Занятие "Эти удивительные насекомые" Ознакомление с природой
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Николаева Светлана Васильевна

О насекомых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_nasekomye.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

Воспитатель: Николаева С.В.

Тема«Эти удивительные насекомые»

 Цель: Продолжать расширять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.

  Программные задачи:

  • Познакомить с основными признаками отличия    насекомых от других живых существ.
  • Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомое это  животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Расширить представления о способах передвижения этих животных, их питании.
  • Расширить знания детей о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
  • Развивать внимание, память, воображение, мышление.
  • Воспитывать интерес к разнообразию окружающего  мира, стремление к сохранению его многообразия.

Планируемые результаты:

 Уметь поддерживать беседу о насекомых, высказывает свою точку зрения.

Материалы и оборудование: глобус, картинки с изображением

 насекомых (бабочки, пчелы, майский жук, муравьи, кузнечик, т.д.)

СОДЕРЖАНИЕ НОД

Дети подходят к глобусу.

Что это? (глобус)

А что такое глобус? (модель земли, планеты на которой мы живем).

Есть на земле два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что давно уже не могут обойтись одно без другого. Они и живут-то на одной территории, и всё у них общее: земля, вода, воздух. Это царство животных -- ФАУНА и царство растений – ФЛОРА. Мы тоже живём вместе с ними и должны уважать их интересы, жить с ними в мире, а главное – стараться узнать о них как можно больше.

И так…

Рядом снами живёт мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Они живут повсюду, за исключением морских глубин.

  Эти удивительные существа – насекомые.

А каких насекомых вы знаете? (ответы детей)

  Подумайте и скажите, почему мы их называем насекомыми?

Слово «насекомые» происходит от слова «насечка», «насекать». А теперь посмотрим на брюшко насекомого (рассматривание), здесь видны поперечные полоски – насечки. Это первый признак.  А  ещё обратите внимание – у них хорошо видно брюшко, грудь, голову. Второй признак.

  Давайте теперь посчитаем, сколько конечностей у насекомых. 6. Это третий признак. А у нас сколько конечностей? –4.

У нас – 2 глаза, а них бывает и 2, и 4, и 5, и 10. У нас орган слуха – уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте, у кузнечика, например, на ноге. Мы вкус чувствуем языком, а бабочки и мухи – передними лапками. Мы нюхаем носом, а насекомые – усиками. У нас температура тела постоянная, и в жару, и в холод. У насекомых же температура тела равна температуре окружающей среды. Вот почему они так боятся холода.

  Насекомые – настоящие дети солнца. Если солнце греет сильно, они очень подвижны. Но стоит потянуть холодку, как их движения становятся вялыми. Ещё ниже температура – и они засыпают.

   Теперь вам ясно, как сразу можно отличить насекомых от других существ на земле? Пусть вы никогда не видели стрекозу или божью коровку, никогда не  слышали о них, но если вы будете знать три основных признака (насечка, 6 лап, брюшко, голова, грудь), вы всегда можете узнать насекомое.

 Игра. «Найди свой домик»

( Дети выполняют задания)

А как вы, думаете, чем питаются насекомые? (ответы детей)

(обобщение воспитателя).

А кто знает, как передвигаются насекомые? (Ответы детей)

(обобщение воспитателя).

Среди множества насекомых есть и полезные и вредные насекомые.

Каких полезных насекомых вы знаете, какую пользу они приносят?

(ответы детей).

Каких вредителей вы знаете?

 В чём заключается их вред? (ответы детей).

(обобщение воспитателя).

Воспитатель: Встаньте в круг, мы немного поиграем.

Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»

- Майский жук большой, а божья коровка (маленькая).

- У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).

- У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие).

- У шмеля спина широкая, а у водомерки (узкая).

- Шмель жужжит, а кузнечик (стрекочет).

- Гусеница ползает, а бабочка (летает).

- Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет).

- Пчёлы живут в ульях, а муравьи (в муравейнике).

Физкультминутка: «Бабочка»

Утром бабочка проснулась. Плавные взмахи руками.

Потянулась, улыбнулась Движения соответственно текста

Раз – росой она умылась,

Два изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

 

Дети, а теперь спокойно, тихонько пройдите, сядьте на стульчики.

Воспитатель. Я знаю, вы любите отгадывать загадки. Послушав загадку, отгадку вслух не называть, а вы должны показать на картинке правильный ответ.


Имя взял у кузнеца,

Цвет - у огурца,

Крылья - у мошки,

Ножки - у блошки. (Кузнечик.)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

Ростом мал, но работящий,

И охотник настоящий.

Дом из хвои собирает,

Лес от гусениц спасает. (Муравей.)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит. (Комар.)

На ромашку у ворот опустился вертолет.

Золотистые глаза,

Кто же это(Стрекоза.)

Над цветками я жужжу,

целый день в заботах -

Я пыльцу в карман беру,

Наполняю соты. (Пчела.)

Он шнырял, шуршал в шалфее,

Он ужасный шум затеял,

Сколько дел он натворил,

Даже муху разбудил. (Шмель.)

На нашей планете очень много различных насекомых. Если бы мы могли их собрать в одно место, то мы бы удивились их разнообразию. Увидели бы очень маленьких и огромных, летающими, ползающими, прыгающими. Насекомых, живущих один день и много лет

Скажите, друзья, нужны ли насекомые на земле, ведь многие из них кусаются, разносят болезни, губят растения?

На земле, в природе всё взаимосвязано, всё, что создано природой, всё нужно. Без насекомых погибли бы птицы, не расцвели бы цветы, ведь насекомые их опыляют, перенося на своих мохнатых лапках пыльцу. Без насекомых не было б так красиво на Земле

Художественное слово

 В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки.

Природа - мать им жизнь дала!

Ты их увидишь на пути - не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий и пустой!

  

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная дидактическая игра "Удивительный мир неживой природы" для детей 6-7 лет

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессеТема: дидактическая игра «Удивительный мир неживой природы»Возра...

Презентация к занятию "Удивительные приспособления в природе"

Формирование у дошкольников представлений о приспособленности животных к среде обитания...

"Удивительное в неживой природе" (ООД по познавательному развитию детей)

Данная организованная образовательная деятельность экологического направления проводится с группой детей старшего дошкольного возраста. Особенностью организации познавательной деятельности дошк...

Интерактивная Дидактическая игра: «Удивительный мир неживой природы»

Мультимедийное дидактическое пособие для детей 7-го года жизни...

Проект.«Удивительны мир живой природы». «Улитка»

Формирование у детей представления о многообразии животного мира является очень важным элементом. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать д...

Проект "Удивительный мир живой природы"

Проект "Удивительный мир живой природы"...