Требования программы к организации детской опытно-экспериментальной деятельности.
консультация на тему

Баканова Наталия Петровна

Консультация отражает основные требования к организации детской опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с возрастом детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

G:\Почта Наташи\20181023_085131.jpg

Требования программы к организации детской опытно-экспериментальной деятельности

Программа «От рождения до школы» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей и способностей.

В основной программе дошкольного образования «От рождения до школы» вся содержательная часть изложена по тематическим блокам.

Тематический блок «Ознакомление с миром природы» вошел в состав образовательной области «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и материале, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира и пр.

Результаты освоения Программы представлены в ФГОС в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры Программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе. Целевые ориентиры образования даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). В данном разделе также идёт речь о системе оценки результатов освоения Программы. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Данная Программа предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

-коммуникации со сверстниками и взрослыми

-игровой деятельности

-познавательной деятельности

-проектной деятельности

-художественной деятельности

-физического развития

Содержательный раздел образовательной программы

В данном разделе отражена образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, которые представлены в пяти образовательных областях, с учетом вариативных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания образования.

Представлены вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

В образовательном разделе отражены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В разделе отражены направления парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми.

Исследовательская деятельность, она отражена в образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

Цель: Развитие познавательных интересов и способностей детей (сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих).

Задачи познавательного развития:

- Развитие детских интересов, любознательности.

- Формирование познавательных действий, становление сознания.

- Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Для планомерной реализации поставленных задач, авторами программы предлагается использовать метод экспериментирования.

В первой младшей знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Во 2 младшей группе учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.

Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта. Это рассматривание, наблюдение, игра – экспериментирование, исследовательская деятельность, экскурсии, ситуативный разговор, беседа, проблемные ситуации и пр.

В средней группе расскажите детям, что все природное окружение можно разделить на две части – живую и неживую природу. Пусть ребята сами приведут примеры живой и неживой природы.

В процессе проведения элементарных опытов подведите детей к пониманию того, что для роста растений необходимы свет, воздух и тепло; покажите, как комнатные растения могут поворачиваться к свету.

Можно провести наблюдение за растением, на которое падает больше света, чем ему нужно (в этом случае растение приобретает светлую окраску). Подведите детей к пониманию того, что недостаток света также плохо влияет на рост растений.

Покажите детям значение воды в жизни человека; уточните их знания о свойствах воды (без запаха, без цвета; принимает форму сосуда, в котором находится; вода может превращаться в лед и пар; при таянии снег превращается в воду). Формируйте понятие о том, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Расскажите, что люди проводят специальную работу по очищению водоемов и рек. Вспомните пословицы и поговорки о воде: «Вода и мельницу ломает», «Вода путь найдет», «Много снега – много хлеба, много воды – много травы». Учите детей беречь воду – закрывать кран, после того как умылись…

Продолжайте расширять знания детей о свойствах песка и глины; дайте им возможность самостоятельно убедиться в качествах и свойствах этих материалов.

В старшей группе эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, экскурсий, специально организованных опытов и экспериментов, а также в игровой деятельности. Педагог должен создать для этого необходимые условия; в процессе исследований постоянно поощрять и тактично направлять деятельность детей. Важно, чтобы они самостоятельно делали для себя какие-либо открытия.

В уголке природы осенью вместе с детьми высадите растения на участок детского сада, пересадите комнатные растения. Занесите в помещение цветущие растения и высадите их в ящики в уголке природы. В это время можно провести опыты и показать детям, что растения дышат, растут, цветут и т. д.

В течение всей зимы периодически измеряйте палочкой снежный покров под деревьями; напоминайте детям о том, что в зимнее время растениям необходимо укрываться под слоем снега. Предложите раскопать снег и увидеть под снегом зеленую травку. Подведите детей к пониманию того, что зимой, в большие холода, очень важно подгребать снег к корням деревьев и кустарников, чтобы они не замерзли. Расскажите, что зимой деревья и кустарники не погибают, а просто на это время прекращают свой рост.

