Роль младшего воспитателя в воспитательной работе с детьми в рамках введения ФГОС ДО
консультация на тему
продолжение разговора "Роль младшего воспитателя..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_mladshih_vospitateley_doo.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль младшего воспитателя в воспитательной работе с детьми в рамках введения ФГОС ДО
Подготовила и провела: старший воспитатель Демьяненко Л.И.
Сегодня наш разговор будет о совместной работе воспитателя и младшего воспитателя. Современные цели и задачи дошкольного воспитания не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе, необходимо их тесное взаимодействие.
В. А. Сухомлинский говорил, что «от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Немного из истории.
История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции. В те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал его от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель.Впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитателя - в начале прошлого века.
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Постоянное общение с ребёнком – важнейшая служебная функция воспитателя. Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей – это игра. Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия.
Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и младшего воспитателя. В процессе этой связи взрослые передают ребёнку способы использования предметов, организуют соответствующим образом его действия, осуществляют контроль и коррекцию психического развития. Вот почему характер взаимодействия детей со взрослыми имеет особое значение.
Первая ступень развития детского сада в рамках ФГОС – это изменение отношения к своей должности и к детям. Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего имеют в виду родителей и воспитателей. И забывают про няню – сегодня «младшего воспитателя». Младший воспитатель также непосредственно или косвенно воздействует на развитие личности ребёнка. Сегодня название профессии младшего воспитателя предполагает определенную педагогическую направленность. В связи с этим изменились и требования при приёме работника на должность младшего воспитателя, т.е. наличие педагогического образования приветствуется. Младший воспитатель – это зачастую любимый старший друг детей. Сегодня младший воспитатель должен понимать основы педагогики, участвовать в проектировании и реализации воспитательных мероприятий в дошкольном учреждении. В целом главная миссия младшего воспитателя – всесторонняя поддержка дошкольников и помощь старшему коллеге - воспитателю в реализации воспитательного процесса в ДОО в соответствии ФГОС ДО.
Предлагаю вспомнить основные положения должностной инструкции младшего воспитателя:
• 3.1. Основным направлением деятельности младшего воспитателя является обеспечение санитарно-гигиенических условий для жизнедеятельности детей в закрепленном за ним групповом помещении.
• Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в детском и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм.
• Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса.
• Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников.
• Следит за своим внешним видом, является образцом для детей, их родителей.
3.2. Младший воспитатель работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы.
Младший воспитатель:
3.3. Под руководством воспитателя участвует в организации воспитательно – образовательной работы с детьми в режимных процессах:
· понимает, признаёт и принимает личность ребёнка, это значит, умеет становиться на позицию ребёнка, считаться с его точкой зрения и не игнорировать его чувства и эмоции;
· поддерживает натуральную эмоционально – стабильную обстановку в группе в течение дня;
· наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, по мере необходимости участвует в руководстве их игровой, трудовой, самостоятельной деятельностью;
· участвует в подготовке и организации занятий;
· формирует у детей культурно – гигиенические навыки, самостоятельность;
· сопровождает детей на целевых прогулках, экскурсиях, в пеших походах; провожает на прогулку на участок и провожает с прогулки в группу;
· помогает раздевать и одевать детей, укладывать спать.
Младший воспитатель должен знать.
1. Инструкцию об охране жизни и здоровья детей.
2. Правила внутреннего трудового распорядка.
3. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, педагогические методы и приёмы организации их деятельности, руководство детьми и приемы воздействия на них.
4. Правила присмотра детей.
5. Режим дня.
6. Санитарно – гигиенические нормы поддержания помещений, оборудования, инвентаря.
7. Правила санитарии и гигиены.
В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она – постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создаёт самые разнообразные условия для систематического упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.
Важнейшие условия для организации быта детей:
· точное соблюдение режима дня;
· рациональное взаимодействие и распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя.
Чтобы младший воспитатель мог быть настоящим помощником воспитателя, он обязан хорошо знать организацию всех режимных моментов.
Младший воспитатель присматривает за детьми, которые не заняты в образовательной деятельности. Организует с ними игры , может почитать книги, рассмотреть картинки, иллюстрации к книгам.
Поговорим о взаимодействии младшего воспитателя с детьми на практике в разных возрастных группах:
В группе младшего дошкольного возраста:
• совместно с воспитателем младший воспитатель формирует у детей элементарные правила вежливости, сказать спасибо, выразить свою просьбу: «дайте, пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».
• принимает участие в одевании и раздевании детей, терпеливо развивает стремление к самостоятельности, объясняет последовательность одевания одежды, хвалит.
• формирует умение детей последовательно выполнять действия самообслуживания короткими и чёткими указаниями.
В средней группе:
Детям уже привит навык самообслуживания. Функция младшего воспитателя заключается в закреплении и контроле уже освоенных навыков и привитию новых. Например: сервировка стола, пользование столовыми приборами, более сложные действия в одевании (завязывание, застёгивание).
Дети старших и подготовительных групп
• выполняют посильную помощь младшему воспитателю, например: вытирание пыли, полив цветов и т.д. – это умение терпеливо развивает детей младший воспитатель, тем самым осуществляя процесс трудового воспитания дошкольников.
Единство требований в подходе к детям со стороны воспитателя и младшего воспитателя содействует быстрому приобщению детей к коллективу. Прочному усвоению правил поведения.
А как хорошо и легко воспитателю, если младший воспитатель работает добросовестно, с душой, любит детей, ласково обращается с ними. Дружная, согласованная работа младшего воспитателя и педагога – залог успешного осуществления задач, стоящих перед работниками дошкольных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Планирование воспитательно-образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО »
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых ...
Взаимодействие младшего воспитателя с воспитателем и детьми в рамках введения ФГОС ДО. Мастер- класс.
Сегодня наш разговор будет о совместной работе воспитателя и младшего воспитателя. Современные цели и задачи дошкольного воспитания не могут быть реализованы каждым участником педагогического пр...
«Создание дидактических пособий для использования в работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДО»
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть насыщена игровыми материалами, ...
Консультация для младших воспитателей ДОУ: «Роль младшего воспитателя в воспитательно – образовательной работе с детьми»
Консультация для младших воспитателей ДОУ: «Роль младшего воспитателя в воспитательно – образовательной работе с детьми»...
lСоздание дидактических пособий для использования в работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДО»
_________________________________________________________________ Как самостоятельно разработать дидактическую игру (Мастер-класс) Как самостоятельно ...
Консультация для младших воспитателей ДОУ: «Роль младшего воспитателя в воспитательно – образовательной работе с детьми»
Острая восприимчивость и наблюдательность малышей. Их стремление быть похожими на взрослых обязывает и педагога, и няню быть достойными подражания....
Консультация для воспитателей «Организация воспитательной работы с детьми в летний оздоровительный период»
Консультация для воспитателей «Организация воспитательной работы с детьми в летний оздоровительный период»...