Работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Интегрированное занятие «Путешествуя играем» в старшей группе компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Интегрированное занятие «Путешествуя играем» в старшей группе компенсирующей направленности
(Интеграция образовательных областей)
Цель: обобщение и закрепление знаний у детей, по пройденному материалу через организацию различных видов деятельности.
Задачи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №11 ГОРОДА КРОПОТКИН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
Интегрированное занятие
«Путешествуя играем»
в старшей группе компенсирующей направленности
Разработал:
учитель-логопед Пышина А.А.
2022г
Интегрированное занятие «Путешествуя играем» в старшей группе компенсирующей направленности
(Интеграция образовательных областей)
Цель: обобщение и закрепление знаний у детей, по пройденному материалу через организацию различных видов деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-развитие мотивационного компонента речи;
-развитие речевой активности, через упражнения в назывании частей суток, времен года и дней недели;
-расширение индивидуального словаря сразу по нескольким темам, развитие диалогической речи;
-развитие пространственных и пространственно-временных представлений;
-закрепление характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели и частей суток;
-совершенствование умения употреблять обобщающие слова, классифицировать объекты окружающего мира;
-формировать способность повторять и самостоятельно создавать ручные позы и позы, в которых участвует всё тело;
-упражнение в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;
-закрепление навыка образования относительных прилагательных.
-закрепление умения различать геометрические фигуры, закрепление умение ориентироваться на листе бумаги;
Развивающие:
-развивать соматогностические, тактильные, кинестетические процессы.
-уточнять местоположение и название различных частей тела;
-развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач,
-развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;
-закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи;
-развивать межполушарное взаимодействие, совершенствовать ручной праксис.
-побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что видели;
-развивать зрительный гнозис, анализ, синтез, внимание, мышление, произвольность;
-развивать любознательность, расширять кругозор и интерес к игровой форме обучения;
-развивать самостоятельность и творческую активность.
Воспитательные:
-воспитывать любознательность, наблюдательность;
-воспитывать взаимовыручку, самостоятельность;
-воспитывать у детей доброту, отзывчивость, дружеское взаимоотношение друг с другом;
-воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.
Предварительная работа: знакомство с временами года, частями суток, днями недели и их признаками; формирование навыка образования относительных прилагательных; развитие пространственных представлений; развитие навыков обобщения и классификации, построение предложений из 4-5 слов; развитие навыков звукового анализа и синтеза, слогового ритма; мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.
Оборудование: мольберт, магнитная доска, 4 стола, 6 стульев, ноутбук (логоритмика Железновых «У жирафа пятна..») сундук, мягкая игрушка «Хвостатик», мячик, тактилая подушечка, предметные картинки (гвоздь, лодка, линейка, живытные, одежда и т.д); предметные картинки (жираф, слон, котята, зебра), фрагменты карты, три разноцветных конверта с картинка-подсказками, цветные карандаши, листы бумаги, клей.
Форма работы: подгрупповая, индивидуальная, в парах.
Тип занятия – закрепление.
Используемые методы: игровой метод, наглядный, словесный, поощрение. А так же познавательный метод (задачи, смекалки, социальный (формы работы, эмоциональный (атмосфера во время работы, интерес к заданиям, рефлексия (итоги, выводы, беседы по вопросам, контроль во время работы (устный, фронтальный, проверка друг у друга, поощрение).
Этапы занятия:
- Мотивационно-целевой этап
- Ориентировочный этап
3. Поисково-исследовательский этап
4. Практический этап
5. Рефлексивно-оценочный этап
Ход НОД
1. Мотивационно-целевой этап
Учитель-логопед: Ребята, здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Учитель-логопед: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом
Станем рядышком по кругу
Скажем: «Здравствуйте, друг другу»,
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
Упражнение «ЭХО». Цель: развитие речевого ритма, создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
Тот, кто стоит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: "Ва-ся, Ва-ся", а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом все по очереди назовут и прохлопают свое имя.
Учитель-логопед: Присаживайтесь на свои места. (Сюрпризный момент: появление сундука его описание, появление главного героя занятия.)
Учитель-логопед: Ребята, к нам из Волшебной Страны пришел один гость – это Хвостатик. Посмотрите, ему грустно, он спешил в гости к своим друзьям и случайно обронил карту и заблудился, а утром когда я пришла на работу я услышала его плачь, он поведал мне свою печальную историю и я рассказала ему, что в нашем детском саду самые хорошие, умные, послушные, добрые дети и Вы обязательно поможете Хвостатику найти его карту.
(Диалог с детьми, уточнение их мнения, определение дальнейших действий)
Что будем делать, ребята?
Поможем нашему гостю?
Отправляемся в путешествие? (Да)
Тогда в путь!
2. Ориентировочный этап
Учитель-логопед: Волшебная Страна очень большая, в ней много всего загадочного и интересного, если вы будете внимательны, мы сможем маленькому леопарду найти карту.
Из сундука достаются конверты с заданиями, принимается совместное с детьми решение открывать их по очереди и выполнять задания для поиска карты.
3. Поисково-исследовательский этап
Учитель-логопед: Хвостатик, живет в Волшебной Стране, а как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
Столица нашей Родины? (Москва)
Как называется город, в котором мы живем? (г. Кропоткин)
Учитель-логопед: Молодцы, справились с первым заданием.
А сейчас Хвостатик хочет рассказать Вам о своих друзьях.
Хотите узнать о них побольше?(да)
Тогда послушаем внимательно, поиграем и постараемся запомнить, кто же друзья нашего гостья. (музыка Железновых «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде»)
(После выполнения логоритмики происходит диалог с детьми по уточнению названий животных, о которых говорилось в песне)
Учитель-логопед: Молодцы ребята! Кто же друзья Хвостатика? (жираф, слон, котята, зебра).
