Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на автобусе в библиотеку»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Патрушева Елена Александровна

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межрегиональный дистанционный конкурс ОГБУ «РЦРО» на базе РВЦИ МДОУ «ЦРР № 5 «Золотой ключик» г.о. Стрежевой по теме «Игровая технология как основа развития детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 4 «Лебёдушка» общеразвивающего вида

городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС № 4 «Лебёдушка»)

636782, Томская область, г. Стрежевой, 3 мкр., дом 327,  E-mail lebjodushka@guostrj.ru,

тел/факс  (382-59) 5-44-51, ИНН\КПП 7022010125\ 702201001, ОКВЭД 80.10.1

Конспект

сюжетно-ролевой игры в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Путешествие на автобусе в библиотеку»

Разработали:

воспитатель 1 квалификационной категории

Патрушева Елена Александровна

педагог-психолог высшей квалификационной категории

Гончарова Наталья Александровна

г. Стрежевой, 2017 г.


Содержание:

Пояснительная записка        3

Методическая основа        5

Технологические карты сюжетно-ролевых игр        9

Ход сюжетно-ролевой игры в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на автобусе в библиотеку»        14


Пояснительная записка

«Игра это творческая переработка

пережитых впечатлений, комбинирование

их и построение из них новой действительности,

отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»

 Л.С. Выготский

Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной педагогике и психологии игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста.  

Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития детской игры. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество.

Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение регулировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию, личностных качеств, характера.

Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, при необходимости настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.

Исполняя разные роли, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают реальные чувства и таким образом обогащают свой внутренний мир.

Разворачивая игры различной тематики, ребенок охватывает различные сферы действительности, что способствует развитию его представлений об окружающем мире.

Сюжет игры – это связная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего этапа: отдельных игровых действий по подражанию взрослым, простых ролевых игр, сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Такое усложнение структуры игры – это важный признак развития сознания ребенка, показатель его способности связывать разные жизненные ситуации в единое целое и осуществлять в них последовательную и адекватную линию поведения принятым социальным нормам. Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

Психологи считают, что сюжетно – ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.

Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.

Понимая актуальность формирования и развития игровой деятельности дошкольников, которая является ведущей в дошкольном детстве, мы определили для себя цель и задачи развития сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу компенсирующего вида для детей с ТНР. В качестве одного из вариантов мы выбрали сюжетно-ролевую игру «Путешествие на автобусе в библиотеку».


Методическая основа

Цель: создание условий для организации и привлечения детей старшего дошкольного возраста к более сложному ролевому поведению в игре.

Общие методологические задачи:

  • Научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, соблюдать в игре элементарные правила поведения.
  • Развивать у детей умения: придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.
  • Поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли.
  • Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.
  • Формировать умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры;

Методологическая и теоретическая основа:

  • «Сюжетно-ролевые игры дошкольников» Н.А. Бойченко, П.И. Григоренко,
  • «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Михайленко, Н. Коротковой,
  • «Игра с правилами в дошкольном возрасте», «Как играть с ребёнком», «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» Тверитиной Е.Н, Барсуковой Л. С. и пр.

Задачи:

Обучающие: 

  • Побуждать детей включаться в совместную игру.
  • Учить играть дружно, не ссориться.
  • Помочь выбирать и принимать роли, причем путем случайного выбора.
  • Показать социальную значимость библиотеки.
  • Расширять представления детей о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте.
  • Закрепить правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте.
  • Обогащать словарь детей, развивать специальную «профессиональную» лексику, активизировать диалоговое взаимодействие детей в процессе игры.

Развивающие:

  • Развивать интерес к различным профессиям.
  • Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.
  • Согласовывать свой игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры.
  • Использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей.  
  • Прививать чувство коллективизма, коммуникативность, отзывчивость, доброжелательность.
  • Развивать ролевой диалог и выразительность речи.
  • Развивать воображение детей, память; обогащать речь воспитывать желание участвовать в совместных играх.

