ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ЭРУДИТ»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Направленность программы. Данная развивающая программа развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста по содержанию является культурологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - групповой; по времени реализации - годичной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erudit_zhanna.docx | 138.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 56 имени академика В.А. Легасова»
«Дошкольное отделение»
Кутузовский просп., д.22, корп.1, Москва, 121151
Телефон: (499) 243-6310, (499) 243-5101 Факс: (499) 243-9696 E-mail: 56@edu.mos.ru
Утверждено
Директор школы
------------------------------- В.Д.Кондратенко
ПРОГРАММА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ЭРУДИТ»
Составитель: старший воспитатель
1 квалифицированной категории
Дзидзишвили Ж.Г.
г.Москва
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить
Смеяться, плакать, но при всем, при этом
Должны мы научиться говорить!
плакать, но при всем при этом Должны мы научиться говорить!
Пояснительная записка
Направленность программы. Данная развивающая программа развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста по содержанию является культурологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - групповой; по времени реализации - годичной.
Развитие интеллекта - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Уже с младшего возраста главной задачей я ставлю интеллектуальное развитие и сохранение индивидуального в ребёнке. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество - количество, пространство - время, целое - часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Новизна программы состоит в том, что в соответствии с основными принципами дифференцированной теории когнитивного развития и обучения Н.И. Чуприковой мы полностью отказались от принятой в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое - познавательному развитию, третье - развитию речи и т.д. В программе “Эрудит” каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие - это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну знаний, которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.
Актуальность программы обусловлена тем, что за последнее десятилетие система образования в России очень резко изменилась. Мы ушли от авторитарной педагогики, от однообразия, но при этом в большей степени утратили стабильность. Большинство родителей стремятся к тому, чтобы их дети начинали учиться как можно раньше. Они хотели бы, чтобы в образовательной организации их ребенок серьезно и много занимался. Поэтому в последние годы стало меняться
учебное содержание, предлагаемое детям-дошкольникам. В программах появились |о задачи, ранее не стоявшие перед детьми и педагогами. ы
Актуальность программы состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.
Задачи программы
Развивающие:
°развитие восприятия (сенсорное) логического мышления, произвольного внимания, памяти
°развитие речи, умение делать выводы, анализировать, аргументировать ев высказывания
°развитие наблюдательности, воображения, творческого начала, направленной фантазии
°развитие графических навыков, мелкой моторики рук.
°развитие математических представлении детей на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации и смыслового соотнесения.
Воспитателъные:
- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями
- взаимодействие с семьей, направленное на гармоничное развитие личности путем индивидуального подхода к каждому ребенку.
Обучающие:
- расширение общего кругозора детей, пополнение словарного запаса
- формирование приемов умственной деятельности: сравнение, обобщение, классификация, анализ, аналогия, синтез.
Принципы реализации программы
- принципы интеграции образовательных областей - формирование у детей целостного представления о мире, активного познания действительности, развитие логики, мышления, коммуникативных
способностей, творческой активности, самостоятельности, веры в свои силы, расширение и активизация словаря
- принципы гуманистичности - ребенок рассматривается, как активный субъект совместной с педагогом деятельности
- принципы индивидуального подхода - максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка
- принципы проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
- связь теории и практики - те знания, которые дети получают в НОД, воплощаются в практической деятельности
- принцип доступности - занимательный материал по содержанию доступен, подобран с учетом реальных возможностей детей
- принцип наглядности - обеспечивает применением разнообразного наглядного материала
- принцип психологической комфортности - рядом с родителями дети чувствуют себя спокойно, обстановка доброжелательная, взрослые верят в силы ребенка.
Показатели результативности образовательной программы
Показатель | Формы и методы диагностики |
Уровень культуры обучающихся | Беседа, наблюдение |
Уровень развития творческого мышления | Выставки, конкурсы, оценка уровня выполнения творческих заданий |
Уровень развития познавательной активности | Наблюдение, беседа, игра - импровизация |
Уровень развития мышления | Диагностические задания, беседа, опрос |
Уровень развития коммуникативных способностей | Игра - беседа, наблюдение |
Уровень развития символических способностей (воображения и игры) | Наблюдение, беседа |
Отличительной особенностью программы дополнительног7о образования детей «Эрудит» является комплексное взаимодействие разделов программы, где присутствует единый игровой сюжет.
Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования- принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Методы и приемы обучении:
о Наглядный;
о Словесный;
о Практический
На занятиях детям предлагается как новый повторения и закрепления усвоенных знаний.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 5 до 7 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии - групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей —
по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления, усвоенных ранее знаний, поэтому его организация должна быть строго продумана педагогом и четко выполнена. Конспекты составлены таким образом, что новый материал излагается довольно подробно, составлен в игровой форме.
Все занятия проводятся в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей.
Во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей.
Дети в силу своих возрастных особенностей допускают ошибки. Используем ошибки детей для повторного объяснения, закрепления пройденного материала. Уделяется особое внимание подбору материала для занятий, игровых приемов и дидактических игр, которые и составляют специфику обучения детей от пяти до семи лет.
Режим занятий: Объем программы «Эрудит» составляет 32 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу. Продолжительность одного занятия - 30 минут. Оптимальная наполняемость группы не должна превышать 15 детей.
Учебно - тематический план интеллектуального развития детей 5-7 лет
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1. | Практический курс математики. | 21 |
2. | Развитие речи и мышления. | 21 |
о J . | Графические навыки и развитие моторики. | 10 |
4. | Развитие памяти, внимания. | 10 |
5. | Развитие творческого мышления. | 10 |
Итого: | 72 часа |
Содержание программы
Раздел I Практический курс математики.
Сформировать у детей представление о величинах: длина предмета, высота предмета, ширина предмета, объем (вместимость) жидких и сыпучих веществ. Научить сравнивать по длине, ширине, высоте, объему (вместимости).
Закрепить умение ориентироваться в пространстве: вперед-назад, вверх-вниз, направо- налево. Познакомить с временными отношениями: раньше - позже, вчера-сегодня--завтра. Научить замечать последовательности событий.
Закреплять умение выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Закрепить название и свойства плоскостных геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Познакомить со свойствами объемных фигур круг, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма. Учить прямому и обратному счету в пределах до десяти.
Раздел II Развитие речи и мышления.
Речь и её значение. Предложение. Составление предложений по картинке. Выстраивание последовательности картинок и составление рассказа по ней. Описание предмета. Определение предмета по его описанию. Заучивание скороговорок, небольших стихотворений. Обогащение словарного запаса.
Учить ребенка строить простейшие умозаключения, находить недостающие части целого, находить предметы объединенные каким-либо общим признаком (обобщение и классификация). Учить выполнять упражнения на нахождение закономерностей, на установления логических связей, находить отличия по картинкам (развитие наглядно-образного мышления).
Раздел III Графические навыки и развитие моторики.
Крупная и мелкая моторика. Упражнения на координацию движений. Пальчиковая гимнастика. Игры с мячом. Развитие умения владеть карандашом, шариковой ручкой. Штриховка, раскрашивание. Формирование умения « видеть строку» и рисовать или писать в ней; « видеть клеточки» и чётко и точно вести по ним рисунок.
Раздел IV Развитие памяти, внимания.
Учить детей запоминать несколько картинок; рассказывать наизусть стихотворения; пересказывать близко к тексту (прочитанное педагогом) произведение; сравнивать два изображения по памяти; определять последовательность событий.
Учить выполнять задание не отвлекаясь, находить отличия между предметами; выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; находить пары одинаковых предметов; копировать узор или движение.
Раздел V Развитие творческого мышления
Цикл творческих занятий «Дорисуй-ка»:
Обучить ребенка правилам поведения в творческой среде, методам коллективного интуитивного решения творческой задачи.
Развить у дошкольника мотивацию самовыражения как важного условия реализации его творческого потенциала. На заключительных занятиях походит выставка работ детей, просмотр работ родителями, выражение ими одобрения идей детей. Вместе с родителями дети создают альбом своих работ.
Цикл творческих занятий «Фабрика игрушек»:
Альбом включает незавершенные объекты для создания различных игрушек.
Задания цикла «Фабрика игрушек» направлены на развитие у детей способности создавать имеющие смысл рисунки с помощью разработки деталей на представленных объектах и способности к продуцированию идей. Научить детей словесному описанию игрушки, которую намеривается создать.
Предполагается, что при условии успешного усвоения программы , обучающиеся будут знать и уметь:
Внимание
Выполнять задания, не отвлекаясь.
Находить отличия между предметами или рисунками.
Копировать узор или движение.
Играть в игры на внимательность и быстроту реакции, по правилам.
Математика
°Цифры от 1 до 10; знаки « + », « - », « = », « > », « < ».
°Решать задачи в одно действие.
°Делить целое части.
°Прямой и обратный счет в пределах первого десятка.
°Уметь получать число (первого десятка), прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
°Знать название и характеристики геометрических фигур (плоскостных и объемных).
°Выделять из множества предметов один или несколько предметов,
обладающих заданным свойством;
°Показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами;
°Сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя [и практические способы;
° Пересчитывать элементы данного конечного множества; читать любое число от 1 до 10;
°Называть и различать геометрические фигуры: шар, куб, круг, квадрат, треугольник.
°Определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или во множествах элементов поровну;
°Называть числа в прямом и в обратном порядке от 1 до 10;
°Сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше»,
«меньше»;
Память
Уметь запоминать несколько картинок.
Запоминать считалочки.
Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
Уметь воспроизводить по памяти рассказанное событие или рассказ.
Определять последовательность событий.
Запоминать и удерживать в памяти действие, на определенном промежутке времени.
Мышление
Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
Складывать из конструктора, по образцу, любую фигуру.
Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе
бумаги.
Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
Складывать пазлы без посторонней помощи.
Находить объяснения и устанавливать причинные связи.
Моторика, графические навыки.
Регулировать силу нажима на карандаш или кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета. Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
Штриховать фигуры, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
Развитие речи.
1. владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;
2. уметь различать звуки речи на слух;
3. уметь составлять простые предложения;
4. пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам;
5. конструировать буквы;
5. штриховать по образцу.
Методическое обеспечение программы
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование
Для детей 5-6 лет
Месяц | Раздел | Тема | Кол-во часов | Формы и методы проведения занятий |
Сентябрь | Развитие речи и мышления | Знакомство с группой, правила поведения на занятиях. | 1 | Форма занятия - групповая. Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. |
Знакомство с группой, правила поведения на улице. | 1 | |||
Классификация предметов. | 1 | |||
Развитие памяти и внимания | Найди различия в картинках. | 1 | ||
Развитие зрительной памяти: запомни содержание сюжетной картинки. | 1 | |||
Графические навыки, развитие моторики | Учиться аккуратно проводить линию, не отрывая карандаш от бумаги. | 1 | ||
Пальчиковые игры, упражнения с прищепками. | 1 | |||
Первые ступени математики | Сравнение нескольких предметов по величине. | 1 | ||
Сравнение нескольких предметов по ширине. | 1 | |||
Октябрь | Развитие речи и мышления | Пересказ небольшого текста: «Послушай рассказ и попробуй его повторить». Правильное употребление в речи предлогов: | 1 | Форма занятия - групповая. Наблюдение, рассматривание картин, |
1 |
« в », « перед », « около ». | игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. | |||
Развитие памяти и внимания | Найди различия в картинках. | 1 | ||
Нахождение одинаковых предметов. | 1 | |||
Графические навыки, развитие моторики | Проводить замкнутые округлые линии точно по контуру. | 1 | ||
Пальчиковые игры, упражнения с прищепками. | 1 | |||
Первые ступени математики | Сравнение нескольких предметов по высоте. | 1 | ||
Сравнение количества предметов: «больше - меньше» | 1 | |||
Ноябрь | Развитие речи и мышления | Учиться называть противоположные понятия. | 1 | |
Учиться составлять небольшой рассказ о предмете с элементами описания. | 1 | |||
Развитие памяти и внимания | Учиться классифицировать предметы. | 1 | Форма занятия - групповая. Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. | |
Нахождение у предметов общих признаков. | 1 | |||
Г рафические навыки, развитие моторики | Проводить прямые линии в разных направлениях. | 1 | ||
Пальчиковые игры, упражнения с прищепками. | 1 | |||
