, жалит - …

8. «Какой? Какая? Какие?»

Например: трава – какая она? – Зелёная, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная …

Побеждает тот, кто последним назовет слово-прилагательное.

9. «Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

- Взошло (какое?) солнце …

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце – яркое, блестящее, красное, багровое, большое, веселое, улыбающееся, радостное, весеннее).

10. «Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?». Например: Черепаха ползет (как?) медленно. Солнце светит (как?) ярко.

11. «Отгадывание загадок об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т.д. с объяснением того, почему дети догадались». Например, предлагается загадка про овощи. Логопед предлагает прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине.

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи и вот…

Расселся, разлёгся большущий в корзине

И красный, и желтый, и черный, и синий,

Здоровый такой разноцветный народ.

Что же это за народ?

(Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны…)

Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно                  эти овощи лежат в корзине. (Помидор красный, редька черная, репа желтая, баклажан синий и т.д.).

12. «Узнай по описанию».

- Хороший нюх,  мягкие быстрые лапки, а в лапках царапки;

- Копыта, рога, крутые бока, вымя, хвост-метелка;

- У меня рыльце пятачком, хвост крючком.

- Серая шкура – но не волк, длинные уши – но не заяц, копыта – но не лошадь;

- Два горба на спине.

13. «У кого что есть».

У собаки – густая шерсть, 4 лапы, хвост.

У кошки – теплая шерстка, пушистый хвост, 4 лапки, когти.

У лошади – грива, хвост, 4 ноги, копыта.

У коровы – рога, хвост, 4 ноги, вымя.

У свиньи – пятачок, ушки, копытца, хвостик, щетина.

У козы – рога, вымя, шерсть, пух, хвост, 4 ноги.

У овцы – хвостик, шерсть, копытца.

У кролика – мягкая шерсть, пух, длинные уши, 4 лапки.

У осла – длинные уши, 4 ноги, копыта. Хвост.

У верблюда – два горба, шерсть, 4 ноги.

У оленя – ветвистые рога, теплая шерсть, 4 ноги, копыта.

14. «У кого какая шуба».

Бурая, коричневая – у медведя;

Серая, лохматая – у волка;

Рыжая, красивая – у лисы;

Летом серая, зимой белая – у зайца;

Летом рыжая, зимой серая – у белки;

Серая, колючая – у ежа;

Мокрая, коричневая – у бобра;

Щетинистая – у кабана;

Красивая, пятнистая – у оленя.

Игровые задания, рекомендуемые в 3-ий период обучения

Задачи:

- формирование у детей навыков планирования небольшого по объёму  рассказа-описания;

-формирование умения сравнительного описания двух предметов.

1. Игра с мячом «Расскажи про зайчика».

На доске картинка «Заяц». Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».

Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребёнок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?» и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед изменяет вопросы:

«Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый).

«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).

«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое).

«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).

2. «Составление детьми загадок-описаний по определенному плану». Например, детям предлагается составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда её носят.

Полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф).

3. «Я начну, а ты продолжи».

Все дети сидят по кругу, логопед передает по цепочке предмет, и каждый говорит о нем какую-нибудь фразу. Вариант: дети повторяют фразы предыдущих, а затем уже свою. Например: «Это шарфик», - говорит первый. «Это шарфик. Он связан из шерсти», - говорит второй. «Это шарфик. Он связан из шерсти. Шарфик серый и пушистый» - и так до последнего участника, который должен воспроизвести фразы 6-7 детей.

4. «Чем отличаются предметы?».

Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).

Примерные пары картинок: чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и тыква; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло; грузовик и легковая машина; самолёт и птица; дерево и куст и т.д.

5. «Что общего?».

Объясните, что общего у предметов.

У 2 предметов: огурец, помидор (овощи);

                           Ромашка, тюльпан (цветы);

                           Слон, муравей (животные).

У 3 предметов: мяч, солнце, шар - …

                           тарелка, ваза, чашка - …

                           лист, трава, крокодил - …

6. «Закончи предложение».

Закончить предложение и назвать слова-«неприятели».

Слон большой, а комар …

Камень тяжелый, а пушинка …

Золушка добрая, а мачеха …

Зимой погода холодная, а летом…

Сахар сладкий, а горчица…

Дерево высокое, а куст …

Дедушка старый, а внук …

Суп горячий, а компот…

Сажа чёрная, а снег …

И т.д.

7. «Сравни!»

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.1

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту: юношу и старика.

По весу: гирю и пушинку.

По размеру: дом и шалаш.

8. «Сравни наоборот».

Используются слова: больше – меньше, тяжелее – легче, выше – ниже, быстрее – медленнее  и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

9.  «На что похоже?»

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

Белый снег похож на  … (что?)

Синий лёд похож на …

Густой туман похож на …

Чистый дождь похож на …

Блестящая на солнце паутина похожа на …

Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слёзы, серебро

10. «Закончи предложение» или «Подбери сравнение».

Земля покрыта снегом, как …

Лёд блестит у берега, как …

Туман стелется над озером, как …

Дождинки текут по лицу, как …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраст с логопедическим заключением ОНР по составлению описательных загадок

Цель: Стимулирование связной речи детей.  Коррекционно – обучающие задачи:1.Продолжать учить детей составлять описательные загадки по предмету с опорой на алгоритм.2.Активизирова...

Презентация " Овладение детьми старшего дошкольного возраста элементами игры в футбол по средством специальных занятий"

Презентация на тему " Овладение детьми старшего дошкольного возраста элементами игры в футбол по средством специальных занятий "...

Дидактические игра как средство формирования фонематических представлений на этапе овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковым анализом и синтезом

Дидактические игры помогают при работе по коррекции фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.Игры можно использовать не только в детском саду, но и дома с родителями. Совместная з...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

Развитие монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет в процессе составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения де...