Игры и упражнения, направленные на осознание безопасного поведения детьми старшего дошкольного возраста
картотека по обж (старшая, подготовительная группа)

Приписнова Светлана Евгеньевна

Картотека игр по ОБЖ по 6 разделам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_obzh.docx65.16 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, направленные на осознание безопасного поведения детьми  старшего  дошкольного возраста

  1. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста

в разделе  «Ребенок и другие люди»

Викторина

Задачи: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, расширить знания детей, как себя вести в таких ситуациях.

Правила игры: Я вам предложу вопросы и три варианта ответов. Как только прозвучит колокольчик капитан команды, должен ударить по бубну, и тот, кто сделал это быстрее, отвечает на вопрос. За каждый правильный ответ вы получаете мешочек. У кого всех больше мешочка будет, значит, получит больше времени на последний вопрос.

Раунд 1 «Сказочный».

В мире много сказок!

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Ребята, мы с вами знаем много сказок, где герои, доверяясь незнакомцам, попали в беду. Вспомним эти сказки. Ребята  загадывают  загадки друг другу по очереди. (Отгадки ведущая выводит на экран ноутбука.)

                                                     

 

Отгадай загадку:

 У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?..

                  (Буратино)

 Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг - только грязь и зола.

А звали красавицу ... (Золушка)

 Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее!

                   (Красная Шапочка)

 Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти Маленькие дети?

                    (Семеро козлят)

В конце раунда выигравшая команда получает мешочек.

Раунд 2 «Как ты поступишь?»

Ситуация № 1:

Молодая женщина приятной наружности говорит мальчику: «Здравствуй мальчик! Как тебя зовут? А где ты живёшь?» Как должна ответить мальчик незнакомке?

Три варианта ответа:

Вот я сейчас милиционера позову!

Простите, но я очень спешу!

Меня зовут Витя, я живу в этом доме?

Ситуация № 2:

Ребёнок потерялся. Что он будет делать?

Три варианта ответа:

Везде бегать и искать маму.

Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение милиции.

Стоять на месте, где потерялся.

Ситуация № 3:

Мужчина предлагает мальчику покататься на машине, берет его за руку и тянет в машину. Как должен повести себя ребёнок?

Три варианта ответа:

Я буду кричать и звать на помощь.

Поеду с незнакомцем.

Позвоню по телефону.

В конце раунда выигравшая команда получает приз.

Игра «Свой, чужой, знакомый»

Задачи: Определять людей, которым можно доверять и потенциально опасных.

Дети встают в круг. Водящий находиться в центре круга и поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку, приговаривая, - «Свой», «Чужой», «Знакомый». Ребёнок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч.

Теперь мы с вами знаем, каких людей считать чужими. Доверять можно только близким людям. Незнакомый, чужой человек может причинить большой вред, сильно испугать, разлучить с близкими, отобрать что-нибудь. В конце раунда выигравшая команда получает приз.

  1. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста

в разделе «Ребенок и природа»

Дидактическая игра «Выбери съедобные грибы и ягоды»

Задачи: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

 Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.

Ход игры: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

Дидактическая игра «Лесник»

Задачи: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Ход игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести  себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

Дидактическая игра «Соберем рюкзак в дорогу» 

Задачи: расширять представления детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях развивать сообразительность.

Материал:

- картинки с изображением предметов, которые можно взять в поход на природу.

Ход игры: каждый ребенок выбирает карточку с предметом, который он хочет взять с собой и объясняет, с какой целью этот предмет может помочь в трудной ситуации.

Дидактическая игра «Буду осторожен в природе»

Задачи: закреплять  представления детей об опасных ситуациях в природе, учить правилам безопасного поведения, развивать память, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки с изображением детей в опасных ситуациях в природе.

Ход игры: картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает картинку, рассматривает и рассказывает о том,  что на ней изображено и почему такое случилось с ребенком.

Дидактическая игра «Радости и огорчения»

Задачи: учить детей радоваться красоте природы; формировать отрицательное отношение к плохим, жестоким поступкам людей в природе.

Материал: естественные природные ландшафты парка (леса); кукла Старичок-Лесовичок; фишки.

Игровые действия: припоминание радостных моментов, замеченных в природе, а также тех впечатлений, которые вызвали огорчение.

Игровые правила: переживать красивое, хорошее как радость, испытывать огорчение от плохого.

Ход игры: Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель называет начало предложения, а дети по желанию его заканчивают. Например:

Самое красивое место в парке (сквере)…

Мне было радостно, когда…

Я очень огорчился (ась), когда…

За каждый ответ дошкольники получают фишки: яркие (красного, зелёного, жёлтого цветов) за продолжение первых двух предложений и тёмные (серые, коричневые) — за продолжение двух последних.

Результат. Тот ребёнок, у которого окажется больше всех фишек, станет победителем.

В конце игры можно посчитать общее количество ярких и тёмных фишек, проанализировать, каких больше, каких – меньше. Можно предложить детям тёмные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчёркивая при этом, что дети будут доставлять природе только радости.