Воспитательные: 

  • Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль.  
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими. 
  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение к книгам.
  • Продолжать воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Виды детской деятельности: игровая – сюжетно-ролевая игра, коммуникативная, продуктивная, познавательная.

Форма проведения: групповая сюжетно-ролевая игра.

Используемые методы и приемы:

  1. Наглядный метод – использование дидактического и раздаточного материала.
  2. Словесные методы и приемы:
  • Объяснение.
  • Припоминание.
  • Проблемная ситуация.
  • Метод привлечения и сосредоточения внимания через художественное слово.
  • Активизации самостоятельного мышления детей через наводящие вопросы.
  • Обеспечения эмоциональности, активизация интереса детей посредством яркого эмоционального реагирования педагога на процесс развития игровой ситуации.
  1. Практические методы:
  • Постановка задания.
  • Планирование выполнения задания.
  • Оперативное стимулирование.
  • Контроль и регулирование процесса игры косвенными и прямыми (в случае необходимости) методами воздействия на игру.
  • Анализ результатов игровой деятельности – рефлексия воспитанников.
  1. Игровой метод:
  • Творческие задания – изготовление и подбор необходимых атрибутов для реализации игровой роли.
  • «Вхождения в образ» (вхождение в роль шофера, кондуктора, пассажира автобуса, библиотекаря, посетителей библиотеки).
  • Прием передачи нового материала с опорой на имеющиеся знания (дети уже играли в игры «Библиотека», «Путешествие на автобусе»).

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.

Элементы используемых педагогических технологий:

  • Здоровьесберегающей.
  • Игровой.
  • Технологии деятельностного подхода.
  • Технологии индивидуализации обучения.

Атрибуты: Модель автобуса (собранных из стульев), сумка кондуктора, билеты, деньги, руль, фуражка, книги, компьютер, стол библиотекаря, учетные карточки (формуляры), картотека книг, книжный шкаф с книгами, различные элементы костюмов – кепки, шляпы, сумочки и т.д.

Игровые роли: 

  • Водитель автобуса.
  • Кондуктор автобуса.
  • Пассажиры автобуса.
  • Библиотекарь.
  • Посетители библиотеки.

Примерные игровые действия:

  • Вождение автобуса.
  • Правила поведения в автобусе.
  • Обилечивание пассажиров.
  • Оформление формуляров читателей.
  • Прием заявок библиотекарем.
  • Работа с картотекой.
  • Правила поведения в читальном зале.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций «шофер», «библиотекарь».
  • Проведение дидактических игр на классификацию по теме «Профессии».
  • Проведение дидактических игр на выделение лишнего по профессиональному признаку.  
  • Беседы на тему «Правила дорожного движения», «Поведение в общественных места».
  • Рассматривание различных иллюстраций и картинок о транспорте, экскурсий на автобусе, посещение библиотеки, наблюдение за работой шофера.
  • Беседа о личном опыте.
  • Чтение детской литературы.

Технологические карты сюжетно-ролевых игр

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ШОФЁР»

№ п/п

Предварительная работа:

Сюжетная линия

Цели и задачи

Атрибуты

1.

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Наблюдение за посадкой/ высадкой пассажиров.
  • Наблюдение за движением транспорта.
  • Активизация правил БДД.
  • Просмотр видео-роликов соответствующей тематики.

1. «Водитель автобуса».

2. «Водитель объявляет остановку».

3. «Водитель автобуса готовится к рейсу».

4. «Заправляем автомобиль».

5. «Водитель автобуса проверяет салон».

6. «Замена колеса», «готовим инструменты к ремонту».

7. «Подготовка к дальнему рейсу».

8. «Посадка пассажиров в автобус».

9. «На стоянке».

10. «Кондуктор».

1. Обогащать словарь и личный игровой опыт детей.

2. Учить детей брать на себя роль шофёра, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.

3. Показать способы ролевого поведения, способствовать объединению детей в игре.

4. Учить устанавливать контакт с другими детьми в процессе игры.

5. Формировать умение соблюдать в игре правила, подражать взрослому.