4. Практический этап. (Выполнение заданий из желтого конверта)
Игра «Части суток» Цель: Закрепление представлений о частях суток, о режимных моментах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Части суток»: (утро, день, вечер, ночь, завтрак, обед, ужин, рано, поздно, вкусно, тепло, холодно, светло, горячо, темно, просыпаться, умываться, кушать, обедать, гулять, засыпать).
«Закончи предложение»
Учитель-логопед: Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
- Сколько частей в сутках?
Дети: 4.
Учитель-логопед: Назовите их.
Дети: утро, день, вечер, ночь.
Учитель-логопед: Скажите, а сейчас какое время суток?
Дети: Утро.
Учитель-логопед: Сколько всего дней недели? Назовите их.
- Какой сегодня день недели? (среда)
- Какой день недели был вчера? (вторник)
- Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)
Игра «В какое время года?»
Цель: Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года.
- В какое время года все купаются и загорают? (Лето).
- В какое время года птички улетают на юг? (Осень).
- В какое время года расцветают подснежники? (Весна).
- В какое время года играют в снежки? (Зимой)
- В какое время года тает снег? (Весной)
- В какое время года с деревьев опадают листья? (Осенью)
Учитель-логопед: А какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Учитель-логопед: Назовите весенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Учитель-логопед: Молодцы!
Учитель-логопед: Вот мы и нашли первый фрагмент от карты!
(Приступают к выполнению заданий из зеленого конверта).
Игра «Скажи одним словом»
Цель: совершенствование умения использовать существительные с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова, пассивный словарь), закрепить названия предметов по изучаемым темам; закрепление навыка классификации объектов.
(обобщение) с тактильной подушечкой.
Учитель-логопед объясняет правила игры.
На магнитной доске расположены предметные картинки:
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).
- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).
- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).
- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).
- Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).
Игра «Из чего сделаны предметы?»
Цель: совершенствование представления об окружающих предметах, о материале, из которого они изготовлены, закрепить навык образования относительных прилагательных.
- Мяч из резины – … резиновый.
- Мяч из пластмассы – … пластмассовый.
- Стакан из стекла – … стеклянный.
- Матрёшка из дерева – … деревянная.
- Утка из резины – … резиновая.
- Игрушка из меха – … меховая.
- Поделка из бумаги – … бумажная.
- Гвоздь из железа – … железный.
Учитель-логопед: Посмотрите, а вот мы и второй фрагмент карты нашли! (эмоциональное подкрепление ситуации)
Динамическая пауза с элементами нейропсихологии.
Цель: профилактика утомления и нарушения осанки, психоэмоциональная разрядка, развитие межполушарного взаимодействия.
Учитель-логопед:
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Отправимся в путешествие в синее-синее море….
(Речевые действия сопровождаются движениями попеременно правой-левой рукой, затем одновременно правой и левой рукой, в конце упражнения добавляются точные движения пальцами)
(Приступают к выполнению заданий из красного(последнего) конверта).
Игра: «Что где находится?»
Цель: совершенствовать ориентировку на плоскости листа, продолжать развивать зрительно-пространственную ориентировку, умение выделять углы на листе бумаги.
Учитель-логопед: Ребята, все геометрические фигуры рассорились и убежали. Поможем им вернуться домой? (Да). Вам необходимо поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут дружными соседями.
- Овал будет жить в центре листа.
- Квадрат – в верхнем левом углу,
- Прямоугольник – в нижнем правом углу,
- Круг – в верхнем правом углу,
- Треугольник – в нижнем левом углу.
Учитель-логопед: Молодцы, справились с заданием.
5. Рефлексивно-оценочный этап
Игра «Соображарий».
Цель: развивать навыки решения задач на сообразительность; развивать активность, самостоятельность; развивать мыслительную деятельность внимание и творческую активность.
Учитель-логопед: Если вы услышите правильный ответ вам нужно хлопнуть в ладоши. Договорились?(да)
- Утром солнышко встаёт…
- Днём светит луна…
- По утрам нужно делать зарядку…
- По утрам нельзя умываться и чистить зубы…
- Лучше всего играть в футбол на проезжей части…
- Плавать на речке можно только со взрослыми…
- Незнакомому человеку дверь не открывать…
- В лесу нужно шуметь и кричать…
- Всегда нужно погладить незнакомую кошку или собаку…
- Лето самоё тёплое время года…
- Мы справились со всеми заданиями…
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями! Вот третий фрагмент карты. Все фрагменты карты мы нашли, теперь Хвостатик будет рад, что Вы помогли ему найти карту, а это значит, что теперь он сможет найти своих друзей. Наш гость хочет вас поблагодарить за помощь и подарить подарки! А ему пора уходить. До свидания, до встречи!
Рефлексия занятия
Учитель-логопед: Ребята, вам понравилось в Волшебной Стране? Что больше всего понравилось? А что для вас было самым трудным? Что было самым простым? Что Вы узнали нового? И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»
Интеграция образовательных областей:· Социально - коммуникативное развитие.· Познавательное развитие.·...
Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».
Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».Тема: «Путешествие в фиолетовый лес»...
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на автобусе в библиотеку»
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролир...
Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности "В лес за грибами"
Тема. «В лес за грибами».Цель. Обогащение словаря, развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей. Формирование эмоциональной отзывчивости на окружающие явления, формир...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Карта в подготовительную группу».
Цель: выявить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года....
«Путешествие в математическое королевство» конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.Закрепить ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между).Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года....