конспект НОД по познавательному развитию в форме квест "Путешествие с Умкой на северный полюс"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Квест предназначен для воспитанников старшего возраста..Увлекательное путешествие ,разнообразные виды деятельности театрализованная ,экспериментирование В занятии использованы новые методические пособия игровизор4 интересные опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vyalshina_druzhinina.docx37.66 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  проведения  непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

в  разновозрастной группе

Воспитатели ГБОУ ООШ № 6

г.о. Новокуйбышевск

С/П« Д/с «Бабочка»

Вяльшина О.А

Дружинина К.А

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность

Тема:«Путешествие с Умкой на северный полюс»

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие»,«Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое  развитие», «Физическое развитие».

Цель: Расширение и закрепление знаний детей о Северном полюсе

Задачи:

1Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

В игровой форме уточнить и расширить представления детей об Арктике, как об одном из материков земного шара;

Развивать познавательные способности детей через использование современных технологий;

Приобщать к правилам безопасного поведения человека в окружающем мире. («Познавательное развитие»).

2Совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения,согласие или не согласие с ответом товарищей;

Обогащать словарь детей существительными и прилагательными, обозначающими животных Севера; («Речевое развитие»).

3Продолжать развивать умение понимать поставленную задачу, целеустремленность в достижении конечного результата;

Развивать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. («Социально – коммуникативное развитие»).

4 формировать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;

Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений;

 («Художественно – эстетическое развитие»).

5Создавать условия для развития двигательных навыков….(«Физическое развитие»).

Методы и приемы:        

- практические

- наглядные

- словесные

Материалы и оборудование:презентация «Северный полюс»,  ноутбук, проектор; экран для проецирования; стереофоническиеколонки фонограмма: «Гул самолета», «Метель, ветер», «рев медведицы»,голос медведицы-мамы,  карта , письмо, светильник «Северное сияние», следы : человека, птицы. медведя, резиновые животные Севера, льдины из фольги,  картина медведицы, силуэт медведицы разрезанный на 7 частей (льдинки  с подсказками),макет « северный полюс» , «Игровизоры» дидактическое  пособие Воскобовича по количеству детей,  минусовка «Колыбельная медведицы», два костюма «белый медведь» зефир, веревка- упряжка.

Для экспериментирования: емкости  - бассейны с водяными шариками 2-3 штуки, подносы по количеству детей, стаканчики с теплой разноцветной водой . «айсберги из сахара» спринцовки  по количеству детей, большая емкость для изготовления искусственного снега, «искусственный лед» пакетики.

Предварительная работа:

Беседа с детьми на тему: «Что такое Север?», ознакомление детей с  дидактическими  играми. Просмотр мультфильма «Умка», репетиция инсценировки «Умка встретил маму»,чтение художественной литературы.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Подвижная игра: «Самолеты»,  игровые упражнения «Лыжники», «Конькобежцы», «Пройди по льдинам»,физкульт минутка «Мы мороза не боимся»

Игровая

Игровые ситуации: « Снежная равнина», «Спасательная станция», «Снежная пропасть», «Океан на пути», « Находка у берлоги».

игры с правилами « До берлоги добеги»

Познавательно-исследовательская

Экспериментирование «Снежная пропасть»-получение снега

Д/.и. «Чей след», «Найди животное севера», «Собери картинку», « Какой формы льдинки»

Коммуникативная

Беседы «Что ты знаешь о севере», « Самый быстрый вид транспорта» отгадывание загадки о белом медведе, словесная игра« Скажи, какой?» ситуативные разговоры вопросы

Музыкальная

Слушание « Звуки природы»; пение « Колыбельная медведицы»,  подвижные игры с музыкальным сопровождением « На полюс летим!»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Инсценировка  « Умка на севере»

Трудовая

познавательные опыты «Айсберг»- лед тает в тепле.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Организационный момент.

1.Мотивация

 Обращает внимание детей  (передают посылку или подарок детям)

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, что нам передали!

-Как  вы думаете, что там?