6. Учить детей при участии педагога развивать сюжет игры, подбирать необходимое оборудование, атрибуты, использовать предметы – заместители.

7. Учить договариваться в игре, проявлять творчество.

8. Расширять представления детей о работе шофёра.

9. Формировать умение выбирать роль, договариваться о ней.

10. Учить отражать свои действия в речи, использовать понятия, связанные с работой шофёра.

11. Знакомить детей с работой грузового транспорта, качества грузов.

12. Формировать умение принимать воображаемую ситуацию, развивать сюжет.

13. Знакомить детей с новыми сюжетами.

14. Воспитывать желание играть вместе, дружно.

1. Кепка.

2. Руль.

3. Стулья – сидения автобуса.

4. Сумка кондуктора.

5. Билеты в автобус.

6. Деньги.

7. Инструменты.

8. Колеса автобуса.

9. Станция АЗС – макет.

2.

Чтение художественной литературы:

  • Б. Заходер «Шофёр»,
  • Н. Носов «Автомобиль»,
  • В. Берестов «Про машину».

3.

Дидактические и подвижные игры:

  • «Подбери атрибуты для игры в шофёры»,
  • «Транспорт»,
  • «Воробушки и автомобили»,
  • «Кому что нужно»,
  •  «Светофор»

4.

Продуктивная деятельность:

  • Подготовить планы схемы дорог
  • Подготовить права для водителей, маршрутные путевые листы
  • Подготовить атрибутику к игре.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «БИБЛИОТЕКА»

№ п/п

Предварительная работа:

Сюжетная линия

Цели и задачи

Атрибуты

1.

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Экскурсия в библиотеку.
  • Наблюдение за работой библиотекаря.
  • Наблюдение за поведением читателей в читальном зале.
  • Просмотр видео-роликов соответствующей тематики.

1. «Библиотека».

2. «Оформление формуляров читателей».

3. «Приём заявок библиотекарем».

4. «Работа с картотекой (использование компьютера)».

5. «Выдача книг».

6. «Поиск необходимых книг в архиве».

7. «Читальный зал».

8. «Мелкий ремонт книг».

9. «Правила поведения в библиотеке».

10. «Правила обращения с книгами».

11. «Правила поведения в гардеробе»

1. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек.

2. Уточнить представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте.

3. Согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры.

4. Обогащать словарь и личный игровой опыт детей.

5. Учить детей брать на себя роль библиотекаря, читателей, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.

6. Показать способы ролевого поведения, способствовать объединению детей в игре.

7. Учить устанавливать контакт с другими детьми в процессе игры.

8. Формировать умение соблюдать в игре правила, подражать взрослому.

9. Учить детей при участии педагога развивать сюжет игры, подбирать необходимое оборудование, атрибуты, использовать предметы – заместители.

10. Учить договариваться в игре, проявлять творчество.

11. Расширять представления детей о работе библиотекаря.

12. Формировать умение выбирать роль, договариваться о ней.

13. Учить отражать свои действия в речи, использовать понятия, связанные с работой библиотекаря, читателей.

14. Формировать умение принимать воображаемую ситуацию, развивать сюжет.

15. Знакомить детей с новыми сюжетами.

16. Воспитывать желание играть вместе, дружно.

1. Компьютер.

2. Учётные карточки.

3. Книги, журналы.

4. Картотека.

5. Стол библиотекаря.

6. Столы для читального зала.

7. Табличка «Библиотека».

8. Отдельная зона для гардероба.

2.

Чтение художественной литературы:

  • Загадки.
  • Е.Утетлеуов «Библиотека».
  • В. Берестов «Как хорошо уметь читать».
  • Б. Житков «Как печатают книги».
  • К. Мусирепов «Моя книга».

3.

Дидактические и подвижные игры:

  • «Подбери атрибуты для игры в библиотеку»,
  • «Доскажи словечко»
  • «Кому что нужно для работы»

4.

Продуктивная деятельность:

  • Оформление витрин, табличек, карточек читателей.
  • Изготовление книжек-малышек.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА АВТОБУСЕ В БИБЛИОТЕКУ»

Цель: Формирование у детей навыков сюжетно-ролевой игры.

№ п/п

Этап

Задачи этапа

Методы

Форма

УМК

Результаты этапа

Индивидуальная работа

Организационный момент

Создание положительного настроя, активизация внимания

Словесный, игровой.

Групповая

Игра «Подари улыбку»

Создания хорошего настроения у присутствующих

Проблемная ситуация

Вызвать интерес к совместной деятельности.

Учить распределять роли

Словесный, игровой, наглядный

Групповая

Беседа «Где мы праздновали День Матери?».

Дидактические игры «Билеты», «Деньги», «Что кому нужно?»

Припоминание экскурсии в библиотеку.

Настрой детей на совместную деятельность.

Подготовка атрибутов для исполнения ролей.

Помощь в подборе и изготовлении атрибутов к играм

Поездка на автобусе к библиотеке – сюжетно-ролевая игра = вход в игровую ситуацию

Учить распределять роли и действовать согласно принятой ситуации.

Обучать детей приёмам творческого развития сюжета.

Активизировать и совершенствовать словарный запас, навыки связной речи, выразительность речи.

Наглядный, словесный, игровой, проблемный, частично- поисковый

Индивидуальная, групповая

«Билеты», аудиозапись «Звуки автобуса», атрибуты для исполнения ролей шофера, кондуктора, пассажиров

Развитие различных анализаторов.

Дети действуют согласно принятой на себя роли.

Совершенствуется

эмоционально-волевая сфера, словарный запас, связная выразительная речь.

Физкультминутка

Нормализация общего мышечного тонуса, создание психологически комфортного состояния

Практический

Групповая

Игра – имитация движений

Психологически комфортное состояние детей, позитивный настрой на игру.

Посещение библиотеки – сюжетно-ролевая игра

Обучать детей приёмам творческого развития сюжета. Активизировать и совершенствовать словарный запас, навыки связной речи, выразительность речи.

Наглядный, словесный, игровой, проблемный, частично-поисковый

Индивидуальная, групповая

Иллюстрации, атрибуты для исполнения ролей библиотекаря, гардеробщика, читателей

Дети действуют согласно принятой на себя роли, выполняя профессиональные трудовые действия работников библиотеки.

Совершенствуется

эмоционально-волевая сфера, словарный запас, связная выразительная речь.

Дыхательная гимнастика

Снятие мышечного напряжения, предупреждение утомляемости. Продолжать развивать навыки правильного дыхания.

Словесный, показ. Упражнение на формирование речевого дыхания.

Групповая

Авторская физкультминутка Светланы Образцовой http://www.maam.ru/detskijsad/kompleks-dyhatelno-fizkulturnyh-uprazhnenii-smelo-idem-polosatoi-dorozhkoi.html 

Снятия мышечного напряжения, позитивный настрой на дальнейшую деятельность. Совершенствуется навык правильного речевого дыхания.

Поездка на автобусе – возвращение домой – сюжетно-ролевая игра = выход из игровой ситуации

Учить распределять роли и действовать согласно принятой ситуации.

Обучать детей приёмам творческого развития сюжета.

Активизировать и совершенствовать словарный запас, навыки связной речи, выразительность речи.

Наглядный, словесный, игровой, проблемный, частично-поисковый

Индивидуальная, групповая

«Билеты», аудиозапись «Звуки автобуса», атрибуты для исполнения ролей шофера, кондуктора, пассажиров

Развитие различных анализаторов.

Дети действуют согласно принятой на себя роли.

Совершенствуется

эмоционально-волевая сфера, словарный запас, связная выразительная речь.

Итоги игры

Оценка деятельности

Беседа

Групповая

Рефлексия.


Ход сюжетно-ролевой игры в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на автобусе в библиотеку»

Воспитатель:

Мы с вами как одна дружная семья. Давайте сядем в круг, возьмемся за руки и передадим друг другу улыбку.

Дети:

Выполняют просьбу педагога.

Воспитатель:

Замечательно. Ребята, я сейчас испытала такую радость и тепло, что даже не могу передать словами. Скажите, а кто-нибудь из вас недавно испытывал такие чувства?

Дети:

Ответы детей – да.

Воспитатель:

А где это было, в какой ситуации? Может, был какой-то праздник или радостный момент?

Дети:

Ответы детей – да, недавно был праздник Мам, который мы праздновали в библиотеке.

Воспитатель*:

Если дети не ответят, то можно загадать загадку:

Если хочешь умным стать

Нужно много книг читать

Что б найти все книги века

Приходи…

Дети*:

Ответы детей …..(в библиотеку)

Воспитатель:

Вы хотели бы сейчас туда отправиться?

Дети:

Ответы детей – да.

Воспитатель:

Она находится в другом конце города и пешком идти далеко, как вы думаете, как еще туда можно добраться?

Дети:

Ответы детей – на машине, на автобусе, на маршрутке

Воспитатель:

А как вы думаете, что я загадала:

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Дети:

Ответы детей – Автобус.

Воспитатель:

Ребята, а автобус – это какой вид транспорта?

Дети:

Ответы детей – пассажирский транспорт потому, что он перевозит пассажиров.

Воспитатель:

Куда еще можно в городе поехать на автобусе?

Дети:

Ответы детей – на автобусе можно поехать в больницу, в спорткомплекс.

Воспитатель:

Ребята, а как называют человека, который управляет автобусом?

Дети:

Ответы детей – шофер, водитель.

Воспитатель:

А кто еще в автобусе помогает водителю? Кто продает билеты пассажирам?

Дети:

Ответы детей – кондуктор.

Воспитатель:

Итак, мы с вами выбрали место, куда хотим отправиться – это библиотека. И определились с транспортом – это автобус.

Ребята, а кто же нас будет встречать в библиотеке?

Дети:

Ответы детей – гардеробщик, библиотекарь.

Воспитатель:

Отлично! Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Путешествие в библиотеку на автобусе», только нам необходимо распределить роли.

Дети:

Ответы детей – да, мы согласны, я буду …

Воспитатель:

Что бы избежать ссор среди воспитанников, роли можно распределить 2 способами:

Вариант 1: Кто может подобрать роль для своего товарища? Нам нужен шофер, который нас повезет в библиотеку, кондуктор, гардеробщик, библиотекарь, работник читального зала, шофер, который нас повезет из библиотеки. Почему ты так думаешь? Спроси сначала, а он согласен.

Дети:

Дети распределяют роли

Воспитатель:

Вариант 2: Чтобы нам быстро распределить роли, вы сейчас мне будете их называть, а я буду записывать на карточках. Потом каждый из вас вытянет карточку, на которой будет обозначена его роль. Согласны?

Дети:

Ответы детей – да. Называние ролей, при необходимости с подсказкой воспитателя.

Воспитатель:

Далее происходит распределение ролей среди детей с обязательной оговоркой, что те, кто пока не исполняет свои роли, например, работники библиотеки и 2-ой водитель, будут пассажирами. А в библиотеке все становятся читателями, кроме работников библиотеки.

Дети:

Воспитатель:

Ребята, прежде, чем мы оправимся в путешествие, подойдите к столу и выберите необходимые атрибуты (вещи) для исполнения ваших ролей.

Дети:

Дети подходят к столу и выбирают атрибуты с обязательным комментированием, почему этот предмет ему нужен.

Воспитатель:

Если кому-то чего не хватает, то давайте сделаем то, что вам нужно. Шоферы, а у вас автобус готов? Может сделаем его из стульев?

Дети:

Дети развешивают таблички. Делают деньги. Делают заготовки формуляров для библиотеки. Остальные – сооружают автобус из стульев.

Воспитатель:

Итак. Все готово. Садись, шофер, за руль, повезешь пассажиров в библиотеку, а вы кондуктор – запускайте и рассаживайте пассажиров, согласно купленным билетам.

Дети:

Покупают билеты, рассаживаются в автобус, выполняя свои роли:

Кондуктор: «Здравствуйте пассажиры, я кондуктор, приобретайте, пожалуйста, билеты за проезд, готовим деньги».

Пассажир: «Здравствуйте, а сколько стоит билет?»

Кондуктор: «Приготовьтесь оплачивать проезд, начинается продажа билетов.

Билет стоит 3 рубля. Нужно отсчитать 3 рубля. Приготовьте деньги за проезд, рассчитайтесь» (обучение ролевому диалогу).

Пассажиры вытаскивают кошельки с «деньгами».

Кондуктор проходит между сиденьями и раздает билеты детям.

Пассажир: «Дайте, пожалуйста, мне билет».

Кондуктор раздает билеты.

Пассажир говорит «спасибо»

Воспитатель:

Все готово?

Дети:

Кондуктор: Билеты проданы, шофер, заводи мотор, поехали.

Воспитатель:

Включается звук движения автобуса. Ребята, пока мы едем, давайте вспомним правила поведения в автобусе: как нужно правильно заходить в автобус?

Дети:

Ответы детей – не толкаясь, не спешить, пропустить вперед женщин с детьми, пожилых людей.

Воспитатель:

Правильно, а выходить из автобуса?

Дети:

Ответы детей – из автобуса надо выходить осторожно, друг за другом, ни кому не мешать и не толкаться, выходить на остановке придерживаться правой стороны.

Воспитатель:

А если всем мест в автобусе не хватает, что нужно делать?

Дети:

Ответы детей – уступать места пожилым людям, женщинам с детьми.

Воспитатель:

Кажется мы останавливаемся. Показывает карточку с остановкой «Парк». Это остановка «Парк».

Дети:

Кондуктор: Пассажиры, будьте внимательны, автобус подъезжает к остановке.

Воспитатель:

Остановка:  «Парк.» Время остановки 5 минут. Ребята, эта наша остановка?

Дети:

Ответы детей – нет.

Воспитатель:

Но мы можем выйти на 5 минут посмотреть, что интересного в парке и зайти опять. Билеты у нас на руках.

Дети:

Выходят из автобуса. Осматриваются.

Воспитатель:

Ребята, представьте, что мы пришли в парке на карусели, давайте все встанем вокруг и покатаемся.

Дети:

Подвижная игра «Карусели» проводится 2 раза – физминутка.

Воспитатель:

А теперь предлагаю опять пройти в автобус, поехали дальше, время прошло

Дети:

Дети проходят и садятся в автобус. Автобус едет дальше.

Воспитатель:

Ребята, пока мы едем, давайте вспомним как нужно правильно вести себя в библиотеке?

Дети:

Ответы детей – войдя, поздороваться, не шуметь, раздеться в гардеробе.

Воспитатель:

Вы помните, кто работает в библиотеке?

Дети:

Ответы детей – библиотекари, гардеробщик, работники читального зала.

Воспитатель:

А зачем людям нужна библиотека?

Дети:

Ответы детей –

Воспитатель:

Ну, вот мы и приехали. Не торопитесь дети, посмотрите впереди дорога. Что нужно сделать?

Дети:

Ответы детей –

Воспитатель:

Чтобы пройти в библиотеку, нам нужно перейти дорогу с соблюдением правил дорожного движения. Повторяйте за мной!

Описание комплекса упражнений «Смело идем полосатой дорожкой!», автор Светлана Образцова. Сначала представлено описание движений и дыхательных упражнений, затем стихотворение, которым сопровождаются движения (жирным шрифтом).

1. Ходьба на месте.

«Светофор»

Светофор всегда на страже.

Пешеходу он укажет

Самый безопасный путь,

2. И. п.: ноги вместе, руки на пояс.

руки к плечам;

руки вверх (вдох)

руки к плечам

руки на пояс (выдох).

(повторяют несколько раз, в конце фразы руки должны оказаться на поясе)

«Зеленый»

Стоит глазом лишь моргнуть.

Глаз зеленый загорелся –

3. И. п.: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.

Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причем все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаются самостоятельно.

Опять шмыгнуть носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжать ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновение расслабляются.

Не следует растопыривать пальцы при пассивном выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох, уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

«Проходи, свободен путь!»

4. И. п.: ноги вместе.

руки на пояс,

руки к плечам,

руки вверх (вдох,

руки к плечам (выдох).

«Желтый»

Желтый – подожди немного,

5. И. п.: Встать прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Выполнять резкие движения рук навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгать» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест; ни в коем случае не менять их (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая). Широко в стороны руки не разводить и не напрягать.

«Повнимательнее будь».

6. И. п.: ноги вместе.

руки вверх (вдох,

руки к плечам,

руки на пояс (выдох,

руки к плечам,

руки вверх (вдох).

«Красный»

Загорелся яркий красный,

7. И. п.: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются. Это тоже очень важно.

На пассивном выдохе вернитесь в и. п.: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел сам.

Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение - выдох уходит самостоятельно через нос или через рот (кому как удобно).

«Это значит, что опасно

На дорогу выходить.

Нужно транспорт пропустить».

8. И. п.: ноги вместе.

руки к плечам

руки на пояс (выдох,

руки к плечам,

руки вверх (вдох,

руки к плечам,

руки на пояс (выдох)

(повторить, чтобы руки оказались на поясе)

«Верный друг»

Знают все давно вокруг,

Что зеленый –

9. Встать прямо, ноги — чуть уже ширины плеч. Слегка наклонить голову вправо (правое ухо при этом наклоняется к правому плечу, сопроводив движение коротким и шумным вдохом через нос.

После этого слегка наклоните голову влево (левое ухо к левому плечу, также сопроводив движение вдохом. Чуть-чуть покачайте головой, словно говоря кому-то укоризненно: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!». Взгляд при этом направлен прямо перед собой. Эти движения напоминают движения «китайского болванчика».

верный друг,

Что в любое время года

Он поможет пешеходу».

Обязательным условием выполнения этого упражнения является то, что вдохи должны осуществляться одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха, и при этом не следует широко открывать рот.

10. И. п.: руки в стороны, ноги врозь. Прыжки:

1) руки вдоль тела, ноги вместе.

2) руки в стороны, ноги врозь.

(чередовать прыжки)

«Просто и без напряженья

Регулирует движенье».

11. Встать прямо, стопы расположены на ширине чуть уже ширины плеч. Сначала повернуть голову вправо, и сделать при этом короткий шумный вдох носом с правой стороны. После этого повернуть голову влево, «шмыгнув» при этом соответственно с левой стороны.

Чередовать: вдох справа — вдох слева. Не следует при этом останавливать голову посередине, а также нельзя напрягать шею и тянуть вдох.

Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно, через рот! «Право и лево»

«Вправо и влево посмотрим сначала,

Чтобы опасность не угрожала».

12. Ходьба на месте. Маршировать на месте активно работая руками и высоко поднимая колени.

«И полосатый друг-переход

Через дорогу нас поведет».

Дети:

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Воспитатель:

А вот и библиотека. Сотрудники библиотеки, пройдите на свои рабочие места.

Дети:

Воспитатель и дети входят  в библиотеку, их встречают гардеробщик и библиотекарь.

Воспитатель:

- В случае затруднений и активизации диалогического и ролевого общения/поведения, воспитатель подключается к диалогу детей.

Дети:

Гардеробщик: здравствуйте дети, раздеваетесь, вешайте ваши вещи на вешалку. Дети раздеваются.

Воспитатель:

-

Дети:

Работник читального зала: Дети, проходите, пожалуйста, сюда это у нас читальный зал. Мы очень рады, что вы к нам приехали. Подойдите к нашим стеллажам, посмотрите, сколько книг стоит на полках. Сейчас я вас с ними познакомлю. На этой полке у нас сказки русские народные. Какие сказки вы знаете?

Ответы детей –

Работник читального зала: Вы можете взять их почитать, посмотреть картинки, вы, наверное, очень любите сказки.

Ответы детей –

Работник читального зала: На этой полке, у нас стихи разных поэтов, и о природе, и о детях, и о животных вы знаете каких – ни будь поэтов?

Ответы детей –

Работник читального зала: На этой полке журналы для девочек. В них написано о моде, о том, как правильно одеваться, как нужно себя вести, а еще  рецепты разных блюд.

А вот на этой полке сказки писателей и поэтов разных стран. Дети, вы знаете зарубежных писателей сказочников?

Ответы детей –

Работник читального зала: Вот тут вы найдете разные научные книги и энциклопедии. Для тех, кто хочет узнать много нового и интересного о растениях и животных, а так же об истории происхождении человека обратите внимание на эту полку.

Вы можете выбрать любую книгу и посмотреть ее в читальном зале. У каждого есть свой формуляр. Это такая книжечка, в которую мы, записываем книги каждому читателю. Выбирайте книгу и подходите к библиотекарю.

Воспитатель:

- Принимает участие в игре – записывается, рассматривает книги и т.д.

Дети:

Дети походят к библиотекарю и регистрируются. Дети подходят к полкам с книгами, выбирают книги, садятся в «читальный зал». Книги они отмечают в читательских карточках.

После этого «читают» книги в читальном зале. Рассматривают иллюстрации, делятся своими впечатлениями, обсуждают. 

После того как дети почитали и посмотрели книги они подходят к библиотекарю и сдают книги, берут другие.

Воспитатель:

Уважаемый библиотекарь. Кажется, время работы вашей библиотеки подходит к концу?

Дети:

Библиотекарь: Ребята, вам понравилось у нас? Мы приглашаем вас, посетить библиотеку еще раз. Кто еще не записался, подойдите, я вас запишу.

Затем прощается с детьми.

Воспитатель:

Ребята, уже подошел автобус, который отвезет нас домой. Нам пора собираться.

Дети:

Дети прощаются с работниками библиотеки, одеваются, проходят в автобус с новым шофером и едут в детский сад. Кондуктор опять продает билеты и рассаживает пассажиров.

Воспитатель:

Дети, вам понравилось в библиотеке?

Дети:

Ответы детей – дети рассказывают, что для него было самым интересным.

Воспитатель:

Ребята, давайте попросим нашего шофера, чтобы он включил громче музыку и мы споем песенку о дружбе, будет веселее ехать.

Дети:

Дети поют «Песню о дружбе».

Воспитатель:

Вот мы и приехали в детский сад, выходите осторожно, кого нужно пропустить вперед?

Дети:

Ответы детей –

Воспитатель:

Вам понравилась наша экскурсия?

Дети:

Ответы детей –

Воспитатель:

Мне тоже понравилась, а что вам больше всего запомнилось?

Дети:

Ответы детей –

Воспитатель:

Я думаю, что своими впечатлениями вы поделитесь, дома с родителями и расскажите им, что нового и интересного узнали.

А вам понравилось исполнять свои роли? Что было трудно, а что – легко?

Дети:

Ответы детей –

Воспитатель:

А куда вы в следующий раз направитесь?

Дети:

Ответы детей –

Патрушева Е.А., Гончарова Н.А.        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Игра-квест «Путешествие в музей подводного мира» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Данный конспект квест-игры предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Путешествуя по подводному миру, дети выполняют различные задания....

Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в страну шипящих звуков»

Данный материал будет интересен учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям коррекционных групп...

Работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Интегрированное занятие «Путешествуя играем» в старшей группе компенсирующей направленности

Интегрированное занятие «Путешествуя играем» в старшей группе компенсирующей направленности(Интеграция образовательных областей)Цель: обобщение и закрепление знаний у детей, по пройде...

Конспект открытого итогового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на весеннюю полянку»

В конце учебного года подводятся итоги коррекционно-развивающей работы. Конспект предлагаемого занятия поможет увидеть результаты проведенной работы с детьми старшей группы компенсирующей направленнос...