Программа по самообразованию "Детская опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В данной программе определены цели и задачи, направленные на создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,представлены используемые материалы и оборудование, методы и приёмы работы с детьми, а также представлено разработанное тематическое планирование опытно- экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками на 2015-2016 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Екатериновская основная общеобразовательна школа»
Дошкольная группа
Утверждаю:
И.О. директора школы____________Т.А.Желтова
«____»_________________20___г.
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«ДЕТСКАЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Воспитатель:
Архипова Татьяна Федоровна
2015 – 2016г
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню
Дай попробовать – и я пойму»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.
Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние.
Дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, приобретать необходимые знания и умения.
Цель работы по самообразованию: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально- личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
- Формирование у детей старшего возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать;
- Развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приёмы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
- Изучение научно-педагогической литературы;
- Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
- Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
- Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
- Активное участие в работе методического объединения района;
- Проведение открытых просмотров в ДОУ;
- Участие во всероссийских интернет- конкурсах, вебинарах;
- Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
Предполагаемые результаты:
- Дети научатся самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- Дети научатся предлагать возможные варианты решения;
- Дети научатся исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
В мини-лаборатории выделено:
- Место для постоянной выставки;
- Место для приборов;
- Место для выращивания растений; место для хранения природного и бросового материала;
- Место для проведения опытов;
- Место для неструктурированных материалов (стол песок-вода и ёмкость для песка и воды).
ОБОРУДОВАНИЕ ЛАБОРАТОРИИ:
- Приборы-помощники (увеличительные стёкла, весы, компас, магниты, микроскопы);
- Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма и формы;
- Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и др.);
- Утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и др.);
- Технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.);
- Разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная и др.);
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);
- Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла и др.);
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:
- Камни, морская и речная галька;
- Разнообразные речные и морские раковины;
- Образцы песка, глины, почвы;
- Семена разных растений;
- Кусочки коры разных деревьев;
- Деревянные дощечки, бруски, кубики;
- Магниты разного размера;
- Разные виды бумаги и картона;
- Разные виды ткани, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки;
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЛАБОРАТОРИИ:
Совместная деятельность воспитателя в детской лаборатории организуется один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами по 4-5 детей, с учётом уровня развития познавательных интересов детей. Во время игр-экспериментов проводятся 2-3 опыта с детьми старшего дошкольного возраста в зависимости от сложности.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только ребёнок должен делать всё сам, а не быть в роли наблюдателя.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВЕДЁТСЯ ПО ТРЁМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
- Живая природа;
- Неживая природа;
- Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
- Собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим;
- Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребёнка-дошкольника: развития личности и психического развития.
Формы работы обеспечивают личностно-ориентировочное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
№ п/п | Вид эксперимента | Тема | Цель | Оборудование | Целевые ориентиры образования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Экспериментирование с водой | «Что такое вода?» | Знакомить детей со свойствами воды, её возможностями, развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор; воспитывать бережное отношение к воде. | Вода, стаканы, бутылочки разного размера, соль, сахар, молоко, аскорбиновая кислота, мятные капли, большая ёмкость для воды. Глобус, схема круговорота воды в природе. | Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. |
2 | Экспериментирование с водой | «Прятки» | Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, любознательность. Смекалку, кругозор; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. | Две баночки с водой (первая-с прозрачной, вторая- с подкрашенной), камешки, салфетка из ткани, лист бумаги. | Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно- исследовательской деятельности; проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. |
3 | Экспериментирование с водой | «Радуга», «Вулкан» | Познакомить с процессом растворения в воде и смешивания красок, продолжать знакомить со свойствами холодной и горячей воды; развивать смекалку, наблюдательность, кругозор. | Стеклянные баночки с водой, цветная гуашь, 3-х литровая банка с холодной водой, небольшое количество горячей воды, непрозрачная баночка, нитки. | Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослому и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. |
4 | Экспериментирование с воздухом | «Что такое воздух?» | Познакомить детей с понятиями «воздух», «воздушное пространство», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор. | Воздушный шарик, атласная лента, лист бумаги, мыльные пузыри | Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет инициативу, активно включается в ход эксперимента. |
5 | Экспериментирование с воздухом | «Запахи» | Продолжать знакомить детей с воздухом; уточнять понятия: «полезные и вредные, приятные и неприятные запахи», влияние запахов. Учить правилам безопасности и умением быстро реагировать в чрезвычайной ситуации. | Зеркала, иллюстрации с изображением видов носа людей, сказочных героев и животных, продукты питания, дезодоранты, средства защиты органов дыхания, лекарственные травы в закрытых баночках. | Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. |
6 | Экспериментирование со светом | «Как образуется тень» | Объяснить, как появляется тень, её зависимость от источника света, их взаиморасположения. | Настольная лампа, фигурки для теневого театра. | Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. |
7 | Экспериментирование с предметами и материалами | «Как не обжечься?» | Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по разному (теплопроводность металлов). | Одинаковые по размеру ёмкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла. | Ребёнок обладает элементарными представлениями из области живой и неживой природы, естествознания, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; склонен наблюдать и экспериментировать; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. |
8 | Экспериментирование с предметами и материалами | «Мы – фокусники» | Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами. | Деревянный шарик или деревянная пластина со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный кубик или шарик, ёмкость с водой, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка, растительное масло, кусочек ткани. | Ребёнок проявляет инициативу, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. |
9 | Экспериментирование с жидкостью (соком). | «Вкусный сок» | Познакомить с процессом приготовления сока; развивать наблюдательность, любознательность. Смекалку, кругозор. | Один апельсин, две салфетки из марли, одна из ситца, стеклянный стаканчик, блюдце, увеличительное стекло, деревянная толкушка, карандаш, лист бумаги (на каждого ребёнка). | Ребёнок склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живёт; проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. |
10 | Экспериментирование с животными. | «Как устроены перья у птиц» | Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. | Маховые и пуховые перья птиц, увеличительное стекло, ёмкость с водой | Ребёнок любознателен, наблюдателен, четко и обоснованно выражает свою точку зрения в обсуждении заданной темы,. |
11 | Экспериментирование с растениями (длительное) | «Развитие растения из семени» | Дать понятие о развитии растения из семени, условиях произрастания, способах ухода за ними; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор; воспитывать трудолюбие, любовь и заботу о растениях. | Семена сухие и проросшие, карточки, таблица, гербарии, листы бумаги, карандаши (на каждого ребёнка). | Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. |
12 | Экспериментирование с растениями (длительное) | «Хитрые семена» | Познакомить детей со способами проращивания семян; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор. | Семена бобов, кабачков, две баночки с землёй, палочка, леечка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка). | Ребёнок обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями. |
13 | Экспериментирование с физическими явлениями | «Волшебники» | Установить причину возникновения статического электричества | Воздушные шары, шерстяная ткань, пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, янтаря, бумаги | Ребёнок проявляет любознательность, наблюдательность, задаёт вопросы, активно участвует в экспериментах, четко и осознанно выражает свои мысли по заданной теме, опираясь на свои знания и умения. |
14 | Экспериментирование с песком | «Мокрый и сухой песок», «Рассеянный песок», «Своды и тоннели» | Установить свойства сухого, мокрого и рассеянного песка, рассмотреть форму песчинок, выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. | Чистый песок, лоток, лупа, Сито, карандаш, ключ, трубочки диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. | Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, задаёт вопросы, пытается установить причинно-следственную связь, опираясь на свои знания, склонен наблюдать, любознателен, активно участвует в проведении эксперимента, четко излагает свои мысли и доводы. |
15 | Экспериментирование с температурой | «Как работает термометр», «Далеко – близко» | Познакомить детей с тем, как удалённость от солнца влияет на температуру воздуха, посмотреть, как работает термометр. | Уличный термометр (два) или термометр для ванной, кубик льда, чашка, настольная лампа, длинная линейка (метр). | Ребёнок проявляет любознательность, наблюдательность, достаточно хорошо владеет устной речью, может ясно и четко выражать своё мнение по заданной теме, активно включается в процесс проведения эксперимента, задаёт вопросы, самостоятельно делает выводы. |
16 | Экспериментирование с предметами | «Необычные кораблики» | Познакомить детей со свойствами и качеством предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор; закрепить правила безопасности при обращении со стеклом. | Две стеклянные бутылочки, пробки, ванночки с водой, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка). | Ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действие с предметами, стремится проявить настойчивость в достижении результат своих действий. |
17 | Экспериментирование с предметами | «Мыло – фокусник» | Познакомить со свойствами и предназначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учит соблюдать правила безопасности при обращении с мылом. | Ванночка, кусочки туалетного и хозяйственного мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка). | Ребёнок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им, интересуется окружающими предметами и активно дёйствует с ними; эмоционально вовлечён в действие с разными предметами. |
18 | Экспериментирование с магнитами | «Поймай рыбку» | Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов, придумывания сюжетов для игр с их использованием. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности – распределения обязанностей между её участниками, установление сроков работы, обязательность их соблюдения. | Книги и иллюстрации, помогающие детям придумывать сюжеты «магнитных» игр, «удочка» с магнитом, цветной картон, ножницы, скрепки. | Ребёнок активно вовлечён в эксперимент-игру, умеет работать в коллективе со сверстниками, распределять обязанности между собой, понимает, что каждый зависит друг от друга: пока каждый из них не закончит свою часть работы, игру сделать не удаётся. |
19 | Эксперименты с водой | «Яйцо всплывёт или утонет?» | Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы. | 2 яйца сваренных в крутую, 4 ложки соли, 2 стакана воды. | Ребёнок проявляет активность, любознательность, умеет выдвигать свою версию по заданной теме, взаимодействует со сверстниками, наблюдателен, задаёт вопросы сверстникам и взрослому. |
20 | Эксперименты с химическими реакциями. | «Вулкан» | Систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развивать познавательную активность детей. | 1 чайная ложка соды, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона, вода. | Ребёнок проявляет активность, наблюдательность, задаёт вопросы взрослому, выдвигает свои доводы и гипотезы, опираясь на свои знания и умения, умеет работать в коллективе со сверстниками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС
Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС.Написано старшим воспитателем Фоменко Т.А....
Статья. Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС
В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовате...
Методическая разработка "Проектная и исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"
Методическая разработка...
"Организация познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Методическая разработка для педагогов ДОУ...
"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процес...
Игра Брей-ринг «Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Повышение компетентности педагогов в организации игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС....