Особенности организации уголка опытно-экспериментальной деятельности в разных возрастных группах ДОО
опыты и эксперименты по окружающему миру
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_ugolka_opytno.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации уголка опытно-экспериментальной деятельности в разных возрастных группах ДОО
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию, (область познание).
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Задачи уголка экспериментирования:
- развитие первичных естественнонаучных представлений,
- наблюдательности,
- любознательности,
- активности,
- мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
-формирование умений комплексно обследовать предмет.
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3)место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Пластмасса», «Резина».
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:
- компонент дидактический;
- компонент оборудования;
- компонент стимулирующий;
Дидактический компонент:
- познавательные книги,
- атласы,
- тематические альбомы,
- серии картин с изображением природных сообществ,
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
Алгоритмы выполнения опытов, карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Компонент оборудования.
Приборы-помощники:
микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, песочные, механические часы, компас, магниты;
портновский метр, линейки, треугольник т.д.
Компонент стимулирующий:
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
- сита, воронки разного размера и материала;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть:
- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки. Коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы";
- мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной;
- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- семена бобов, фасоли, гороха;
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
Персонажи, наделанные определенными чертами - ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Средний дошкольный возраст:
- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки. Коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы";
- мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.);
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной;
- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- семена бобов, фасоли, гороха;
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста.
Персонажи, наделанные определенными чертами ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст:
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки. Коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы";
- мини-музей (тематика различна), например "Часы бывают разные", "Изделия из камня";
- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", ""Резина"
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы (пластиковые), деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, свечи, сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда;
Проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;
Ведение фиксации детского экспериментирования:
- дневник;
- картотека опытов;
- схема;
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
У нас в группе так же оборудован уголок экспериментирования для младшего возраста.
В него входит:
- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, ткани, бумага, пуговицы;
- мини-музей: «Камни», «Ракушки»
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной;
- красители - пищевые и непищевые.
- семена бобов, фасоли, гороха;
- сахар, соль, крахмал, мука;
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «чудесный мешочек».
Детям очень нравится проводить эксперименты, особенно понравились и запомнились такие опыты как: «Волшебная водичка», «Что легче вода или воздух», «Тонет-не тонет», «Узнаем, какая вода», «Игры с соломинкой»
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности содержания работы по развитию театрально-игровой деятельности дошкольников разных возрастных групп.
Театрализованные игры...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах
РППС в ДОУ - это среда, в которой ребёнок живёт, занимается, отдыхает. Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребёнка, но и показателем профессионального творчества педаг...
Тематический план организации исследовательской деятельности в разных возрастных группах
Материал содержит тематический план организации исследовательской деятельности с детьми от 4 до 7-8 лет в течение учебного года....
"Методика организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах" (доклад для воспитателей ДОУ)
Консультация предназначена для воспитателей разных возрастных групп....
Организация уголка сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОГО УГОЛКА В ДОУ...
Консультация для воспитателей «Особенности организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах»
Консультация для воспитателей...
"Психолого-педагогические особенности развития познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах детского сада".
Сравнительный анализ психолого-педагогических оссобенностей развития познавательно-исследовательской деятельности по возрастам....