«Собери грибы в лукошко» 

Задачи: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу. Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с  грибами  (съедобными, не съедобными). Ход игры: Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

  1. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста

в разделе «Ребенок дома»

3.1 «Я и опасные предметы»

 Игра « Найди опасные предметы» 

Задачи: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ним.

Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.

В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу.

Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

- все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;

- нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;

- ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;

- нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;

- опасно одному выходить на балкон.

Игра « Отгадай загадку по картинке»

Задачи: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую

картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны?

Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

Загадки

1. На столе, в колпаке,                                            4. Режет хлеб,

Да в стеклянном пузырьке                                        Намажет масло.

Поселился дружок                                                       Но помни:

Развесёлый огонёк.                                                      Есть с него опасно!

(Настольная лампа)                                                      (Нож)

2. Из горячего колодца                                             5. Два конца, два кольца,

Через нос водица льётся.                                             Посередине – гвоздик.

(Чайник)                                                                             (Ножницы)

3. Гладит всё, чего касается,                                    6. Всех на свете обшивает,

А дотронешься – кусается.                                           Что сошьёт – не надевает.

( Утюг)                                                                                  (Иголка)

3.2  Игры на тему «Пожарная безопасность»

Дидактическая игра:  Лото « Пожарная безопасность»

Задачи: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

                                         Ход игры:

 Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку  с изображением ситуации при пожаре (мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.

Дидактическая игра «Карточная викторина»

Задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

                                             Ход игры:

 Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

 Варианты вопросов:

 - Назови возможную причину пожара;

 -как правильно вызвать пожарных;

 - что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

 - можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

 - что нужно делать, если в доме запахло газом;

 - можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

 - можно ли поджигать тополиный пух;

 - можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

 - можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

 - что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

 - как правильно покинуть задымлённое помещение;

 - можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

Дидактическая игра:  «Назови причины пожара» 

Задачи: формировать знания о причинах пожара .Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

                                       Ход игры:

 Из предложенных воспитателем сюжетных картинок ( дети собирают осенние листья, дети вешают  горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Дидактическая игра: «Выбери нужное»

Задачи: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности

                                           Ход игры:

 Ребёнку предлагается набор предметных картинок: огнетушитель, ведро с водой, телевизор, телефон, ящик с песком, электророзетка, пожарный шланг, керосиновая  лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз, из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

Дидактическая игра: «Сложи картинку»

Задачи: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

                                            Ход игры:

  Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.

Дидактическая игра: «Хорошо – плохо»

Задачи: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

                                            Ход игры:

  Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Задачи: закреплять знания о предметах, которые могут  стать причиной возникновения пожара, развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

Ход игры:

 Из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю, связанную или не связанную с пожаром. Пример: кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.

Игра-эстафета «Потуши огонь»

Задачи: развивать быстроту, ловкость; воспитывать умение работать в команде.

Игровые правила: стараться не разлить воду, действовать по сигналу.

Игровые  действия: команды становятся в шеренгу лицом друг к другу, около последних участников стоит 4—5 пластмассовых ведра с водой; по сигналу последний игрок передаёт поочерёдно вёдра детям (одно за другим), стоящим справа (слева) от себя; первый игрок выливает вёдра в большое ведро «с огнём» (с собранными кусочками ткани) — «тушат огонь».

Игра «Да» и «Нет» 

Задачи: закреплять знания правил пожарной безопасности

Ведущий:

Игра называется «Да» и «Нет».

Их я хочу услышать в ответ.

Все внимательно играйте,

Думайте и отвечайте.

На вопросы дайте ответ,

И скажите мне: «ДА» иль «НЕТ».

Всем ребятам нужно знать,

Что с огнем нельзя играть.

Это все ребята знают?

(Да)

А с огнем они играют?

(Нет)

Для ребят пожары — шутка?

(Нет)

Все ли дети тут послушны?

(Да)

На печи кипит варенье.

Можно ли без разрешенья

Детям к печке подбегать,

Чтоб варенье помешать?

(Нет)

Палит листья мальчик Тихон,

У костра он скачет лихо.

Дети, дайте мне ответ,

Хорошо ли это?

(Нет)

Под столом играет Света,

Зажигает она свечи.

Дети, дайте мне ответ,

Хорошо ли это?

(Нет)

Вова спичками играет,

Мама это запрещает.

Дети, дайте мне ответ,

Прав наш Вова или нет?

(Нет)

Непослушный мальчик Вова

Спичками играет снова.

Пусть мне дети отвечают,

Маму Вова огорчает?

(Да)

Вот свеча, горит огонь,

Ты огонь попробуй — тронь!

Дайте, дети, мне ответ,

Будет больно или нет?

(Да)

Нам пожары не беда?

(Нет)

Друга выручим всегда ?

(Да)

Врать не будем никогда ?

(Да)

Маму слушаем всегда ?

(Да)

Можно спичками играть?

(Нет)

Детям свечи зажигать?

(Нет)

Причиняет огонь зло?

(Да)

А дает огонь добро?

(Да)

Ты труслив, когда беда ?

(Нет)

Силы жалко для труда ?

(Нет)

С огнем всегда ты осторожен?

