Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов
статья (средняя группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Статья для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательное развитие21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности:

 Формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

 Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать: причинно - следственную зависимость, умения делать выводы.

 Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

 Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Достоинства метода экспериментирования:

 Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

 Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

 Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

 Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

 Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целепологания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используют следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:

 распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

 за изменением и преобразованием объектов.

Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Словесные методы:

 рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;

 рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;

 беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Формы работы с детьми:

 фронтальные;

 групповые;

 индивидуальные.

Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы:

 Внешние стимулы (новизна, необычность объекта).

 Тайна, сюрприз.

 Мотив помощи.

 Познавательный момент (почему так?).

 Ситуация выбора.

Содержание этой работы реализуется в следующих трёх блоках педагогического процесса:

 Специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание» по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);

 Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребёнка со сверстниками.

 Свободная самостоятельная деятельность детей.

Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями:

1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.

2. Не сдерживайте инициативы детей.

3. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.

4. Избегайте прямых инструкций ребенку.

5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

6. Помогайте учиться управлять процессом мышления: - прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями - развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.

7. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами, или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему.

Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир,– вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.

Младший дошкольный возраст.

Компонент дидактический:

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени), "Ткани".

Компонент оборудования:

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

- «бросовый материал»: верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

- семена бобов, фасоли, гороха.

Компонент стимулирующий:

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;

- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст.

Компонент дидактический:

- книги познавательного характера для среднего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени), «Ткани». «Бумага». «Пуговицы».

- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла").

Компонент оборудования:

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной, красители;

- пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- семена бобов, фасоли, гороха;

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки.

Компонент стимулирующий:

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;

- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация;

- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

ПАМЯТКА "Планирование работы с детьми по экспериментированию".

Младший дошкольный возраст.

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?).

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах (песок, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

5. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Средний дошкольный возраст.

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);

2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

 Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).

5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Полезные советы педагогам.

Меньше учитесь, больше делитесь. Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам. Голые факты его не интересуют.

Поощряйте поисковую активность детей. В каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят. Поощрять поисковую систему активность детей.

Активизируете внимание ребенка. С самого начала занятия, (прогулки) займите внимание детей загадкой, шуткой, вопросом, песенкой, рассказывая попутно, что интересного можно увидеть и услышать.

Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в лаборатории и в природе. Прогулки и экскурсии, занятия в лаборатории показали, что дети на природе стараются найти что-нибудь интересное, учатся наблюдать и сами напоминают друг другу правило – «Не шуми».

Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным. Очень важно как входит окружающий мир в жизненный опыт ребенка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным. Помнить, что только положительное накопление эмоций дает толчок к творчеству.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Только через месяц действия ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников через создание в группе «Мини-лаборатории»

В группе создана мини-лаборатория для проведения опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.

Методические рекомендации по содержанию и организации  по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.        Детско...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...

Методические рекомендации по содержанию и организации экспериментальных игр.

В методической разработке представлены рекомендации по организации игр-экспериментов с детьми дошкольного возраста, направленные на создание условий для самостоятельной и групповой деятельности детей....