Читаю загадку:

Шубку белую имею,
И на севере живу,
Рыбку я ловить умею,
К ней на льдинке подплыву.
Носик лапкой прикрываю,
Чтоб в снегу не замечали

Видите, ребята, какой грустный медвежонок?

 Как вы думаете, почему?

Проявляют интерес

Отгадывают загадку

Рассматривают медвежонка

Проявляют интерес

 (заблудился, в чужом краю, скучает по снегу, ему плохо без мамы и друзей.)                                                                                  

высказывают свою точку зрения, соглашаются или не соглашаются с ответом товарищей;

создана мотивация для деятельности, умение разгадывать загадки

созданы условия

сопереживания персонажам художественных произведений;

2.Введение в игровую ситуацию

Чтение письма от медведицы

Какой вид транспорта нужен для путешествия?

Принимают решение помочь Умке вернуться к маме на север

Самолет- самый быстрый вид транспорта.

Создана мотивация для путешествия на север.

В ходе рассуждения делают правильный выбор

3. переходят в музыкальный зал.

Основная часть

-Вот мы и на севере! Предлагает послушать «гул ветра, метели», рассмотреть фото «Северный полюс».

Где искать карту?

1.Станция : фото

«Снежная равнина»

Д/и «Чей след» -найти следы медведицы среди других следов

2. Станция фото

Sos! Спасательная

Д/и «найди животное Севера»; упражнение ««Скажи какой?»

3.Станция на  экране фото

«Снежная пропасть»

Проводит эксперимент: получают снег, сопровождает объяснением; задает детям вопросы: какой снег на ощупь?

4.Станция.

«Океан» на экране фото

Предлагает послушать «шум океана»

Д/и «Собери из льдин мостик»

5. Станция

«Айсберг» на экране фото-анимация.

Озвучивает проблемную ситуацию: Что делать с айсбергом -это преграда на нашем пути.

Опыт: «айсберг» из сахара полить водой. Помогает детям, у которых возникли затруднения

6.Станция

«Созвездие»

На экране звездное небо

Предлагает рассмотреть ,объясняет это созвездие большой медведицы. предлагает создать свои созвездия( графически по точкам смоделировать созвездие.)

7.Станция

«Берлога медведицы» на экране

П/и «До берлоги добеги!»

Объясняет правила игры: двигаться можно если спит медведь, а как только услышите рев-Стой! Кто первый доберется, получит льдинку-подсказку7.

- Давайте соберем все льдинки и посмотрим, что получится

Ориентируются  на местности находят карту. Определяют план действия, запоминают станции  маршрута.

Находят по изображению следы медведицы, называют кому принадлежат другие следы; получают 1. льдинку –подсказку

Из емкостей с водяными шариками достают резиновых животных называют их; подбирают прилагательные; находят 2 льдинку-подсказку

Дети наблюдают, трогают на ощупь; мокрый, холодный рассыпчатый. Получают 3. Льдинку – подсказку.

Собирают льдины, называют какой геометрической формы

Заделывают дырки в мостике льдинами. Получают 4. Льдинку –подсказку

Высказывают свои предположения, решают убрать с помощью горячей воды.

Проводят эксперимент самостоятельно, получают льдинку 5.

С помощью игровизоров моделируют созвездия .Получают 6.льдинку –подсказку.

Двигаются к берлоге, на рев останавливаются.

Складывают льдинки- получают силуэт медведицы

Созданы условия для развития умения понимать поставленную задачу .

Созданы условия для обогащения словаря детей существительными и прилагательными обозначающими животных севера.

Для развития сенсорных способностей

Мотивирован интерес к экспериментально-исследовательской деятельности

Созданы условия для развития внимания, логического мышления, воображения ;для воспитания дружеского отношения друг к другу

Созданы условия для развития общей моторики; развития познавательных способностей посредством современных информационных технологий

Создана мотивация для понимания правил безопасности в природе.

Создана мотивация для достижения  конечного результата

Итог. Рефлексия

Обращает внимание детей что дети добились своей цели помогли встретится Умке с мамой.

Подводит итог; какие задания понравились больше всего

Показывают инсценировку «Умка на севере». Наблюдают явление «северное сияние»

Создана мотивация для ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы

Закрепили знания о севере.