(Да)

Что ж, завершать игру мне можно?

(Да)

Игра «Топаем, хлопаем»

Задачи: закреплять знания правил пожарной безопасности

Условие:

Если дети поступают правильно — хлопают,

Если неправильно — топают.

Ведущий:

Знаю я теперь, друзья,

Что с огнем играть нельзя!

(Хлопают)

Спички весело горят,

Буду с ними я играть.

(Топают)

Коля убежал задом,

Там играет он с костром.

(Топают)

Он опасен, Лена знает,

Утюг больше не включает.

(Хлопают)

Таня с Ниною играют,

На печи газ зажигают.

(Хлопают)

Клим увидел дом: горит,

Мальчик «101» звонит.

(Хлопают)

  1. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста

в разделе  «Здоровье человека»

4.1 «Я – человек»

Игра «Веселый человек»

Задачи: развивать воображение, складывать фигуру (или лицо) человека из

отдельных частей.

Оборудование: детали частей тела человека разного размера в разной

одежде, детали и части головы.

Воспитатель предлагает ребенку несколько комплектов деталей

изображения человека, по своему усмотрению ребенок подбирает детали

одного комплекта и складывает изображение или из деталей разного

комплекта собирает шуточного, карикатурного человека.

Игра «Путешествие хлебного комочка» 

Задачи: рассказать о пути, который проходит пища в организме человека,

объяснить необходимость тщательного пережевывания.

Оборудование: таблица со схематическим изображением

пищеварительной системы человека, хлебный шарик.

Дети прокатывают шарик по таблице и повторяют за воспитателем

название органов пищеварительной системы.

Игра «Что ты знаешь» 

Задачи: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого

организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной

ситуации, развивать внимание, память.

Оборудование: мяч, поощрительные призы.

 Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий

бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… ( например, о

сердце)?» ребенок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно

слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на

ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после

того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает

поощрительный приз.

Игра « Умею – не умею»

Задачи: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических

возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного

достоинства.

Ведущий бросает мяч и произносит: « Я умею» или « Я не умею». Ребёнок,

поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он не умеет или умеет.

Например: « Я умею бегать, так как у меня есть ноги. Я не умею летать,

потому что у меня нет крыльев». 

 

Игра « Угадай, кто это»

Задачи: учить детей умению мысленно воспроизводить образ через своё

видение человека.

Воспитатель выбирает одного из детей ведущим. Остальные садятся в

кружок на стульчики. Ведущий должен, не называя имени, рассказать о

коком – либо из детей: какой он (она), что умеет делать, какого цвета

волосы, глаза, какое лицо, во что одет, какой у него характер. Выслушав

рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первым угадает, занимает

место ведущего.

 Игра « Что есть у игрушки»

Задачи: воспитывать у ребёнка самоопределение, осознание своего тела и его специфических особенностей.

Оборудование: игрушки зверей, птиц, человечка, картинки с изображением разных людей.

Воспитатель предлагает ребёнку сравнить себя с той или иной игрушкой:

уточкой, мишкой, клоуном, солдатиком, куклой.

 Примерные ответы детей: у уточки клювик, а у меня носик; мишка

лохматый, а у меня кожа гладкая; у собачки четыре лапы, а у меня две руки,

две ноги. Солдатик и я - смелые, я живая, а кукла, хотя и передвигаются, но

всё равно не живая.

Игра « Мой портрет»

Задачи: научить детей различать индивидуальные особенности своей

внешности: лица, роста, возраста.

Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши; стенд для выставки;

картинки с изображением детей (разных по возрасту, росту, внешности).

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с детьми разного возраста в

игровых ситуациях. Спрашивает, какими дети себя видят: большими,

маленькими или не очень маленькими. Дети отвечают, показывают на

пальцах, сколько им лет, говорят, какими они хотят вырасти. Воспитатель

предлагает детям нарисовать самих себя, какими они хотят быть.

 По рисункам детей, выставленным на фланелеграфе, пытаются угадать,

кто на них изображён. Воспитатель спрашивает, зависит ли от роста, какой

человек, - хороший или плохой.

 Если сам ты небольшой,

Но с высокою душой,

 Значит твой реальный рост

 Выше самых дальних звёзд.

Игра « Кто я?»

Задачи: расширить знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей

фамилии, возрасте.

Оборудование: зеркало; предметные картинки с изображением животных,

птиц.

Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет

глаз, дата рождения, девочка или мальчик).

Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.

Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного,

птицы?

Игра « Садовник» 

Задачи: углублять представление ребёнка о самом себе; научить видеть

индивидуальные особенности других людей.

Оборудование: мяч.

Дети встают в круг. Ведущий, Садовник, бросает мяч и говорит: « Я

садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели,

кроме Даши». Дальше Садовник рисует словесный портрет (имя, возраст,

цвет глаз), Садовником становится Даша.

Игра « Кто как на свет появился»  

Задачи: закрепить представление детей о том, как появляются на свет живые

существа.

Оборудование: три большие картинки с изображением яйца, икринки,

бутылочки с молоком и соской; мелкие картинки с изображением людей,

животных, птиц, земноводных, насекомых.