Первые ступени математики | Соотнесение цифры и количества предметов. | 1 | ||
Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. | 1 | |||
Декабрь | Развитие речи и мышления | Расширяем словарный запас; правильно строить предложения. | 1 | |
Нахождение предмета по заданным признакам. | 1 1 |
Развитие памяти и внимания | Развитие зрительной памяти: «Запомни нарисованные предметы». | 1 | ||
Нахождение на рисунке нужных предметов. | 1 | |||
Г рафические навыки, развитие моторики | Проводить дугообразные линии. Пальчиковые игры, упражнения с карандашами и счетными палочками. | 1 | ||
Первые ступени математики | Представление о числе 1. Образование числа 2. Знакомство с цифрами 1 и2. | 1 | ||
Пространственные отношения: длиннее - короче. | 1 | |||
Январь | Развитие речи и мышления | Узнай сказочного персонажа, составь о каждом из них небольшой рассказ. | 1 | Форма занятия - групповая. Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. |
Правильное употребление в речи предлогов: « над », « под ». | 1 | |||
Развитие памяти и внимания | Нахождение одинаковых предметов. | 1 | ||
Учиться запоминать предметы парами. | 1 | |||
Графические навыки, развитие моторики | Учиться аккуратно обводить рисунок. | 1 | ||
Пальчиковые игры, упражнения с карандашами и счетными палочками | 1 | |||
Первые ступени математики | Представление о круге и шаре, их распознавание. | 1 | ||
Образование числа 3. Счет до трех, Знакомство с цифрой три. | 1 | |||
Февраль | Развитие речи и мышления | Учимся называть части и действия предметов. | 1 | Форма занятия - групповая. Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, |
Загадки о предметах окружающего мира. | 1 |
чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. | ||||
Развитие памяти и внимания | Учиться находить части одного предмета. | 1 | ||
Учиться запоминать сюжетные картинки. | 1 | |||
Графические навыки, развитие моторики | Дорисуй картинку по образцу. | 1 | ||
Пальчиковые игры, упражнения с карандашами и счетными палочками. | 1 | |||
Первые ступени математики | Временные отношения: раньше - позже. | 1 | ||
Образование числа 4. Счет до четырех, Знакомство с цифрой четыре. | 1 | |||
Март | Развитие речи и мышления | Запомни потешку и расскажи ее с выражением. | 1 | Форма занятия - групповая. Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. |
Учиться логически рассуждать и аргументировать свой ответ. | 1 | |||
Развитие памяти и внимания | Классификация предметов. | 1 | ||
Запомнить количество предметов. | 1 | |||
Графические навыки, развитие моторики | Проводим сложные линии точно по контуру. | 1 | ||
Пальчиковые игры, упражнения с бусинами и скрепками. | 1 | |||
Первые ступени математики | Образование числа 5. Счет до пяти, Знакомство с цифрой пять. | 1 | ||
Образование числа 6. Счет до шести, Знакомство с цифрой шесть. | 1 | |||
Апрель | Развитие речи и мышления | Правильно называть действия людей разных профессий, составлять небольшой рассказ. | 1 | Форма занятия - групповая. Наблюдение, рассматривание картин, |
Учиться анализировать и объяснять свой выбор; различать и правильно называть части суток, выделять на картинке их характерные признаки. | 1 | игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. | ||
Развитие памяти и внимания | Запомнить количество предметов в группах. | 1 | ||
Учимся находить одинаковые предметы. | 1 | |||
Графические навыки, развитие моторики | Проводить ритмичные дугообразные линии слева на право и наоборот. | 1 | ||
Пальчиковые игры, упражнения с бусинами и скрепками. | 1 | |||
Первые ступени математики | Образование числа 7. Счет до семи, Знакомство с цифрой семь. | 1 | ||
Образование числа 8. Счет до восьми, Знакомство с цифрой восемь. | 1 | |||
Май | Развитие речи и мышления | Учиться правильно употреблять в речи слова противоположные по смыслу. | 1 | Форма занятия - групповая Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. |
Учиться логически рассуждать, объяснять свой выбор. | 1 | |||
Развитие памяти и внимания | Учиться запоминать нарисованные предметы. | 1 | ||
Учиться сравнивать рисунки и находить отличия. | 2 | |||
Графические навыки, развитие моторики | Проводить прямые линии и рисовать окружности против часовой стрелки. | 1 | ||
Пальчиковые игры, упражнения с бусинами и скрепками. | 1 | |||
Первые ступени | Образование числа 9. Счет до девяти, Знакомство с цифрой девять. | 1 |