Ход  квеста:

Введение в игровую ситуацию. (передают посылку или подарок детям)

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, что нам передали!

-Как  вы думаете, что там? (Предположение детей)

Читаю загадку:

Шубку белую имею,
И на севере живу,
Рыбку я ловить умею,
К ней на льдинке подплыву.
Носик лапкой прикрываю,
Чтоб в снегу не замечали.

(медвежонок Умка)

Видите, ребята, какой грустный медвежонок?

 Как вы думаете, почему?

 (заблудился, в чужом краю, скучает по снегу, ему плохо без мамы и друзей.)                                                                                  

-Ребята, а у него в руках письмо  (читаю)

Внимание! Пропал медвежонок Умка! Мама – медведица очень волнуется! Дорогие ребята нужна ваша помощь! Помогите медвежонку вернуться к своей маме! Как только окажитесь на месте, получите карту с маршрутом следования до берлоги медведицы .Там будут  обозначены льдинками места,  где нужно будет вам отыскать подсказки.

Ребята в канун праздника всех мам давайте  поможем встретиться Умке со своей мамой.

 А где живет медвежонок? (На Северном полюсе)

  Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о Северном полюсе?                                              

(Находится очень далеко, там холодно, много снега)

 Да ребята путешествие на северный полюс это серьезное испытание, под силу только храбрым сильным людям. Вы готовы пойти на это?

Да!

 Не боитесь трудностей и опасностей приключения?

Нет!

Тогда нам нужно решить, на чем мы будем добираться на полюс.                                    

(дети решают на самолете  – самый быстрый вид транспорта).

П/и « Самолеты»

- Самолеты готовы к взлету? Да! Заводим моторы! Р-р-р-р!

-Внимание взлет! Полетели!(в музыкальный зал)

- Самолет летит, самолет гудит У-У-У-У

Я на полюс лечу!

( в музыкальном зале)

(на экране картина « Северный полюс» )

- приготовиться к посадке! У-уу!  Ш-ш-ш!

( звук вьюги метели)

Вот мы на северном полюсе! А где же искать карту?

(звучит песенка  « Я - карта!»,« падает  с неба»)

Ребята, а вот и карта.  Давайте внимательно рассмотрим маршрут и запомним где искать подсказки.

(рассматриваем карту) .Пункты маршрута:

  1.снежная равнина

  2.SOS!!! спасательная станция

  3.Снежная пропасть

  4Океан

  5Айсберг

  6.Созвездие

  7.Находка у берлоги.

Воспитатель:  ребята повторим  как называется первый пункт маршрута

Дети: снежная равнина

Воспитатель: А второй?

Дети: Друзья в опасности и т.д.

(На экране «Снежная равнина»)

Воспитатель: Ребята надеваем лыжи и в путь! (дети имитируют ходьбу на лыжах) .Смотрите, все засыпало снегом. Трудно будет что-то найти в этих сугробах, придется потрудиться.

1.Д/и «Чей след?» Найдите следы медведицы, но будьте внимательны, здесь есть и другие следы. А чьи они догадайтесь сами.(птицы, человека, медведицы. Находят №1  льдинку)

Молодцы ребята нашли первую льдинку, куда идем дальше?

На станцию спасателей!

Двигайтесь вперед, вперед вам не страшен ,снег и лед!

(на экране животные севера)

2.(дети подходят к емкостям с водяными шариками в которые помещены резиновые игрушки-животные тюлень, морж, нерпа и др.)

Ребята, помогите найти Умкиных друзей, животных которые живут на Севере.

Д\и «Найди животное Севера» (дети достают животное называют его)

Упражнение «Скажи какой ?»

Морж - большой, неповоротливый, толстый,

Тюлень - полярный, ластоногий, усатый, белобрюхий

Нерпа- морская, маленькая, пятнистая

 Олень - красивый , быстрый, грациозный

Кит- северный мокрый огромный

(помещают животных на макет)

(Среди животных находят еще льдинку  №2)

3.Снежная пропасть - экспериментальная деятельность.

Все эти животные любят снег, давайте поможем и сделаем для них много снега. Какой снег на ощупь?

(мокрый, холодный липкий)

(находят №3 льдинку)

4.Смотрите ,Северный Ледовитый океан. Льдины, льдины на пути, ты дружок не упади. Смело ты за мной шагай, другим дорогу уступай.

( переходят по льдинам и находят льдинку – подсказка №4)

5.Айсберг (на экране фото )

Ребята смотрите у нас на пути огромная снежная глыба.  Как называется?

Дети: айсберг

Что же мы будем делать ? (предположения детей)

Я предлагаю  его растопить  а сделать нужно это с помощью теплой воды.

(эксперимент – лед тает в тепле)

(достают льдинку №5)

( на экране звездное небо)

Ребята пока мы с вами проходили испытания по дороге , наступила ночь .стало совсем темно. Давайте с помощью игровизоров создадим звезды и они нам осветят путь.( выполняют задания рисуют созвездие медведицы)

Что у нас с вами получилось?

(находят №6 льдинку)

Но это ведь не Умкина  мама, поэтому продолжаем путь.

Кто помнит нашу цель?

Дети : берлога медведицы!

Правильно, нам осталось совсем немного, давайте посмотрим сколько льдинок мы с вами добыли.

Дети: считают делают вывод нужно еще одну льдинку найти.

(на экране берлога медведицы)

Продолжаем путь (слышен рев медведицы)

Слышите рев значит мы совсем близко от берлоги ,но мы же не знаем та ли это берлога ведь приближаться к берлоге очень опасно. Нам нужен один смельчак кто проберется и быстро осмотрит берлогу и найдет последнюю льдинку. Кто из вас сможет выполнить это задание ( выбирают)А все остальные будут отвлекать зверя если окажется что это не мама Умки.(находят льдинку № 7)

Ты картинку собери, маму Умке ты найди.

Д\и «Собери картинку» (дети собирают из льдинок – подсказок изображение медведицы вывешивается картина «Медведица»

Умка: - Вот она моя мама!

(инсценировка )

 Ты знаешь как построить хорошую берлогу? Я научу тебя, тебе пригодится.

Нужно вырыть когтями ямку и улечься в нее по удобнее.

Снег плотно засыплет тебя.

И когда над тобой вырастет сугроб - начинай ворочаться.

Потом встань, выпрями спину, подними потолок.

И у тебя будет берлога. Теплая, как наша.

- А я не задохнусь? - Нет.

От теплого дыхания в снегу появится отдушина.

- Это хорошо. - A теперь спать, Умка

Поет песню

« Колыбельная медведицы»

 (зажигается лампа «Северное сияние»)

Воспитатель: Как стало красиво вокруг!  Что же это за явление?

Дети: это северное сияние!

  Полярное  сияние, освещает бескрайние снежные просторы. А где-нибудь еще на планете бывает северное сияние?

Воспитатель: Давайте полюбуемся этой красотой! Ребята вы рады ,что мы помогли Умке?

( звучит голос медведицы)

Медведица:  Огромное спасибо, ребята, за то, что помогли моему маленькому Умке добраться до дома. Я очень надеюсь, что вам понравилось это путешествие, и вы узнали для себя что-то новое и интересное. А в награду я приготовила вам  оленью упряжку (веревка)  чтобы вы смогли добраться до детского сада.

В: Спасибо за подарки. Мы очень рады, что помогли Медвежонку Умке. А теперь пора прощаться - в группу нужно возвращаться! До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по позновательному "В гости к Умке на северный полюс»

Цель: Формирование представлений детей о животных проживающих на Севере.Программное содержание: дать детям определенный уровень знаний о Севере;  устанавливать связи между жизнью животных и средо...

В гости к Умке на северный полюс

Конспект тематического физкультурного заняти для детей подготовительной к школе группы....

Конспект открытой ОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие с Умкой на Северный полюс»

Цель Расширять представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных холодных стран;Продолжать развивать монологическую речь (составлять рассказ-описание о животных по схемам);Ра...