Перед детьми лежат перевёрнутые изображением вниз картинки с

животными, насекомыми, земноводными, людьми. Дети выбирают любую

картинку, сообщают, каким образом это существо появилось на свет. Затем

совмещают маленькую картинку с большой – с изображением яйца,

икринки, бутылочки с соской (для млекопитающих).

Игра «Собираемся на прогулку»

Задачи: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех сезонов года (для лета, зимы, весны и осени,

маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

  1.  Гигиена и этика

Игра « Что сначала, что потом»

Задачи: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.

Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.

Игра «Мой день»

Задачи: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку

зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном

ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных

режимных моментов.

Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом

(от утреннего подъема до укладывания спать вечером), объяснить детям,

почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать

последовательность, а ребенок продолжает.

Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю

последовательность карточек, нарушив ее в одном или нескольких местах,

дети находят и исправляют ошибки.

Игра « Правила гигиены»

Задачи: Создавать положительный и привлекательный образ гигиенических процедур.

С помощью считалочки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены  при помощи жестов, мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, причёсывание, купание, обтирание.

Игра « Эстафета»

Задачи: формировать представления о предметах личной гигиены.

Оборудование: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены.

На столах лежат разные предметы. Дети делятся на две команды. Каждый участник подбегает к столу, выбирает предмет, необходимый для умывания, кладёт его на поднос, возвращается к своей команде и передаёт эстафету следующему игроку.

Игра « Ровным кругом»

Задачи: уточнить знание детей о предметах личной гигиены; развивать творчество, воображение.

Оборудование: шапочки – маски с изображением мыла, зубной щётки, шампуня, мочалки, полотенца ,зеркала, расчёски.

Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребёнок, исполняющий роль мыла (у него шапочка – маска с изображением мыла), дети двигаются хороводным шагом вокруг него и поют.

Ровным кругом друг за другом

Будем весело шагать,

Что нам мыло здесь покажет,

То и будем выполнять.

Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывают полотенце, расчёска, мочалка, шампунь.

Игра «Как нужно ухаживать за собой»

Задачи: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.

Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Вопросы

1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).

2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).

3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).

4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).

5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).

6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).

7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).

Игра « Чтобы кожа была здоровой»

Задачи: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными действиями детей.

Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.

Картинки:

Ребёнок облизывает ссадины, порезы.

Мальчик в грязном белье.

Девочка надевает чужую обувь.

Игра « Хвастунишка»

Задачи: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Расскажи о своей коже. Покажи на своё личико, свои руки, ноги и продолжи: «Моя кожа чистая, нежная, упругая, она помогает мне…»

Игра « Определения»

Задачи: научить ребёнка давать определения.

О каких предметах идёт речь? Продолжить определения.

Средство для мытья волос – это…

Однородная масса для чистки зубов – это…

Кусок ткани для вытирания лица и тела – это…

Средства для мытья рук и тела – это…

Ответы: шампунь, зубная паста, полотенце, мыло.

Игра «Как беречь зубы»

Задачи: рассказать, что полезно, что вредно для зубов.

Оборудование: два плоскостных зуба – здоровый и больной; предметные

картинки с продуктами питания.

На игровом поле представлены картинки полезных и вредных для зубов продуктов питания. Дети по очереди кладут изображение больного или здорового зуба рядом с картинкой с изображением продуктов питания, объясняют свой выбор.

Игра «К нам пришел Незнайка» 

Задачи: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

Оборудование: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.

Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

4.3  «Я учусь охранять свою жизнь и здоровье»

Игра « Лабиринты»

Задачи: Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

 Ребенку предъявляют изображения лабиринтов, «пройдя» по которым можно выполнять действия, способствующие здоровому образу жизни.

«Малыш сидит совсем близко от телевизора и смотрит передачу. Как ты думаешь, это полезно для его здоровья? Чем ты посоветуешь заняться малышу? Помоги добраться до игрушки!»  «Соня хочет почистить зубы. Помоги ей пройти к полочке с зубной щеткой и пастой»

Игра « Подбери предметы»

 Задачи: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

Ребенку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.

Игра «Как вырасти здоровым»

Задачи: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; Воспитывать сообразительность, быстроты реакции.

Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья:

а) уход за своим телом,

б) выполнение физических упражнений,

 в) прием здоровой пищи,

г) игры на улице,

д) сон,

е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми,

ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).

 Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.

Игра «Сложи картинку»

Задачи: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.

(Можно использовать цветные фотографии).

Игра «Что изменилось?»

Задачи: Воспитывать наблюдательность, развивать память.

 Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т. д.) и предлагают назвать их. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.

Игра « Узнай предмет по контуру»

Задачи: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.

 Ребенку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением предметов, способствующих здоровому образу жизни, и контурные изображения этих предметов. Предлагают рассмотреть картинки и назвать предмет, которому принадлежит контур.

Игра «Почини спортивную форму»

Задачи: Развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания, сравнивать по цвету, используя промежуточное средство.

 Детям предлагают «починить» спортивную форму с несложным узором (футболки, шорты, носки). Для этого необходимо выбрать нужную «заплатку» среди предложенных.

 

Игра «Что такое хорошо, что такое плохо»

Задачи: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.

Пособие изготавливается постепенно, дети совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображенного на них: полезно – оформляют в рамку зеленую, вредно – в рамку красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.

Игра « Опасно – не опасно»

Задачи: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развитии ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры.

Содержание картинок: ребёнок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т. д.

Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки. Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

Игра «Полезная и вредная еда»

Задачи: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: Карточки зеленого и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копченая колбаса, пирожные, конфеты, черный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зеленую картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется

призом

Игра «Пищевое лото»

Задачи: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

Оборудование: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.

Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт.

Витамины : морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко.

Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба.

Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.

Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото)

Игра «Если сделаю так»

Задачи: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.

Детям дают задание, найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и неугрожающей жизни и здоровью), предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую – если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

Игра «Путешествие в страну здоровья»

Задачи: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.

Играющие по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперед настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке, то ребенок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зеленом кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперед. Побеждает тот, кто первым доберется в страну здоровья.

Игра «Скорая помощь»

Задачи: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).

Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

Игра « Мой выбор»

Задачи: Закреплять знания о безопасном поведении.

Детям предлагаются сюжетные картинки и соответствующие тексты к ним. Воспитатель зачитывает текст, а дети доказывают правильность или недопустимость данного поступка, объясняют, какие правила нарушены. Если ребёнок правильно объяснил поступок – получает фишку.

 

Игра « Наши помощники растения» 

Задачи: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.

Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.

  1. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста

в разделе  «Эмоциональное благополучие ребенка».

Приветствие. Упражнение «Как меня зовут»

Задачи: Расширять представление детей о себе среди других детей, о своем имени, семье, учить рассказывать о себе без стеснения. Учить  представляться  при знакомстве разными способами.

Педагог предлагает детям познакомиться. Для этого каждый по очереди по кругу называет свое имя и фамилию, из какой он группы детского сада, а так же любимое имя, как он любит, чтобы его называли. Педагог просит детей стараться называть в дальнейшем друг друга так, как нравится ребенку, чтобы его называли. Педагог сам первый поддерживает это начинание.

Упражнение «Клубочек»

Задачи: Развивать мимику лица, умение выражать в мимике дружеское расположение к другому человеку.

Дети сидят в кругу. Начиная от педагога, все по очереди  берут клубочек, наматывают себе на палец ниточку и передают  клубочек сидящему слева, глядя в лицо и улыбаясь, показывая свое расположение.

Педагог говорит, что все мы связаны одной ниточкой, хорошим настроением, добрыми ласковыми именами. Так начинается дружба. Я надеюсь, что мы все подружимся.

Подвижная игра «Гусеница»

Задачи: Упражнять детей  в умении  устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к общим движениям, переживать чувство общности с другими детьми как радость.  Развивать способность сопереживать и помогать тем, кто нуждается в этом; желание созидать.  Развивать воображение детей.

Дети выстраиваются в колонну и кладут руки на пояс впереди стоящего. Ведущий встает впереди колонны и говорит: «У нас получилась длинная гусеница». По команде «Воробей прилетел!» гусеница закручивается и замирает. По команде «Воробей улетел!» гусеница распрямляется, колонна, не расцепляясь, движется по залу.

Игра «Паутинка» 

Задачи: Упражнять детей  в умении  устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к общим движениям, переживать чувство общности с другими детьми как радость.

Водящий предлагает детям встать в круг и поздороваться с кем-нибудь правой рукой (руки не расцеплять). Затем поздороваться левой рукой с другим ребенком. Когда руки всех детей соединятся, водящий просит осторожно их распутать.

Подвижная игра «Передай мяч»

Задачи: Упражнять  детей в умении  устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к движениям других детей, радоваться слаженности, терпимо относиться к промахам других детей.

Дети передают быстро по кругу мяч, затем делают это с закрытыми глазами, затем в игру добавляется ведущим второй мяч.

Игра «Семья»

Задачи: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Игра «Цветик – семицветик»

Задачи: определение уровня нравственного развития группы.

Оборудование: цветик – семицветик с отрывающимися лепестками, фишки красные и синие.

Каждый ребенок, сорвав лепесток, может загадать только одно желание, рассказать о нем можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет и вернется к тому ребенку, который загадывает желание. Предавая очередной лепесток по кругу, облетая весь цвет, дети кружатся.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по – моему вели! Вели…

 В. Катаев.

Если загаданное ребенком желание отражает удовлетворение личных потребностей – он получает синюю фишку, если желание имеет общественную значимость – красную.

Прощание. Этюд «Из семени в цветок» 

Задачи: Развивать умение снимать психоэмоциональное напряжение, поднимать себе настроение.

