Рабочая программа вокального кружка "Домисолька"
рабочая программа
Программа кружка «Домисолька » реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей певческих навыков средствами различных техник вокала и исполнительского мастерства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа вокального кружка | 52.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю: Заведующая МБДОУ
№ 8 «Сказка» Кострова И. Д.
Протокол педсовета №6 от 31 08 2020г. Приказ № 62 от 31 08 2020 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №8 «СКАЗКА»
КАРАСУКСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа
на 2020-2021 учебный год
вокального кружка
«Домисолька»
музыкальный руководитель Кайгородова М.А.
1.Целевой раздел
1.1Пояснительная записка………………………………………………3
1.2 Цель и задачи……………………………………………………….4
1.3 Принципы и подходы к формированию программы……………..5
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей………………5
1.5 Планируемые результаты…………………………………………...5
2.Содержательный раздел……………………………………………..6
2.1 Описание образовательной деятельности………………………….6
2.2.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………7
3.Организационный раздел …………………………………………...7
3.1 Организация деятельности…………………………………………..7
3.2. Тематический план …………………………………………………..8
3.3 Перспективное планирование………………………………………10
3.4 Материально-техническое обеспечение программы………………17
3.5 Методическое обеспечение………………………………………….18
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
Программа кружка «Домисолька » реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей певческих навыков средствами различных техник вокала и исполнительского мастерства
Актуальность, педагогическая целостность данной программы вокального пения воспитания состоит в том, что пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению успешно развиваются: слух, (тембровый и динамический) музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками.
Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Программа содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно.
1.2 Цель и задачи программы:
Цель: формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
-углубить знания детей в области музыки.
-развить у детей музыкально - слуховые способности.
Воспитательные:
привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
-привить навыки сценического поведения;
Развивающие:
-развить музыкально-эстетический вкус;
-развить музыкальные способности детей;
Коррекционные:
-создать условия для пополнения словарного запаса;
-стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;
-развивать координацию при выполнении основных движений пальцев рук и артикуляционных движений, произвольную регуляцию поведения;
-развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно–нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.
Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания занятий. При организации образовательного процесса наиболее эффективно образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» интегрируется со следующими образовательными областями:
«Социально-коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, формирование умений и навыков в продуктивной деятельности.
«Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира, игры во время вокализации, импровизация музыкальных композиций.
3.Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей детей.
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Формирование личности.
Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать, усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Расширение сферы деятельности ребенка. Ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности; формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.).
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться певческий аппарат гортани- появляются вокальные связки и голос приобретает новые, но пока еще скромные возможности. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Все более чистым становится интонирование мелодии голосом. Дети на 5-6-м году жизни могут воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии, чисто интонируют ее отдельные отрезки.
1.5 Планируемые результаты
По итогам реализации программы дети смогут:
овладеть навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз.
-усвоить ритмический рисунок, движение мелодии, петь слаженно.
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности с помощью педагога.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации программы будут проходить в форме концерта.
2.Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
игровой характер деятельности;
активная концертная деятельность детей;
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
-атрибуты (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (муз. центр,нетбук, микрофон, СD-диски с записями музыкального материала)
В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
К слуховым навыкам можно отнести:
слуховой самоконтроль;
слуховое внимание;
представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
выразительностью мимики лица;
выражением глаз;
выразительностью движения и жестов;
тембровой окраской голоса:
динамическими оттенками и особенностью фразировки;
наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
2.2 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Целью работы с семьями воспитанников является поддержка стремления родителей развивать певческую деятельность детей в ДОУ и дома
Основные задачи:
информирование друг друга о возможностях художественно-эстетического развития детей в условиях детского сада и семьи;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в группе, ДОУ;
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
3.Организационный отдел
3.1. Организация деятельности
Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 5 до 6 лет). Занятия по данной
программе проводятся два раза в неделю во второй половине дня продолжительностью 20 минут. Общее количество занятий в соответствии с нормативной документацией составляет 72 ч.
3.2. тематический план
Тема | цели |
Сентябрь | |
Познакомить с дыханием во время пения. Пение – упражнение для развития слуха и голоса. | Развивать умение правильно дышать во время пения. |
Познакомить с правильной певческой установкой | Закрепить умение детей слышать поступенное движение мелодии вверх и вниз. |
Разбор упражнений для развития слуха и голоса. | Развивать умение детей петь легким, естественным голосом. |
Октябрь | |
Знакомство с песней | Работать над мелодической линией песни, с показом рукой направление движения, выучить слова. |
Разбор песен | Работать над правильным звуковедением, дыханием в середине фразы. |
Работа над упражнениями развития слуха и голоса | Закрепить выученные упражнения. |
Ноябрь Закрепление песен. | Закрепить работу над правильным дыханием, выразительным исполнением песни. |
Работа над упражнениями развития слуха и голоса. | Работать над правильным звуковедением, дыханием в середине фразы. |
Разучивание песни | Петь легко, без форсирования. |
Работа над песней | Закрепить работу над правильным звуковедением, дыханием в середине фразы |
Декабрь Работа над дикцией. | Чѐтко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат |
Разучивание песен | Петь легко, без форсирования, с четкой дикцией. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом песен. |
Январь Выразительность в пении. Разучивание песен-попевок. | Развивать умение детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. |
Работа с упражнениями для развития слуха и голоса. Творческие задания | Развивать умение детей соотносить своѐ пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия |
Разучивание песен | Закрепить навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. |
Февраль Сценическая культура исполнения песен. | Развивать умение детей работать с микрофоном |
Разучивание новой песни Творческие импровизации. Знакомство с песней | Проработать трудные ритмические места с хлопками, маракасами, бубнами. Закрепить ранее выученный материал. Работать над мелодической линией песни, показать рукой направление движения, выучить слова. |
Март | |
Упражнение для развития слуха и голоса | Работать над умением детей различать высокие и низкие звуки, упражнять в чистом пропевании поступенных и скачкообразных движений. |
Разучивание новой песни. | Работать над дикцией и выразительным исполнением. |
Сольное исполнение песни. | Закрепить умение петь в унисон, а капелла, используя движения рук. |
Апрель Творческие импровизации. | Развивать творческую активность каждого ребенка , инициативу, самостоятельность в поисках нужной певческой интонации |
Разбор новой песни | Развивать умение детей петь легко, без форсирования, с четкой дикцией. |
Закрепление певческих навыков. | Развивать умение выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии стекстом песен. |
Май Подготовка к празднику «День Победы» | Работать над выразительным исполнением песен. |
Закрепление певческих навыков. Подготовка к празднику «День защиты детей» Итоговое занятие. | Работать над звуковедением, дыханием, артикуляцией, четкой дикцией. Закрепить ранее выученные песни. Закрепить вокальные навыки детей. |
3.3 Перспективное планирование
Сентябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Упражнения на дыхание | Развивать умение управлять мускулатурой дыхательных мышц. | «Осы» Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…» «Ветер» |
2.Артикуляционная гимнастика | Укреплять мягкое небо расслаблять дыхательные мышцы. | «Поезд» Дети становятся в ряд, изображая поезд. Поезд медленно трогается «пх-пх», все быстрее и быстрее, потом останавливается. |
3. Игровое распевание | Развивать музыкальную память, внимание. Совершенствовать звуковысотный слух | «Карабас Барабас и куклы» А.Евтодьева |
4.Пение | Петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения | «Осенняя шуточная» Н.Куликова |
Октябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1Упражнение на дыхание | Развивать длительный выдох | «Шарик» Шарик мой воздушный. Какой ты непослушный! Зачем ты отвязался, Зачем помчался ввысь? Вернись скорее, шарик! Вернись!... Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..» |
2.Артикуляционная гимнастика | Укрепление гортани. Работа над дикцией. | «Вечер» Все стихло, но слышно как стрекочет кузнечик «тр-тр-тр», кричит филин «у-у-у-у», кукушка «ку-ку». |
3.Игровое распевание | Развивать чистое интонирование | «Кот и мышка» А.Евтодьева |
4. Пение | Петь выразительно, эмоционально. Работать над чистотой интонирования. | «Модница Осень» М.Басовой |
Ноябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Упражнение на дыхание | Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, | «Дятел» Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.
|
2.Артикуляционная гимнастика | Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ | «Часики» Тик – так, тик – так – Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. |
3.Игровое распевание | Развивать эмоциональность, петь по ролям | «Медвежонок и пчела» А.Евтодьева |
4.Пение | Петь выразительно, в темпе, начинать после вступления всем вместе. | «Приглашаем в наш сад » И.Якушкиной |
5.Концертная деятельность | Вызвать желание участвовать в концертной деятельности | Выступление для детей младшей группы «Посмотрите-ка на нас!» |
Декабрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Упражнение на дыхание | Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию | «Дед Мороз» Как подул ДедМороз – В воздухе морозном Полетели, закружились Ледяные звезды. Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок. |
2.Артикуляционная гимнастика | Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. | Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». |
3.Игровое распевание | Продолжать развивать дикцию, артикуляцию, дыхание. | «Стрекоза и рыбка» А.Евтодьева |
4.Пение | Петь выразительно, в характере песни. Формировать умение петь и двигаться одновременно. | А.Ермолов «Зимняя сказка» |
Январь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Упражнение на дыхание | Продолжать формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы. | «Мышка принюхивается» |
2Артикуляционная гимнастика. | Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. | Гудок парохода. Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой. |
3.Игровое распевание | Упражнять детей в различении звуков по высоте | «Лягушка и муравей» А.Евтодьева |
4. Пение | Петь выразительно, не выкрикивая, слушать вступление. | «Сами с усами» Н.Анисимов |
Февраль
Содержание работы | Задачи | Музыкальный репертуар |
1.Упражнение на дыхание | Правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух. | «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) |
2.Артикуляционная гимнастика | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Пропевание лечебных звуков – Ж,Ш,З,С,В, Н,М(по М.Лазареву) |
3.Игровое распевание | Развивать мелодический слух, чувство лада | «Снежная королева» А.Евтодьева |
4.Пение | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. | Деда- непоседа» Т.Боковой |
5. Концертная деятельность | Поддерживать детей в стремлении выступать перед публикой | Концерт для детей младшей группы «Мы маленькие звездочки!» |
Март
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Упражнение на дыхание | Активизировать работу диафрагмы и равномерного вдоха и выдоха. | «Воздушный шар» М.Картушиной, «Подуй на пальцы» Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота. |
2. Артикуляционная гимнастика | Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Упражнение «Обезьянки». |
3.Игровое распевание | Расширять диапазон детского голоса ;точно попадать на первый звук.. Связывать звуки в «легато». | «Машенька и медведь» А.Евтодьева |
4.Пение | Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | «Весенняя песня для мамы» Т.Кожуховской |
Апрель
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
| Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы. | «Аромат цветов» Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произносят «А – ах!» В апреле, в апреле луга запестрели. С прогулки букеты приносим в апреле. Крапивы немного домой притащи – Пусть бабушка сварит зеленые щи. |
2.Артикуляционная гимнастика | Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. | Трактор Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка). |
3. Игровое распевание | Развивать дикцию, артикуляцию, дыхание | «Волк и Красная шапочка» А.Евтодьева |
4.Пение | Закреплять певческие навыки. Усиливать интерес к певческой деятельности | «Манная каша» А.Абелян |
Май
1.Выступление перед детьми младших групп
« Песни весело поем!»
2.Выступление на родительском собрании с концертными номерами
3.4. Материально-техническое обеспечение программы
-демонстрационная доска-проектор;
-дидактический материал;
-репродукции картин;
-видеоматериал по музыкальному искусству мира;
-атрибуты для занятий (шумовые инструменты);
-звукозаписывающая аппаратура, музыкальный центр;
-музыкальные носители: диски, флеш-накопители;
-компьютер, проектор; Фортепиано, синтезатор;
3.3. Методическое обеспечение программы
1.Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
2.Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
3.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
4.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
5.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2010.
6.Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
7.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. 8.И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
9.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.
Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....
Рабочая программа вокального кружка «Весёлые нотки» для детей 6-7 лет
Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет. Новизна программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности. Программ...
Рабочая программа вокального кружка «Кукушечка».
Содержание:1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность данного вида деятельности. 2.2. Цель кружка. 2.3. Задачи кружка. 2.4. Формы организации кружка....
Рабочая программа вокального кружка « Колокольчики»
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично мен...
Рабочая программа вокального кружка "Колокольчики" для детей в возрасте 5 - 7 лет
Рабочая программа вокального кружка "Колокольчики" является авторской разработкой. Программа расчитана на 2 года обучения. Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, ...
Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька».
Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька» разработана на основе программы Э.П. Костиной «Камертон» и программы по музыкальному воспитанию детей ...
Рабочая программа вокального кружка "Весёлые нотки" для детей старшего дошкольного возраста"
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоцио...