консультация для педагогов
консультация на тему

Театрализованная деятельность, как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста, ее организация и методика проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx96.37 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Кургана

«Детский сад № 109 «Журавушка»

Методическая разработка

Консультация для воспитателей

«Театрализованная деятельность, как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста, её организация и методика проведения»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=67930c8922aaa1aa0176eba4222e0b63-l&n=13

Воспитатель I квалификационной категории

Панова А.В.

2018 г.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.). Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность?

Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, высказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли», - до сих пор не потеряла свей актуальности. Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театральное искусство также оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание,  способствует раскрытию творческих способностей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски; умственно развиваются: думают, анализируют, делают выводы и обобщения. Таким образом, театрализованная деятельность помогает развивать ребёнка и всесторонне.

При организации театрализованной деятельности в ДОУ используются различные методы и формы работы в зависимости от возраста детей:

 - чтение с обсуждением сказок и авторских произведений;

 - артикуляционная гимнастика;

 - пальчиковые игры;

- драматизации сказок и произведений (игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки, подвижные игры с элементами драматизации;

  - игры на развитие интонационной выразительности;

 - театральные и музыкальные этюды;

 - театральные игры;

 - дидактические игры;

 - дыхательная гимнастика;

 - ритмопластика;

  - сочинение сказок;

 - творческие задания;

 - сказкотерапия;

 - логоритмические упражнения;

  - использование речевых средств: потешки, считалки, чистоговорки и др.

 - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним

На каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми отличаются

Во второй младшей группе, в основном используются такие формы работы:

 – имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки. Драматизация реализуется в пальчиковых играх, артикуляционной гимнастике, логоритмических упражнениях, физминутках

 - театральные встречи, где в роли актера, рассказчика выступает воспитатель

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Например, прочитав сказку «Лиса, заяц и петух» можно попросить детей показать образ смелого петушка в движении. Можно послушать русскую народную мелодию «Курочка и петушок» и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки. После этого можно предложить детям загадать загадки друг другу, имитируя движения различных животных. Причём, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Светы?» и т.д.).

В средней группе добавляется:

– участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме)

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

1 этап

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки (дом, лес, дорога т.п.), читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
  • Анализ событий, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.

2 этап

Распределения ролей:

  • Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.
  • Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.
  • В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т.д.
  • После распределения ролей и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.д. подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.

В старшем дошкольном возрасте:

 – инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения

Дети старшего возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности строится в два этапа:

1 этап

- педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям самим сочинить спектакль для своего выступления;

        - интересуется, понравилось ли детям произведение или нет, предлагает разыграть его по ролям;

        2 этап

-  распределение ролей, подготовка и проведение самого спектакля, и выступление на сцене.

Работа над ролью строится как с детьми среднего дошкольного возраста:

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки, выразительно читает текст произведения, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились;
  • Анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль;
  • После распределения и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим героям и т.д. обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей;
  •  Педагог подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – весёлый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.д.)

Работа над этюдами:

  • Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к  пониманию того, что для  накидки или костюма ребёнок сам выбирает цвета подходящие, соответствующие его точки зрения, его характеру. При этом очень важно избегать цветовых шаблонов (например, злой герой – цвета чёрные, добрый герой - светлые тона).
  • Затем от изобразительного образа переходим к движениям («А как двигается твой герой или кукла?»). Педагог выясняет у каждого ребёнка, каков характер его героя. Как можно движениями передать это (например, смелые и решительные зайцы двигаются быстро и уверенным шагом с высоко поднятыми мордашками. Их плечи расправлены, лапы засунуты в карман и т.п.).
  • От характеристики движений  педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа так же может осуществляться по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа, предлагает выбрать соответствующую интонацию, так же как и при выборе движений, подводит к обобщённым представлениям о характере речи образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап и т.д.
  • Участие родителей в этом процессе деятельности ребёнка желательно. Родители должны знать, что в этом возрасте детям очень важны их советы и рекомендации.                                              

Благодаря  театрализованной  деятельности  между детьми и родителями возникнет взаимопонимание  и сохранится на долгие годы. Они обязательно должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать костюм.

В подготовительном дошкольном возрасте:

– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

Методика работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.

Работа с детьми подготовительного дошкольного возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:

- первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.д.;

- второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т.д.

Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.

Упражнения

Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжения мышц:

- рубить дрова;

- нести тяжёлый ящики или чемодан;

- дотянуться до высоко висящей яблони и т.п.

Упражнения на расслабления мышц:

заснуть на стуле;

- сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т.п.

Упражнения на развитие воображения:

- передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;

- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это;

- в виде игры «испорченный телефон» передавать эмоции – злость, радость, грусть и т.п.

Работа над ролью строится следующим образом:

  • Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);
  • Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т.п.),
  • Распределение ролей
  • Непосредственная работа над ролью:

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т.д.

- сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков героя;

- работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпоритма исполнения, мимики, интонации;

- подготовка театрального костюма;

- создание образа с использованием грима.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Для организации театральной деятельности в группах немаловажно создание и постоянное обогащение развивающей среды.

Классификация видов театров:

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театр на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.

Рекомендуется иметь во всех группах

 костюмы и маски для игр - драматизаций;

 ширму;

 набор декораций;

 аудиотеку классической и релаксационной музыки, «звуков природы» и т.д.

Организация работы с кукольным театром

Вторая младшая группа

Дети обучаются простейшим приёмам управления куклами настольного театра.

Средняя группа

В начале года работа с настольными куклами продолжается. Знакомим с театральной ширмой. Для детей средней группы можно использовать укороченную ширму (высотой 75см). Происходит знакомство с куклой на гапите (гапит – палка, на которую насажена кукла). Управление куклой на гапите требует от ребёнка выдержки, терпения, определённых мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на неё (постепенно в действие вводятся шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики))

Старшая группа

В начале года продолжается работа с куклами на гапите. Затем происходит знакомство с куклами-марионетками. Дети узнают, что марионетки приводятся в движение при помощи ваги (вага – деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла). Во второй половине года можно познакомить детей с новым видом кукол с «живой рукой»

Подготовительная к школе группа.

В начале года продолжается работа с куклами с «живой рукой» и марионетками. Происходит знакомство с тростевыми куклами

У нас в детском саду происходит закрепление работы с куклами настольного театра, пальчикового, би-ба-бо

Работа над спектаклем с использованием куклы состоит из двух частей:

1.Подготовка кукол, ширмы и декораций;

2.Разучивание пьесы исполнителями и репетиции.

Педагогу необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке взрослый привлекает к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале педагог предлагает детям вспомнить, как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. Затем от разбора жизненных ситуаций переходить к обучению работе с куклами.

Педагог должен помнить следующие правила:

  • При распределении ролей обращать внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли;
  • Один и тот же взрослый исполнитель может сыграть одну или две роли, а ребёнок только одну;
  • Первые две – три репетиции проводятся с детьми без кукол, просто читается пьеса по ролям;
  • Репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует помнить, что кукла должна жить на сцене;
  • Для того чтобы помочь детям понять, какая кукла в данную минуту разговаривает, педагог объясняет им, что каждая кукла «говорит», она слегка двигается, сопровождая слова жестами рук, наклоном головы, даже всего корпуса.

Еще хотелось бы отметить, что организация работы по театрализованной деятельности должна вестись  в тесном контакте с родителями Всю театральную деятельность детей стремимся направить на сотрудничество с родителями, чтобы они были не только зрителями, но и союзниками педагогической деятельности группы и детского сада. Ведь какими бы прекрасными не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.

Дошкольное образование предполагает взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Основные направления работы с родителями в нашей группе (из опыта работы):

- Создание развивающей среды. (семья Емельяновых связала пальчиковые театры «Колобок», «Репка». Семьи Ивановых, Нифантовых сшили детские костюмы: леший, красная шапочка, кошка, поросёнок. Родители всех выпусков изготавливали, а сегодняшние родители изготавливают для своего ребёнка маски: животные дикие и домашние, грибочки.)

- Постановка кукольных представлений.

- Исполнение родителями ролей в праздниках (была практика, когда родители играли на утренниках роли: Сиянская Н.А.- курочка Ряба (во 2 мл. группе), Нифантова О.И. – мама (средняя группа), Емельянов А.С. – Дед Мороз – (старшая и подготовительная к школе группы))

- Постановка спектаклей – драматизаций (участвовали в городском фестивале «Игра легка, да суть глубока» на базе КЦ «Спутник» с семьёй Тропиных. Мама Елена Александровна и дочка Вероника играли сценку «Матрёшки», помогал им, играя роль Петрушки, Саша Иванов.)

-Совместные интегрированные мероприятия по театрализованной деятельности. (участие в импровизационных сценках на празднике мам)

 Участие родителей в театральной деятельности детей в детском саду необходимо. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в совместных театрализованных постановках.

Родители рассказывают, что обсуждение увиденного и совместная игра в театр могут продолжаться весь вечер после детского сада дома.

Таким образом, вовлекая родителей в активную театрализованную деятельность совместно с детьми и педагогами в ДОУ, мы создаём условия для укрепления эмоциональных связей ребёнка с его семьёй, что способствует более глубокому погружению детей в атмосферу игры, волшебства, праздника. Это позволяет нам поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.

     Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

    Театральная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...