Ведущий – садовник предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает (гладит рукой по головам детей).  С теплым весенним солнышком семечки начинают прорастать (поднимаются). У семечек раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки). Наступает радостный момент и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), появляется прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам – соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (дотягивается  кончиками пальцев до других детей).  Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, всем телом).  Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но на месте цветка созрели семена. Они осыпаются в землю (пальцами стучат по полу).  Начался листопад, листочки укрыли семена. Маленьким семечкам тепло и уютно под листочками, как под одеялом (свернуться клубочком). Пошел зимний снежок, еще больше  укрыл семечки от холода, семечкам  стало еще спокойнее (расслабиться). Целую  зиму они  будут отдыхать (расслабленно спокойно лежать). Но через несколько месяцев опять наступит весна, и семечки оживут  (спокойно встают).

Дети спокойно прощаются друг с другом и педагогом и расходятся по группам.

Игра «Только вместе»

Задачи: Упражнять  детей в умении  устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к движениям других детей, радоваться слаженности, терпимо относиться к промахам других детей.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Только вместе». У нас есть 3 игрушки: два мяча и заяц. Распределитесь так, чтоб каждую игрушку держало несколько детей. Вам нужно будет, держа игрушку,  вместе выполнять мои команды, только вместе. Выиграют те,  кто не отпустит игрушку, выполняя команды, будут действовать согласованно с другими детьми. Команды: передвигаться по комнате, присесть, встать, попрыгать, обойти вокруг стула. Видите, как важно уметь действовать слаженно, договориться.

Прощание. «Попрощаемся с зайкой»

Задачи: Упражнять детей  в умении  устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к общим движениям, переживать чувство общности с другими детьми как радость.

Дети стоят в кругу, передают зайца по кругу, прощаются с ним разными способами и на ушко шепчут, кто что хочет, делятся своим настроением, впечатлениями.

Приветствие «Бабочки на ладонях»

Задачи: Развивать мелкую моторику детей, произвольность поведения.

Педагог говорит детям, что на их ладони будет сейчас садиться бабочка и здороваться с ними. Ребенку, на чью ладонь села бабочка, не надо ничего говорить, только в ответ на действие бабочки молча приподнять палец, на который села бабочка.

Дети стоят в кругу, протянув вперед руки, ладонями вверх, пальцы врозь, глаза закрыты. Педагог поочередно касается пальцев детей указкой, приговаривая: « Бабочка здоровается с Машей, пересела к Ване, теперь приветствует Олю и т.д.

Затем ведущий предлагает всем  скрещенными кистями рук изобразить, как бабочки летают и здороваются с другими бабочками.

Подвижная игра «Воздушные шарики»

Задачи: Упражнять в умении  действовать подгруппой,  способствовать развитию умения понимать, что общий результат зависит от старания каждого;  правильно относиться к успеху и неудаче. Побуждать детей к сопереживанию, стремлению помогать и делать окружающий мир красивее, не зазнаваться и быть благодарным.

Каждый ребенок получает воздушный шарик. Дети выстраиваются в колонну, соблюдая следующие правила: руки каждого ребенка лежат на плечах впередистоящего; воздушный шарик зажат между животом одного играющего и спиной другого; дотрагиваться руками до воздушного шарика запрещается; стоящий первым, держит свой шарик на вытянутых руках. Единой цепью дети должны пройти по определенному маршруту, не уронив шарики, огибая препятствия, например, цветы на поляне.

Приветствие «Осьминожки»

Задачи: Формировать у детей  умение  осознавать собственные чувства, ощущения, развивать чувство доверия к другим детям.

Дети садятся в круг на ковер. Пальцами изображают осьминожек. Которые передвигаются по полу, встречаются и здороваются с другими осьминожками.

Подвижная игра «Волны»

Задачи: Формировать у детей  умение  осознавать собственные чувства, ощущения, развивать чувство доверия к другим детям. Упражнять в передаче в пантомимике различных чувств: радости, спокойствия, гнева.

Ведущий обращается к детям: «Если вы были на море, то знаете, как приятно, когда волны омывают тебя. Давайте поиграем: каждый из вас по  очереди будет «купающимся», а остальные «волнами». «Купающийся» становится в центр круга, «волны» тихонько поглаживают его, приговаривая: «Мы любим тебя, мы любим тебя».

После игры ведущий спрашивает, понравилось ли детям «купаться в море», что они чувствовали при этом. Затем раздает детям голубые ленточки и предлагает  с их помощью изобразить «волны радости», «волны спокойствия», «волны гнева» и др.

Прощание «Большой круг – маленький  круг»

Задачи: Способствовать снятию напряжения, расслаблению.

Дети стоят в кругу, держась за руки. По сигналу ведущего «большой круг», делая глубокий вдох, расширяют круг, не отпуская при этом руки; по сигналу «маленький круг»  сужают круг, делая выдох. Упражнение повторяется несколько раз.

Приветствие «Мне в тебе нравится…, мне в себе нравится…»

Задачи: Развивать умение видеть в себе и других людях  хорошие черты и не стесняться говорить об этом. Способствовать укреплению и повышению самооценки детей.

 Дети сидят в кругу. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит: «Мне в тебе нравится… (например, улыбка, умение дружно играть и т.д.)». Ребенок ловит мяч и бросает его другому ребенку со словами «Мне в тебе нравится…». И т.д.

Затем ведущий начинает приветствие словами «Мне в себе нравится…», бросает мяч ребенку, который,  закончив фразу «Мне в себе нравится…», бросает мяч следующему ребенку и т.д. (Важно, чтобы мяч побывал у всех детей).

Приветствие «Я сегодня вот такой (ая)…»

Задачи: Развивать умение в мимике и жестах выражать свое настроение.

Дети стоят в кругу и по очереди по кругу рассказывают о себе: мальчик или девочка;  фамилия, имя, отчество; сколько лет. Говорят: «Я сегодня ват такая (такой) и мимикой, жестами, позой, движениями  показывают свое настроение.

Упражнение «Поздороваемся»

Задачи: Помочь детям осознать свои особенности, сближающие и отличающие их от других детей, способствовать формированию и повышению самооценки детей. Содействовать повышению уровня групповой сплоченности.

Дети образуют пары, повернувшись лицом к стоящему рядом сверстнику. В парах здороваются друг с другом правыми ладошками, левыми ладошками, пальчиками, носочками, пяточками, плечиками, спинками. Затем под музыку дети врассыпную ходят по залу и по сигналу ведущего здороваются с встречным той частью тела, которую называет ведущий (поздороваемся правыми ладошками, пяточками, мизинчиками и т.д.).

Подвижная игра «Вулкан»

Задачи: Содействовать повышению уровня групповой сплоченности. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Педагог выбирает ребенка, который будет «вулканом» (конфликтного в повседневной жизни).

«Вулкан» садится в центр круга. Он имитирует сонный вулкан, затем тихо гудит, медленно поднимается, просыпается. Дети помогают вулкану, тихо гудят. В самом конце, когда вулкан окончательно проснется, он резко вскочит и поднимет руки вверх, выбросит все, что ему мешает, и опять постепенно заснет. Игра повторяется с 3-4 детьми.

Этюды «Страх», «Гроза»

Задачи: Упражнять в выразительной передаче  эмоций робости, страха, смелости. Способствовать обесцениванию, снятию неадекватных страхов, преодолению своих страхов.

Педагог предлагает детям изобразить с помощью мимики, позы, жестов то,  о чем он расскажет.

«Страх»: мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь: а вдруг в комнате кто-то притаился? (Голова откинута назад и втянута в плечи. Брови идут вверх. Глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания).

«Гроза»: За окном гроза. Хлещет дождь, сверкают молнии, грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно. (Звучит музыка М. Раухвергера «Гром»).

(Голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко распахнуты, рот открыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище)

Подвижная игра «Маленькое привидение»

Задачи: Упражнять в выразительной передаче  эмоций робости, страха, смелости. Способствовать обесцениванию, снятию неадекватных страхов, преодолению своих страхов.

Ребята, сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог поднимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом «У». Если я буду тихо хлопать. Вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете громко пугать. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить.  Дети играют в течение 1-1,5 минут, затем педагог говорит: «Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми».

Подвижная игра «Шаги правды и смелости»

Задачи: Способствовать обесцениванию, снятию неадекватных страхов, преодолению своих страхов.

Дети встают в ряд. Перед каждым по 4-5 обручей или нарисованных кругов. Педагог называет страхи. Если ребенок его не боится, он делает шаг вперед  в следующий кружок, если пока боится, остается на месте. Играть надо честно. Ведущий называет страхи до тех пор, пока все дети честно пройдут дистанцию до конца.

(Страхи: темнота, злая собака, быть дома одному, гроза, обратиться с вопросом к малознакомому человеку, спать в комнате одному, высота, землетрясение, паук, ядовитая змея, отвечать на занятии, дед Мороз, рассказывать стихи на утреннике, трудное задание на занятии и т.д.)

Подвижная игра «Вдвоем на трех ногах»

Задачи: Формировать навыки совместной деятельности, умение согласовывать действия в паре, договариваться.

Педагог говорит, что капризный Старичок-гусачок приготовил и для них испытание. Он просто так не примет рисунков детей в помощь Ване. Он сказал, что если дети вдвоем на трех ногах смогут сделать круг по залу и донести свои рисунки до этого стола, тогда он в отсутствии всех рассмотрит их и решит вопрос о Ванином возвращении.

Дети попарно, кто с кем сидел за столом, соединяют резинкой одну свою ногу с ногой соседа, приноравливаются к ходьбе вдвоем на трех ногах, делают круг по залу и кладут рисунки на стол.

Прощание « Мороженое из страны Перепутаницы»

Задачи: Способствовать достижению детьми психофизического покоя, релаксации.

Педагог говорит детям, что Старичок-гусачок прислал им из Перепутаницы угощение – мороженое. Только мороженое у него, как и все в его стране,  необычное - его нужно изобразить самим.

Дети под музыку для релаксации изображают таяние мороженого с «растеканием» его по полу и расслаблением.

Игра «Волшебные очки» 

Задачи: Развивать фантазию,  воображение, внимание детей. Помочь детям увидеть в товарищах  хорошие черты и без стеснения говорить об этом. Развивать чувство доверия товарищам.