Весной организуйте наблюдения за набуханием и распусканием почек, развертыванием листьев, появлением бутонов, цветением деревьев и кустарников. У травянистых растений в весенний период можно наблюдать следующие фазы: всходы, образование листьев, образование боковых побегов, стеблевание, образование органов цветения и цветение.

Летом необходимо показать детям созревание плодов и появление семян у растений. Интересные опыты можно провести, знакомя детей со свойствами земли, песка, глины, камней и воды. В зависимости от региональных особенностей используйте природный материал, который окружает детей. Рассмотрите с ними камни, почву, воду и побеседуйте о том, как человек может их использовать для своих нужд. Проведите элементарные опыты, которые помогут детям понять свойства этих природных минералов.

Учите детей фиксировать свои наблюдения: пусть ребята зарисуют то, что они наблюдали. Затем побеседуйте о результатах их наблюдений.

В подготовительной к школе группе в процессе опытно-исследовательской деятельности необходимо дать детям доступную им естественно-научную информацию; подвести их к умению самостоятельно делать элементарные выводы. Для проведения опытов в детском саду можно создать зеленую лабораторию, где дети будут познавать окружающий мир в процессе опытнической и трудовой деятельности. Эксперименты должны быть доступными детям, не требующими сложного оборудования и совершенно безопасными.

Понаблюдайте с детьми жизненный цикл растений и животных. Следите за системой и последовательностью в работе. Предоставьте ребенку возможность увидеть развитие того или иного явления в природе. Чаще задавайте вопросы, на которые они будут самостоятельно находить ответ, например: «Что будет, если мы забудем полить растение? Как вы думаете, что произойдет со снегом, если его занести в помещение? Что произойдет, если в аквариуме с рыбками не будет воды?». Предоставляйте детям возможность размышлять и делать самостоятельные выводы.

Поставьте в групповой комнате срезанные ветки деревьев (ветки возьмите в тот период, когда идет обрезка растений) и понаблюдайте, какие ветки распустятся быстрее.

Учите детей фиксировать свои наблюдения в рисунках или схематично. Предложите на протяжении нескольких дней зарисовывать растения. Учите детей видеть происходящие вокруг изменения.

Во время проведения опытов ребенок должен делать для себя какие-либо открытия, аргументировать свои действия, даже если он в чем-то ошибается. Предоставляйте детям возможность общаться между собой во время экспериментирования – это обогащает их жизненный опыт. Помогайте детям самостоятельно познавать окружающий мир. Экспериментирование должно проходить в естественной и непринужденной обстановке.

В этом возрасте дети должны уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Продолжайте расширять знания детей о природных ресурсах. Формируйте у них привычку разумно использовать энергетические ресурсы, водопроводную воду, почву, бумагу и т. д.; вырабатывайте первоначальные практические навыки рационального природопользования. В процессе игровой деятельности на участке детского сада обратите внимание ребят на то, что не следует использовать для игр растения и насекомых…

В процессе экспериментирования у детей развиваются память, внимание, мышление, воображение и т. д.

Особое внимание следует уделять безопасности детей. Нельзя также в процессе опытов наносить вред растениям и животным.

Иногда дети сами обращают внимание на какой-либо интересный для них объект, в этом случае следует поддерживать их любознательность и желание узнать что-то новое.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка»

Сообщение к педагогическому совету

«Требования программы к

организации детской опытно-экспериментальной деятельности»

Подготовила: Баканова Н.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете "Организация совместной опытно-экспериментальной деятельности взрослого с детьми дошкольного возраста"

Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.  Потребность ребенка в новых впе...

Программа по самообразованию "Детская опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"

В данной программе определены цели и задачи, направленные на создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,представлены используемые матер...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

В статье раскрыты особенности организации опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС....

Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.

Методические рекомендации по содержанию и организации  по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.        Детско...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...

Особенности организации уголка опытно-экспериментальной деятельности в разных возрастных группах ДОО

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, кот...