математики | Образование числа 10. Счет до десяти, | 1 | ||
Знакомство с цифрой десять. |
Календарно-тематическое планирование
Для детей 6-7 лет
Месяц | Раздел | Тема | Кол-во часов | Формы и методы проведения |
Сентябрь | Практически й курс математики | Выявление уровня сформированности математических представлений у детей. | 1 | Форма занятия - групповая. |
Временные представления: раньше - позже. | 1 | |||
Образование числа 11. Счет до одиннадцати. Знакомство с цифрой 11. | 1 | Наблюдение, рассматривание игровой метод, упражнения, чтение детской литературы, | ||
Развитие речи и мышления | Предложения с предлогами «по», «над», «в». | 1 |
чтение детской литературы, | |
Нахождение закономерностей в расположении картинок. | 1 | |||
Отличительные признаки предметов. | 1 | |||
Графические навыки и развитие моторики | Проведение дугообразных линий. | 1 | ||
Учимся обводить рисунки по контуру. | 1 | |||
Развитие | Сравнение количества предметов | 1 |
памяти и внимания | в группах. | ||||
Сравни рисунки и найди отличия. | 1 | чтение детской литературы, Форма занятия - групповая. | |||
Развитие творческого мышления | Вводное занятие по циклу: «Дорисуй-ка». | 1 | |||
Задание: «Увидеть в предлагаемом стимуле ■ образ и дорисовать его». | 1 | ||||
Октябрь | Практически й курс математики | Квадрат, куб, сходства и различия. | 1 | ||
Пространственные отношения: вверху -внизу, сравнение по высоте. | 1 | ||||
Развитие речи и мышления | Расширение словарного запаса; учиться узнавать и правильно называть птиц; составлять о них небольшой рассказ. | 1 | |||
Учимся соотносить предметы по смыслу. | 1 | ||||
Называть правильно действия, отвечать на вопросы полными предложениями. | 1 | Наблюдение, рассматривание игровой метод, упражнения, чтение детской литературы, | |||
Графические навыки и развитие моторики | Учиться проводить контурную линию. | 1 | |||
Нарисуй предметы по образцу. | 1 | ||||
Учиться проводить петлеобразные линии. | 1 | ||||
Развитие памяти и внимания | Запомни количество предметов. | 1 | |||
Кто где спрятался? | 1 | ||||
Запомни нарисованные предметы. | 1 | ||||
Развитие творческого мышления | Цикл «дорисуй-ка»: «Особая тщательность дорисовывания, детальная проработка образов». | 1 | |||
Ноябрь | Практически й курс математики | Образование числа 12.Счет до двенадцати. Знакомство с цифрой 12. | 1 | Форма занятия - групповая. Наблюдение, рассматривание игровой метод, упражнения, чтение детской литературы, | |
Пространственные отношения: шире - уже. | 1 | ||||
Овал и круг, их признаки. | 1 | ||||
Развитие речи и мышления | Скороговорки: быстрое и правильное произношение. | 1 | |||
Отгадывание загадок. Узнай и правильно назови фрукты и овощи. | 1 | ||||
Графические навыки и - развитие моторики | Задание на координацию движения руки: проведи линию по середине дорожки. | 1 | |||
Проведи петлеобразные линии. | 1 | ||||
Развитие памяти и внимания | Учиться запоминать количество предметов в группах. | 1 | |||
Найди одинаковые предметы. | 1 | ||||
Развитие творческого мышления | Цикл «Дорисуй-ка»: «Научить объединять изображения общим сюжетом». | 1 | |||
Декабрь | Практически й курс математики | Пространственные отношения: впереди - сзади - между. Ритм. | 1 | ||
Образование числа 13.Счет до тринадцати. | 1 | ||||
Знакомство с цифрой 13. | |||||
Развитие | Учимся различать одушевленные и | Наблюдение, рассматривание игровой метод, упражнения, чтение детской литературы, | |||
Классификация предметов. | |||||
Установить правильную последовательность событий. | |||||
Графические навыки и развитие моторики | Аккуратно проводить волнистые линии. | ||||
Развитие координации движения руки - научиться проводить дугообразные линии, не отрывая карандаш от бумаги. | |||||
Развитие памяти и внимания | Сравни рисунки и найди отличия. | ||||
Научиться запоминать нарисованные | |||||
Развитие творческого мышления | Вводное занятие по циклу: | ||||
Цикл «Фабрика игрушек» - | |||||
Январь | Практический курс | Порядковый счет. | Форма занятия - групповая. | ||
Образование числа 14.Счет до четырнадцати. Знакомство | |||||
Развитие мышления | Учиться выделять в словах первый звук, составлять рассказ о предмете. | Форма занятия - групповая. | |||
Учиться различать звук и букву в слове. |
Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, беседа, чтение детской литературы, моделирование, игры, элементарные опыты, беседа, рассказ педагога, рассказ детей. | ||||
Различать и правильно называть диких животных; составление о них небольшого рассказа с элементами описания. | 1 | |||
Графические навыки и развитие моторики | Проводить петлеобразные линии сверху вниз и наоборот. | 1 | ||
Развитие координации руки: «Дорисуй животных, птиц, рыб». | 1 | |||
Развитие памяти и внимания | Учиться концентрировать внимание, ориентироваться на листе бумаги. | 1 | ||
Сравнивание рисунков и нахождение отличий. | 1 | |||
Развитие творческого мышления | Цикл «Фабрика игрушек» - «Звонкий мяч». | 1 | ||
Цикл «Фабрика игрушек» - «Одеяло для куклы». | 1 | |||
Февраль | Практически й курс математики | Сравнение по длине, ширине и толщине. | 1 | Форма занятия - групповая. Наблюдение, рассматривание картин, |
Образование числа 15.Счет до пятнадцати. Знакомство с цифрой 15. | 1 | |||
Призма и пирамида, их признаки. | 1 | |||
Развитие речи и мышления | Классификация предметов: «Найди лишний рисунок и объясни почему он не подходит к остальным». | 1 | ||
Составление рассказа с элементами описания. | 1 | |||
Графические | Обведение рисунков точно по контуру. | 1 |
навыки и развитие моторики | Учимся аккуратно проводить контурную линию и раскрашивать рисунок. | 1 | игровом метод, упражнения, чтение детской литературы, | |
Развитие памяти и внимания | Уметь правильно различать и называть геометрические рисунки. Найди предмет похожий на квадрат, круг, треугольник. | 1 | ||
Развитие пространственного мышления - учиться соотносить предметы по цвету, форме и размеру, подбирать детали подходящие друг другу. | 1 | |||
Развитие творческого мышления | Цикл «Фабрика игрушек» - «Мягкая зверушка». | 1 | ||
Цикл «Фабрика игрушек» - «Игрушечный автомобиль». | 1 | |||
Цикл «Фабрика игрушек» - «Домик в деревне». | 1 | |||
Март | Практический курс математики | Образование числа 16.Счет до шестнадцати. Знакомство с цифрой 16. | 1 | Форма занятия - групповая. Наблюдение, рассматривание |
Символы. Таблицы. | 1 | |||
Образование числа 17.Счет до семнадцати. Знакомство с цифрой 17. | 1 | |||
Развитие речи и мышления | Умение концентрировать внимание, решать задачи на сообразительность. | 1 | ||
Расширение словарного запаса: «Как называется эта группа предметов? Что у них общего? В чем различие?» | 1 | |||
Графические навыки и | Штриховка фигур, не выходя за контуры рисунка. | 1 |
развитие моторики | Учиться симметрично отображать рисунок. | 1 | Форма занятия - групповая. Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, | |
Развитие памяти и внимания | Нахождение предметов определенной формы. | 1 | ||
Найди одинаковые предметы. | 1 | |||
Развитие творческого мышления | Цикл «Фабрика игрушек» - «Веселый кораблик». | 1 | ||
Цикл «Фабрика игрушек» - «Бабочка». | 1 | |||
Апрель | Практический курс математики | Образование числа 18. Счет до восемнадцати. Знакомство с цифрой 18. | 1 | |
Сравнение по объему, измерение объема. Измерение длины. | 1 | |||
Развитие речи и мышления | Классификация предметов, нахождение предмета который не подходит к остальным | 1 | ||
Различать и правильно называть виды посуды и для чего она используется. | 1 | |||
Графические навыки и развитие моторики | Аккуратно раскрашивать рисунок. | 1 | ||
Развиваем координацию движения руки: «Дорисуй и раскрась картинку». | 1 | |||
Развитие памяти и внимания | Сравни рисунки и найди отличия. | 1 | ||
Найди на рисунке нужные фрагменты. | 1 | |||
Май | Развитие творческого мышления | Цикл «Фабрика игрушек» - «Разноцветный попугай». | 1 | |
Цикл «Фабрика игрушек» «Грустный зайка». | 1 | |||
Цикл «Фабрика игрушек» - | 1 | |||
Май | Практический курс математики | Образование числа 19.Счет до девятнадцати. | 1 | Форма занятия - групповая. Наблюдение, рассматривание картин, игровой метод, упражнения, |
Развитие речи и мышления | Образование числа 20.Счет до двадцати. | 1 | ||
Графические навыки и развитие моторики | Цилиндр, конус, их признаки. | 1 | ||
Развитие творческого мышления | Различать и правильно называть времена года | 1 | ||
Решение задач на сообразительность. | 1 | |||
Классификация предметов. | 1 | |||
Копирование рисунка по клеточкам. | 1 | |||
Чего на рисунке не хватает? Дорисуй. | 1 | |||
Нахождение недостающих деталей у | 1 | |||
Нахождение на рисунке определенных | 1 | |||
Цикл «Фабрика игрушек» -«Неваляшка» | ||||
Цикл «Фабрика игрушек» - «Любимая игрушка». | ||||
Цикл «Фабрика игрушек» - «Какая это игрушка». |
Список используемой литературы.
1.Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И., и др. Чего на свете не бывает. Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. - М.,1991.
2.Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет. Развитие речи и воображения. М.,2010.
3.Андреева И.С. Уроки развития творческих способностей. Развивающее пособия. Букмастер. 2012.
4.Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. Пособие дляпедагогов дошкольных учреждений. Владос. 2013.
5.Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей: - Самара: Самар. Дс^ is печати, 1994.
6.Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997. is
7. Еолубина Т.С. Чему научит клеточка : метод, пособие для подготовки дошкольников письму.-М.: Мазайка- Синтез,2005. У
8.Елкина Н.В. , Маряиичева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем».- Ярославль, 1997. is
9. Жукова О. Большая книга для подготовки детей к школе. Вся программа дошкольного образования. ACT, 2014.
10. Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Столяр А.А., Чеботаревская. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. М., 1991. У
11. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развитие математических представлений у дошкольников 2-е изд. переработанное дополненное. ТЦ Сфера. 2015.
12. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Тетрадь для детей 5-7 лет. 2-е изд; исп.-М.: ТЦ Сфера, 2013.
13. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развитие математических представлений у дошкольников.2-е изд переработанное дополненное. ТЦ Сфера. 2015.
14. Михайлова З.А. Математика-это интересно. Санкт-Петербург: изд. «Детство Пресс», 2003.
15.Новикова В.П. Математика в детском саду. М.: «Мозаика-Синтез», 2000.
16.Новотворцева Н.В. Развитие речи детей.- Кн. 3.- Ярославль: Академия развитиу 1997.
17. Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»2002. "
18. Панова Е.Н. Дидактические игры - занятия в ДОУ: /старший возраст
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж : «Учитель», 2006.
19. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996.
20.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей,- Ярославль, 1996.
21.Смоленцева А.А. Математика до школы. Н-Повгород,1996.
22.Тюменцева С.Н. Готовим пальчики к письму. Методическое пособие.
23.Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. М.ТЦ Сфера, 2011.
24. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Мет. Пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2013
25.Фомина Л.В. Развиваэщие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки. –Ярославль: Академия развития, 2007.
26.Хамидулина Р.М. математика. Подготовка к школе. Сценарии занятий. –Издательство «Экзамен», 2009.
27.Харько Т.Г., Воскобович в.В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. –СП 2007.
28.Черемошкина Л.В.Развитие детей: пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: академия развития, 1997.
29. Шевелев К. Развитие математических способностей у дошкольников. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Ювента, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЮНЫЙ ЭРУДИТ»
Интеллектуальная игра...
Конспект интеллектуальной игры "Юный эрудит"
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддержать интерес к интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность,...
Интеллектуальный марафон "Юный эрудит" для подготовительной группы.
Развитие умственных способностей детей и логического мышления....
Интеллектуальная игра "Юный эрудит"
Интеллектуальная игра "Юный эрудит"...
Интеллектуальная игра "Юный эрудит"
Победила дружба...
Сценарий интеллектуальной игры "Шашечный эрудит"
Вашему вниманию предлагается сценарий проведения олимпиады по шашкам ввиде ителлектуальной игры, которая проходит в 3 этапа: викторина, знание комбинаций игры в шашки, умение ориентироваться на шашечн...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Эрудит"
Пояснительная записка Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. Данная программа направлена на естественнонаучное развит...