 Педагог говорит детям, что у него есть сюрприз и показывает «волшебные очки». Тот, кто их надевает,  видит в  окружающих людях только хорошее, и даже те хорошие качества характера, которые люди порой скрывают от всех. (Надевает очки, подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство: хорошо лепит, декламирует, рисует, поет, дежурит, делится игрушками…).

Предлагает и детям примерить очки. Только нужно одно: внимательно рассмотреть своего соседа и назвать его хорошее качество. Очки передаются по кругу, пока вернутся к педагогу.

Упражнение «Качели» (выполняется в парах, дети меняются ролями)

Задачи: Развивать чувство доверия товарищам. Способствовать проявлению добрых чувств к сверстникам и желанию радовать их.

Дети разбиваются на пары по симпатиям. Один садится в позу «зародыша»: поджимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и начинает осторожно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Сидящий не должен мешать и открывать глаза.(1,5 мин, затем дети меняются ролями). Важно подчеркнуть, что сидящий должен доверять тому, кто его качает, а качающий чувствовать ответственность и не уронить приятеля.

  1. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста

в разделе  «Ребенок на  улице»

 

Игра « Наша улица, или Светофор»

Задачи: закрепить знания детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; вспомнить ПДД.

Детей учат не спешить, переходя дорогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, понимать сигналы светофора, дорожные знаки.

 

Игра « Автобус»

Задачи: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.

Оборудование: маленькие стулья, руль.

С помощью считалочки выбирают водителя. Моделирование ситуаций: женщина с ребёнком, бабушка, слепой.

 

Игра « Переход»

Задачи: Закрепление ПДД.

На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у переходы. На светофоре жёлтый свет. На зелёный сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.

 

Игра « Нарисуй дорожный знак»

Задачи: закрепить знание дорожных знаков.

Детям дают бумагу и карандаши. За две минуты дети должны нарисовать дорожные знаки.

Игра « Сигналы светофора»

Задачи: развивать внимание.

Ведущий показывает вразбивку сигналы светофора, при зелёном свете дети топают ногами, при жёлтом хлопают в ладоши, при красном не делают ничего.

 

Игра « Мы водители»

Задачи: развивать внимание.

Воспитатель даёт задание, по сигналу менять направление: влево, вправо, прямо, тормози…

Игра «Воробушки и кот»

 Задачи: Закрепление знаний ПДД.

 Дети изображают воробушков. Один – «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый – «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны), на желтый – прыгают на месте, на красный – замирают на месте. Не внимательные, не подчинившиеся сигналам светофора становятся добычей кота – выбывают из игры.

Игра «Самый быстрый»

Задачи: Запоминание цветов светофора, развиваем ловкость, скорость.

 Каждый чертит себе кружок (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три – беги!» дети разбегаются. Ведущий произносит» Раз, два, три – в светофор беги!», и сам старается занять какой-либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.

 

Игра «К своим флажкам»

Задачи: Запоминание цветов светофора, развиваем внимательность, скорость.

 

 Играющие делятся на три группы. Каждая группа образует свой круг, в центре которого находится игрок с цветными (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего: «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми встать в круг. Выигрывают те, кто первыми встали в ровный круг, взявшись за руки.

Игра «Бегущий светофор»

Задачи: Закрепляем знания о сигналах светофора.

 Дети следуют за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый – прыгают на месте, если красный – все должны «замереть на месте» и не двигаться 15 – 20 с. Кто ошибся, выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

Игра «Умелый пешеход»

Задачи: Развиваем равновесие.

 Вариант 1. на расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся по 5 м шнура. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.  Вариант 2. Из двух шнуров делаются два круга – внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 м. нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.

Игра «Мяч в корзину»

Задачи: Запоминаем цвета светофора, развиваем глазомер, меткость, внимательность.

 В 2-3 шагах от игроков ставят три корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый – в желтую, зеленый – в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.

Игра «На дорогах города»

Задачи: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.  

Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки.

Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

 

Игра «Правила движения»

Задачи: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей:

«пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника

ГИБДД – милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.

Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения дидактической игры "Навигатор" на закрепление навыков осознанного безопасного поведения на улице

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из важнейших потребностей человечества. Формирование навыков осознанного безопасного поведения необходимо начинать еще с дошкольного возраста....

Игры и упражнения направленные на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

В данном материале можно ознакомиться с играми и упражнениями по развитию речи детей старшего дошкольникого возраста....

Игры и упражнения, направленные на осознание безопасного поведения детьми старшего дошкольного возраста.

Мы прекрасно понимаем что, самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения – дети. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, ...

Подготовка совместной образовательной деятельности педагога с детьми по закреплению навыков осознанного безопасного поведения на дороге в условиях обманчивой безопасности

Одной из важнейших потребностей для человечества является обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Во всем мире уделяется огромное внимание поиску путей формирования у подрастающего поколения п...

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по формированию осознанного безопасного поведения в быту»

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по формированию осознанного  безопасного поведения в быту»...

Игры и упражнения, направленных на коррекцию агрессивного поведения дошкольников.

В статье представлены игры и упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения  у детей...