Рабочая программа вокального кружка «Домисолька»
методическая разработка по теме
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vokalu_domisolka5-7let.doc | 370.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
центр развития детей – детский сад № 130
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130
_______________/ В.Г.Александрова./
«____»_____________ 2018-2019год
Рабочая программа
вокального кружка «Домисолька»
музыкальный руководитель Кротова Л.Ф.
Программу составила:
музыкальный руководитель
___________/Кротова Л.Ф./
Рассмотрена и одобрена на
педагогическом совете № 1
от «31» августа 2018 года
г. Калининград-2018 год
Пояснительная записка
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева). Программа по вокальному пению предназначена для детей 5-7 лет. Занятия в вокальном кружке «Домисолька» проводятся с сентября по май, 36 занятий в год. Основная форма работы с детьми– занятия длительностью 25 -30 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника;
развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
- Формирование интереса к вокальному искусству.
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развитие умений различать звуки по высоте;
- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
- Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
- Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
- Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
- пение по нотам
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать,
слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно
соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой
интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику
распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия.
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
- споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «бом» и др.);
- хорошо выговаривать согласные в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- использовать элементы дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения;
- вопросы;
- оценка качества исполнение песни
Примерный учебный план
Содержание | Количество занятий | |
5-6 лет | 6-7 лет | |
Восприятие музыки | 6 | 6 |
Артикуляция, выразительная дикция | 5 | 5 |
Освоение техники распределения дыхания | 5 | 5 |
Расширение певческого диапазона, чистота интонирования | 10 | 10 |
Эмоционально-выразительное исполнение | 10 | 10 |
Итого: | 36 | 36 |
Примерное распределения материала по пению
Репертуар | Количество занятий | ||
5-6 лет | 6-7 лет | ||
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением ) | 5 | 5 | |
Русские народные песни (без музыкального сопровождения) | 5 | 5 | |
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) | 10 | 10 | |
Детские эстрадные песни (под фонограмму) | 5 | 5 | |
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) | 5 | 5 | |
Песни из мультфильмов (под фонограмму) | 3 | 3 | |
Упражнения и попевки | 3 | 3 | |
Всего: | 36 | 36 |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.
Перспективное планирование 5-6 лет | |||
Октябрь – ноябрь | 1 часть | 2 часть | 3 часть |
Фольклор | Постановка речевого дыхания (стр. 227-240) Т.М. Власова Фонетическая ритмика; Упражнения на артикуляцию. Скороговорка. Распевки – прибаутки: -«Кукареку, петушок»; -«Кисонька-ласонька»; -«Василек»; -«Божья коровка» | Русские народные песни: -«Со вьюном я хожу», -«Ах, вы сени», -«На зеленом лугу», -«Гуси мои, гуси» -«Говорят у нас так» -«Чижик, чижик, чижичек» | Упражнения на развитие музыкальных способностей, импровизации голоса: «Как кричит кукушка?» «Вопрос – ответ» Музыкальная игра «Угадай, чей голосок?» «Чья очередь?» Музыкальная игра -«Прогулка» -«Зайцы» Музыкальная загадка |
Декабрь-январь | |||
Детские эстрадные песни | Постановка речевого дыхания (стр. 240-255) Т.М. Власова Фонетическая ритмика; Упражнения на артикуляцию. Скороговорка. Распевки-прибаутки «Тили-бом» «Ай, чу, чу, чу» «Барашеньки-крутороженьки» | Песни: «Три веселых зайчика»; «Ладошки»; «В новогоднем лесу»; | Упражнение на развитие музыкальных способностей: ритм, сила голоса, музыкальную память. Музыкальная игра (фольклор) «Капуста»; Музыкальная игра «Кот Васька»; Музыкальная игра «Слушай хлопки»; Музыкальная игра-загадка «Чья очередь?» |
Февраль-март | |||
Детские песни советских и современных композиторов | Постановка речевого дыхания (стр. 255-268) Т.М. Власова Фонетическая ритмика; Упражнения на артикуляцию. Скороговорки. Распевки-прибаутки
Распевки-потешки:
| Песни: «Про козлика»; «Вышли дети в сад зеленый»; «Кукушка»; «Песенка с гармошкой» | Музыкальная игра «Тень-тень»; Музыкальная игра «Лесенка-чудесенка»; Музыкальная игра «Научи матрешек танцевать»; Музыкальная игра «К нам пришли гости» |
Апрель-май | |||
Песни из мультфильмов | Постановка речевого дыхания (стр. 268-279) Т.М. Власова Фонетическая ритмика; Упражнения на артикуляцию. Скороговорки. Повторение пройденного. (Потешки, прибаутки, небылицы). | «Белые кораблики»; «Антошка»; «В траве сидел кузнечик»; «Голубой вагон» | Игровые задания для развития импровизации в песенном творчестве; Музыкальная игра «Отгадай, кто мы?» |
Период Февраль- март | 1 часть | 2 часть | 3 часть | ||
Распевки-прибаутки -«Тили-бом» -«Ай, чу, чу, чу» Распевки-потешки: -«Валяй, валяй каравай»; -«Андрей-воробей» | |||||
Период Апрель-май | |||||
Песни из мультфильмов | Постановка речевого дыхания (стр. 268-279) Т.М. Власова Фонетическая ритмика; Упражнения на артикуляцию. Скороговорки. Повторение пройденного. (Потешки, прибаутки, небылицы). | «Белые кораблики»; «Антошка»; «В траве сидел кузнечик»; «Голубой вагон» | Игровые задания для развития импровизации в песенном творчестве; Музыкальная игра «Отгадай, кто мы?» |
Перспективное планирование 6-7 лет | |||
Направление деятельности | Задачи | Музыкальный материал | |
ОКТЯБРЬ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Укреплять мягкое небо, расслаблять дыхательные мышцы - Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | «Поезд» — дети становятся в ряд, изображая поезд. Поезд медленно трогается, пыхтит, движение ускоряется. Игра «Прогулка» | |
Игровое распевание | - Развивать образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса: среднего или высокого, в связи с озвучиванием знакомых персонажей. - Формировать самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей. - Развивать дикцию, артикуляцию, дыхание в пении. - Развивать творческие и артистические способности детей, формировать навыки театральной деятельности, с использованием различной мимики и жестов героев. | «Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Стрекоза и рыбка» А.А. Евдотьевой. | |
Исполнение песен | - Развивать умение детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. - Совершенствовать умение детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном. - Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. | «У моей России», «Из чего наш мир состоит», «Кошка беспородная». | |
Пальчиковые игры с пением | Способствовать: - развитию мышечного аппарата, мелкой моторики, чувствительности; - повышению общего уровня организаци Ребёнка; - развитию чувства ритма, выразительном исполнению, совмещение пения с показомкоординации движений. | Песенки - упражнения «Маленькая мышка», «Паучок» из CД «10 Мышек» Е. Железновой | |
НОЯБРЬ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Укреплять гортань. - Работать над дикцией | «Вечер» — все стихло, но слышно как стрекочет кузнечик «Тр-тр-тр», кричит филин «У-у-у-у», кукушка «Ку-ку». Разучивание скороговорок «Язычок», «Ехал грека» Игра со звуком: «Волшебная коробочка». | |
Упражнения на развитие дыхания | - Развивать умение детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух. - Преодолевать дефекты речи. | «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению). | |
Игровое распевание | - Расширять диапазон детского голоса. - Учить точно, попадать на первый звук. - Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. - Самостоятельно попадать в тонику. | «Белочки», «Карабас-Барабас и куклы» А.А. Евдотьевой | |
Исполнение песен | - Совершенствовать умение детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. - Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам. - Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен. - Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | репертуар по усмотрению руководителя | |
Пальчиковые игры с пением | Развивать мелкую моторику пальцев рук, коррекция речевых нарушений. | «Замок», «Пчёлки» из СД «10 Мышек» Е. Железновой | |
ДЕКАБРЬ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию. - Укреплять голосовые связки. - Развивать динамический слух. | - «Тихий голос» — в центр выходит ребенок. У него тихий голос. Все вместе произносят звук «а», все громче, в конце кричат. Потом по сигналу все замолкают, ребенок в центре продолжает кричать, пока у него хватит дыхания. - Облако» — дети закрывают глаза, произнося звуки, начинают двигаться по комнате, стараясь определить по звуку местонахождение соседа и не задеть его. | |
Упражнения на развитие дыхания | Формировать более прочный навык дыхания. - Укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании. - Тренировать артикуляционный аппарат. | «Шарик мой воздушный», «Снежки», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием. | |
Игровое распевание | Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке. - Точно интонировать интервалы. - Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. | «Храбрый портняжка», «Дюймовочка и жук» А.А. Евдотьевой. | |
Исполнение песен | Развивать умение детей петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. - Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. - Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. - Развивать умение у детей петь под фонограмму. - Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | Сборник песен: «Новогодний серпантин». | |
Пальчиковые игры с пением | Развивать музыкальный слух, внимание, музыкально – ритмические движения. | «Червяки», «Пальчики» из СД «10 Мышек» Е. Железновой. | |
ЯНВАРЬ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. - Развивать дикцию и артикуляцию. - Способствовать овладению и использованию детьми элементов несложного самомассажа. | Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы. - Упражнения: «Я обиделся», «Я радуюсь». | |
Упражнения на развитие дыхания | - Продолжать формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании. - Тренировать артикуляционный аппарат. | Знакомый репертуар, «Мышка принюхивается». | |
Игровое распевание | - Продолжать работу над развитием голоса детей. - Исполнять легко напевно. Звуки «а», «я» петь округлённее. Исполнять плавно и отрывисто. - Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала | «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой. | |
Исполнение песен | - Петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. -Упражнять детей в чёткой дикции, формировать хорошую артикуляцию. - Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. - Чисто интонировать в заданном диапазоне. - Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. - Совершенствовать исполнительское мастерство. - Формировать умение детей работать с микрофоном. | Исполнение песен из репертуара солистов и общих ансамблевых песен: «Новый год», «Кошка беспородная», «Зачем он смотрит на меня», «Песня о маме», «Упрямый папа», «У моей России», «Кашалот», | |
Пальчиковые игры с пением | - Усилить интерес детей к певческой деятельности. - Развивать осознанное восприятие и содержание песен, совмещая пение с игрой на пальцах. - Развивать мелкую моторику, творчество. | «Перчатка», «Поросята» из СД «10 Мышек» Е. Железновой. | |
ФЕВРАЛЬ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Развивать певческий голос. - Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | «Прогулка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт». | |
Упражнения на развитие дыхания | - Формировать умение правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы. - Развивать динамический слух. | «Подуй на пальцы», «Ветер», «Аромат цветов» из сборника М.Ю. Картушиной «Логоритмика в детском саду». | |
Игровое распевание | - Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. - Развивать артикуляцию, прикрытый звук. | «Медвежонок и пчела», «Котёнок и божья коровка» А.А. Евдотьевой. | |
Исполнение песен | - Закреплять умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. - Чисто интонировать в заданном диапазоне. - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. - Уметь самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей. - Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. | Песни из репертуара: «Волшебники двора» по выбору детей. | |
Пальчиковые игры с пением | - Развивать мелкую моторику. - Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением. | «Рыбки», «Апельсин» из СД «10 Мышек» Е. Железновой. | |
МАРТ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Подготовить голосовой аппарат к дыхательным, звуковым играм, пению. - Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей | «Обезьянки», «Весёлый язычок». Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы». | |
Упражнения на развитие дыхания | - Развивать умение детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы. - Развивать динамический слух. - Преодолевать дефекты речи.
| «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка к вокальному исполнению). | |
Вокальные расспевки | - Расширять диапазон детского голоса. - Формировать умение детей точно попадать на первый звук, самостоятельно попадать в тонику. - Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. - Формировать умение связывать звуки в «легато». | «Колобок», «Курочка Ряба» А.А. Евдотьевой. | |
Исполнение песен | - Побуждать детей к активной вокальной деятельности. - Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. - Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. - Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. - Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. - Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | «Мама, милая мама», «Енот», «Кошка беспородная». | |
Пальчиковые игры с пением | - Продолжать развивать интерес детей к певческой деятельности. - Формировать осознанное восприятие и содержание песен, совмещая пение с игрой на пальцах. - Способствовать развитию мелкой моторики. | Тараканы», «Ветер» из СД «10 Мышек» Е. Железновой. | |
АПРЕЛЬ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Развивать певческий голос. - Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. - Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. | «Путешествие язычка» И.В. Перямковой, «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт». | |
Упражнения на развитие дыхания | - Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании. - Тренировать артикуляционный аппарат. | «Ёжик», «Корова», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием. | |
Игровое распевание | - Добиваться более лёгкого звучания. - Развивать подвижность голоса. - Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. - Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. - Повысить жизненный тонус, настроение детей, умение раскрепощаться. | «Я хороший», «Да и нет» В.Н. Петрушиной; «На лесной полянке», «Грибы» А.А. Евдотьевой. | |
Исполнение песен | - Учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. - Чисто интонировать в заданном диапазоне. - Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. - Формировать сценическую культуру. - Совершенствовать умение детей работать с микрофоном. | «Из чего наш мир состоит» - Струве, песни из репертуара детского хора «Великаны»: «Робот Бронислав». | |
Пальчиковые игры с пением | - Развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию. - Развивать дыхание. - Усиливать интерес к певческой деятельности. | «Часы», «Улитка» из СД «10 Мышек» Е. Железновой. | |
МАЙ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. - Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. | «Путешествие язычка» И.В. Пермяковой, «Прогулка» М. Лазарева. | |
Игровое распевание | - Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. - Закреплять вокальные навыки детей. | «Вышли дети погулять». | |
Исполнение песен | Совершенствовать вокальные навыки: - петь естественным звуком без напряжения; - чисто интонировать в удобном диапазоне; - петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму. - Слышать и оценивать правильное и неправильное пение. - Работать над артистизмом, снятием зажатости. - Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры. | Репертуара песен для отчетного концерта. | |
Заключительный концерт для родителей и сотрудников детского сада. |
ЛИТЕРАТУРА
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2010
- Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 2011
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 2011
- Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2008 – 232 с.
- Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2010. – 48 с.
- Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2010.- 33 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2011.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2010. – 64 с.
- Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2011 №2
- Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2011 №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа вокального кружка "Домисолька"
Программа вокального кружка....
Рабочая программа Вокального кружка «Домисолька»
Рабочая программаВокального кружка «Домисолька»...
Рабочая программа вокального кружка "Домисолька"
Программа разработана на основе Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» (автор - Э.П.Костина). Программа музыкального образов...
Программа вокального кружка " Домисолька"
программа вокального кружка...
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "Домисолька"
Дополнительная образовательная программавокального кружка «До-ми-соль-ка»для детей дошкольного возраста от 5 до 8 лет.(срок реализации программы 2 года)(парциальная)...
Дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка "Домисолька"
Цель: формирование эстетической культуры дошкольника, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен, становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.Направленност...
Рабочая программа вокального кружка "Домисолька"
Программа кружка «Домисолька » реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей певческих навыков средствами ра...