Проекты по созданию коррекционно-развивающей среды и разнообразию пространства территории детского образовательного учреждения
проект по теме
Чтобы время пребывания на свежем воздухе было для детей с ОВЗ интересным, разнообразным и максимально полезным, очень важно правильно и эффективно использовать пространственную среду образовательного учреждения с учётом современных требований и возможностей.
В нашем детском саду были разработаны и реализуются следующие проекты разнообразия территории: «Тропа здоровья», «Поляна сказок», «Огород», «Птичий дворик».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Букина Наталья Александровна – старший воспитатель,
ГКОУ МО НШДС №737 г. Видное
«Проекты по созданию коррекционно-развивающей среды и разнообразию пространства территории детского образовательного учреждения»
На развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья большое влияние оказывает окружающая среда. В нашем образовательном учреждении обучаются дети с тяжёлыми речевыми нарушениями, поэтому в создании предметно-развивающего пространства большое значение имеет создание коррекционно-развивающей речевой среды.
Коррекционно-развивающая речевая среда – это та среда, в которой создаются условия для коррекции познавательной сферы, коррекции речи, стимуляции речевой и учебной деятельности, речевого общения.
Чтобы время пребывания на свежем воздухе было для детей с ОВЗ интересным, разнообразным и максимально полезным, очень важно правильно и эффективно использовать пространственную среду с учётом современных требований и возможностей.
В ГКОУ МО НШДС № 737 были разработаны и реализуются следующие проекты разнообразия территории: «Тропа здоровья», «Поляна сказок», «Огород», «Птичий дворик».
1. «ТРОПА ЗДОРОВЬЯ»
Цели и задачи «Тропы здоровья»:
- укрепления здоровья детей;
- улучшение координации движения;
- улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
- повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
- улучшение психоэмоционального состояния детей;
- приобщение детей к здоровому образу жизни.
Оборудование:
- спортивное (ребристая доска, мостик, скамейки);
- игровое (парковые скульптуры, поделки из природного и бросового материала);
- покрытие (травяной покров, песчаная поверхность, поверхность с галькой, щебень, искусственная трава);
- озеленение (цветы, кустарники, травянистые растения)
Описание:
«Тропа здоровья» расположена по периметру ограждения в северо-западной части территории ГБОУ. Она пролегает в тенистом месте с хорошим солнечным освещением. Дети имеют возможность получать световоздушные ванны, являющиеся мягкой закаливающей процедурой.
Профилактике плоскостопия способствуют участки «Тропы здоровья» с разным покрытием, по которым дети могут ходить и в обуви (начало Тропы) и босиком.
На «Тропе здоровья» используется различное спортивное оборудование для укрепления мышц плечевого пояса и спины, а также для улучшения осанки детей.
На «Тропе здоровья» предусмотрено место для отдыха, приёма напитков (сока или витаминизированного напитка), дыхательных упражнений.
Функционирование «Тропы здоровья»
Учитывая, что в летний период воспитанники большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется в течение всего дня. На ней дети выполняют следующие упражнения:
- упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; ходьба в полуприсяде («Утиная ходьба»); ходьба с высоким подниманием бедра («Журавли»); ходьба со скользящим движением ног («Конькобежец»);
- упражнения с предметами и с использованием оборудования: ходьба по ребристой поверхности, мостику; ходьба с мячом на голове; ходьба по крупной и мелкой гальке, ходьба с препятствиями; лазание под натянутой между деревьями верёвке; захват предметов стопами ног;
- ходьба и бег между препятствиями (пеньками, спилами деревьев);
- подвижные игры: «Кошка прячется», «Мы идём в поход», «Зоопарк», «Дорожка препятствий», «Не оставайся на земле».
«Тропа здоровья» используется и в вечернее время. Выполняются рекомендации для восстановления сил после насыщенного дня:
- посидеть на скамейке 2-3 мин с закрытыми глазами;
- вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;
- сделать несколько дыхательных упражнений;
- походить босиком по песку, траве, ребристой деревянной дорожке;
- покатать жёлуди, шишки ступнями ног;
2. «ПОЛЯНА СКАЗОК»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ «ПОЛЯНЫ СКАЗОК»:
- создание предметно – развивающей среды для речевого, эмоционального, художественно-эстетического развития детей, игровой и двигательной деятельности;
- овладение педагогами новыми воспитательными и образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно – пространственной среды;
- обучение детей разнообразным выразительным средствам
Оборудование:
- крытая беседка для разнообразной деятельности детей;
- парковые скульптуры сказочных героев;
- озеленение (кустарники, цветы);
- кованая арка с вьющимися растениями
При обучении детей средствам речевой выразительности используются знакомые и любимые сказки и сказочные персонажи. Разыгрывание сказок, общение со сказочными персонажами позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, пантомима, движения).
«ОГОРОД»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА «ОГОРОД»:
- развитие наблюдательности и любознательности детей в результате ознакомления с огородными работами;
- развитие мелкой моторики;
- расширение представлений детей о культурных растениях средней полосы России, их названии;
- формирование представления о неживой природе, её влияния на жизнь растений;
- речевое общение в процессе деятельности
Оборудование:
- огородные «голландские» грядки;
- инструменты для огородных работ (совки, лейки, тяпки, ведёрки, палочки, пр.);
- клеёнчатые фартуки, нарукавники;
- семена и луковицы культурных растений;
- ящики для рассады;
- земля, торф;
- чучело
Работа проводится на огороде во время занятий по ознакомлению с окружающим, прогулок, трудовых действий.
Дополнительно используются такие методы работы, как наблюдения за объектами в естественных условиях, рассматривания серии картин, чтения художественной и природоведческой литературы, просмотр видеозаписи телепередач, игровой и театрализованной деятельности.
«ПТИЧИЙ ДВОРИК»
Цели и задачи проекта «Птичий дворик»:
- развитие речи, стимуляция речевой и учебной деятельности;
- воспитание любви к природе, заботливого отношения к домашним птицам, желания ухаживать за ними;
- закрепления знаний детей о домашних птицах
Оборудование:
- парковые скульптуры домашних птиц;
- прудик для водоплавающих птиц;
- кормушки и поилки;
- корзины, гнёзда для кладки яиц;
- озеленение, ограждение
Работа по созданию коррекционно-развивающей среды на территории ДОО дала положительные результаты для коррекционно-познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического, трудового, экологического воспитания дошкольников, разнообразия их игровой и двигательной деятельности.
Педагоги получили возможность применять новые интересные методы и приёмы в обучении дошкольников.
Также, благодаря оформлению отдельных зон, стала благоустроенной и функциональной вся территория детского сада.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/11/13/ogorod-1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/11/13/polyana_emotsiy.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/11/13/ptichiy_dvorik.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/11/13/tropa_zdorovya-_2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/11/13/tropa_zdorovya_-1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/11/13/polyana_skazok.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/31/picture-429257-1396275447.jpg)
Методическая разработка: «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Успешное внедрение инклюзивного обучения детей с особыми потребностями, требует решения задач на государственном уровне, а именно: формирование новой философии государственной политики относител...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-859515-1480502731.jpg)
Создание развивающей среды на территории дошкольного образовательного учреждения «Бабушкин дворик»
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, создаваемой в детском саду, отмечено, что среда...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/29/picture-461439-1404049196.jpg)
СТАТЬЯ «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Нормативно-правовые и научно-методические материалы последних десятилетий бесспорно доказывают необходимость создания в дошкольной образовательной организации предметно-развивающей среды для развития ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/26/picture-1374457-1640541845.jpg)
Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.
В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298031-1379403978.jpg)
Современные подходы к созданию коррекционно-развивающей среды в ДОУ и дома Как грамотно сформировать развивающую среду:Десять принципов
Описание подробно о 10 принципах к созданию условий развивающей среды...