Проекты по созданию коррекционно-развивающей среды и разнообразию пространства территории детского образовательного учреждения
проект по теме

Букина Наталья Александровна

Чтобы время пребывания на свежем воздухе было для детей  с ОВЗ интересным, разнообразным и максимально полезным, очень важно правильно и эффективно использовать пространственную среду  образовательного учреждения с учётом современных требований и возможностей.

     В нашем детском саду были разработаны и реализуются следующие проекты разнообразия территории: «Тропа здоровья», «Поляна сказок», «Огород», «Птичий дворик».

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Букина Наталья Александровна – старший воспитатель,                                    

                  ГКОУ МО НШДС №737 г. Видное

«Проекты по созданию коррекционно-развивающей среды и разнообразию пространства территории детского образовательного учреждения»

    На развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья большое влияние оказывает окружающая среда. В нашем образовательном учреждении обучаются дети с тяжёлыми речевыми нарушениями, поэтому в создании предметно-развивающего пространства большое значение имеет   создание коррекционно-развивающей речевой среды.

     Коррекционно-развивающая речевая среда – это та среда, в которой создаются условия для коррекции познавательной сферы, коррекции речи, стимуляции речевой и учебной деятельности, речевого общения.

     Чтобы время пребывания на свежем воздухе было для детей  с ОВЗ интересным, разнообразным и максимально полезным, очень важно правильно и эффективно использовать пространственную среду с учётом современных требований и возможностей.

     В ГКОУ МО НШДС № 737 были разработаны и реализуются следующие проекты разнообразия территории: «Тропа здоровья», «Поляна сказок», «Огород», «Птичий дворик».

   1.    «ТРОПА  ЗДОРОВЬЯ»

  Цели и задачи «Тропы здоровья»:

  • укрепления здоровья детей;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение психоэмоционального состояния детей;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни.

Оборудование:

  • спортивное (ребристая доска, мостик, скамейки);
  • игровое (парковые скульптуры, поделки из природного и бросового материала);
  • покрытие (травяной покров, песчаная поверхность, поверхность с галькой, щебень, искусственная трава);
  • озеленение (цветы, кустарники, травянистые растения)

Описание:

     «Тропа здоровья» расположена по периметру ограждения в северо-западной части территории ГБОУ. Она пролегает в тенистом месте с хорошим солнечным освещением. Дети имеют возможность получать световоздушные ванны, являющиеся мягкой закаливающей процедурой.

     Профилактике плоскостопия способствуют участки «Тропы здоровья» с разным покрытием, по которым дети могут ходить и в обуви (начало Тропы) и босиком.

     На «Тропе здоровья» используется различное спортивное оборудование для укрепления мышц плечевого пояса и спины, а также для улучшения осанки детей.

     На «Тропе здоровья» предусмотрено место для отдыха, приёма напитков (сока или витаминизированного напитка), дыхательных упражнений.

Функционирование «Тропы здоровья»

      Учитывая, что в летний период воспитанники большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется в течение всего дня. На ней дети выполняют следующие упражнения:

  • упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; ходьба в полуприсяде («Утиная ходьба»); ходьба с высоким подниманием бедра («Журавли»); ходьба со скользящим движением ног («Конькобежец»);

  • упражнения с предметами и с использованием оборудования: ходьба по ребристой поверхности, мостику; ходьба с мячом на голове; ходьба по крупной и мелкой гальке, ходьба с препятствиями; лазание под натянутой между деревьями верёвке; захват предметов стопами ног;

      -   ходьба и бег между препятствиями (пеньками, спилами деревьев);

  • подвижные игры: «Кошка прячется», «Мы идём в поход», «Зоопарк», «Дорожка препятствий», «Не оставайся на земле».

     «Тропа здоровья» используется и в вечернее время. Выполняются рекомендации для восстановления сил после насыщенного дня:

  • посидеть на скамейке 2-3 мин с закрытыми глазами;
  • вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;
  • сделать несколько дыхательных упражнений;
  • походить босиком по песку, траве, ребристой деревянной дорожке;
  • покатать жёлуди, шишки ступнями ног;

2. «ПОЛЯНА  СКАЗОК»

ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  «ПОЛЯНЫ  СКАЗОК»:

  • создание предметно – развивающей среды для речевого, эмоционального, художественно-эстетического развития детей, игровой и двигательной деятельности;
  • овладение педагогами новыми воспитательными и образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно – пространственной среды;
  • обучение детей разнообразным выразительным средствам

Оборудование:

  • крытая беседка для разнообразной деятельности детей;
  • парковые скульптуры сказочных героев;
  • озеленение (кустарники, цветы);
  • кованая арка с вьющимися растениями

      При обучении детей средствам речевой выразительности используются знакомые и любимые сказки и сказочные персонажи. Разыгрывание сказок, общение со сказочными персонажами позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, пантомима, движения).

 «ОГОРОД»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА  «ОГОРОД»:

  • развитие наблюдательности и любознательности детей в результате ознакомления с огородными работами;
  • развитие мелкой моторики;
  • расширение представлений детей о культурных растениях средней полосы России, их названии;
  • формирование представления о неживой природе, её  влияния на жизнь растений;
  • речевое общение в процессе деятельности

Оборудование:

  • огородные «голландские» грядки;
  • инструменты для огородных работ (совки, лейки, тяпки, ведёрки, палочки, пр.);
  • клеёнчатые фартуки, нарукавники;
  • семена и луковицы культурных растений;
  • ящики для рассады;
  • земля, торф;
  • чучело

      Работа проводится на огороде во время занятий по ознакомлению с окружающим, прогулок, трудовых действий.

     Дополнительно используются такие методы работы, как наблюдения за объектами в естественных условиях, рассматривания серии картин, чтения художественной и природоведческой литературы, просмотр видеозаписи телепередач, игровой и театрализованной деятельности.

«ПТИЧИЙ ДВОРИК»

Цели  и задачи  проекта  «Птичий дворик»:

  • развитие речи, стимуляция речевой и учебной деятельности;
  • воспитание любви к природе, заботливого отношения к домашним птицам, желания ухаживать за ними;
  • закрепления знаний детей о домашних птицах

Оборудование:

  • парковые скульптуры домашних птиц;
  • прудик для водоплавающих птиц;
  • кормушки и поилки;
  • корзины, гнёзда для кладки яиц;
  • озеленение, ограждение

     Работа по созданию коррекционно-развивающей среды на территории ДОО дала положительные результаты для коррекционно-познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического, трудового, экологического  воспитания дошкольников, разнообразия их игровой и двигательной деятельности.

     Педагоги получили возможность применять новые интересные методы и приёмы в обучении дошкольников.

     Также, благодаря оформлению отдельных зон, стала благоустроенной и функциональной вся территория детского сада.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное внедрение инклюзивного обучения детей с особыми потребностями, требует решения задач на государственном уровне, а именно: формирование новой философии государственной политики относител...

Создание развивающей среды на территории дошкольного образовательного учреждения «Бабушкин дворик»

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, создаваемой в детском саду, отмечено, что среда...

СТАТЬЯ «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Нормативно-правовые и научно-методические материалы последних десятилетий бесспорно доказывают необходимость создания в дошкольной образовательной организации предметно-развивающей среды для развития ...

Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.

В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ....