Рабочая программа вокального кружка «Домисолька»
методическая разработка по теме
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 370.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
центр развития детей – детский сад № 130
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130
_______________/ В.Г.Александрова./
«____»_____________ 2018-2019год
Рабочая программа
вокального кружка «Домисолька»
музыкальный руководитель Кротова Л.Ф.
Программу составила:
музыкальный руководитель
___________/Кротова Л.Ф./
Рассмотрена и одобрена на
педагогическом совете № 1
от «31» августа 2018 года
г. Калининград-2018 год
Пояснительная записка
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева). Программа по вокальному пению предназначена для детей 5-7 лет. Занятия в вокальном кружке «Домисолька» проводятся с сентября по май, 36 занятий в год. Основная форма работы с детьми– занятия длительностью 25 -30 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника;
развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
- Формирование интереса к вокальному искусству.
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развитие умений различать звуки по высоте;
- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
- Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
- Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
- Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
- пение по нотам
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать,
слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно
соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой
интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику
распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия.
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
- споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «бом» и др.);
- хорошо выговаривать согласные в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- использовать элементы дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения;
- вопросы;
- оценка качества исполнение песни
Примерный учебный план
Содержание | Количество занятий | |
5-6 лет | 6-7 лет | |
Восприятие музыки | 6 | 6 |
Артикуляция, выразительная дикция | 5 | 5 |
Освоение техники распределения дыхания | 5 | 5 |
Расширение певческого диапазона, чистота интонирования | 10 | 10 |
Эмоционально-выразительное исполнение | 10 | 10 |
Итого: | 36 | 36 |
Примерное распределения материала по пению
Репертуар | Количество занятий | ||
5-6 лет | 6-7 лет | ||
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением ) | 5 | 5 | |
Русские народные песни (без музыкального сопровождения) | 5 | 5 | |
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) | 10 | 10 | |
Детские эстрадные песни (под фонограмму) | 5 | 5 | |
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) | 5 | 5 | |
Песни из мультфильмов (под фонограмму) | 3 | 3 | |
Упражнения и попевки | 3 | 3 | |
Всего: | 36 | 36 |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.
Перспективное планирование 5-6 лет | |||
Октябрь – ноябрь | 1 часть | 2 часть | 3 часть |
Фольклор | Постановка речевого дыхания (стр. 227-240) Т.М. Власова Фонетическая ритмика; Упражнения на артикуляцию. Скороговорка. Распевки – прибаутки: -«Кукареку, петушок»; -«Кисонька-ласонька»; -«Василек»; -«Божья коровка» | Русские народные песни: -«Со вьюном я хожу», -«Ах, вы сени», -«На зеленом лугу», -«Гуси мои, гуси» -«Говорят у нас так» -«Чижик, чижик, чижичек» | Упражнения на развитие музыкальных способностей, импровизации голоса: «Как кричит кукушка?» «Вопрос – ответ» Музыкальная игра «Угадай, чей голосок?» «Чья очередь?» Музыкальная игра -«Прогулка» -«Зайцы» Музыкальная загадка |
Декабрь-январь | |||
Детские эстрадные песни | Постановка речевого дыхания (стр. 240-255) Т.М. Власова Фонетическая ритмика; Упражнения на артикуляцию. Скороговорка. Распевки-прибаутки «Тили-бом» «Ай, чу, чу, чу» «Барашеньки-крутороженьки» | Песни: «Три веселых зайчика»; «Ладошки»; «В новогоднем лесу»; | Упражнение на развитие музыкальных способностей: ритм, сила голоса, музыкальную память. Музыкальная игра (фольклор) «Капуста»; Музыкальная игра «Кот Васька»; Музыкальная игра «Слушай хлопки»; Музыкальная игра-загадка «Чья очередь?» |
Февраль-март | |||
Детские песни советских и современных композиторов | Постановка речевого дыхания (стр. 255-268) Т.М. Власова Фонетическая ритмика; Упражнения на артикуляцию. Скороговорки. Распевки-прибаутки
Распевки-потешки:
| Песни: «Про козлика»; «Вышли дети в сад зеленый»; «Кукушка»; «Песенка с гармошкой» | Музыкальная игра «Тень-тень»; Музыкальная игра «Лесенка-чудесенка»; Музыкальная игра «Научи матрешек танцевать»; Музыкальная игра «К нам пришли гости» |
Апрель-май | |||
Песни из мультфильмов | Постановка речевого дыхания (стр. 268-279) Т.М. Власова Фонетическая ритмика; Упражнения на артикуляцию. Скороговорки. Повторение пройденного. (Потешки, прибаутки, небылицы). | «Белые кораблики»; «Антошка»; «В траве сидел кузнечик»; «Голубой вагон» | Игровые задания для развития импровизации в песенном творчестве; Музыкальная игра «Отгадай, кто мы?» |
Период Февраль- март | 1 часть | 2 часть | 3 часть | ||
Распевки-прибаутки -«Тили-бом» -«Ай, чу, чу, чу» Распевки-потешки: -«Валяй, валяй каравай»; -«Андрей-воробей» | |||||
Период Апрель-май | |||||
Песни из мультфильмов | Постановка речевого дыхания (стр. 268-279) Т.М. Власова Фонетическая ритмика; Упражнения на артикуляцию. Скороговорки. Повторение пройденного. (Потешки, прибаутки, небылицы). | «Белые кораблики»; «Антошка»; «В траве сидел кузнечик»; «Голубой вагон» | Игровые задания для развития импровизации в песенном творчестве; Музыкальная игра «Отгадай, кто мы?» |
Перспективное планирование 6-7 лет | |||
Направление деятельности | Задачи | Музыкальный материал | |
ОКТЯБРЬ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Укреплять мягкое небо, расслаблять дыхательные мышцы - Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | «Поезд» — дети становятся в ряд, изображая поезд. Поезд медленно трогается, пыхтит, движение ускоряется. Игра «Прогулка» | |
Игровое распевание | - Развивать образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса: среднего или высокого, в связи с озвучиванием знакомых персонажей. - Формировать самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей. - Развивать дикцию, артикуляцию, дыхание в пении. - Развивать творческие и артистические способности детей, формировать навыки театральной деятельности, с использованием различной мимики и жестов героев. | «Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Стрекоза и рыбка» А.А. Евдотьевой. | |
Исполнение песен | - Развивать умение детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. - Совершенствовать умение детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном. - Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. | «У моей России», «Из чего наш мир состоит», «Кошка беспородная». | |
Пальчиковые игры с пением | Способствовать: - развитию мышечного аппарата, мелкой моторики, чувствительности; - повышению общего уровня организаци Ребёнка; - развитию чувства ритма, выразительном исполнению, совмещение пения с показомкоординации движений. | Песенки - упражнения «Маленькая мышка», «Паучок» из CД «10 Мышек» Е. Железновой | |
НОЯБРЬ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Укреплять гортань. - Работать над дикцией | «Вечер» — все стихло, но слышно как стрекочет кузнечик «Тр-тр-тр», кричит филин «У-у-у-у», кукушка «Ку-ку». Разучивание скороговорок «Язычок», «Ехал грека» Игра со звуком: «Волшебная коробочка». | |
Упражнения на развитие дыхания | - Развивать умение детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух. - Преодолевать дефекты речи. | «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению). | |
Игровое распевание | - Расширять диапазон детского голоса. - Учить точно, попадать на первый звук. - Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. - Самостоятельно попадать в тонику. | «Белочки», «Карабас-Барабас и куклы» А.А. Евдотьевой | |
Исполнение песен | - Совершенствовать умение детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. - Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам. - Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен. - Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | репертуар по усмотрению руководителя | |
Пальчиковые игры с пением | Развивать мелкую моторику пальцев рук, коррекция речевых нарушений. | «Замок», «Пчёлки» из СД «10 Мышек» Е. Железновой | |
ДЕКАБРЬ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию. - Укреплять голосовые связки. - Развивать динамический слух. | - «Тихий голос» — в центр выходит ребенок. У него тихий голос. Все вместе произносят звук «а», все громче, в конце кричат. Потом по сигналу все замолкают, ребенок в центре продолжает кричать, пока у него хватит дыхания. - Облако» — дети закрывают глаза, произнося звуки, начинают двигаться по комнате, стараясь определить по звуку местонахождение соседа и не задеть его. | |
Упражнения на развитие дыхания | Формировать более прочный навык дыхания. - Укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании. - Тренировать артикуляционный аппарат. | «Шарик мой воздушный», «Снежки», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием. | |
Игровое распевание | Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке. - Точно интонировать интервалы. - Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. | «Храбрый портняжка», «Дюймовочка и жук» А.А. Евдотьевой. | |
Исполнение песен | Развивать умение детей петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. - Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. - Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. - Развивать умение у детей петь под фонограмму. - Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | Сборник песен: «Новогодний серпантин». | |
Пальчиковые игры с пением | Развивать музыкальный слух, внимание, музыкально – ритмические движения. | «Червяки», «Пальчики» из СД «10 Мышек» Е. Железновой. | |
ЯНВАРЬ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. - Развивать дикцию и артикуляцию. - Способствовать овладению и использованию детьми элементов несложного самомассажа. | Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы. - Упражнения: «Я обиделся», «Я радуюсь». | |
Упражнения на развитие дыхания | - Продолжать формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании. - Тренировать артикуляционный аппарат. | Знакомый репертуар, «Мышка принюхивается». | |
Игровое распевание | - Продолжать работу над развитием голоса детей. - Исполнять легко напевно. Звуки «а», «я» петь округлённее. Исполнять плавно и отрывисто. - Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала | «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой. | |
Исполнение песен | - Петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. -Упражнять детей в чёткой дикции, формировать хорошую артикуляцию. - Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. - Чисто интонировать в заданном диапазоне. - Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. - Совершенствовать исполнительское мастерство. - Формировать умение детей работать с микрофоном. | Исполнение песен из репертуара солистов и общих ансамблевых песен: «Новый год», «Кошка беспородная», «Зачем он смотрит на меня», «Песня о маме», «Упрямый папа», «У моей России», «Кашалот», | |
Пальчиковые игры с пением | - Усилить интерес детей к певческой деятельности. - Развивать осознанное восприятие и содержание песен, совмещая пение с игрой на пальцах. - Развивать мелкую моторику, творчество. | «Перчатка», «Поросята» из СД «10 Мышек» Е. Железновой. | |
ФЕВРАЛЬ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Развивать певческий голос. - Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | «Прогулка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт». | |
Упражнения на развитие дыхания | - Формировать умение правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы. - Развивать динамический слух. | «Подуй на пальцы», «Ветер», «Аромат цветов» из сборника М.Ю. Картушиной «Логоритмика в детском саду». | |
Игровое распевание | - Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. - Развивать артикуляцию, прикрытый звук. | «Медвежонок и пчела», «Котёнок и божья коровка» А.А. Евдотьевой. | |
Исполнение песен | - Закреплять умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. - Чисто интонировать в заданном диапазоне. - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. - Уметь самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей. - Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. | Песни из репертуара: «Волшебники двора» по выбору детей. | |
Пальчиковые игры с пением | - Развивать мелкую моторику. - Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением. | «Рыбки», «Апельсин» из СД «10 Мышек» Е. Железновой. | |
МАРТ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Подготовить голосовой аппарат к дыхательным, звуковым играм, пению. - Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей | «Обезьянки», «Весёлый язычок». Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы». | |
Упражнения на развитие дыхания | - Развивать умение детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы. - Развивать динамический слух. - Преодолевать дефекты речи.
| «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка к вокальному исполнению). | |
Вокальные расспевки | - Расширять диапазон детского голоса. - Формировать умение детей точно попадать на первый звук, самостоятельно попадать в тонику. - Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. - Формировать умение связывать звуки в «легато». | «Колобок», «Курочка Ряба» А.А. Евдотьевой. | |
Исполнение песен | - Побуждать детей к активной вокальной деятельности. - Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. - Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. - Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. - Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. - Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | «Мама, милая мама», «Енот», «Кошка беспородная». | |
Пальчиковые игры с пением | - Продолжать развивать интерес детей к певческой деятельности. - Формировать осознанное восприятие и содержание песен, совмещая пение с игрой на пальцах. - Способствовать развитию мелкой моторики. | Тараканы», «Ветер» из СД «10 Мышек» Е. Железновой. | |
АПРЕЛЬ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Развивать певческий голос. - Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. - Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. | «Путешествие язычка» И.В. Перямковой, «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт». | |
Упражнения на развитие дыхания | - Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании. - Тренировать артикуляционный аппарат. | «Ёжик», «Корова», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием. | |
Игровое распевание | - Добиваться более лёгкого звучания. - Развивать подвижность голоса. - Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. - Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. - Повысить жизненный тонус, настроение детей, умение раскрепощаться. | «Я хороший», «Да и нет» В.Н. Петрушиной; «На лесной полянке», «Грибы» А.А. Евдотьевой. | |
Исполнение песен | - Учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. - Чисто интонировать в заданном диапазоне. - Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. - Формировать сценическую культуру. - Совершенствовать умение детей работать с микрофоном. | «Из чего наш мир состоит» - Струве, песни из репертуара детского хора «Великаны»: «Робот Бронислав». | |
Пальчиковые игры с пением | - Развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию. - Развивать дыхание. - Усиливать интерес к певческой деятельности. | «Часы», «Улитка» из СД «10 Мышек» Е. Железновой. | |
МАЙ | |||
Артикуляционная гимнастика | - Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. - Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. | «Путешествие язычка» И.В. Пермяковой, «Прогулка» М. Лазарева. | |
Игровое распевание | - Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. - Закреплять вокальные навыки детей. | «Вышли дети погулять». | |
Исполнение песен | Совершенствовать вокальные навыки: - петь естественным звуком без напряжения; - чисто интонировать в удобном диапазоне; - петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму. - Слышать и оценивать правильное и неправильное пение. - Работать над артистизмом, снятием зажатости. - Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры. | Репертуара песен для отчетного концерта. | |
Заключительный концерт для родителей и сотрудников детского сада. |
ЛИТЕРАТУРА
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2010
- Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 2011
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 2011
- Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2008 – 232 с.
- Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2010. – 48 с.
- Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2010.- 33 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2011.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2010. – 64 с.
- Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2011 №2
- Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2011 №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Вокального кружка «Домисолька»
Рабочая программаВокального кружка «Домисолька»...

Рабочая программа вокального кружка "Домисолька"
Программа разработана на основе Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» (автор - Э.П.Костина). Программа музыкального образов...

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "Домисолька"
Дополнительная образовательная программавокального кружка «До-ми-соль-ка»для детей дошкольного возраста от 5 до 8 лет.(срок реализации программы 2 года)(парциальная)...

Дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка "Домисолька"
Цель: формирование эстетической культуры дошкольника, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен, становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.Направленност...

Рабочая программа вокального кружка "Домисолька"
Программа кружка «Домисолька » реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей певческих навыков средствами ра...